2.1 Этрусская конфедерация
Общественное развитие этрусской не привело к созданию сильного государства с единой центральной властью. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.[17]
Из литературных и эпиграфических источников. Характерной особенностью их государственной организации была раздробленность, во многом напоминавшая положение, существовавшее в греческих полисах. Этрусские государственные образования - это ряд мелких региональных государств, число которых, по сообщениям античных авторов равнялось двенадцати. Будучи фактически независимыми, они составляли некое политически не прочное объединение, которое принято называть конфедерацией, союзом или лигой.
Из литературных и эпиграфических источников известны названия большинства городов – государств, входивших в состав союза. Ими несомненно были Цеора, Тарквини, Руселлы, Ветулония, Популония, Клкузий, Арреций, Перузия, Волатерры. Двенадцатым членом могли быть Фезулы или Кортона. В более раннее время союзу принадлежали так же Вейи, захваченные и разрушенные в самом начале IV века до н.э. После падения Вей их место заняла, по - видимому, Понулания, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение лишь портом и крупным центром металлургии в составе государства Воллатерр.
|
Очевидно, не было случайностью, что этрусская конфедерация складывалась из двенадцати городов. Аналогичным для нее мог послужить союз греческих ионических поселений в Малой Азии, с которыми этруски уже на заре своей истории поддерживали тесные отношения, и влияние которых не осталось бесследным, в частности при формировании их религии и культуры. Подобное же двенадцатиградие сложилось позже в этрусской колонизации – в Паданской области и Кампании.
Каждую весну в святилище богини Толтумны, в Толсиниях, собирались главы и представители этрусских государств. К этим собраниям приурочивались общенародные игры, подобные играм в Олимпии, Дельфах и Коринфе и устраивались многолюдные ярмарки. Собравшиеся обсуждали важнейшие вопросы общей политики, совершали государственные жертвоприношения и избирали главу союза, которым в период древней монархии поочередно становился каждый, из 12 этрусских царей. Положение такого «главного царя» и характер его власти остаются неясными. Согласно Страбону, он первоначально мог быть действительно главной фигурой, в какой – то мере объединившей весь этрусский народ. Но такое предположение не находит поддержки в сообщениях других авторов, а кратковременность полномочий «главного царя», напоминает скорее союзную магистратуру, чем полномочия правящего монарха. Более того, порядок простой очередности в выборах «царей» и быстрая утрата почти всех коллективных функций их преемниками в республиканский период, заставляют полагать, что эта должность не имела большого значения, и прерогативы главы конфедерации с самого начала были в значительной степени номинальными.[18]
|
Фактически они могли сводиться к выполнению некоторых официальных, культовых и других почетных обязанностей.
После ликвидации конфедерации должность главы конфедерации не была устранена, но, как следует из свидетельства Ливия, критский «царь» стал носить жрический титул, что же касается самого объединения, то оно постепенно превращалось в преимущественно религиозный союз, а единство в его действиях было далеко не всегда..
Все известное нам о практической деятельности городов показывает, что каждый поступал совершенно самостоятельно - воевал, мирился, заключал договоры независимо от других и от общего согласия. Из Ливия, мы, например, узнаем, о неоднократных обращениях во время союзных встреч жителей Вей к другим городам за поддержкой в их тяжелой борьбе с Римом. Ответ был каждый раз отрицательный и мотивировался тем, что Вейи, якобы, начали борьбу по собственной инициативе и поэтому должны ее и продолжать. Позже, Тарквиния и Цере также оказались лишенными поддержки в войне с тем же Римом. Не получили желаемой помощи и прибрежные этрусские города, боровшиеся с Сиракузами, за Корсику. Все это, безусловно, свидетельствует о слабости их политического союза. [19]
Вообще, этруски крайне редко предпринимали что – либо сообща. В то же время не прекращавшиеся распри и соперничество еще более ослабили их распыленные силы.
