Принципы исторического исследования (4 часа)




Цель занятия – выяснить роль принципов в научном познании вообще и историческом - в частности.

План

1. Понятие принципа и его роль в историческом познании

2. Историзм как способ мышления и как принцип научного познания.

3. Принцип научной объективности.

4. Партийность, ценностный подход, системность

Методические рекомендации

В современной теории и методологии исторической науке наблюдается некоторая размытость в понимании некоторых принципов, а также сомнения в существовании других. Поэтому важно понять значение научных принципов в познании. Кроме того, надо постараться понять отличие современного понимания принципов от принятого в советской историографии.

Литература

1. Заболотный Е.Б., Камынин В. Д. Историческая наука в преддверии третьего тысячелетия. Тюмень, 1999. С. 33 - 42.

2. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С.241- 250.

3. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

4. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 7.

 

 

Тема 9.

Историзм и историцизм (2 часа)

Цель занятия – выяснить, что такое историцизм и в чем его отличие от историзма.

План

1. Что такое историцизм?

2. Дискуссия по книге К. Поппера «Нищета историцизма»

 

Методические рекомендации

Данная тема во многом дискуссионна. Поэтому наиболее целесообразно рассмотреть её в форме диспута или дискуссии. В ходе спора надо установить, что такое историцизм и в чём его качественное отличие от историзма, более подробно рассмотреть работы К. Поппера, подвергнуть их критическому анализу. Полезно также остановиться на современном понимании историзма в западной и отечественной литературе.

Литература

1. Адорно Т. К логике социальных наук// Вопросы философии. 1992. № 10.

2. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Культурная инициатива, 1992.

3. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1992.

4. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.

5. Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. № 4.

6. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем// Вопросы философии 1994 № 4.

 

Тема 10.

Роль метода в историческом познании ( 2 часа)

Цель занятия – определить что такое научный метод и каковы его роль и место в научном познании.

План

1. Понятие научного метода.

2. Роль метода в научном познании.

3. Общенаучные методы, их типология и применение в исторической науке.

Методические рекомендации

Данная тема уже затрагивалась в курсе философии. Вместе с тем весьма целесообразно ещё раз вспомнить, что такое научное познание, в чем его качественно отличии от других видов познания, какое значение в этом познании имеет научные методы. Важно также дать четкое определение метода, дать классификацию принятых методов и показать возможность их использования в исторической науке.

 

Литература

1. Гуревич А. Я. Историк конца XX века в поисках метода// Одиссей. Человек в истории. 1996.М.,1996

2. Гуревич А. Я. Историк и история // Одиссей. 1993. М., 1994.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. С.35-41, 141-168.

4. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

5. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 8.

6. Савельева И.М., Полетаев А.Н. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. С.58 – 70.

7. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл. 9.

8. Хвостова К.В. К вопросу об историческом познании//Новая и новейшая история.1993. №3

 

 

Тема 11.

Основные методы исторического исследования ( 4 часа)

Цель занятия – изучить конкретно-исторические методы и их роль в историческом познании.

План

1.Историко-генетический (исторический, историко-описательный) метод, его особенности и возможности применения.

2. Историко-сравнительный метод.

3. Метод типологизации (историко-типологический), его особенности.

4. Историко-системный метод.

5. Методы синхронии и диахронии, проблема периодизации.

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы особое внимание следует уделить собственно историческим методам. С точки зрения академика И.Д. Ковальченко каких-то особых исторических методов (за исключением собственно исторического, который, тем не менее, широко применяется в других науках и является, поэтому междисциплинарным) не существуют. Методы исторической науки только продолжение и преломление общенаучных методов. Это положение в современной теории и методологии истории не является общепринятым.

Давая характеристику каждого метода в отдельности, целесообразно не столько и не столько теоретические его описать, сколько отметить сильные и слабые стороны каждого из методов, отметить в каких ситуациях наиболее уместно использование того или иного метода, и, безусловно, показать, что лишь применение системы методов позволит в большей мере приблизиться к исторической истине и сделать историческое исследование максимально полным и выпуклым.

Литература

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. 168 – 193

2. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 10.

3. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С.113 – 126.

4. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

 

 

Тема 12.

Методы математики и информатики в историческом исследовании ( 2 часа)

Цель занятия – определить место и роль математических и количественных методов в историческом исследовании, научиться правильно и уместно использовать их.

План

1. Количественные и математические методы и возможности их применения.

2. Значение и роль математических методов.

3. Моделирование в историческом исследовании.

4. История и информатика.

 

Методические рекомендации

Характерной чертой современного этапа развития науки (в том числе - исторической) является усиление междисциплинарности, проникновение и взаимообогащение отраслей научного знания. Это в полной мере относится и к методологии. Чрезвычайно широко в исторической науке со второй половине ХХ века стали применяться количественные и математические методы, а с конца столетия – методы информатики. Их не следует абсолютизировать и подменить традиционные методы исторического исследования, порой это приводит к затемнению исторического нарратива. Это может привести к неожиданным выводам и увести от исторической истины (пример – историко-математиеские исследования Фоменко и его последователей). Однако каждый грамотный историк должен уметь правильно составлять таблицы и строить графики и диаграммы. Это повышает иллюстративнность и доказательность исследования.

Кроме того, широко внедрение компьютеров в жизнь ставит вопрос о их использовании и для научной обработки материала. Поскольку основы применения этих методов и приемов уже изучались студентами на соответствующем спецкурсе, на данном семинаре нужно вспомнить пройденное и обобщить имеющиеся знания, привести их в систему с другими.

Говоря о моделировании в историческом исследовании следует отличать построение физических и умственных моделей. Второй вариант более широко применяется в исторической науке.

 

Литература

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. 294 – 406.

2. Ковальченко И. Д. Структурализм и структурно-количественные методы в современной исторической науке // История СССР. 1976. №5.

3. Кохк Ю.Ю., Ковальченко И.Д. Методологические проблемы применения количественных методов в историческом исследовании// История СССР. 1974. №5.

4. Математические методы в исторических исследованиях. М., 1972.

5. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 11, 12. Славко Г.Н. Математические методы в историческом исследовании. Екатеринбург, 1995.

6. Хвостова К.В. Контент-анализ в исследовании по истории культуры// Одиссей. Человек в истории. 1989.М.,1989.

 

Тема 13.

Структура исторического исследования ( 2 часа)

Цель занятия – ознакомиться с принципами построения исторического исследования, его внутренней организации и уровней.

План

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Эмпирический уровень познания. Исторический анализ и реконструкция.

3. Теоретический уровень и объяснение.

 

Методические рекомендации

Структура исторического исследование определяется множеством факторов. Каждый исследователь поэтому строит её для себя сам. Вместе с тем, существуют некоторые общие правила и требования для такого строительства. В исследовании можно выделить три основных взаимосвязанных операции: сбор фактов, построение умственной модели, связывающей факты, интерпретация и объяснение. Необходимо рассмотреть основные уровни исторического исследования - эмпирический и еретический, показать их взаимосвязь.

 

Литература

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. 206 – 239.

2. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1889.

3. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 14, 16.

4. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. С.83-103.

 

 

Тема 14.

Исторический синтез: от источника к нарративу ( 4 часа)

Цель занятия – выяснить основные принципы построение исторического нарратива как итога исследования.

План

1. Определение цели и задач исторического исследования (исследовательская программа).

2. Построение исторического рассказа.

3. Интуиция и воображение при построении нарратива.

 

Методические рекомендации

При подготовке перового вопроса нужно особо остановиться на понимании целей и задач исследования, процесса формирования исследовательской программы, её основных составляющих.

Второй вопрос весьма объёмен и отрыт для дискуссии. Весьма целесообразно связать принципы построения рассказа с основной целью исследования. Возможно показать также и варианты построения повествования.

Третий вопрос затрагивает одно из основных проблем исторического познания – его неполноту и субъективность источников. В связи с этим важно показать роль таких факторов как научная интуиция и способность историка додумывать, а не выдумывать пропущенное в историческом прошлом.

Литература

1. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М., 1987. 250 – 257.

2. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1889.

3. Парфёнов И.Д. Методология исторической науки. М., 1999. Гл. 14, 15, 16.

4. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000. Гл.7, 11,12.


 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Данилевский И.Н., Кабанов В.В., Медушевская О.М, Румянцева М.Ф. Источниковедение: Теория, история, метод: Учебное пособие для гуманитарных специальностей. М.:,1998.

2. Заболотный Е.Б., Камынин В.Д. Историческая наука России в преддверии третьего тысячелетия. Учебное пособие. Тюмень: Издательство ТГУ, 1999.

3. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.

4. Коломийцев В.Ф. Методология истории. М.: РОССПЭН, 2001.

5. Методология истории: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А.Н. Алпеева. Минск: ТетраСистемс, 1996.

6. Могильницкий Б.Г. Введение в методологию истории. М., 1989.

7. Про А. Двенадцать уроков по истории. М., 2000.

8. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. М.: Дрофа, 2004.

9. Румянцева М.Ф. Теория истории. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

7. Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М., 1984.

8. Барг М.А. Эпохи идеи: становление историзма. М.,1987.

9. Барг М.А. «Историческое время»: методологический аспект//Новая и новейшая история. 1990.№ 1.

10. Гречко П.К. Концептуальные модели истории М., 1995.

11. Гуревич А. Я. Историк конца ХХ века в поисках метода. Вступительные замечания //Одиссей. Человек в истории. 1996. М.,1996.

12. Иванов В.В. Методология исторической науки. М.,1985.

13. Иванов В.В. Соотношение истории и современности как историческая проблема. М., 1987.

14. Ивин А.А. Введение в философию истории. М., 1997.

15. Ковальченко И.Д. Теоретико-методологические проблемы исторических исследований //Новая и новейшая история. 1995. № 1.

16. Ковальченко И.Д. Некоторые вопросы методологии истории// Новая и новейшая история. 1991. №5.

17. Ланглуа Ш., Сеньобос Ш. Введение в изучение истории. М., 1889.

18. Люббе Г. Историческая идентичность //Вопросы философии. 1994. № 4.

19. Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4.

20. Могильницкий Б.Г. Историческая альтернативность: методологический аспект// Новая и новейшая история.1990. №3

21. Могильницкий Б.Г. Историческое познание и историческая наука //Новая и новейшая история. 1991. № 6. С. 3-9.

22. Могильницкий Б.Г. Некоторые итоги и перспективы методологических исследований в отечественной историографии //Новая и новейшая история. 1993. № 3.

23. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992.

24. Поппер К. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1992.

25. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.

26. Поппер К. Реализм и цель науки //Современная философия науки. Хрестоматия. М.: Наука, 1994. С. 52-67.

27. Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982.

28. Ревель Ж. Макроисторический анализ и конструирование социального// Одиссей. Человек в истории. 1996. М.,1996

29. Сахаров А.М. Методология истории и историографии. М., 1981.

30. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М., 1997.

31. Смоленский Н.И. Понятие и слово в языке историка //Новая и новейшая история. 1992. № 2.

32. Смоленский Н.И. О разработке теоретических проблем исторической науки//Новая и новейшая история. 1993. № 3.

33. Смоленский Н.И. Проблемы теоретического плюрализма //Новая и новейшая история. 1998. № 5.

34. Смоленский Н.И. Проблемы логики общеисторического развития //Новая и новейшая история. 2000. № 1.

35. Хвостова К.В. К вопросу об историческом познании//Новая и новейшая история.1993.№3.

36. Хвостова К.В. Контент-анализ в исследовании по истории культуры// Одиссей. Человек в истории. 1989. М.,1989.

 

 


 

ВОПРОСЫК ЭКЗАМЕНУ

 

1. Предмет исторической науки и её место в системе гуманитарного знания.

2. Предмет и задачи методологии.

3. История и хронология. Направленность времени и проблема исторического прогресса.

4. Особенности исторического познания.

5. Объективность исторического знания.

6. Субъект-объектные отношения в истории.

7. История и современность. Проблема актуальность в истории.

8. Исторический источник и его роль в историческом познании.

9. Исторический факт и его значение.

10. Понятия и категории в исторической науке, особенность их использования.

11. Проблема альтернативности в истории как методологическая проблема.

12. Закономерность, случайность и личность в истории как методологическая проблема.

13. Понятие принципа и его роль в историческом познании

14. Историзм как способ мышления и как принцип научного познания.

15. Историзм и историцизм.

16. Принцип объективности в исторической науке.

17. Понятие научного метода. Роль метода в историческом познании.

18. Общенаучные методы, их типология и применение в исторической науке.

19. Историко-генетический (исторический, историко-описательный) метод, его особенности и возможности применения.

20. Историко-сравнительный метод.

21. Метод типологизации (историко-типологический), его особенности. Историко-системный метод.

22. Методы синхронии и диахронии, проблема периодизации.

23. Количественные и математические методы и возможности их применения.

24. Моделирование в историческом исследовании. История и информатика.

25. Структура исторического исследования. Её уровни.

26. Исторический синтез: от источника к нарративу

27. Социальные функции исторической науки.

28. Исследовательская программа исторического исследования, её этапы и роль.

29. История и другие науки.

30. Исторические оценки и их познавательная роль

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: