Религ.ситуация в соврем.обществе.




 

Религиозная ситуация в современном российском обществе

 

По данным всероссийского опроса, проведённого ВЦИОМ в марте 2010 года, население страны причисляет себя к следующим конфессиям:

Православие — 75 %

Ислам — 5 %

Католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм — по 1 %

Другие конфессии — около 1 %

Неверующие — 8 %

Кроме того, 3 % респондентов выс

 

 

Результаты социологических исследований религиозной сферы, проводившиеся российскими учеными в течение последнего десятилетия, и данные социологических опросов 2006­2007­ гг. дают основания полагать, что предложенная Бергером модель довольно точно иллюстрирует современную религиозную ситуацию в России. Ниже будут представлены данные социологических опросов и исследований, отражающие мировоззренческие предпочтения россиян, их социальный портрет и уровень религиозной активности верующих.

 

Итак, какой выбор совершают россияне сегодня? Каковы прогнозы социологов религии относительно духовного развития нашего общества?

 

Данные социологических опросов 2006 и 2007 гг.

 

25­26 августа и 1­2 сентября 2007 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводились инициативные всероссийские опросы. Каждый раз в опросе принимали участие по 1600 респондентов из 153 населенных пунктов 46 областей, краев и республик России. Целью опросов было изучить отношение россиян к религии, оценить ее роль в современном обществе и взаимоотношения церкви и государства [3].

 

Исходя из полученных данных, половина россиян — верующие, 10% которых регулярно посещают церковь и соблюдают все обряды и ритуалы, а 43% в церковь ходят только по праздникам и всех обрядов и ритуалов не соблюдают. Треть респондентов (31%) допускает существование Бога, но мало интересуется церковной жизнью. Убежденные атеисты составляют лишь 6%. 8% опрошенных не задумываются о религии.

 

Самая массовая религия в России — православие (75% опрошенных считают себя ее последователями), 8% составляют мусульмане. К какому­либо другому вероисповеданию себя относят не более 1­2% респондентов.

 

Люди тянутся к религии, прежде всего, потому, что хотят приобщиться к национальной традиции; видят в вере нравственный идеал; хотят найти утешение в горе, жизненных трудностях (по 19­21% опрошенных). Некоторые связывают тягу к религии с верой в сверхъестественное, божественный промысел, или же с модными веяниями (по 9­10% опрошенных). Лишь 3% распондентов объясняют это стремление неграмотностью и отсталостью людей. Каждый десятый не согласен с тем, что люди сегодня особенно тянутся к религии.

 

Для верующих религия — это, прежде всего, вера предков (42%) и следование моральным нормам (32%); для неверующих — в равной мере национальная традиция, часть мировой культуры и истории, нормы морали (по 9­11%).

 

В декабре 2006 г. данные ВЦИОМ показали, что, как правило, чем выше уровень образования опрошенных, тем важнее для них морально­этический и культурный аспекты религии. Для этой группы менее значимы обряды и аспект личного спасения. Лишь 16% респондентов отметили, что религия — это личное спасение, общение с Богом.

 

Примечательно, что большинство опрошенных (74%) не были готовы защищать свою веру с оружием в руках, даже если к этому призовут их духовные лидеры. Оскорбление религиозных святынь — также не повод для применения оружия, полагали две трети опрошенных (69%). Готовы с оружием в руках защищать свою веру от богохульства 16% опрошенных — главным образом, респонденты до 45 лет (17­22%) и в меньшей степени представители более старших поколений (12­13%).

 

Последователи православия считают врагами своей веры, прежде всего, сектантов (26% опрошенных), в меньшей степени — оккультистов, последователей магии, астрологов (9%); представителей нехристианских религий (5%); других ветвей христианства (2%) или атеистов (4%). Четверть опрошенных (24%) никого не называют врагом православия [4].

 

В 2007 г., по данным ВЦИОМ, россияне отказали церкви в роли главного источника нравственных ценностей для подрастающего поколения. По мнению 67% опрошенных, дети и молодежь должны приобщаться к нравственности и морали, прежде всего, в семье, во вторую очередь — в школе (17%). Церковь в качестве источника моральных ценностей называют только 4% [5].

 

В июле 2007 г. Аналитический центр Ю. Левады провел представительный опрос 2011 россиян [6]. 56% ассоциировали себя с православием, 3% — с исламом, менее 1% отнесли себя к протестантам, католикам, иудаистам или другим религиям соответственно. Верующими не считали себя 33% опрошенных. 6% затруднились дать ответ.

 

Реформация.

Реформация (лат. reformatio — исправление, восстановление) — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций[прим. 1]. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже не играли главную роль.

Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.

Комплекс мер, предпринятый католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

 

Причины Реформации

 

Протестантизм

 

Реформация

Доктрины протестантизма

Дореформационные движения

Вальденсы · Гуситы · Катары · Лолларды

Реформистские церкви

Англиканство · Анабаптизм · Кальвинизм · Лютеранство · Цвинглианство

Пост-реформационные движения

Баптизм · Пиетизм · Пуританство · Пятидесятничество · Харизматизм

«Великое пробуждение»

Ривайвелизм · Методизм · Евангелизм · Ученики Христа

Шаблон: Просмотр • Обсуждение • Править

На протяжении всего Средневековья церковь играла значительную роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской: подобно тому, как в светском феодальном обществе выстроились разные категории сеньоров и вассалов — от короля (верховного сеньора) до рыцаря, так и члены клира градуировались по феодальным степеням от папы (верховного первосвященника) до приходского кюре. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы[1]. Узурпируя таким образом готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды, как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Монархи Европы в свою очередь шли на любые затраты, дабы получить от клириков высшую санкцию на своё господство.

Феодальная католическая церковь, бывшая идейной санкцией средневекового общества, могла существовать и процветать до тех пор, пока господствовала её материальная основа — феодальный строй. Но уже в XIV—XV веках сначала в Средней Италии и Фландрии, а с конца XV века и повсюду в Европе началось формирование нового класса, постепенно захватывавшего в свои руки экономику, а затем устремившегося и к политической гегемонии, — класса буржуазии[1]. Новому классу, претендующему на господство, нужна была и новая идеология. Собственно, она не была такой уж и новой: буржуазия не собиралась отказываться от христианства, но ей было нужно вовсе не то христианство, которое обслуживало старый мир; новая религия должна была отличаться от католицизма в первую очередь простотой и дешевизной: меркантильной буржуазии деньги были нужны не для того, чтобы бросать их на ветер, строя величавые соборы и проводя пышные церковные службы, а для того, чтобы, вкладывая их в производство, создавать и приумножать свои разрастающиеся предприятия. И в соответствии с этим становилась не только ненужной, но и просто вредной вся дорогостоящая организация церкви с её папой, кардиналами, епископами, монастырями и церковным землевладением. В тех государствах, где сложилась сильная королевская власть, идущая навстречу национальной буржуазии (например, в Англии или Франции), католическая церковь особыми декретами была ограничена в своих претензиях и этим на время спасена от гибели. В Германии, к примеру, где центральная власть была призрачной и папская курия получила возможность хозяйничать, как в своей вотчине, католическая церковь с её бесконечными поборами и вымогательствами вызывала всеобщую ненависть, а непристойное поведение первосвященников многократно эту ненависть усиливало[1].

Помимо экономического и национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и изменившаяся интеллектуальная среда в Европе. Критический дух эпохи Возрождения позволил по-новому взглянуть на все явления культуры, в том числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени в лице католической церкви.

 

 

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством[38].

Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические[прим. 2]. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

 

Осн.подходы к изучению.

Религиоведение комплексная область человеческих знаний о религии. Вообще существуют два основных подхода к изучению религии: богословский и научнофилософский.Богословский подход рассмотрение религии “изнутри” как встречи и постоянного переживания человеком присутствия Бога в жизни людей и окружающем мире. Это ощущение, считают приверженцы богословского подхода, дается человеку через непосредственное “видение” Бога, исполненное той же внутренней достоверности, что и ощущение человеком собственного “Я”.

Богословский подход обязательно конфессионален, то есть существует богословие православное, буддистское, мусульманское. Вот, например, в православных духовных школах преподаются такие дисциплины, как апологетика, или основное богословие (изучает, что такое православие, из каких истоков оно возникло, каково его ценностное соотношение с другими религиями, как решает оно основные проблемы духовной жизни), сектоведение (наука, изучающая различные новые секты и организации), сравнительное богословие (наука, изучающая различные религии в сравнении их догматики с православной).

Научнофилософский подход изучение религии “извне”, как составной части человеческой культуры в ее связи и взаимодействии с другими компонентами культуры.

Предмет религиоведения с точки зрения науки пути образования религии, функции религии в обществе, особенности религиозных представлений о мире и человеке, специфические черты религиозной этики и морали, исторические формы религии и т. п.

 

 

Считается, что научное знание о религии само по себе является не религиозным и не антирелигиозным, а объективным. На самом деле богословский и научнофилософский подход более близки друг к другу, нежели это может показаться на первый взгляд: философия и наука основаны на вере в разум, а теология нацелена на познание Бога на путях разума. Кроме того, научнофилософский и богословский подходы к религии связаны между собою также исторически: богословие, или теология, является исторически первой формой религиоведения.

Как область гуманитарного знания (а также предмет преподавания) религиоведение возникает вместе с другими гуманитарными дисциплинами во второй половине XIX в. на стыке философии, психологии, социологии, антропологии, этнографии, археологии, языковедения и имеет своей задачей непредубежденное исследование религий мира.

По своей внутренней структуре религиоведение является полидисциплинарным образованием, которое объединяет следующие основные разделы:

• историю религии базовый раздел религиоведения, который занимается изучением возникновения религиозных представлений, основных этапов, закономерностей эволюции религии и основных религиозных явлений в истории человечества;

• философию религии, которая изучает основные религиознофилософские идеи (первопричина существования мира, бессмертие человеческой души, соотношение души и тела) в их историческом развитии, дает толкование религии с помощью философских понятий и символов;

 

• психологию религии, которая исследует психологическое основание и источники религиозного феномена, общественное, групповое, индивидуальное религиозное сознание (религиозный опыт, чувство, расположение духа, традиции, потребности и т. п.) во всем многообразии его проявлений; значение психологического фактора в функционировании религии;

• социологию религии, в которой рассматриваются общественные закономерности возникновения, развития и существования религии в течение всей истории человечества, ее составные компоненты и структура, место, роль и функции религии в обществе, влияние на другие элементы общественной системы, особенности обратного действия конкретного общества на религию;

• географию религии, которая собирает и обобщает информацию о территориальной организации мировых и региональных религий, как в историческом плане, так и в современном виде.

 

 

ІІ. Научные и богословские подходы к изучению религии.

Может ли существовать объективная и беспристрастная наука, а вслед за ней и

учебная дисциплина, изучающая рели­гию? Не спешите говорить «да» или «нет»:

этот вопрос не имеет однозначного ответа.

Среди научных подходов к изучению религии выделяются три:

1. Конфессиональный (церков­ный, вероисповедальный), т.е. религиозный.

Так как ученые, придерживающиеся такого подхода, принадлежат к конкрет­ным

конфессиям (церквям, религиям), то они, выстраивая картину развития религии,

сравнивая и сопоставляя разные ре­лигиозные учения, имеют своей конечной целью

утвердить ис­тинность своей религии, доказать ее превосходство над дру­гими.

Иногда бывает так, что, рассматривая историю религий как исторический процесс,

они вообще не включают в общий обзор сведения о «своей» религии, считая, что

она должна рас­сматриваться отдельно, вне общего течения истории, по осо­бой

методологии. Такой подход можно назвать еще апологе­тическим

(защитительный).

