От сродников праведная душа связася, продася в работу сладкий, во образ Господень: ты же вся, душе, продалася еси злыми твоими.




Ну и вспоминается история Иосифа, когда он от братьев своих был продан в рабство. А здесь говорится, что от сродников была продана душа в работу сладости. То есть мы проданы в работу сладости: любой страстный плотской помысел содержит в себе сласть, то, что нас пленяет. Именно это сластолюбие, любовь к каким-то тем сладостям, которые внушает нам помысел, и приводит нас в рабство. Кто в этом виноват? Мы сами виноваты. То есть тут образ берется: как там родственники продали Иосифа в рабство, так, по сути дела, я сам свою родную душу продаю в рабство.

Апостол Павел в 6-й главе Послания к Римлянам, которая читается во время крещения, говорит, что как мы были порабощены грехом, работали греху, так ныне должны стать рабами праведности. А для того чтобы стать рабами праведности, надо, чтобы душа возненавидела сластолюбие. Но в результате мы падаем. То есть вот нам пришел какой-нибудь помысел, не важно какой; ну, иди посмотри по телевизору, что там показывают; нам приятно, мы ожидаем от этого просмотра какие-то приятные ощущения, у каждого они свои. Почему мы идем это смотреть? Кто в этом виноват? Мы.

К нам пришла соседка и начинает говорить: у нас президент плохой, налоговая плохая, пенсионный плохой, в магазинах плохие люди, потому что цены растут, в магазинах плохие поставщики, потому что продукты никуда не годные, ЖКХ ужасное, в городе жить невозможно, потому что экология плохая, в селе жить невозможно, потому что там работы нет, и вообще в этой стране, да и в этом мире жить невозможно. Мы ее слушаем. Слушаем, слушаем… И что дальше происходит? Мы начинаем осуждать. Почему? Потому что нам приятно. Вот это важно. Не потому, что она нас совратила, соблазнила, увлекла, еще что-то, а потому, что нам приятно. А стало быть, мы, придя на исповедь, что говорим? «Я осудил». Потому что очень хотел этого. Потому и осудил. А мы начинаем как исповедь? «Батюшка, тут ко мне соседка пришла… Вот же кто ее принес? Ведь я же, по сути-то своей, батюшка, великая праведница. Если бы ко мне всякие соблазнительницы не ходили, я бы давно уже в ангельском чине была. Но они ходят и ходят». А чего она пришла-то? Ее Бог привел. Для чего? Чтобы мои грехи открыть. Чтобы я понял. Потому что я сижу, сижу и начинаю думать: так я ничего вроде; в зеркало посмотрел – постнический вид у меня образуется, похудел, молитвы сегодня прочитал, целых двадцать пять минут молился, на две минуты больше, чем вчера; понимаю, что вот еще немного – и буду свое Дивеево строить. Вот я уже внутренне готов, созрел, а тут соседка, которая показывает: какое тебе Дивеево, какие молитвы? Ты весь в грехах, потому что ты любишь осуждать.

Это принципиальная установка, которая очень важна для исповеди: не обвинять других мы приходим на исповедь, не оправдывать себя. Мы должны прийти и сказать: я очень люблю осуждать, поэтому вот сегодня осудил. Что касается осуждения, просто все на это падки.

А можно, скажем, взять более экзотические грехи (условно говоря – экзотические). Позвали друзья некоего человека (назовем его, например, Сигизмунд): ну что, пойдем выпьем. Он говорит: «Я не хочу». – «Как не хочу?» – «Не хочу. Так плохо, что ли?» И вот сколько ему ни говори, он не будет пить. Почему? А не хочет он, нет ему сладости в этом, никакого, извините за выражение, кайфа он от этого не испытывает. Это противно по запаху, по виду – вообще противно. Он не нуждается в том, чтобы веселиться. То есть в соблазне алкоголя у него нет никакой сладости, это его не соблазняет. Потому что сладости в этом он не чувствует. Но если ему предложить, например, мясо? – «Мясо я поем». С великой радостью, особенно если вкусно приготовлено, почему бы не поесть? А, я забыл, что сегодня пост. Но я же с друзьями. И путешествующий – между прочим, практически с другого района города приехал сюда. И в гостях опять-таки. А сказано, чтобы никто не знал о моем посте. Поэтому я со спокойной совестью сейчас мясо наверну. А потом человек приходит на исповедь и говорит: «Батюшка, вот такая ситуация сложилась, что мне пришлось пост нарушить, но я это ради друзей». – «А чего ты каешься? Если ради друзей, то нет никакого греха. Ты хороший, все нормально, ты друзьям любовь оказал». А что ты каешься тогда? Потому что тебя совесть мучит, но ты пытаешься оправдаться. Не оправдывайся.

А на самом деле-то все просто: в мясе для тебя есть сладость, оно тебя прельщает, в алкоголе – нет. Ты падаешь на одно и не падаешь на другое, потому что оно тебя не цепляет, сладости в этом нет. Но если ты падаешь, виноват ты. Не друзья, которые тебя пригласили, а ты сам. И так устроен механизм падения человека. То есть когда он падает, он падает не потому, что кто-то пришел и соблазнил его: женщина в короткой юбке или мужчина в белом галстуке. Или новая машина соседа. Нет, виновата твоя сласть, то, что ты считаешь сладким. Есть люди, например, которые машины от забора не отличают. Что машина, что забор – они одного цвета. Поэтому им не хочется машину. «А зачем? Я хожу пешком и не заморачиваюсь». Никакие машины не прельщают – ни за сто миллионов, ни за один миллион. Его душа чиста от этой страсти. Да, чиста. А другой человек, скажем, который постоянно об этом думает, он смотрит журналы, ищет, все сравнит и решит, покупать или не покупать, продешевил или не продешевил, и так далее.

Сама сласть, с которой он рассматривает соседскую машину, показывает, что у него есть страсть. И нисколько сосед не виноват. Если он пойдет завтра и возьмет кредит, чтобы купить новую машину, в этом виноват будет только он. Но он придет через год на исповедь и скажет: «Батюшка, бес меня попутал, опять кредит взял. Уже и зарекался, что кредиты брать не буду, но тут вот, понимаете, какое искушение вышло: моя машина-то старенькая стала, я на ней уже полгода езжу и понимаю, что ресурс уже весь отработанный, поэтому, думаю, надо новую купить, и тут как раз звонят – говорят, кредит возьми. Ну, я и взял сдуру-то. А вообще, батюшка, я не виноват, я к машинам вообще равнодушен, мне без разницы – какая». Никогда не слышали таких речей? Так может быть с чем угодно. С домиком в деревне, с квартирой, с машиной, с женой, с едой, с чем угодно. Мы идем Великим постом и начинаем смотреть… Смотрим вывеску – постный торт, изучаем – постный или не постный. Еще консультанта позовем: Е-24 – это постная добавка или не постная? Постная. Ну ладно, возьму. И совесть спокойна, даже на исповеди не скажем, а может, скажем. А в сущности, дело не в том, из чего торт состоит. А в чем? Нам сладкого хочется. Вот и все.

И вот поймите главнейшую мысль, которую до нас хотят донести святые отцы: все, что с нами происходит в течение дня, поста, года, жизни, – это всего лишь милость Божья, промысл Божий, который помогает нам вытащить, понять, осознать собственный грех, собственную испорченность, собственную страсть. Все эти люди, которые приходят и доводят нас до колики, гнева, осуждения, раздражения, до сластолюбия, похоти, падения, до алкоголя, – это люди, которые посылаются нам Богом, для того чтобы вытащить как бы, раскрыть потаенность нашего сердца. Мы бы иначе это не увидели. Если бы мы жили все в одиночестве, мы бы считали себя такими хорошими, такими святыми! Мы бы мысленно уже монастыри вокруг себя построили. Только в этот монастырь никто бы не пришел, кроме нас самих, потому что никто бы нас не выдержал, никто бы с нами жить не стал. И была бы у нас вся страна в одних монастырях, но только для одного человека – для меня самого. «Вот я могу в этом монастыре жить, я такой хороший, а остальные меня просто не понимают. Святость – она обжигает, понятно же. Тяжело со святым человеком жить, все знают. Поэтому со мной никто не может ужиться. Но это неизбежно – таков удел высоких душ, быть всегда в одиночестве».

На самом деле смотрите внимательно. Когда в пост произошла ситуация, что вы раздражились или разгневались, первый помысел вам говорит: ну что ты меня в искушение ввела, не надо было туда ходить, и не было бы этого искушения. Да какая разница? Это было внутри вашего сердца. Если бы этого не было внутри вашего сердца, вы бы никогда так не сделали. Как говорит Священное Писание, каждый человек из сокровища сердца своего выносит либо плохое, либо хорошее. То есть то, что мы вынесли, то там и есть. Если мы наорали, значит, этот гнев на сердце висит. Если раздражение, то оно там висит. Впал во флирт по поводу Восьмого марта или на каком-то мероприятии, так это не потому, что она неприглядно была одета, а потому, что у меня это в сердце есть. И Бог помог это вытащить и осознать. Поэтому, приходя на исповедь, я должен начинать: «Я, Господи, грешен, я развратен. Эта развратность в том, что вот случился маленький повод – и я начал флиртовать»; «Я люблю сладкое. Только чуть-чуть попостился – меня уже на сладкое тянет»; «Я люблю себя, потому что только человек сказал что-то против моего мнения, я сразу на него раздражился». Вот когда исповедь будет такой, тогда и слезы будут такие, какие требуются. И сокрушение будет великое. Мы постоянно прячемся за самооправдание, и поэтому с нами ничего не происходит.

 

Часть 9

 

Вторник, третья песнь, четвертый тропарь: Хама онаго, душе, отцеубийца подражавши, срама не покрыла еси искренняго, вспять зря возвратившися. То есть ты, душа, подражала Хаму, отцеубийце, потому что стыда ближнего твоего не покрывала, обращаясь вспять. То есть это как? Сыновья Ноя вошли спиной, чтобы не видеть наготы отца своего, а ты никогда не покрывала срама, стыда ближнего своего. То есть поступала как? Как Хам. Все просто и понятно. То есть если мы не скрываем срамоты, греха, падения ближнего своего, то мы поступаем как Хам. Что с Хамом произошло, мы уже, наверное, знаем. А кто-нибудь так думает? О своем поступке кто-нибудь так думает? «Слышали, что на приходе-то батюшка учинил? Ой, грех-то какой! Да все знают, ты одна только не знаешь». Ну и рассказывают какой-нибудь грех. Или: «Эта регентша-то у нас – слышала? Вместо “Господи, воззвах…” хвалитные стихиры запела, да еще и не на тот глас. Безобразие! И чему учат на регентских курсах?!» Мы всегда вот так, на автомате. «А слышали, что соседка творит? Со своим разругалась и выгнала его, вчера на улице сидел на скамейке; говорит: не пускает меня моя благоверная».

Это все что? Хамство. И мы не скрываем, что нам наслаждение доставляет рассказывать о том, что творят наши близкие. Мы просто наслаждаемся триумфом, вся душа наша поет: «Господи, алиллуйя, я не такой. Ну слава Богу! Ну как же тут не прославить Создателя, что я не такой!» Но если бы у нас то же самое произошло, мы бы поостереглись про кого-нибудь что-нибудь говорить. Никому не нравится, когда про наши какие-то немощи кто-то кому-то расскажет. Мы не хотим, чтобы это было, а про других с радостью рассказываем. И это грех, но мы его даже грехом не считаем. Мы даже говорим: «Вот я хочу сказать тебе, не в осуждение, но в рассуждение: я считаю, что так, как делает наш батюшка, это нехорошо. Ты знаешь, что он сделал? К нему пришел пьяница (например) – и он ему деньги дал. Зачем, спрашивается? Вообще ни к чему. Нет, я не осуждаю, но просто хочу понять». Но тем не менее я рассказал, что делает другой человек.

А Исаак Сирин пишет: если увидел павшего, покрой его одеждой своей. Не труби о нем: «Ура! Здесь павший. Бегите сюда все смотреть, как лежит человек». Это у нас сейчас модно так по всем этим шоу. А надо покрыть, чтобы никто не заметил. Знаете историю из Древнего патерика? Про бочку. То есть игумен покрыл своего монаха, который привел в келью блудницу; спрятал ее, скрыл. Игумен! Который должен за порядком следить! Потому что это и есть покрыть немощи друг друга, спрятать, своей спиной заслонить, чтобы никто не увидел. А мы и не про чужих, мы и про своих так делаем. Скажи кому – это же с ума сойти: муж про жену, жена про мужа, оба про детей, а еще, избави Бог, про родителей. Это же кошмар, это все непрекращающееся хамство. А мы даже за грех это не считаем и на исповеди об этом не говорим.

Следующий тропарь: Запаления, якоже Лот, бегай, душе моя, греха: бегай Содомы и Гоморры, бегай пламене всякаго безсловеснаго желания. Вроде все тоже понятно. То есть, как Лот, бегай огня. Как Лот убежал от огня, из горящих Содома и Гоморры, так и нам надо бегать от греха, бегать всякого бессловесного пожелания. «Безсловесный» на славянском – это всегда «скотский», «животный». То есть «бегай всякого скотского пожелания». Конечно, когда мы слышим подобные вещи, мы вроде и не улыбаемся (хотя почему бы не улыбнуться: ну очевидно же, что мы не такие). Какая там Содом и Гоморра? Мы вполне благочестивые люди! Сроду у меня не было никаких подобных желаний, какие уж там «безсловесные»? Ничего подобного не было.

А что получается? Представим на какое-то время идеальную ситуацию: у всех людей, стоящих в храме, никогда не было подобных «безсловесных» желаний. Он никогда не соблазнялся вот этими содомскими отношениями, тем более не уподоблялся каким-то там скотам. Даже в мыслях не было никогда – и так у всех людей, стоящих в храме. Стало быть, что мы должны сделать? «Это у Андрея Критского были проблемы. Понятно, жил в пустыне, одичал. К нам это не имеет отношения, мы порядочные люди и не испорченные всеми этими восточными вещами». Зачем этот тропарь? Выключим его. И сокрушаться и плакать по этому поводу не будем. Что будет? Да, через лет этак через пятнадцать или двадцать у трети людей в храме эти мысли появятся. А если не спохватиться, не вспомнить этот тропарь, то через пятьдесят лет это появится уже не в виде помыслов. И люди будут думать: «А что здесь такого? Какая разница, кого любить? Ведь главное что? Любовь. А какая разница, кого я люблю? Не имеет никакого значения, всё пустяки. Образ предпочтения: тебе нравятся блондинки и брюнетки, а мне блондины и брюнеты». Вот беда-то. И всё.

Это мы сейчас улыбаемся. А в Европе уже не поулыбаешься. Мне страшно: я прочитал на этой неделе о процессе в Великобритании. Женщина, русская по национальности (она работает уже почти двадцать лет в системе английского образования, в школе), одной девочке на уроке сказала: ты не переживай, родная, за свои предпочтения (не буду говорить – какие; понятно), потому что Бог все равно тебя любит. И на том основании, что она упомянула имя Божье в этом учреждении, ее уволили.

И вот я размышлял об этой ситуации… В принципе, в системе государственного западноевропейского образования возникает такая ситуация… хотя нет, не возникает, она создается искусственно: все люди, которые могут остановить процесс гендерной революции, из школ выдавливаются, чтобы они даже словом, мыслью, каким-то внутренним авторитетом не смогли остановить развращение детей. И это целенаправленно государством проводится. И когда я все это увидел, каждая жилочка в моем существе содрогнулась. Понимаете? Беззащитность детей! Никто не может это остановить. Их сознательно развращают с детских лет, внедряя в их сознание определенные гендерные стереотипы, и никто не может этому помешать. Никто не может остановить этот процесс. Ребенок сам тоже не может. В нежном, начальном возрасте надо этот процесс запустить, чтобы ребенок принял это как норму, а потом с ним уже ничего не сделаешь. Невозможно. Он уже воспитан таким образом. Ни родители, ни положительные люди, ни хорошие учителя – никто не сможет повлиять на ребенка. Их выдавливают из этой сферы. И вот представьте, что это делают с вашими детьми. Тогда, когда они говорят: мама, а что это, а почему так? А им говорят: а вот так; это хорошо, а это плохо. И твердят им это на протяжении многих лет. По сути дела, это нацистская система воспитания, когда эта ложная модель поведения внедряется с детских лет – и потом ничего не сделаешь. Это и получается Содом и Гоморра.

А начиналось вот с таких невинных пустяков. Что мы будем тропарь какой-то читать? Нет у нас ничего такого, нормальные мы люди. А на самом деле есть то, что и древние знали: вот этот Содом (пусть вам не покажется странным) сидит в душе каждого человека. У каждого, я подчеркиваю, – от самых святых до самых грешников. Он там сидит. Если Бог отымет Свой покров, все станут извращенцами, не уцелеет ни один. Это Божий покров покрывает, но если человек оскотинится (помните – «безсловесное» желание?), то все мы станем вести себя как скоты. Что делает обезбоженный человек? Вы ясно видите, как в Ветхом Завете говорится: не делайте как народы. Как народы поступали, мы знаем. Но кому интересно, могут посмотреть, как жили народы, окружающие Израиль в то время, и что там творилось, во что превратилась Греция, во что превратился Рим в конце концов. Обезбоженные люди всегда скатываются к этому. Это первый признак обезбоженности. Бог оставил этих людей. В Послании к Римлянам апостолом Павлом так и говорится. Поскольку они не почтили Бога, Бог оставил их на собственные похоти. А собственные похоти всегда приводят человека к тому, что он становится таким, скажем, извращенцем. Поэтому надо помнить о том, что в нашей собственной обезбоженности мы всего лишь, скажем так, скоты. Мы созданы вместе со скотами, но мы отмечены тем, что в нас вдохнули дыхание жизни, мы духовные существа.

И когда мы забываем о том, что мы духовные, когда мы сознательно отрекаемся от своей духовной природы, когда мы отрекаемся от того, что велит нам Бог, мы превращаемся в Содом и Гоморру. Все без исключения. Хоть все человечество. Когда мы скажем Богу «нет». Это как мясо, которое портится все одинаково, хоть свинина, хоть говядина, хоть баранина (когда оно свежее, оно отличается на вкус, а портится одинаково). Так вот, если из нас всех благодать Божию убрать, мы все превратимся в банальные Содом и Гоморру. Все без исключения. Ведь там город был, и не маленький; и все были одинаковы. И так же, когда Бог отымет Свой покров от мира, все станут как один огромный Содом и Гоморра. По естеству своему бессловесному. Потому что отречемся от своего первообраза. Поэтому когда вы читаете это, не улыбайтесь про себя. На самом деле внутри каждого из нас живет настоящий ад, и только милость Божия его покрывает. Поэтому, сознавая, во что мы можем превратиться без Бога, надо изо всех сил возгореться, устремиться, как Лот, вверх, вперед, к Богу. Горе имеем сердца – только так можно спастись и выкарабкаться.

Четвертая песнь вторника, первый абзац: Бди, о душе моя, изрядствуй, якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец. Здесь вспоминается история патриарха Иакова, когда он уединился для молитвы и боролся в темноте, сказано, с некто. По мысли Священного Писания и по толкованию Андрея Критского, Иаков в этот момент встретился с Богом, увидел Бога. И нам говорится о том, что если мы будем уподобляться Иакову, то сможем так же, как и он, узреть Бога. А что же сделал Иаков? Вот тут есть слово «изрядствуй». То есть делай нечто из ряда вон выходящее. Попросту говоря, неформально. «Изрядствуй» – хорошее слово. Вот есть «ряд», «договор» («Что ты со мной надумал рядиться?» То есть договариваться). «Ряд» – это некие условия. А «изрядно» – это именно когда не по договору, не-формально. То есть мы должны относиться к тому, что мы делаем, к нашей жизни во Христе, неформально.

Как недавно прочитал у Паисия Святогорца... На вопрос, как становятся такими, как он, он говорит: «А мне кажется, у человека должна быть некая сумасшедшинка, нечто изрядное, когда он готов к неформальному отношению с Богом». Нечто надо делать изрядное. Не так, как надо, а нечто изрядное. Положено поститься так – а я буду поститься жестче. Не потому, что я такой великий, а потому, что я хочу, чтобы Бог простил мне мой грех. Как Мария Египетская: ведь можно было примириться с Богом, выйти замуж, жить спокойно семьей припеваючи, периодически изменяя своему мужу. «Скажу на исповеди, покаюсь, Бог простит; что такого-то?» И умерла бы спокойно, отпели бы, похоронили. Дети бы за нее молились, и все были бы радостны. А ей захотелось изрядных подвигов, она мучила себя изрядно. Она же жила в голоде. Она могла подумать: «Одежда изорвалась, не могу же я голой жить в пустыне. Поэтому вернусь к людям, попрошу, чтобы одежду дали». Нет, она этого не делает. Ну и умереть с голоду – кому от этого какая польза? Поэтому: «Вернусь-ка я к людям, попрошу есть; может, они мне дадут». Она ничего этого не делает. Она несет изрядный подвиг, вспоминая свои из ряда выходящие грехи. То есть человек готов к такой изрядности, к такому порыву – сделать что-то сверх того, что делают все. Не для того, чтобы выделиться, а именно для того, чтобы взыскать Бога, угодить Богу, сделать то, что Он от меня ждет. Именно так и делали все святые.

Христос говорит такую притчу. Много было вдов в Израиле во времена пророка Илии, но он пришел в Сарепту Сидонскую, потому что только там нашлась женщина, готовая на сумасшедший поступок – взять последнюю горсть муки и отдать чужому человеку. И от того, что она смогла это сделать, она получила чудо. Так вот, Господь ищет людей, готовых к неформальным отношениям, готовых сделать чуть больше. Никто не заставляет, скажем, быть сестрами милосердия. Могут спастись не сестры милосердия? Могут. Зачем им это надо? Вот это и есть изрядность: «А вот мне мало; я не могу просто так жить, мне надо больше. Я не могу жить, зная, что где-то люди страдают, нуждаются; пойду к ним». Я вот вчера прочитал про одну китайку. Она была мусорщицей и подбирала детей, брошенных в мусорные баки. И всех выкормила. Разве ей больше всех надо? Она не могла пройти мимо, не могла их оставить. Ей не важно было, даст государство денег или не даст, как она будет… Но ребенок лежит – его надо спасти. Вот этой изрядности, этого порыва, импульса, неформальности в отношениях с Богом всем христианам существенно не хватает.

 

Часть 10

 

Третий тропарь четвертой песни: Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся.

То есть вспоминается известный сюжет про Исава, который, как мы помним, за чечевичную похлебку продал свое первородство и тем самым лишился отеческого благословения, отеческой молитвы, как здесь сказано. Андрей Критский тем самым говорит, что мы похожи на этого Исава. Но тут вот интересное выражение: «Исава возненавиденного». Почему он так называется? Потому что в Библии (не там, где стоит сюжет о чечевичной похлебке, а в другом месте, и у апостола Павла тоже) сказано: «Иакова Я избрал, а Исава возненавидел». Именно это здесь и упоминается: Исав был возненавиден Богом, а ты подражаешь тому, кого Бог возненавидел. Зачем ты это делаешь? Но каждый спросит: как же это мы так делаем? Мы же так не делаем. Мы же Исаву не подражаем. Мы же за чечевичную похлебку себя не продаем; и первородство свое не продаем. Но на самом деле мы так поступаем постоянно, и Великим постом в том числе, а уж не Великим и подавно.

То есть, по сути дела, стоит только прелестнику, который упоминается в этом отрывке (прелестник, искуситель, лукавый дух), предложить нам что-нибудь сладкое, что-нибудь вожделенное, что-нибудь приятное, хотя это и сопровождается нарушением заповеди Божьей, как мы тут же, не задумываясь, делаем то, что он нам предлагает. Даже вот самое простейшее: в пост приходим куда-нибудь, где кушают что-нибудь вкусненькое, и у нас сразу же мысли в голове – мы начинаем придумывать, по какому бы поводу мы могли бы здесь сейчас покушать. Являемся ли мы путешествующими? Находимся ли мы в гостях? А может, мы двое суток ничего не ели. Ну должна же быть какая-то причина, по которой мы сейчас здесь можем вкусненько покушать. И мы придумываем, находим с радостью эту причину и кушаем. А потом, когда приходим на исповедь, говорим: «Батюшка, я тут пост немного нарушил, но я ради общения, ради скромности, чтобы никто не догадался, что я пощусь». Мы нарушаем заповедь Божью, не исполняем то, что велит нам исполнять Бог.

Но если мы не соблюдаем заповедь Божью, нарушаем ее, значит, мы тем самым отвергаемся жизни. Ведь когда мы крестились, это читалось в апостольском отрывке. В день, когда мы погружались в купель, читались слова, что мы должны сделаться рабами праведности, как были некогда рабами греху. Но мы ведем себя как рабы греха, то есть стоит только греху нас поманить, мы тут же бросаемся на этот грех и отвечаем ему взаимностью. Тем самым мы отрекаемся от того нового звания, к которому призваны, от свободы сынов Божьих. Мы больше не сыны Божьи, мы ведем себя как рабы греха, как люди, за которых никогда не проливалась кровь Христова. Чего бы мы грешили? Ну, были бы у нас грешки невинные, о которых и сказать-то сильно нечего. Так нет же – у нас у всех грехи. Это же не просто так – невинные грехи. Конечно, среди нас, к счастью или к сожалению, Марий Египетских нет, никто блудом не грешит, никто в пост мясо не ест, никто никого не убивает, не грабит, дома не сжигает. Но на самом деле что мы говорим на исповеди? «Не могу простить, осуждаю, раздражаюсь, гневаюсь, молиться не умею». То есть обычный букет самых простейших наших грехов. Но каждый из этих грехов есть нарушение заповедей. Каждый. И мы говорим, что мы эту заповедь исполнить не можем. Значит, мы рабы греха? Мы не можем не раздражаться, мы не можем молиться за обижающих, мы не можем простить человека. Ну не можем – и все. Мы так и говорим: не могу. На исповедь приходим и говорим: не могу. Батюшка по неопытности своей пытается учить нас уму-разуму, говорит, как это сделать. «Да триста лет он мне нужен! Слушать его еще! Сказала ведь, что не могу. Ну что пристал? И не говори так, не учи меня жизни». Потому что мне так удобнее жить, сознавая, что я не могу так делать. Сердце у меня такое вот раздражительное, душа у меня такая вот обидчивая. Поэтому не могу я вот это сделать, не просите меня.

И это сплошь и рядом, и это я говорю про самых ревностных христиан, которые в храме не то что пять лет, даже не десять. Они всю жизнь ходят в церковь, но они приходят и говорят: «Батюшка, у меня, значит, такой грех: внук (племянник, дочь, сын, муж) приходит как-то и начинает смотреть сериал. И смотрит он его, и смотрит (в компьютер играет и играет). Я ему и так скажу, и так скажу, он все смотрит (или играет). Ну я так и согрешу на него, накричу, конечно. А что, батюшка, грех это или не грех?» – спрашивает человек с надеждой, что я скажу, что это не грех. Что правильно ты заботишься, ревнуешь о спасении человека. Но, по сути-то дела, сейчас здесь, на исповеди, человек что делает? Осуждает другого человека. Здесь, перед лицом Бога, он пришел осудить другого человека (не важно, кто тот: муж, племянник, соседка). Он его осуждает, не боясь ничего. И все остальное уже не имеет смысла.

Ведь исповедь начинается с того, что человек приходит и говорит: Господи, я согрешил вот этим, этим, этим; прости меня. А мы приходим и начинаем осуждать другого. В конце, где-то там, между делом, ставим строчку о том, что и у нас есть небольшой грешок, но после всего, что сказано, ведь священник должен понять (и я понимаю), что этот грешок такой маленький по сравнению с тем великим грехом, о котором я только что рассказал. Мы мало того, что осудили, мы еще обличили грех других, мы обнаружили его, мы раскрыли грех ближнего своего. Как это называется (в прошлый раз проходили)? Хамство называется. Мы еще и нахамили. Мы поступили как хамы, обнаружив перед лицом священника грех человека, которого священник и не знает, а уже о нем рассказывают.

Этот соблазн постоянно присутствует в нашей жизни. Мы легко нарушаем заповедь, даже не пытаясь для нее подвизаться, даже не пытаясь усиленно постараться, чтобы эту заповедь исполнить. Хоть бы побороться немного. Нет, мы будем бороться, стараться с тем, чтобы не есть скоромного, но мы не делаем ничего для того, чтобы простить, помолиться, покрыть немощь ближнего своего, хотя бы в пост не укорять никого, не раздражаться ни на кого, не обличать никого. И для Андрея Критского это очень болезненная тема, и даже во всем богослужении, не только Великого канона, в некоторых трипеснцах, которые поются в течение Великого поста, часто это говорится: что мы, как Исав, продаем свое первородство за какие-то ничтожные вещи, и они гораздо ничтожнее, чем чечевичная похлебка. Просто потому, что любогреховна наша душа, любит она грех, не любит она Бога. Стоит только предложить нам хоть некоторый повод…

И конечно, любой спросит: а как же тогда быть-то? Кажется, понятно, человек живет один дома, шторы опущены, дверь закрыта; видно по снегу, что никто давно не заходил к нему. Сидит человек в затворе, макароны закуплены, масло тоже, картошка в погребе есть. Что бы не сидеть? Чтобы никого не видеть, не слышать; глядишь, так и не согрешу. Да, одному человеку так проще, но на самом деле он ведь тоже лукавит. Он ведь сидит в доме для чего? Потому что ему так нравится. А пост – это время, когда он должен не себе служить, а другому служить, когда он должен как раз сделать что-то ради другого, а не ради себя. Если он и так любит сидеть дома, какой же у него тогда пост? Сиди дома и никого не встречай. А ты возьми и выйди на улицу. Ну, на улицу, может, и не надо. Там никто, кроме бродячих собак и заблудших людей, тебя не встретит, но ты приди в храм и постой с людьми в храме. Дома легче, а ты постой с ними в храме, раздели с ними совместную молитву, посмотри: может, кто-нибудь в чем-нибудь имеет нужду, может, надо где-то икону протереть, или пол помыть, или кому-то помочь… Но нет, это же тяжело, лучше у меня благовидный предлог: пост – сижу дома, имею право никому не помогать, ни во что не влезать, никого не доставать, сижу молюсь, читаю книги в свое удовольствие.

То есть лукавство многогранно, оно многосторонне, и разобраться во всем этом без духовника, конечно, сложно, но каждый христианин получил благодать Святого Духа. Если он просто хочет жить не по своей воле, не по своим прихотям и не по своим страстям, а хочет, чтобы была воля Божья, то, несомненно, он ее найдет, даже если нет рядом опытного духовника. Все равно где книжка подскажет, где сердце подскажет, обличит, где подруга или друг вразумит и скажет, как лучше делать. Но главное, что надо понимать: подобными чечевичными похлебками, страстно нами желаемыми, враг и уводит нас от высоты того нового бытия, в которое мы родились, когда крестились во имя Отца и Сына и Святого Духа. Вот с этим надо быть просто очень осторожным.

И в этом тропаре говорится, что дважды поползнулась душа моя – и деянием, и разумом. Что имеется в виду? Можно взять того же самого Исава за образец. Он пал дважды – делом отрекся от первородства; и словом сказал и отрекся от первородства. Но прежде чем он отрекся от первородства словами, съев эту чечевичную похлебку, раньше этого у него произошло падение в разуме, потому что разум был равнодушен к первородству вообще. Ему дела до этого не было. И, наоборот, Иакову было дело до первородства, он с детских лет думал о том, как бы ему быть причастным к делу Божьему, которое затеял Бог через его праотца Авраама, как бы войти в эту последовательность предков грядущего Мессии, как бы быть причастным делу спасения человечества. Он думал об этом, разум его искал возможности, поэтому он так дорожил первородством. Не потому, что он хотел богатства (он ничего не получил в итоге-то), а потому, что он хотел быть с Богом. А Исаву, наоборот, до Бога не было никакого дела.

И вот это падение разума всегда предваряет падение телесное, падение словом – сначала оно происходит в уме. Сначала в уме мы теряем сознание того, что Бог нас видит, что Бог нас слышит, что Бог нам внимает. И когда мы потеряли это в уме, тогда и делом делаем легко все что ни попадя… Пришли мы, скажем, на канон Андрея Критского вечером в понедельник, почитали, настроились... Ум наш что-то получил, вот он внимает Божьим словам; может, даже сердце умилилось. Мы даже всплакнули немного; может, даже заплакали. И вот мы идем домой, а дома у нас что? Семья, которая с нами на каноне не стояла. Она в другой среде сейчас живет. Она моя семья, но она в другом мире, в другом измерении, если хотите, она на другую волну настроена. Поэтому я понимаю, что там меня встретит искушение, я знаю это. И я храню вот то восприятие, то покаяние, которое во мне родилось. И как я его храню? Вот мы идем: только бы сохранить мир, только бы сохранить, только бы не наругаться ни на кого, не сделать такого…

Приходим. «Ты где была?» – «Ну, я же тебе говорила, у нас канон Андрея Критского». – «Так долго?» – «Ну, служба три часа идет». – «Ужин почему не приготовлен? У ребенка уроки не сделаны. Тут беспорядок». (Ну, не больше, чем в другие дни, но вам кажется, что нынче эти обвинения не очень справедливые, они болезненнее, серьезнее.) Вы начинаете плакать, переживать, мир разрушен из-за того, что так получилось, радости никакой нет, покаяние ушло. Дальше что вы делаете? Ну, готовите ужин, конечно. А дальше? Ну, обиделись – это мы помним. А дальше? Вот именно: детям-то попадет! «Что же ты не мог уроки-то сделать?! Я же тебе все объяснила, что надо сделать. Я же просила тебя: сыночек, я иду на канон, ну сделай, пожалуйста; вот тут спиши, перепиши. Не мог, что ли, сделать? Ну почему ты папу достаешь? Ну сколько раз тебе говорено!»

Всё, нашумели, накричали. И, ложась спать, вставая перед иконами, мы вспомним этот канон: Господи, ну как тут не согрешишь? И с этой гаденькой мыслью ляжем спать. И так будет продолжаться всю неделю. Урок не выучен, канон прошел напрасно. А как надо? Вы ведь знаете, что вас ждет дома? Знаете. Но в глубине души вы надеетесь на что? Вы надеетесь: за то, что вы помолились, Бог сделает все по-другому – сейчас будет тишина и райская жизнь, ведь я же все-таки молилась, даже плакала. То есть вы ждете, настраиваетесь, что Бог даст так, что все будет хорошо, а происходит нехорошо. Ну ладно, нехорошо получилось. Дальше что? На вас накричали, на вас повысили голос, вам сказали, что вы нерадивая жена. Вы обиделись. Позвольте, а вы три часа назад о чем плакали? Вы не то же самое себе говорили? О чем вы плакали? О том, что не великая молитвенница? Тогда это очень плохо. Я говорю, и канон Андрея Критского говорит не об этом.

Если вы плачете о том, что вы не великая молитвенница, что вы не кушаете один раз в неделю, что вы ошиблись и не ушли в монастырь, в какую-нибудь там далекую пустынь на хлеб, на воду, что вы не можете молиться в течение семи часов подряд, то это всё прелести. И к покаянию это не имеет никакого отношения. Такое покаяние может быть (и то с сомнением) у какого-нибудь пустынножителя, им может овладеть такое покаяние, а для нас покаяние – это неправильное отношение к ближним. И если вы каетесь правильно, то вы себя упрекаете за то, что вы нерадивая жена и плохая мать. Вот настоящее покаяние всегда к этому приводит. То есть вы плакали о том, что вы нерадивая жена и плохая мать. Когда вам это сказали и показали, вы почему-то обиделись. Значит, вы каялись неискренне. Вы только каялись, а на себя со сторонки поглядывали. Вот есть в человеке лазутчик, маленький такой, сидит и поглядывает, как я со стороны выгляжу. Каюсь ведь, плачу, а в глубине души это: «Я вот не такая, как мои дети, муж, они не знают этой радости, покаяния не знают. О Господи, как же мне их привести к Тебе? Чтобы они плакали так, как я?!»

То есть в глубине души мы считаем себя лучше, чем они. Вот и все. Вот тот корень, на котором все положение наше как бы покаянного христианского человека выстраивается. И этот фундамент, этот корень Господь и хочет искоренить, потому и попускает, чтобы на нас накричали, наворчали, чтобы ты увидел: то, что ты говорил в храме, к искреннему покаянию отношения не имеет. Например, я хожу перед Богом и говорю: «Господи, я лентяй. Не молюсь, не пощусь, книг не читаю. Поплакал, поревел. Ну правда же, что же теперь сделаешь?» Прихожу на работу, и мне кричат: ты лентяй, планы не написал; то не сделал; с детьми не общаешься. А я возмущаюсь: да как? И очевидно, что я лукавлю. То есть если другие мне говорят то же самое, что я говорю себе, то я должен согласиться: да, вы правы; не знаю, откуда вы такие прозорливые, но вы действительно увидели то, о чем я плачу. Я действительно лентяй, действительно нехороший человек; простите меня, пожалуйста; я постараюсь исправиться. Очень-очень постараюсь. Понимаете смысл?

И вот сначала у нас падает разум, сначала у нас в уме происходят неправильные вещи, поэтому у нас внутри убежденность, что мы-то на канон пошли, не то что те мои домашние, которые остались дома. В глубине души мы считаем себя избранным кругом настоящих рабов Христовых, не то что те, которые остались в миру. А это значит



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: