Тема 21
Со словом жертва у современного человека возникает ассоциация с жертвой каких-то злодеев, с жертвой войны. Под словом жертва мы понимаем какие-то страдания, какую-то даже гибель людей, в которой нет причины и вины пострадавших. Также слова жертва среди нас верующих людей употребляется и в таком смысле, что мы принесли Богу жертву, если, например, поставили свечу на подсвечник, или внесли какое-то пожертвование в храм, или сотворили особое молитвенное делание. Послушаем же слова пророка Давида: "жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Правильное понимание жертвы заключается в том, что мы приносим нечто Богу и ради чего-то. Если бы мы понимали состояние своей греховности, глубоко осознавали свою погибель, рабство сатане и плен, то тогда бы все наши жертвы, которые мы пытались бы приносить Богу, мы бы приносили их бы ради прощения наших грехов. Все наши труды, ограничения, подвиги должны основываться на покаянии и сокрушении сердца для прощения наших грехов. Но забыв о своей греховности и не понимая состояние своей души, эти же труды и жертвы будут приноситься как бы для угождения Богу, ради благодарения, но при этом испытывается некоторое самодовольство, некоторую самоуспокоенность. Такое состояние свт. Игнатий Брянчанинов называет мнимой праведностью. В состоянии тщеславного самодовольства человек считает, что он сделал нечто, что Бог принимает, что Богу надо и угодно. Богу же нужно самое главное: сердце наше сокрушенно и смиренно. Для ветхозаветного человека слово жертва имело только определённое значение. Жертва приносилась благодарственная (за всевозможные полученные благодеяния) и умилостивительная за прощение (искупление) грехов.
|
Вероучение Церкви предлагает принять страдания Господа на кресте как искупительную жертву за грехи всего человеческого рода, чтобы мы могли понять, оценить и принять Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя и Искупителя. И могли бы следовать за Господом и в последующем могли исполнять всю Его Божественную Волю, все Его слова, которые есть все Евангельские заповеди, и чтобы через это приобрести спасение.
Рассмотрим на жизненном примере, когда человек не заметил, как на него на большой скорости мчится автомобиль и в последний момент какой-то человек безстрашно бросился и оттолкнул в сторону находящегося в опасности, но сам попал под машину и погиб. Вот тот человек, жизнь которого была сохранена благодаря такому действию смелого и мужественного человека, он будет до конца своей жизни помнить о нём, почитать его, уважать его и всем рассказывать о нём и своим детям и внукам накажет, что вот он живёт только благодаря тому, что тот человек спас ему жизнь, отдав свою жизнь.
В древности существовал закон, по которому должник, не имеющий возможности погасить долг, мог быть посажен в долговую яму.
Долговая яма
Должник в долговой яме переносил холод, голод, зной и всевозможные страдания и мог надеяться лишь на то, что кто-то смилостивится над ним и погасит его долг. Представим, как в одной стране некий человек не смог вернуть очень большой долг самому царю. За это он был посажен в долговую яму и не имел уже никакой надежды на то, что живым выйдет из неё, так как никто ни мог помочь ему, потому что долг был очень велик. У этого царя был единственный и любимый сын. Сын был очень добрым, и он до такой степени проникся состраданием к должнику страдающем в долговой яме, что не только ходатайствует перед своим отцом за должника, но и спускается в саму яму и вместе с должником начинает переносить все тяготы, беря как бы страдания должника на себя. И уже из самой ямы сын умоляет отца: "отец мой дорогой, ты любишь меня, я уповаю на твою любовь. Я надеюсь, что ты услышишь моё слово. Я так сильно люблю раба твоего, которого ты посадил в эту самую долговую яму, я умоляю тебя прости его долги, выпусти его на свободу. Видишь я вместе с ним и за него страдаю в этой яме. Я как бы от его лица прошу тебя о милости. Помилуй, и меня, и ради меня и этого раба." Так сын великого царя, как бы отдавая себя в жертву, вместе с должником терпит голод, холод, зной и все лишения, не переставая умолять отца о помиловании. Конечно же отец, видя, как его любимый сын искренне переживает о должнике и страдает за него, не сможет безучастно смотреть на это. Сердце отца сжалиться над сыном, который страдает как будто он является должником. Примет мольбу сына и как имеющий власть простит должнику долг и выпустит на свободу. Попробуем представить, какое благодарение должен иметь должник к спасшему его от верной смерти царскому сыну? Какое будет почтение и уважение? Наверное, великое.
|
На подобии этого примера все человечество после грехопадения попадает в долговую яму, не имея никакой возможности выкупить себя, обрекая себя на вечную смерть. И вот ради нашего спасения приходит Сын Божий, принимает наше естество, входит в такие же условия, как и мы, как бы спускается к нам в долговую яму, начинает умолять Отца о помиловании, и не только просит, но и делом доказывает свою любовь к людям, принеся своё человеческое естество в жертву. Отдавая Себя на смерть вместо нас.
|
Попробуем образно представить, что же ждало нас в этой долговой яме. Вспомним, что первоначально Адам с Евой были сотворены в состоянии вечной жизни. Трагической чертой, разделяющей состояние вечной жизни от состояния вечной смерти, является первородный грех.
В.Ж. первор.
…… грех
..…… страдания
… смерть
..
… ад
……….
Человеческий род плодиться и заполняет долговую яму. Эту жизнь надо назвать страданием. Даже успешные и богатые люди подвергаются всевозможным страданиям, и в итоге во время старости можно лишь ослабить страдания и немного приукрасить оставшуюся жизнь. Результатом человеческой жизни на земле является смерть. В результате грехопадения, по состоянию вечной смерти, волею, неволею мы оказываемся в аду. Посмотрим на рисунок, он очень похож на песочные часы. Эти песочные часы просеивают нас в этой временной жизни и через смерть низводит нас на вечные муки в ад. Так теперь действует сатана и полное право у него есть на нас должников. Познав свою неминуемую участь, мы должны искать спасение. Только через искупительную жертву Сына Божия возможно наше спасение. Творец дал первым людям закон: "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." Закон вечной смерти вступил в силу после того, как первые люди совершили первородный грех. Этот закон предполагает наказание вечное, ибо жизнь была вечная, потому что она зависела от вечного Бога. Адам с Евой своим преслушанием оскорбили вечного Бога, значит и наказание должно быть вечное. После грехопадения человечество перешло в другое состояние, в состояние вечной смерти. И своими силами человек не может вырваться из этих песочных часов, из рабства сатане, обратно в состоянии вечной жизни.
Чтобы прекратить действие этого вечного закона, установленного самим Богом, для этого и воплощается Сын Божий и отдает Себя в жертву на крест.
Обратимся к словам Евангелия: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит вот Агнец Божий который берет на Себя грех Мира." Как же так, как Сын Божий берёт на Себя грех мира? Он же безгрешный. Как агнцев приносили в жертву за грехи свои, так и сын Божий приносит свою человеческую природу за грехи всего человечества. Что подразумевается под грех Мир? Это тяжесть первородного греха, к которому прибавляются ещё и грехи, соделанные всеми поколениями в этой жизни. Вот этот страшный груз, страшную ношу всех этих грехов и пришёл взять на Себя Агнец Божий. Он должен их как-то покрыть, устранить, так как они являются препятствием человека к Богу. Положим эти грехи на левую чашу весов.
Первород. Грех Безгрешный
Грехи всех Иисус Христос
страд
смерть
ад
Здесь же изобразим расплату, которую несёт человечество за эти грехи. Это страдания, временная телесная смерть и вечная смерть, вечные муки в аду. В качестве жертвы за все грехи является Сын Божий, Безгрешный Иисус Христос. Мы уже говорили, что Сын Божий воспринял нашу человеческое естество, повреждённое ядом первородного греха, но без греха. Лишь непорочные страсти были присущи человеческому естеству Сына Божия, но проявлялись они не вынужденно, а добровольно. Поэтому и жертва Иисуса Христа добровольна, а не принудительна. На правой чаше весов Безгрешный Иисус Христос. Поскольку нет греха, то страдания Ему не свойственны, но Он из берёт их на Себя добровольно. Смерть есть следствие греха, а поскольку Господь безгрешен, то смерть не могла Им обладать. И смерть, которая должна обладать всеми нами, Иисус Христос принимает добровольно. И в ад, куда все люди обязаны сойти, добровольно сходит Безгрешный Иисус Христос. И так Иисус Христос Собою заменяет нас. Такое объяснение лучше раскрывает понимание, как происходит замена вечных страданий, смерти и мучений в аду всех людей, временными страданиями, временной смертью и временным схождением в ад Господа Иисуса Христа.
Прп. Иоанн Дамаскин пишет: "Господь усвоил Себе и проклятие, и оставление наше, и подобное, что не относится к естеству, - усвоил не потому, что Он есть или соделался таковым, но потому, что принял наше лицо и поставил Себя наряду с нами. Вот что означает изречение: быв по нас клятва." "Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою." Проклятие вечного закона Господь добровольно берёт на себя. Для того, чтобы устранить вражду человека с Богом, пришёл Сын Божий и отдавая Себя в жертву умоляет Отца, чтобы Он дал человечеству возможность снова с примириться Богом.
Прочитаем следующие слова: " Итак, Он умирает, претерпевая смерть за нас, и Самого Себя приносит в жертву за нас Отцу. Ибо мы согрешили пред Отцом, и надлежало, чтобы Он принял выкуп, предложенный за нас, и чтобы мы таким образом освободились от осуждения. Ибо отнюдь не тирану была принесена кровь Господа." Нельзя думать, что Господь принёс жертву сатане, чтобы он нас выпустил из рабства.
Некоторые смущаются и задают вопрос, зачем Отцу нужна была смерть Сына, неужели Он не милосерд и лишь кровь Сына могла Его утешить. Роль Отца состоит в том, что Он установил закон, нарушив который все человечество попало в рабство. А Сыну Божию, для лучшего понимания, приписывается роль Спасителя и Искупителя. Церковь, священное писание говорит, что Сын -это жертва, чтобы мы оценили это действие Сына Божия, для того, чтобы мы пошли за Ним, чтобы были вечно Ему благодарны, чтобы видели в Нём своего Спасителя и Искупителя, иначе мы ленивые, безрассудные, нерадивые не можем себя понудить на исполнение заповедей Евангельских, для того чтобы слово Господа Иисуса Христа слышать и исполнять. Может мы вспомним как наш Спаситель и Искупитель пошёл на крест и смерть, ради нашего спасения, чтобы извлечь нас из ада и вечной пропасти погибели, вот тогда может быть наше каменное сердце немножко содрогнется и в нём появится маленькая трещинка, в которую впадёт семя веры, даст росток и принесёт плод.
И чтобы ответить на вопрос, почему Бог, который есть Любовь, просто не прекратил действие закона, необходимо понять, всё что мы получаем даром, всё что получаем просто так и бесплатно, не понимая значения этих даров, мы не ценим и быстро теряем. Мы не можем использовать этот факт искупления и спасения для нашего перерождения, ведь не просто нужно было отменить закон, нужно было сделать так, чтобы человечество восприняло это действие Бога по направлению к человеку как шаг любви, чтобы и мы также захотели раскрыться на встречу Богу, чтобы произошло это воссоединение.
Свободная воля человека должна проявиться в принятии искупительной жертвы Иисуса Христа. Кто уверует в искупительную жертву, тот пойдет за Иисусом Христом, и пойдет, неся свой личный крест. Это крест борьбы со своими страстями и грехами, изменение себя, перерождение себя с помощью той благодати, которая возвращается за искупительную жертву Иисуса Христа. Вот это перерождение есть также точно определенный, кровавый путь, путь Христа, путь пролития крови и пота.
Таким образом, жертва Безгрешного Господа нашего Иисуса Христа перекрывает трагедию первородного греха и грехи всего человечества. Безконечность Бога превышает великое, но конечное значение грехов на левой чаше.
Через Искупительную жертву Мир с Богом восстановлен. Каждому желающему по своей свободе воспользоваться этой искупительной жертвой и примириться со Отцом Небесным даётся такое через веру и таинства Церкви. После Искупительной Жертвы Иисуса Христа нет насильного спасения.
Всякий, верующий в Спасителя, по необходимости должен сознавать и исповедовать свое падение и свое состояние изгнания на земле; он должен сознавать и исповедовать это самой жизнью... Иначе он не может признать, как следует, Искупителя, потому что Искупитель и Спаситель нужен только для падших и погибших.