 

2. Атеистический или натуралистический, рассмат­ривающий веру

людей в Бога как ошибку, временное, прехо­дящее, но занимающее определенное

место в истории явление. Для этого подхода более важной является не столько

сама религия, сколько история ее изживания в человеческом созна­нии. Как

правило, исследователи, стоящие на атеистических позициях, уделяют большое

внимание социальной, экономи­ческой, политической стороне религиозной жизни,

тонкости же вероучения их интересуют в гораздо меньшей степени, а иногда даже

отвлекают и раздражают как что-то незначитель­ное и даже смешное.

 

3. Феноменологический (явление, данность) подход, с точки зрения

которого религия описыва­ется и изучается вне связи с проблемой бытия или

небытия Бога. Если религия существует как явление, следовательно, ее можно и

нужно изучать. Большую роль в феноменологичес­ком изучении религий сыграли

историки культуры, археоло­ги, этнографы, искусствоведы, т.е. все

исследователи, сферы интересов которых естественным образом соприкасались с

религиозной жизнью как в древности, так и в настоящее вре­мя. Их может

интересовать историческая роль церкви, кото­рую они считают на каких-то этапах

реакционной, мешающей человеческому прогрессу, либо положительной и

прогрессивной, либо нейтральной к нему.

Все эти подходы имеют свои слабые и сильные стороны, но не следует думать,

что они так уж непримиримы. Ученые историки, этнографы, культурологи,

принадлежащие ко всем трем группам, создали замечательные и очень ценные

труды, которые помогут нам при изучении курса.

Для богословско-теологического подхода религия есть сверхприродное явление,

результат сверхъестественной связи человека с Богом. Это объяснение религии с

позиции верующего человека. С точки зрения теологии понять сущность религии

может только религиозный человек, поскольку он обладает непосредственным

опытом «встречи с Богом».

Конфессиональное религиоведение делится на два направления. Первое делит

религию и общество на две независимые структуры. Второе направление

утверждает, что религия принадлежит обществу, пребывает в обществе.

Концепция религии Александра Меня стоит на том, что религия – это ответ

человека на проявление божественной сущности.

Вопрос о том, как и когда возникла религия, — сложный дискуссионный и

философский вопрос. На него можно дать два взаимоисключающих ответа. С точки

зрения философского подхода выделяют:

1. Религия появилась вместе с человеком. В этом случае человек (что

согласуется с библейской версией) должен был быть создан Богом в результате

акта творения. Религия воз­никла потому, что существуют Бог и человек, который

спосо­бен воспринимать Бога. Сторонники этой точки зрения гово­рят, что если бы

Бога не было, то не возникло бы и понятия о нем в человеческом сознании. Таким

образом, вопрос о воз­никновении религии снимается: она существует

исконно.

2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е. человек сам

создал (придумал) Бога или богов, пытаясь осознать и объяснить окружающий мир.

Поначалу древние люди были атеистами, но вместе с искусством, зачатками на­уки,

языком у них появились элементы религиозного мировоз­зрения. Постепенно они

усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого воззрения стала

теория проис­хождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции

. Эта теория (гипотеза) достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1)

происхождение человека от обе­зьяноподобных (либо иных зоологических) предков

никак не может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных

мест», да и археологические находки останков древнего обезьяночеловека весьма

отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших стоянок человека

совре­менного типа подтверждают, что он уже имел некие (не совсем понятные нам)

религиозные представления, а убедительных аргументов в пользу

существования «дорелигиозного перио­да» в истории человечества так и не

обнаружено.

Не вдаваясь в детальные споры, мы можем констатиро­вать, что вопрос о

происхождении религии остается открытым и вызывает острые мировоззренческие

дискуссии.

Недостаточно ясно, какой была религия древнейшего человека. Согласно, например,

библейскому учению, она долж­на была быть религией единого Бога. Ведь Адам и

Ева никак не могли верить во множество богов! По Библии, Бог пока­рал

человечество за попытку построить Вавилонскую башню «до неба». Он разделил

людей на языки (т. е. отдельные на­роды), которые стали верить в многочисленных

богов. Так вместе с разными языками появились и разные языческие религии. Если

следовать этой логике, то человечество шло от единобожия первочеловека к

многобожию, а затем (с появ­лением ветхозаветной религии, христианства, ислама)

снова к единобожию. Данную точку зрения разделяют не только богословы,

но и весьма серьезные ученые. Они нахо­дят ей подтверждение, анализируя

древнейшие мифы, данные археологии, этнографии и филологии.

Другие археологи и историки (придерживающиеся нату­ралистического взгляда на

мир) утверждают, что первона­чально человек обожествлял силы природы,

предметы, живот­ных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге. Схематично

религиозный путь человека можно выразить так:от примитивных верований к

языческому многобожию (по­литеизму), а затем к единобожию (монотеизму).

Археология и этнография подтверждают наличие у древ­них людей примитивных

верований в сверхъестественные силы. Вера в магические свойства предметов —

камней, кус­ков дерева, амулетов, фигурок и т.п. — получила в науке на­звание

фетишизм. Если люди (племя, род) поклоняются животному и растению как своему

мифическому предку или защитнику, то это веро­вание обычно называют

тотемизмом (слово «тотем» пришло от североамериканских индейцев и буквально

оз­начает «его род»). Вера в существование бесплотных духов и душ, населяющих

мир, называется анимизмом (душа). Древний человек одушевлял, уподобляя себе,

грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Воз­можно, что именно

из этого родилось представление о множе­стве богов.

 

Сущность религии.

Понятие и сущность религии.

 

Религия (от лат religo - связывать, привязывать, заплетать) - это

догматическая обрядовая система, отражающая мировоззренческие позиции

некоторого сообщества людей. Религия означает глубинную природу человека и

является формой его самоутверждения, т.е. результатом и причиной работы

человека над собой, его самоограничения от всего, мешающего существованию

его "Я"

Можно выделить три типа самоутверждения:

1. Языческий, опирающийся на связь с природой; человек воспринимает

себя как часть мира; все явления и предметы мира, а также сам человек

обладают душой, т.е. неощущаемой человеком частью, которая может покидать

материальную оболочку, менять ее, но всегда стремиться проявиться в ней.

2. Религиозный, опирающийся на связь со сверхъестественными силами и

этические требования; духи и души представляются уже как более

самостоятельные и менее зависимые от материальной формы субстанции; человек

и мир духов взаимовыгодны друг другу и зависимы друг от друга; духовные

субстанции рассматриваются как совокупность, самостоятельный мир,

организованный по своим законам; этот мир способен оказывать воздействие на

мир людей; мир людей способен оказывать воздействие на мир богов; возникают

посредники между этими мирами (герои, полубоги, ангелы).

3. Светский опирающийся на художественной восприятие или научное

познание сил природы и гуманистические нормы жизни в обществе. Духовное

начинает рассматриваться как неотъемлемая часть материального, земного,

человеческого мира. Человек видится единственным существом, способным

воспринимать духовное и оказывать воздействие на его сущность и форму

проявления.

Главным признаком религии является вера в сверхъестественные силы и

существа, а также поклонение им. Если вера есть признак религии, то не

всякая вера религиозна. Вера-это признание какой-либо информации

достоверной без всякой ее перепроверки и сомнения в ее истинности. Вера

может быть религиозной и светской. Человек верит, светски принимая

информацию по своей воле иногда сомневаясь или критикуя ее. Религиозная же

вера не разрешает сомневаться и критиковать. Святыни веры религиозной

являются оберегаемыми. Неверие или сомнение в данном случае рассматривается

как тяжкий грех. В.С Соловьев писал: "Вера означает признание чего-либо

истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических

и формально-логических доказательств".

Религиозную веру следует отличать от суеверий-предрассудков и

заблуждений, зародившихся еще в язычестве, но возникающих и развивающихся и

в современности.