В конечном счете, отсутствие единства вылилось в одну из наиболее существенных причин их военных неудач, приведших страну к подчинению Риму.
|
До нас дошли не только сведения древних античных и римских авторов, но и материальные источники: развалины городов и поселений, захоронения и надгробия, предметы повседневно обихода и роскоши, драгоценности и многое другое почти все они усыпаны письменами,
Хотя многие надписи содержат сведения о городе – государстве у этрусков. В основном, это краткие и понятные надписи, указывающие на тот или иной участок земли, принадлежащий городу. Тексты дают так же сведения о принадлежности владельца к какой-либо общественной группе, о занятии им определенной должности.
Этрусские города – государства представляли экономическое целое, хотя и отличались по характеру своей экономики. Противоречие между интересами различных городов – государств нередко выливались в конфликты.
Представления о городе – государстве как социальном и политическом феномене у этрусков можно судить из надписей и эпитафий. Тексты в них краткие и потому понятные для прочтения. Они указывают на тот или иной предмет или участок земли, принадлежащий городу, тексты дают так же представления о принадлежности покойного к какой – либо общественной группе, занятии им какой – либо должности. Исследователи стояли на различных точках зрения относительно характера этрусского города. Одни ученые в нем видели в нем нечто совершенно отличное от греческого полиса и римской Civitas, их доводы сводились к высказыванию о том, что этрусский город не был полисом, поскольку в нем не было организации граждан. Ученый Г. Рикс, придерживается другого взгляда, в своих выводах он опирается на анализ анамостической формулы в надписях Северной Этрурии, в частности Перузии. Рикс установил существование гражданства в этрусских государствах. Об этом говорило наличие этрусского гентелиция с типичным окончанием на Verena santa. Так как это распространялось на италиков и умбров, то ученый предположил о проведении земельной реформы, которая дала «крепостным» италикам свободу и землю. После работы Рикса, мнение об этрусском государстве как полисе становится преобладающим, но тем не менее, Немировский говорит об отсутствии самостоятельной работы на данный момент в которой бы освещались все аспекты этрусского полиса в теоретическом плане, вследствие чего еще многие вопросы остаются без ответов. Начиная рассказ о составных частях этрусского города – государства стоит сказать несколько слов о терминологии. В ходе исследования этрусских текстов были отобраны слова с основой spur: sparal – города, sparethi – в городе, spureni – город, spurestres – гражданство. Частое упоминание этого слова доказывает развитость государственных отношений, а слово spurestres – существование гражданского коллектива. В этрусской лексике существуют еще несколько терминов для обозначения гражданской общины. Прежде всего, это слово tuti, в значении «государство», «общины».[20]
Так же как и в любом античном полисе, политическим, экономическим и административным центром этрусского государства был город, что дает основания называть его городом-государством. Этрусские полиса, так же как и, например, Афины, имели свои порты: полис Цере располагал портом Тирги, полис Тарквинии - портом Грависки. Но эти порты входили в полис, а их свободные граждане были гражданами Цере и Тарквинии.
В римских источниках этрусские государства фигурируют под названием главного города. Например Тит Ливий и Страбон, говоря о «тарквинийцах», «вольсинийцах», «вейянах», понимают граждан всего полиса, а так же свободных обитателей расположенных на их территории портов. Каждый город – государство в экономическом плане являлся целостной структурой с определенной специализацией: в Популонии первое место в экономике занимала добыча и обработка металлов, в Клузии сельское хозяйство. Нередко экономические различия приводили к военным конфликтам между полисами.
Территория занимаемая полисом занимаемая не большой. Об этом косвенно свидетельствуют локальные алфавиты, применяемые в различных городах – государствах.
Возвращаясь к вопросу о структуре этрусского порлиса можно сказать, что он сложен в связи с отсутствием этрусских источников, по словам Немировского единственным прямым свидетельством о структуре этрусского полиса является краткая характеристика Вергилия о своей родине Мантуе:
Мантуя! Предками славишся ты, но единого рода.
Рода имеешь ты три, по четыре племени каждом.
Ты же сама их глава, сильная кровью этрусской
Этот отрывок требовал разъяснения еще в древности. Современные исследоваетли в результате сопоставления его с устройством городов в самой Италии и за ее пределами, пришли квыводу: деление народа не тридцать частей, а плеимени на три части, в древности раасмтривалась как воля богов и и х установление. Такое установление было характерно для стран восточного средиземноморья и представлялось как законных порядок великих богинь и богов, покровителей царской власти. Это деление относится к периоду предшествующему, образованию государства, т. е. это родоплеменное деление общества. А так как в складывающемся государстве продолжали функционировать трибы, филы, курии, фратрии, то они наполнялись новым содержанием, объединенные трибами горожан различного этнического происхождения говорит о разрушении древней системы племен и курий при сохранении деления на 3 (30). последующий шаг превращал трибы в территориальные единицы.[21]
2.2 Этрусские города-государства
По данным литературных источников и археологии древнейшие города-государства возникли на западном побережье Апеннинского полуострова известного грекам как Этрурия. Этрусские тиррены были древнейшими строителями Италии. Даже слово «тиррены» имеет в своем корне turr, что означает на древних средиземноморских языках «крепость»[22] Залесский высказал мнение о том, что «территория городов Этрурии является Terra Incognita», но по словам Немировского это положение изменилось уже в 50-х гг. исследования подтверждают правильность античной традиции о местоположении городов, о занятиях населения и о его этническом происхождении.
Этрусские города, в том числе и те, которые специализировались на морской торговле были расположены, по меньшей мере, в 6-7 км от моря.
Эту особенность нельзя объяснить боязнью нападения пиратов, так как в период основания городов в Этрурии не было других пиратов, кроме самих этрусков, а греческие мореплаватели очень редко приближались к берегам Италии.
Страбон указывает, что там, где этруски могли действовать согласованно, они не только могли защитить себя от нападения противников, но в свою очередь нападать и совершать дальние походы.[23]
Но так же он указывает на то, что «побережье лишено гаваней. Поэтому основатели городов или совершенно избегали моря или же выставляли впереди укрепления со стороны моря чтобы эти города не оказались легкой добычей для нападения с моря»[24]. это высказывание Страбона относится к Популонии и можно ли его применить к остальным городам побережья, объясняя тем самым их удаление от моря вглубь страны, является спорным вопросом.[25]
Цере находился в 7 км от моря, занимая возвышенность, удобную для защиты. Он входил в конфедерацию этрусских городов, т.к. город был расположен близко к Риму, то сохранилось много легенд об основании и истории Цере. Например, Тит Ливий в Истории Рима рассказывает о постановлении диктатора Камилла, по поводу договора о гостеприимстве с церийцами.[26] Во время вторжения галлов в Цере скрылись весталки со своими святынями. Цере имел торговые связи с Восточным Средиземноморьем. Этому способствовало наличие богатых залежей медной руды. Об этом свидетельствуют данные археологии. Из Коринфа в Цере доставлялись керамические изделия, из Сирии и Кипра золотые и серебряные сосуды.
Портом Цере был Пирги, находящийся от него в 13 км. Пирги был известен своим храмом, который был разграблен в 374 г до н.э. флотом Дионисия Сиракузского. В 1957 году были обнаружены остатки храма, позволяющего датировать его V в до н.э.[27]
Крупным городом этрусской конфедерации были Тарквинии. Город господствовал над обширной плодородной областью. Тарквинии часто упоминались Титом Ливием[28] в связи с войнами, которые римляне вели за господство в Италии. Например, тарквинийцы и вийяне откликнулись на призыв изгнанного царя Тарквиния и выступили против римлян.
В северной Этрурии выделился город Ветулония Силлий Италик считает, символы царской власти в Риме – фасции, изумрудное кресло и тора с пурпурной каймой были заимствованы из Ветулония[29].
Одним из наиболее знаменитых этрусских городов была Популония, расположенная «на высоком мысе круто спускающемуся к морю в виде полуострова». Сервий считаеи Популонию древнее других этрусских городов, связывал историю этого города с жителями Корсики, которые участвовали в его основании. Но Немировский, ссылаясь на данные археологии, исключает возможность основания города корсами. По его словам, могильники Популонии носят черты чистой культуры беллановой, в городе имелась железная руда, добываемая на о. Эльба.[30]
К этрусской колонизации относилась Вольсиния. Город вел войны с римлянами на протяжении IV и III вв до н.э., и в последствии был разрушен, а неподалеку от него образовались новые Вольсинии. Археологические данные раскопок очень спорны, вследствие чего, определить точное местонахождение древних Вольсиний очень сложно.
Часто упоминается в древних источниках этрусский город Вейи, который, согласно сведениям Тита Ливия, вел войны уже в период «легендарных царей» Ромула[31]. Немировский, ссылаясь на Немушева, говорит о трех войнах Рима с вейями: первой, относящейся к начальному периоду Римской республики, второй – 438 – 426 гг до н.э. и третьей 406 – 396 гг. переданной вкратце как «десятилетняя осада Вей».
Имеются обширные археологические материалы, т.к. раскопки осуществляются с 1839 г. Были найдены укрепленные стены и храм, датируемый V в до н.э., некрополи с настенными изображениями.
Другой этрусский город, занимавший господствующее положение на пути в Адриатику, и входивший в 12-тиградие б. Клузий, «который в древности называли Камарис»[32]. В последствии он попал под власть Порсены и останки этого города не обнаружены.[33]
Город Арреция распологается «внутри страны в горах»[34], а точнее в предгорьях Аппенин длиз Арма. В начале он принадлежал Тарквинии и являлся противником Рима.
Эти города являлись крепостями, господствовали над определенной сельской местностью.
2.3 Этрусская культура и религия
Наиболее полную и разностороннюю информацию о происхождении этрусков дает их духовная жизнь и религиозные верования.
Главным источником при изучении этрусского религиозно – мифологического мира являются рисунки, рельефы, скульптурные изображения. Так же существуют различные свидетельства об этрусской религии в произведениях Варрона, Цицерона, Ветрувия, Ливия, Плиния, Сервия[35], в трудах которых можно почерпнуть данные о религиозном учении, пантеоне, культе и практике гадания, организации жречества. Но с использованием этих данных встает вопрос об их достоверности. Поэтому исследователи и сегодня обращаются к античным источникам и римским традициям, пытаются выявить их этрусские источники.
Некоторые источники указывают, что у этрусков отсутствовала литература, причем литература светская, оказавшая влияние на литературу Рима. Прежде всего, не подлежит сомнению приоритет в области театра, заимствованного ими у греков. Римляне считали этрусским и само слово, ставшее отображением названия самого актера в древности – nister.
С именем бога Сатурна, о культе которого у этрусской можно строить лишь предположения. На основании близкости его имени satres к этрусскому родовому имени satrma связано представление о его происхождении.
Значительно более подробные сведения дошли до нас через латинских писателей о религиозной литературе этрусков, она пользовалась известностью в Риме и содержала определенные знания из различных областей древней науки.
Согласно Цицерону этрусские религиозные книги подразделялись на три категории libriharus – pisini, fulgurales и rituales. Судя по косвенным данным древних авторов, эти книги были составлены в стихах, и, как говорит традиция, являлись откровением этрусского бога Тагета и нимфы Вмонии.
libriharus – pisini являлись трактатом о совершенствовании гарустиций, т.е. содержала правила гаданий по внутренностям животных и их толкованиях. Это была скорее самая древняя часть этрусской дисциплины.
Fulgurales содержит учение о смысле и значении молнии. Это было весьма трудно, молнии, в зависимости от места, времени года, дня ее падения, придавалось особое значение. Этруски отличали 9 божеств громовержцев, из них главное - Тикия обладал тремя молниями. Существовали различные жрецы, которые осуществляли толкования влияния молний на частные и общественные дела.
Rituales содержали правила основания и устройства городов по этрусским обычаям, сложившиеся еще в эпоху бронзы и применяющиеся при сооружении террамар. Соответсвующий ритуал был направлен на ориентацию направлений, идущих из определенного центра, отмеченного жрицом и освященного его действиями. Эти правила должны были кое – что содержать из геометрических познаний этрусков.
Составной частью этих книг были прогнозы относительно продолжительности человеческой жизни, описание загробной осуществлялось и по погребальным ритуалам.
В Этрурии существовали авгуры, которые являлись толкователями предзнаменований по полету, крику и кормлению птиц. Правила этих толкований так же находились в книге.[36]
По мнению Ельницкого, священные книги заключали в себе так же не мало исторических сведений и являлись своего рода этрусской Библией, с ним соглашаются и другие исследователи.
Отголоски этрусской религии можно найти в религии римлян. В определенной степени это объясняется тем, что что в основе этих двух религий лежат общеиталийские религиозные представления и культовые навыки, сложившиеся в предшествующие эпохи их совместного культурного развития.
Этрусская религия обладала космогоническим учением, имеющим точки соприкосновения с легендой Исиода о веках мироздания, а еще более с древневавилонскими и библейскими сказаниями космогоническо – пророческого характера. По этому учению творец создал мир за 12 тыс. лет, корреспондирующих с 12 знаками зодиака. Человеческая жизнь так же слагалась из 12 семилетий. Человек, проживший более 9 семилетий, не мог более расчитывать на помощь очистительных культовых действий.
Эти этапы создания на некоторых моментах сходны с Библией. Ученые Ж. Биде и Ф. Нюмона считают источником Суды сочинения еврейского автора, который был знаком с греческим и зороастрийской литературой. М. Паллатино полагает, что текст Суды – компеляция этрусских и христианских элементов в литературной обработке поздней эпохи Рима. А Паиньоль, возражает против обеих трактовок, находя элементы этрусской космогонии, изложенной Судой, в этрусском тексте того времени, когда христианство еще не существовало, а контакты этруссков сносителями иудаизма не достоверны и маловероятны.[37]
В эпоху Сасанидов, в котором время жизни человечества ограничивалось все то же цифрой – 12 тыс. лет, этрусское космогоническое учение восхордит к какому – то общему восточному источнику, а не к Библии.
Представление о человеческом веке перенеслось затем и на государственную жизнь, возникло учение о веках в жизни государства, которое затем, перешло в Рим, где столетние празднества, то же, что и этрусские ритуальные очистительные игры, исполнявшиеся по истечению века в жизни государства.. по истечению 9 веков, круг исторической жизни человечества должен был начинаться с начала.
Исследователь Немировский говорит о времяисчислении у этрусков и умбров сутками – от полудня, до полудня. По его мнению, это исчисление заимствовали умбры у этрусков, вычисление полудня требовали сложных жреческих правил. Необходимы были приспособления, сначала – примитивные, а затем более сложные. Этрусская неделя состояла из 9 дней. Девятый, праздничный день, предназначался для приветствия царя. В III в до н.э. римляне изменили такую последовательность и ввели восьмидневную неделю. Исследователям известны названия восьми месяцев этрусского календаря, но, скорее всего, их было больше, на это указывают археологические материалы. Наиболее крупной единицей измерения времени был век. Этрусский аналог слову «век» ученым неизвестен.[38]
Цензорин называет «веком» период человеческой жизни от рождения до смерти. Это понятие было перенесено на полис. Полисный век – это период жизни одного поколения граждан. Из этого следует, что этруски связаны не как этническое общество, а как полисное. Века Тарквиний, Цере, вей не совпадали. Но в другом отрывке того же Цензорина дается ясная концепция векоисчисления со ссылками на Веррона. Так же у древних авторов не было единого мнения об общем количестве веков, отпущенных этрусскому народу.[39]
Заключение
Изучение данной темы позволило сделать следующие выводы:
Рассмотрение проблемы происхождение этрусков показало, что на данный момент существует три теории происхождения этрусков, но ни одна из них не имеет преобладающего влияния, так как с новым витком развития появляются все более новые археологические, лингвистические, этнографические и другие материалы, которые склоняют маятник научных мнений, то к одной, то к другой теории.
Выявление общественно-политического устройства городов – государств Этрурии показало, что оно представляло собой конфедерацию 12 государств, которые являлись самостоятельными политическими образованиями, но носили не постоянный характер.
Анализ культурного развития народа, позволил раскрыть основные религиозные воззрения, космогонические представления этрусков, а так же понятия о времени и религиозные трактаты.
В указанный хронологический период этрусская конфедерация достигла наивысшего развития политической и общественной отношений, после которого развитие идет по нисходящей линии.
Таким образом, данная тема предполагает дальнейшее изучение вопроса о влиянии Этрурии на становление и развитие римского общества, его культурных особенностей, а так же влияние и взаимодействие соседних с ними племенных образований, и, более того, выявление восточных элементов в самой культуре этрусков.
Список литературы:
1. Геродот История. В 9 книгах. - М., 1993
2. Корнелий Тацит. Сочинения: в 2 тт. т.1 – Анналы. Малые произведения. Т.2. – История – СПб., Наука, 1993.
3. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Перевод с греческого И. Алексеева – СПб, 1774
4. Страбон. География. В 17 книгах. Научно – издательский центр «Ладомир» - М., 1994
5. Тит Ливий. История Рима от основания города. – М., Наука, 1989.
7. Фукидид. История. \ Под ред. Боровского. – М., 1981
8. Андреев Ю.В. Раннегреческий полис – Л., 1976
9. Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках в работе Н.Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. – М., 1935
10. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии – М., 1982
11. Бекштрем А. Исследования в области этрускологии. Выпуск 1. СПб, Типография М.А. Александрова, 1908
12. Блаватский Т.В. Греческое общество во II тыс. до н.э. и его культура – М., 1976
13. Богаевский Б.Л. Этруски в работах Н.Л. Марра\\ история докапиталистических формаций. – М. – Л., 1935
14. Бурман Я. Моухова Б. Загадочные этруски – М., 1970
15. Вогэн А.К. Этруски. Изд-во «Кросс», 1998
16. Гордезиани Р.В. Этруски и картвильский. – Тбилиси, 1980
17. Залесский Н.Н. Этруски в Северной Италии. – Л., 1959
18. Залесский Н.Н. К истории этрусской колонизации Италии в VIII- IV вв. до н.э.
19. Залесский Н.Н. К социальной истории этрусков - Ученые записки ЛГУ. Вып. 17, 1950
20. Залесский Н.Н. Этруски.\\ Проблемы истории докапиталистических обществ – М.- Л.,1935, № 5-6
21. Залесский Н.Н. Этруски в Риме – Научные доклады высшей школы. – История науки – М., 1953, вып. 1
22. Ильинская Л.С. История и культура античной Италии и Рима в свете археологических открытий последних десятилетий – ВДИ, 1973, вып. 1
23. История Древнего Рима \ под ред. В. И. Кузищина. – М., 2000
24. Ихоленштейн Г. Историческое значение вопроса об этрусках – ВДИ, 1938, № 4.
25. Кондратов А.М. Этруски. Загадка номер один. – М., 1977
26. Мавлеев Е.В. «Книша жизни» у этрусков. Труды государственного Эрмитажа XVII век. – Л., 1976.
27. Мавлеев Е.В. Греческие мифы в Этрурии. О понимании этрусками греческих изображений. – Античный мир и археология. – Саратов, 1979
28. Малк И.Л. Проблема населения древнейшего Рима - ВДИ, 1979, №1.
29. Наговицин А.Е. Этруски. Мифология и религия этрусков. – М.,2000
30. Негай Ф.М. Рим и италики. Минск, 1963.
31. Негай Ф.М. Образование римского государства – Минск, 1972.
32. Немировский А.И. Этруски в греческой литературе и историографии. – ВДИ, 1976,№3.
33. Немировский А.И. Идеология и культура древнего Рима., Воронеж, 1964
34. Немировский А.И Этруски: от мифа к истории– М., 1983
35. Немировский А.И. Каталог этрусских кораблей в «Элиаде». – ВДИ., 1977, №1
36. Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969,
37. Немировский А.И. История развития Рима и Италии. – Воронеж, 1962
38. Сестов В. Римское гражданство. – М., 1970
39. Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. – Новосибирск, 1980.
[1] Страбон. География. Кн.2, гл5.11. М.., 1994. С. 118
[2] там же с. 192
[3] Буриак Л. Моухова Б. Загадочные этруски. – М., 1970. С. 25
[4] там же с. 29
[5] К. Тацит Аналлы. Кн. 4, 55 СПб, 1993, с. 134
[6] Буриак Л. Моухова Б. Загадочные этруски. – М., 1970. С.34
[7] Тит Ливий. История Рима от основания города. Кн. V гл. 33 М., 1989 с. 138
[8] Немиоровский А. И. Введение в этрусскологию. – Воронеж, 1962 с. 10
[9] Фукидид. История. М., 1994 кн.4, 109; с. 208
[10] немировский А. И. Этруски: от мифа к истории М., 1983, с. 37
[11] Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М.,1983 с. 45
[12] Немировский А. И. Введение в этрускологию. – Воронеж, 1962 с. 24
[13] Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории. М.,1983 с 48
[14] там же. С. 75
[15] Негай Ф. М. Образование римского государства – Минск, 1972.с. 64
[16] Немировский А. И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969, с. 78
[17] Аптекарь Б.Б. К вопросу об этрусках в работе Н. Л. Марра \\ Проблемы истории докапиталистических обществ. – М., 1935
[18] Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории. М.,1983 с 105
[19] Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 95
[20] Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 103
[21] Немировский А.И., Харсекин А.И. Этруски. Введение в этрускологию. Издательство Воронежского университета. – Воронеж, 1969. С. 108
[22] Немировский а. И. Истрория раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962, с. 67
[23] Страбон География. Кн.V, 2 - М., 1994 с. 206
[24] там же. 207
[25] там же с. 210
[26] Тит ливий. История Рима от основания города. – М., 1989 с. 277
[27] Немировский А.И. История развития Рима и Италии. – Воронеж, 19622 с. 167
[28] Тит Ливий. История Рима от основания города.м., 1989 кн. 2, 6
[29] Немировский А.И. История развития Рима и Италии. – Воронеж, 1962
С.169
[30] Там же с. 168
[31] Тит Ливий. История Рима от основания города. Кн. 1, 15 – М., 1989.с. 64
[32] там же кн. Х,25 с. 481
[33] Страбон. География. Кн.V, 9. М., 1994 с. 212
[34] там же с. 212
[35] Немировский А.И. Этруски: от мифа к истории.М., 1989 с. 164
[36] Немировский А.И. Идеология и культура раннего Рима. Воронеж, 1964 с. 187
[37] там же.с. 188
[38] Немировский А. И. Этруски: От мифа к истории.М., 1989 с. 169
[39] Немировский А. И. Этруски: от мифа к истории.М., 1989 С.185