И вера (иман) имеет семьдесят с чем-то ответвлений. Самая высшая степень веры — произнесение слов «ля иляха илля Ллах», а низшая — убрать препятствие с дороги, а стеснительность — одна из ветвей веры».
——————————————————————————————————————
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
Как говорят приверженцы сунны и единой общины (ахлю-с-сунна уа-ль-джама‛а): «Вера (иман) – это слово, произносимое языком, убеждение в сердце и деяние органами. Вера (иман) увеличивается при подчинении Аллаху и уменьшается после совершения грехов».
Вера (иман) – это и слово, произносимое языком, и убеждение в сердце. Человек обязательно должен быть убежден в сердце в том, что произносит языком, иначе его вера будет подобна вере лицемеров, о которых Аллах сказал: «Они произносят своими языками то, чего нет в их сердцах». Сура аль-Фатх, аят 11.
Но слова, произносимого языком, и убеждения в сердце недостаточно! Человек обязательно должен совершать деяния органами. Человек обязательно должен выполнять обязательные предписания религии, сторониться запретных деяний и совершать деяния покорности. Всё это относится к вере. Однако, из всех этих деяний покорности и многочисленных шариатских видов поклонений есть те, которые являются неотъемлемой частью веры [То есть, есть такие виды поклонения, без которых вера не будет действительной], а есть и те, которые являются дополнением веры.
У веры (имана) есть столпы и есть ответвления. Поистине, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил их в двух хадисах. Они будут разобраны далее, если пожелает Аллах.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вера включает в себя более шестидесяти (а в другой версии: семидесяти) ответвлений, а стыдливость — (одно из) ответвлений веры». аль-Бухари, 9; Муслим, 30.
|
«… более шестидесяти…» ― то есть: от шестидесяти трех до шестидесяти девяти ответвлений.
«Самая высшая степень веры — произнесение слов ″ля иляха илля Ллах″…» ― это – глава Ислама и глава веры (имана). Эти слова – первый столп и посредством этих слов человек входит в религию.
«…а низшая — убрать препятствие с дороги…» ― речь идёт о всём том, что доставляет людям неудобства. Например, колючки, камни, мусор, и так далее. То есть, речь идёт о всём том, что доставляет людям неудобства тогда, когда они идут по дороге. Бросать на дорогу то, что мешает людям, запрещено, ибо дорога предназначена для прохожих. Препятствия мешают прохожим и могут подвергать их опасности. Также к оставлению препятствий относится оставление на дороге своей машины. Также к оставлению препятствий на дороге относится та ситуация, когда человек выливает воду из своего дома прямо на эту дорогу. Также к оставлению препятствий на дороге относится бросание на дорогу мусора. Также к оставлению препятствий на дороге относится оставление на дороге камней, деревьев или железа. Также к оставлению препятствий на дороге относится рытье ям на дорогах, по которым ходят люди.
Если мусульманин пришел, чтобы убрать эти препятствия и удалить их с дороги, то это указывает на наличие у него веры (имана).
[Это деяние, несмотря на свою легкость, способствует приобретению человеком великой награды. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я видел человека, наслаждавшегося в Раю (в тени) того дерева, которое он срубил (и убрал) с дороги (поскольку) оно мешало мусульманам». Муслим, 1914.
|
В другой версии этого хадиса, которая приводится у Муслима, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Один человек прошёл мимо ветки, которая лежала на дороге, и сказал (себе): “Клянусь Аллахом, я уберу её, чтобы она не мешала мусульманам”, - и (за это) он был введён в Рай».
В той версии этого хадиса, которую приводят и аль-Бухари и Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): «Один человек, шедший по дороге, увидел (на ней) ветку, покрытую колючками, и убрал её, (за что) Аллах отблагодарил его и простил ему (его грехи)». аль-Бухари, 652; Муслим, 1914].
«…а стеснительность — одна из ветвей веры…» ― стеснительность – это такое нравственное качество, которое Аллах вкладывает в человека. Это нравственное качество побуждает человека совершать то, что его украшает, и препятствует совершению того, что загрязняет и чернит человека. Стеснительность, которая побуждает человека совершать благое и отдаляет его от зла, является похвальным качеством.
Что касается стеснительности, которая препятствует совершению благого, препятствует получению знаний и мешает человеку задавать вопросы о том, что ему непонятно, то это порицаемая стеснительность.
Ответвлений веры (имана) много. Как вы знаете, их более семидесяти. Имам аль-Бейхакы написал большую книгу, в которой разъяснил ветви веры (имана). В настоящее время напечатано краткое изложение этой книги.
|
Говоря о том, что вера – это слово, произнесенное языком, убеждение в сердце и деяния органов, ученые приводят в качестве довода следующий хадис.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вера (иман) включает в себя семьдесят с лишним ответвлений, наивысшим из которых является произнесение слов “Ля иляха илля-Ллах”, а наименьшим – устранение с дороги того, что причиняет вред, и стеснительность также из веры». аль-Бухари, 9; Муслим, 35.
«…наивысшим из которых является произнесение слов “Ля иляха илля-Ллах”…» ― здесь речь идет о слове, произнесенном языком.
«…а наименьшим – устранение с дороги того, что причиняет вред…» ― здесь речь идет о деянии, и это указывает на то, что деяния являются частью веры (имана).
«…и стеснительность также из веры…» ― а здесь речь идёт о том, что находится в сердце. Ведь, место стеснительности в сердце человека.
В этом хадисе доказательство на то, что вера (иман) – это слово, произнесенное языком, убеждение в сердце и деяния органов.
———————————————————
Сказал автор книги, да помилует его Аллах: «Вера имеет шесть столпов: вера в Аллаха, Его ангелов, Его Книги, Его посланников, Последний день и предопределение с его добром и злом».
Разъясняет шейх Салих аль-Фаузан:
1 Разница между столпами (арканами) веры и её ответвлениями (шу‛аб).
Суть в том, что вера (иман) невозможна без столпов, из которых она состоит. Если исчезает один из столпов веры, то исчезает и вся вера целиком. Вера бывает действительной только при наличии всех шести столпов.
Что касается ответвлений веры, то они служат в качестве дополнений. Если какая-то из ветвей веры исчезает, то вместе с ней не исчезает вся вера целиком. Эти ветви веры могут быть либо обязательными, либо желательными.
Если мусульманин оставляет что-либо из обязательных предписаний или совершает нечто греховное, то его вера (иман) не исчезает целиком. Такой человек считается мусульманином с неполноценной верой, или же грешником. Например, человек распивает спиртные напитки, ворует или совершает прелюбодеяние. Он не становится неверующим по причине этих грехов и не выходит за рамки веры (имана), но считается грешником.
То же самое касается того человека, который оставил некоторые обязательные предписания религии. Например, человек оставляет благочестие к родителям или перестает поддерживать родственные связи. Кто оставляет эти обязательные предписания религии, вера того становится неполноценной. Такой человек становится грешником из-за того, что оставляет обязательные предписания религии или совершает запретные поступки. Но в любом случае, он не выходит за рамки веры (имана), а становится верующим с неполноценной верой.
Это – убеждение приверженцев сунны (ахлю-с-сунна уа-ль-джама‛а), которые противоречат убеждениям хариджитов* и му‛тазилитов**, которые обвиняют в неверии за совершение больших грехов.
*[Хариджиты – это люди, вышедшие с оружием против правителя верующих ‘Али ибн Аби Талиба, да будет доволен им Аллах. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал относительно них: «Поистине, среди потомков этого человека (имеется в виду Зуль-Хувейсира) появятся люди, которые станут читать Книгу Аллаха постоянно и легко, но дальше их глоток такое чтение распространяться не будет. Они отступятся от религии, подобно выпущенной из лука стреле, которая пронзает зверя насквозь и вылетает с другой стороны. Поистине, если я доживу до того времени, когда они появятся, то непременно буду убивать их, как убивали самудян!"» Передали аль-Бухари (3610) и Муслим (1064). Каждый человек, вышедший против законного правителя, вокруг которого объединились мусульмане, называется хариджитом].
**[Му’тазилиты – это одна из заблудших групп, убеждения которой противоречат убеждениям приверженцев сунны. Главой этой группы был Уасыль ибн ’Ата, который некоторое время посещал уроки Хасана аль-Басри. Затем он начал говорить, что человек, совершающий большие грехи, не является ни верующим, ни неверующим. Тогда Хасан аль-Басри прогнал его из своих собраний. Позже к Уасылю присоединился ’Амр ибн ’Убейд и они оба отделились от тех, кто учился у Хасана аль-Басри, поэтому их назвали ″му’тазилитами″ (отделившимися)].
Хариджиты обвиняют грешников в неверии и выводят их из религии.
Му‛тазилиты также выводят грешников из религии, но не называют их неверующими. Они говорят: «Грешник находится посередине: он не является ни верующим, ни неверующим».
Таковы их нововведенческие убеждения, которые противоречат доводам и противоречат убеждениям приверженцев сунны. Причина их заблуждения в том, что они допустили упущения в приведении доводов. Они взяли только шариатские доводы, в которых содержатся угрозы, оставив шариатские доводы, в которых содержатся обещания.
Например, Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает». Сура ан-Ниса, аят 48.
В этом аяте содержится обещание (уа‛д), которое указывает на то, что есть надежда на то, что грешник, грехи которого не достигли степени многобожия или неверия, может быть прощен Аллахом.
А в другом аяте сказано: «Кто же ослушается Аллаха и Его Посланника, тому уготован огонь Геенны [Ада], в котором они [неверующие] пребудут вечно». Сура аль-Джинн, аят 23.
Кто возьмёт явный смысл этого аята, тот будет обвинять в неверии за любые виды грехов. Но этот аят следует вернуть к другим словам Всевышнего: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает». Сура ан-Ниса, аят 48.
После совмещения двух аятов, истина станет ясной для этого человека. Он поймет, что грешник не выходит из религии, но ему обещан Огонь. Если Аллах пожелает, Он простит этого грешника, а если пожелает – накажет его.
Таково убеждение приверженцев сунны (ахлю-с-сунна уа-ль-джама‛а). Мы указали тебе на разницу между ветвями (шу‛аб) и столпами (арканами) веры. Если человек оставляет какой-либо из столпов веры (имана), то он становится неверующим. Если человек отрицает единобожие (таухид) и придает Аллаху сотоварищей, то он становится неверующим, так как оставляет первый столп веры.
Если человек отрицает кого-либо из посланников, он становится неверующим, так как оставляет один из столпов веры. Если человек отрицает ангелов, то он становится неверующим и выходит из религии. Если человек отрицает Воскрешение, отрицает Рай или Ад, отрицает мост Сырат, или Весы, или отрицает еще что-нибудь из того, что будет в Последней жизни, то он становится из-за этого неверующим, так как этим самым он отрицает один из столпов веры (имана).
То же самое касается того, кто отрицает предопределение. Например, человек говорит: ″Все происходит случайно! Никакого предопределения от Аллаха не было, дело произошло случайно″. Так говорят крайние му‛тазилиты. Заявляющий подобное также становится неверующим, ибо он отрицает предопределение.
Если же человек оставляет одну из ветвей (шу‛аб) веры, то его вера становится неполноценной.