Яко аще два от вас совещаета на земли, о всякои вещи еже аще просита, будет има от




Отца моего иже на небесех. Идежебо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь посреде их. (Мф. зач. 76)

А Иоанн Златоуст добавляет – А где Христос, там и ангелы, и архангелы и прочие силы.

Вопрос: Для чего ходим в церковь.

Ответ: Потому что имеем нужду во спасении. Чтобы в день судный наследовать уготованное царство, а не муку вечную.

 

Златоуст сравнил церковь* с ковчегом Ноевым, назвав церковь лучшею ковчега, потому что ковчег принимал животных и сохранял их такими же животными, а церковь принимает животных и пременяет их. Вошел в ковчег волк – волком и вышел; а здесь кто входит ястребом, выходит голубем, входит волк – выходит овца; входит змея, и выходит ягненок, не потому, что переменяется природа, а оттого, что зло изгоняется.

Моленна посвящена Богу, является Его домом и Бог пребывает здесь. Где бы ни призывалось имя Божие, там всё свято, всё действенно, всё врачует и спасает благодатью. Хотя храм материален, его осеняет благодать Божья, он селение Верховного Существа. Потому не смеют вступать в него впадшие в тяжкие преступления, оставаясь в притворе. Само разделение Храма на входный (притвор) и невходный прообразует Христа, в двух существах, как Бога и как человека; или мир видимый и невидимый; или лучше сказать только мир видимый. Храм есть знак присутствия невидимого мира.

Церковь есть небо, ибо когда возсылаем молитвы, почитаем ее небом и вместе раем Едемским. В храме исполняются прошения, подаются исцеления и совершаются таинства благодатью Божией, ради нашего освящения и спасения. Мы входим в храм, как бы в рай или на небо, приступаем к престолу Господнему, возносясь божественными песнопениями, в небесное Царство, куда вознесся Христос, и куда уготовал нам путь – Самого Себя. Во время богослужения здесь живописуется таинство нашего восхождения со Христом на небеса, и мы призваны участвовать в этом таинстве, возноситься ввысь, к престолу Троицы.

Иоанн Златоуст продолжает:

Неделя имеет семь дней; эти семь дней Бог разделил с нами так, что...тебе отделил шесть дней, а для Себя оставил один. Ты же и в этот весь день не хочешь воздержаться от дел житейских, но как поступают святотатцы, так и ты осмеливаешься поступать с этим днем, похищая и употребляя его на житейские заботы, тогда как он освящен и назначен для слушания духовных поучений. Но что говорить о целом дне? Как поступила вдовица с милостынею (Мк. XII, 42), так поступай и ты с временем этого дня: она положила две лепты, и приобрела великое благоволение от Бога, так и ты удели Богу два часа, и внесешь в дом свой прибыль бесчисленных дней.

Если ты приходишь к нам один раз или дважды в год, то, скажи мне, чему необходимому мы можем научить тебя – о душе, о теле, о бессмертии, о царстве небесном, о наказании, о геенне, о долготерпении Божием, о прощении, о покаянии, о крещении, об отпущении грехов, о тварях небесных и земных, о природе человеческой, об ангелах, о коварстве бесов, о кознях дьявола, о поведении, о догматах, о правой вере, об извращенных ересях? Это и гораздо больше этого должно знать христианину и о всем давать ответ спрашивающим вас.

Поэтому, присутствуя в храме, мы должны помнить слова св. пророка Давыда: « пойте Богу нашему, пойте, пойте цареви нашему пойте, яко царь всея земли Бог, пойте разумно ». (Пс. 46, 6 и 7 ст.) Мы должны участвовать в богослужении, присутствуя в святом храме не только телом, но и умом. Святые отцы не отделяли действий Церкви Христовой (чина церковного) от действий Божьих в Церкви (таинств). Церковь Христова тайнодействует всеми своими действиями, молитвами и самим своим существованием. Все тайнодействия Церкви таинственно и неизъяснимо соединяют две реальности – Божественную и человеческую. В богослужении нет ничего случайного.

Наши богослужебные чины установлены Апостолами и святыми Отцами с первых веков христианства. Подобного не сохранилось больше нигде на земле. Мы крестимся двуперстно по преданию древних благочестивых отец, зная, что так крестился святой князь Владимир, страстотерпцы Борис и Глеб, преподобный Сергий Радонежский и все святые Святой Руси. Наши церковные службы содержат все Богословие и все догматы: посещающий храм и внимательно слушающий, что чтется и поется, узнает все необходимое для спасения.

Все наши молитвы и песнопения богодухновенны, все освящены древностью и святостью. Например, Октай творение преподобного Иоанна Дамаскина, великого богослова VIII века. Именно он упорядочил напевы, разделив их на восемь гласов, написал воскресные каноны Октая, канон в Неделю Фомину, канон на Святую Пасху и многое другое. Каноны составлял и преподобный Козма Маиумский, побратим и друг преподобного Иоанна Дамаскина. А Постная Триодь – творение прп. Феодора Студита, написавшего для нее стихеры, каноны и трипеснцы.

Обязательность посещения соборных богослужений – правило Церкви:

В праздники Христовы и Богородицы и Святых Великих такожде и недельныя дни, сиречь, воскресныя, идеже славословие Божие и служба совершается и тако на оное собрание тщательно и неленостно приходити, и собора братии не отлучатися, яко же глаголет Писание (Кормчая. Правила святых апостол 9).

Аще рече несть мощно собиратися в Церковь на пение, неверных ради еретик, в дому собираемся на пение (Кормчая. Правила ап. Петра и Павла 9).

80-м правилом 6го Вселенского собора отлучается тот, кто в течение трех воскресных дней не придет в храм на богослужение, не имея тому достойного оправдания. История Церкви хранит множество примеров, когда христиане, в результате гонений лишившиеся возможности совершать богослужения в храмах или домах, собирались на молитву в полях и тайных убежищах. Писано бо есть, елико убо аще рекут едино Господи помилуи с братией, паче тысячи псалмов, еже един стоя и глаголет (Катехизис глава 61).

*Наши церкви лишены жертвенников, поэтому точнее называть их моленными – домами молитвы, получающими освящение от молитв, таким образом становящимися домами Божьими, в которых призывается Его имя, и Его святые.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: