В последние десятилетия скорость восприятия информации последовательно увеличивается. Это вызывает потребность четкого структурирования информации и, как следствие, увеличение количества текстовых блоков на полосе при уменьшении их среднего объёма. Чтобы привлечь внимание к материалу и облегчить его восприятие периодические издания используют многоканальный способ подачи информации - пакетный подход. Графика газеты усложняется, на полосах появляются новые виды элементов. Вместо главной иллюстрации и сопровождающего ее блока основного текста, современная полоса газеты содержит врезки, списки, резюмирующие блоки, таблицы, графики и т.д. При этом различные блоки информации (комплексы элементов) нужно расположить так, чтобы читатель не запутался в них, смог уследить за мыслью, понять логику повествования, выделить главное. Не читать большой кусок, а выхватить самое интересное. Чем больше элементов на полосе, чем разнообразнее они по своему содержанию и оформления, тем выше потребность в четкой структурированности пространства газетного листа. А в этом случае модульная сетка является незаменимым инструментарием.
Сегодня на русском языке доступно не так много литературы по применению модульных сеток вообще и в газетах, в частности.
А. Херлберт, «Модульная сетка» - книга издана на русском в 1986 г. и может рассматриваться теперь как описание части истории развития сеток. Содержит описание основ создания композиции с помощью сеточных структур.
Табашников И.Н., «Газета и дизайн» - выпущенный в 1994 г. учебник. Там речь идёт о растровой сетке, применяемой в фотонаборе. Как и Херлберт, даёт основные принципы работы с сетками.
|
Описания сеток в учебниках Тулупова и Галкина основываются на труде Табашникова и настолько малы по своим размерам, что их сложно было найти.
Статья С.И. Серова на ресурсе «Kak.ru» содержит очень образное и интересное описание сеток, но полного представления о сетках и работе с ними после прочтения не появляется.
Статья М. Гарда «Сеточная система вёрстки» (перевод) описывает совершенно конкретные приёмы построения модульных сеток на основе пропорций полей и кегля шрифта. Стоит отметить короткое и ясное описание классического метода расчёта книжных полей.
А. Черенкевич, цикл статей о модульных сетках. По сути - осмысление материалов других авторов с описанием особенностей применения сетки в верстке сайтов. Один из немногих описывает явление оптической компенсации.
Вообще, сложилось впечатление, что про модульную сетку, как про набор направляющих в мастере страниц в отечественном дизайне не знают и не слышали. Бланки, макеты, растровые сетки… Всплеск фотонабора уже забыт, теперь совсем другие технологии и процесс вёрстки изменился весьма значительно. Даже учебник Тулупова, вышедший в 2005, не соответствует реалиям. При всём этом обращение к литературе, выпущенной на западе, кажется адекватным решением.
Сетка, во-первых, позволяет сделать различные элементы полосы соразмерными друг другу - ведь каждый из них кратен типовому модулю. А во-вторых, помогает быстро создавать упорядоченные композиционные решения, основанные на единой системе пропорций. Пробельные отступы согласовываются с межстрочным интервалом, пропорции иллюстрационных или текстовых блоков соотносимы друг с другом, так как находятся в жесткой зависимости от единого модуля, который, в свою очередь, согласовывается с основным форматом набора. Таким образом, достигается подчеркнуто организованная пропорциональность всей конструкции издания8. Каждая ось сетки является началом отсчета, акцентом. Следовательно, усиливается роль ритмов, происходит ритмическое упорядочивание пространства. Вместо серебряной мелодии классической флейты на сцене появляются барабаны модернизма9.
|
Помимо визуального структурирования информации и создания гармоничной композиции на полосе, сетки помогают сохранять единую логику в композиции номера, упрощают процесс ориентирования читателя, участвуя в навигационной системе издания.
Кроме того, что использование модульной сетки дает очевидное эстетические (логичность, стройность композиции) и функциональные (упорядоченность полос, упрощение навигации) преимущества изданию, ее внедрение способствует рационализации труда при верстке или монтаже полос10. Она позволяет компоновать большое количество информации за существенно меньшие сроки, так как многие из дизайнерских решений уже продуманны11.
Однако, если художник, разрабатывая сетку, не продумает до конца своей конструкции, то может оказаться, что именно сетка преградит ему путь к правильному решению12 («слишком крупный модуль жестко зажмёт материал. Слишком мелкий сделает вёрстку случайной»). «Ставя картинку и текст в одном месте определенным образом, необходимо все время как бы забегать вперед, проигрывать в воображении всю пьесу в целом. Это эстетика, устремленная в будущее»13.
|
Когда же сеткой пользуются мастерски, бережно и с чувством меры, появляется красивые, выразительно оформленные страницы и вся конструкция обретает единство, целостность, производит совсем особое впечатление.
Знание особенностей применения сеток при конструировании не только периодических изданий, но и интернет-сайтов позволяет развить гибкость мышления в применении сеток вообще, и помогает гармонично взаимозаимствовать приёмы вёрстки в разных областях информационного дизайна.
Таким образом, модульная система организации пространства известна с ранних времен человеческой цивилизации. Среди наиболее известных систем пропорций можно назвать «ряд Фибоначчи», золотое сечение и Модулор.
В современном понимании модульные сетки появились в 1950-е годы, их дальнейшему распространению немало способствовало технологическое перевооружение полиграфии - появление офсетной печати. В нашей стране сетки активно начали осваиваться в 1970-е годы, в 1980-х издается на русском языке книга Херлберта «Сетка», а Игорь Табашников формулирует свои методические рекомендации по внедрению сеток.
Среди преимуществ использования сетки в газете исследователи оформления периодических изданий называют логичность композиции, упрощение навигации и ускорение процесса вёрстки.
Если представить вывод в виде лаконичного списка, выходит, что преимущества сетки - это:
логичность, стройность композиции;
визуальная организованность информации;
упрощение навигации на странице (полосе);
систематизирование работы верстальщика;
ускорение процесса верстки.
К сложностям же, которые выделяют исследователи, можно отнести:
необходимость кропотливого анализа содержания проекта перед созданием сетки;
наличие у человека чувства композиции и склонности к структурированию, которые появляются вместе с опытом.