Религиозная вера отличается от светской еще и тем, что непременно

связана с культом и поклонением, почитанием божеств при помощи конкретно

устанавливаемых действ-ритуалов.

Религия как культурный феномен обладает рядом признаков, отличающих ее

от псевдорелигий:

1. Верования или вероучения - устные или письменные сказания,

предания, мифы и легенды о божественных силах и существах. Различают

верования многобожеские и единобожеские. Идея Бога составляет ядро

верования. Верования систематизируются и осмысливаются в богословских

трудах и по каналам проповеди, общения, обучения и воспитания проникают в

обыденное сознание приверженцев религии.

2. Своеобразное поведение и взаимоотношения между верующими. Важно

отметить, что поведение верующих во многом обусловлено и светской жизнью.

Степень влияния мирского поведения зависит не только от специфики веры, но

и от степени и глубины самой веры. Поведение верующего конфессионально,

т.е. отражает те или иные особенности веры. Иногда религиозные требования

доходят до полной изоляции от иноверцев и атеистов.

3. Наличие культа. Культ - это разнообразные, освященные канонами

специфические формы поклонения Богу и другим религиозным святыням:

церемонии, молебны, обряды, ритуалы и т.д. Культовые ритуалы выполняют для

верующих функцию субъективной связи с Богом. Культ символичен и сакрален.

Культ требует точного исполнения. Культ-это система религиозной практики,

основанная на почитании, поклонении и возвеличивании какой-либо идеи,

концепции, личности, вещи и т.д. Культ может носить и светский характер

(культ денег, культ, питания, культ личности, культ разума и т.д.);

4. Функционирование религиозных организаций. Религия -

институтализированное образование, представленное Церковью. Церковь -

культовое объединение единоверцев, управляемое особыми установлениями и

разделенное на духовенство и мирян. Церкви как правило являются официально

признаваемыми, а иногда государственными учреждениями. Исторически церковь

выросла из института жречества. Церковь построена по иерархическому

признаку соподчинения, при котором низшие чины должны подчиняться высшим.

Главенство принадлежит наивысшему иерарху (папа, патриарх, далай-лама (в

ламаизме-течении буддизма)). Исключением является мусульманское

духовенство, в котором нет организационных структур. Большое значение в

любой Церкви играет монашество. Монахи - наиболее ревностные приверженцы

религии, отрекшиеся от светского мира и придерживающиеся особо строгих

аскетических правил. Они служат эталоном для мирян и обычно объединяются в

общины - монастыри, являющиеся центрами церковной жизни. Церковь - это

сложный отрегулированный механизм, система, обладающая определенной

материальной базой и четким уставом. Но это не является обязательной нормой

для всех религий

5. Религия наделена особым предназначением в культуре. По выражению А.

Тойнби религия выступала "куколкой" зарождающихся цивилизаций, во многом

определяя тип нарождающейся культуры. Религия несет в себе особое духовно-

эмоциональное состояние, дополняющее научную, познавательную деятельность

человека. Религия отзывается на вечную потребность человека в бессмертии,

возмещая неустроенность земного бытия для человека. Религия регулирует

отношения между людьми, объединяя их в устойчивые общности. Наконец,

религия канонизирует многие ценности культуры.

Исследователями установлено, что определенные черты присущи всем

религиям:

1. Отношение к сакральному, священному, святому или святости. В

монотеистических религиях она отождествляется с Богом, в политеистических

религиях с пантеоном богов, в других религиях-с миром духов или с

моральными ценностями, с техническими ценностями и т.д.

2. Теизм-специфика мировоззрения, при котором образуется особое

понимание мира как личности, создавшей и преобразующей мир, но в то же

время существующее над этим миром, как непроявляющаяся или частично

проявляющаяся для человека сущность.

3. Фидеизм (от лат. Fides - вера) - комплекс проявления

сверхъестественного в естественном.

4. Стремление к иерархии во всем, что связано с религиозностью

человека: от социальных отношений до предметов культа и культуры. Например,

каждая религия прошла особую стадию, связанную с появлением культового

языка: ведийский и санскрит - у индусов, вэньян - у китайцев, японцев и

корейцев, авестийский - у зороастрийцев, арабский - у мусульман, латынь и

старославянский - у христиан и т.д

Для того, что бы исследовать ту или иную религиозную систему можно

использовать множество подходов: описывать обряды и ритуалы, рассматривать

основы культа, систематизировать стилистику письменных или устных священных

текстов, молитвы, изучать художественную часть религии (танцы, архитектуру,

изобразительные виды), сопоставлять праздники или мифологические сюжеты и

т.д. Однако, в изучении той или иной религиозной системы важнее всего

понять собственно почему человек совершает то или иное поклонение, то есть

понять культурные предпосылки данной вероучительной доктрины.

Именно вероучение выступает определяющим фактором любой религии так

как:

1. Вероучение первично по отношению к культу. Культ может изменяться,

но вероучение остается неизменной. Человек остается верующим даже если его

лишают возможности отправлять культ. Кроме того, часто неверующие люди

участвуют в отправлении культовых обрядов. Существуют религии, в которых

культ отсутствует вообще.

2. Вероучение независимо от авторитетного текста. Несколько религий

могут пользоваться одним и тем же священным текстом. Вероучение может

существовать в рамках сообщества вообще не знающего письменности.

3. Вероучение независимо от психологических особенностей его

последователей. Люди одного психического склада могут исповедовать разные

религии, а люди разных психических складов придерживаться одной веры.

4. Вероучение первично по отношению к общине своих последователей.

Община может изменяться, разрушаться и даже исчезнуть вообще, но доктрины

веры могут сохраниться в письменных источниках или в форме устной традиции.

 

5. Любое поклонение должно иметь смысл, отсутствие которого является

признаком отсутствия самого поклонения. Представление о смысле лежит в

сфере духа, но необязательно в сфере сознания. Скорее смыслополагание

принадлежит области бессознательного. Можно жить со смыслом, быть верующим,

но не осознавать этого предмета своей веры. Вера есть понятие рефлексивное,

т.е. связано с фактом осознанности.

Проблемным остается вопрос о представлении самой сущности и

первоосновы возникновения религии в человеческом бытии. Существует

несколько моделей, отражающих эти представления:

1. Иррациональная модель. Религия дается человеку свыше и существует

за пределами его рациональности (дельфийский пророк дышал наркотическими

испарениями из расщелины в скале, а в Древней Греции человек получал

катарсисческое воздействие при восприятии театрального действия, в более

поздних религиях-"жизнь нас в Боге и Бога в нас" (П.Флоренский) и т.д.)). В

данной концепции религия рассматривается как "переживание святого"

(Р.Отто). Святое - нечто иное по отношению к человеку, способное вызывать

неизъяснимый трепет и восторг, одновременно пугающее и притягательное,

непознаваемое для человека.

2. Религия как аллегорическое знание. Впервые, таким образом, религия

была истолкована Теагеном Регийскис (6 в. до н.э.). В данном случае религия

понимается как некий особый способ познания, позволяющий увидеть то, что

недоступно увидеть обыденному познанию. Эта предпосылка позволяет

рассматривать религию как форму научного знания или предшественницу науки.

Однако, в конечном смысле религия не является средством познания, т.к.

ничего не познает, а дает уже готовое знание, спецификой которого является

преобладание в нем нравственного аспекта.

3. Религия как преклонение. Впервые в данном виде она была истолкована

Эвгемером из Мессены (4 в. до н.э.) в книге "Священная запись", который

считал, что люди обожествляли реальных личностей, поражавших их своим

величием. Данное направление положило начало отождествлению религии и

культа, распространенному и в наше время. Согласно ему религией надо

считать и поклонение фанатов своим кумирам.

4. Религия как общественный институт. Ведет начало от афинского тирана

Крития (ум. 403 г. до н.э.). В данном случае религия рассматривается как

форма управления народом властью. Данная теория в дальнейшем переросла в

"теорию обмана" на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: