Тимоти Самара и его книга «Создавая и ломая сетку». Краткая справка




 

Тимоти Самара - графический дизайнер и преподаватель, автор целого ряда книг по дизайну и структурированию информации. Живет и работает в Нью-Йорке, распределяя рабочее время между преподаванием в ряде учебных заведений: School of Visual Arts, NYU, Fashion Institute of Technology, Parson School of Design, Purchase College. Также пишет статьи и книги, читает лекции и дает консультации через STIM Visual Communication. Его дизайнерские проекты посвящены вопросам разработки брендов и информационного дизайна корпоративных клиентов и некоммерческих организаций, большинство его работ посвящено печати, дизайну среды и цифровым медиа-средствам. Он преподавал и читал лекции во многих учебных заведениях: U-Arts, Филадельфия; Newhouse School Communication, Университет г. Сиракузы; Western Michigan University, Мичиган; Rensselaer Polytechnic Institute; SUNY Fredonia; Mohawk Valley Community College, Рочестер; Alfred University, Alfred, Нью-Йорк.

Среди других его известных работ отмечают книгу «Типографика цвета. Практикум», где излагаются основы колористики и шрифтового искусства. А так же «Дизайн публикаций. Практикум», содержащую максимально детализированную информацию по дизайну журналов, бюллетеней, выставочных каталогов, годовых отчетов, газет и каталогов товаров.

Многие дизайнеры дают хорошие рецензии его работам. Так, команда восточноевропейских дизайнеров и рекламщиков «Bruketa&Žinić OM» говорит, что влюбилась в книгу Тимоти Самары «The Designer’s Graphic Stew», особенно выделяя необычный подход автора к изложению темы. А бразильский дизайнер Педро Рибэйро говорит, что «Создавая и ломая сетку» должна быть в библиотеке любого графического дизайнера.

Также стоит добавить, что книга Самары «Элементы дизайна» получила платиновый сертификат в конкурсе «Graphic Design Award».

 

«Создавая и ломая сетку»

 

Книга была издана в 2002 г. и посвящена работе с сетками различных видов. Особенность авторского подхода состоит в том, что он не просто рассказывает о сетках, иллюстрируя примерами, а подробнейшим образом разбирает сложные проекты, объясняет, почему модульная сетка имеет именно такую конструкцию, указывает на сильные и слабые стороны такого решения, приводит другие возможные варианты. Каждому проекту отведён самостоятельный разворот. Это помогает не сбиться с мысли при изучении довольно сложного материала.

Книга состоит из 2-х основных разделов:

«Создавая сетку»

) история развития сеток;

) основы их построения;

) примеры.

«Ломая сетку»

историческая справка;

методы деконструкции;

примеры.

) «Создавая сетку»

) В исторической справке Самара даёт подробное описание пути развития сеточных структур, начиная с середины XIX в., то есть последние 150 лет. Только в его книге я встретил описание большинства художественных течений тех времён, которые повлияли на развитие идей структуры в дизайне. «Искусства и ремёсла», конструктивисты, футуристы, «Баухаус», «Стиль», Кандинский, Тео ванн Дойсбург, Чихольд и многие другие занимают своё место в истории. Важно, что процесс прослеживается вплоть до наших дней. Этого куска не хватает, когда читаешь Херлберта или Табашникова (а это фактически единственные масштабные исследования модульных сеток, доступных на русском языке).

Благодаря дотошности Самары в голове складывается наиболее полная картина событий этого периода. Сетка приобретает почву, без которой её использование не могло быть до конца осознанным. Становятся понятны и обоснованы устоявшиеся правила, в голове появляются мысли о соответствии временной стилистики проекта и инструментов, применяемых для создания этой стилистики. Например, чтобы сделать афишу в стиле начала 20-го века, скорее всего, мне понадобится простая модульная сетка, а для буклета в стиле начала 19-го века мне будет достаточно базовых линий и канонических пропорций полей.

Раздел с историей оказался самым сложным для перевода. Большое количество названий и имён, верность перевода которых приходилось сверять с отечественными теоретическими источниками, немецкие слова, «толстовские» длинные предложения без точек сильно тормозили работу.

) В части с методическим описанием Самара рассказывает о том, как работают сетки, где их применение уместно и зачем их вообще использовать. Он обозначает их основные полезные качества:

экономичность (Использование сетки позволяет компоновать большое количество информации, сколько содержится в книге или в серии каталогов, например, за существенно меньшие сроки, так как многие из дизайнерских решений уже продуманны в её структуре);

эффективность (сетка привносит порядок в расположение, разделяет типы информации и упрощает навигацию в них);

последовательность и понятность (сетка позволяет нескольким людям сотрудничать в работе над одним проектом или серией родственных проектов одновременно, без угрозы нарушения установленных визуальных норм);

Затем автор переходит к описанию анатомии сеток, вводит основные понятия и термины, которыми оперирует в части с примерами:

Модули - самостоятельные единицы пространства, которые повторяются на странице, образуя колонки и ряды, и отделяются друг от друга регулярными интервалами.

Колонки - это вертикальные блоки текста, которые образуют горизонтальные границы между полями. Возможное количество колонок неограниченно. Обычно колонки по ширине одинаковы, но иногда они варьируются в зависимости от типа отображаемой информации.

Поля - это незадействованное пространство между краем листа заданного формата и запечатанной областью. Поля окружают и очерчивают пространство, занятое текстом и изображениями. Пропорции полей имеют очень большое значение, поскольку влияют на динамику композиции. Поля также помогают сфокусировать внимание, обеспечивают отдых для глаз. Зачастую на полях размещается справочная информация.

Направляющие - это линии, которые «раскраивают» пространство страницы на горизонтальные полосы. Они направляют движение взгляда по горизонтали, а также служат вспомогательными границами для обозначения конца или начала как вербального, так и визуального сообщения.

Пространственные зоны - это группы модулей, которые образуют чётко выраженные области. Каждая область может играть особую роль при размещении информации: например, вытянутые горизонтальные участки могут быть задействованы под изображения, а области ниже - под несколько колонок для текста.

Самара даёт простой алгоритм построения сетки, позволяющий неопытному дизайнеру избежать большинства ошибок, обращает внимание на создание графического ритма, предостерегает от главенства сетки над содержимым. Особенностью этой книги является наличие описания всех видов сеточных структур. Помимо модульной сетки в книге так же описываются блочные, иерархические и колонные сетки.

Наличие теоретической части помогает мыслить «на одном языке» с автором (понимать, что Самара имеет в виду, когда по-английски говорит: «приличное количество колонок позволяет дизайнеру добавлять ритм и динамику в текст через изменение линий выравнивания абзацев», например), исключает двусмысленность большинства терминов и подготавливает к последующим примерам.

Важную роль в освоении темы для меня сыграл раздел с описанием разновидностей сеток. Самара выделяет следующие типы:

блочная (самая простая, состоит из массивного прямоугольного блока текста и полей; чаще всего применяется в книгах и буклетах);

колонная (довольно гибкая структура; состоит из 2х и более вертикально вытянутых колонок; они могут быть равнозначны или различаться по степени важности; удобна для совмещения разных типов информации);

модульная (особенно хороша для сложных проектов, где требуется повышенный уровень контроля над элементами; выглядит, как колонная сетка, но с большим количеством горизонтальных направляющих, формирующих одинаковые модули);

иерархическая (используются в тех проектах, где информационные и визуальные потребности невозможно удовлетворить стандартными приёмами; чаще всего используется в сочетании с сеткой другого типа и основывается на интуитивном расположении некоторых элементов с соблюдением основных пропорций).

Каждый обозначенный тип сетки имеет схему и описание, что впоследствии оказалось почти необходимым для обращения с книгой. А описание других видов сеток, помимо модульной - уникальные сведения, которые я не встретил ни в одном из прочих источников.

Перевод этой части давался наиболее просто, вероятно потому, что повествование здесь последовательное и сухое, без фразеологизмов и метафор. Сложности вызвали некоторые конструкции.

Примеры - самый большой раздел книги. Каждый разворот строится по одной системе: оглашается структура использованной в проекте сетки, даётся схема, большую часть занимают примеры реальных страниц с описанием того, как и почему была использована сетка конкретной структуры. Каждому развороту присвоен свой номер и указаны номера других разворотов, где представлены сетки схожей структуры. Помимо основных типов (блочная, колонная, модульная, иерархическая) в книге представлены примеры смешанных сеток (колонная-модульная, модульно-иерархическая и т.п.). Конкретных рекомендаций по применению сетки того или иного типа Тимоти Самара не даёт, но по представленным примерам можно сделать вывод, что модульная сетка удобна для проектов с большим количеством элементов (отчёты, буклеты), колонная - для презентаций и сайтов, блочная - для книг и обложек, а иерархическая - для проектов с нестандартными задачами.

Современные периодические издания чаще относятся к полиграфическим проектам с большим количеством элементов. Раньше структура их была довольно проста (текст и картинки), и колонная сетка удовлетворяла насущные потребности в упорядочивании информации. Теперь же исключительно сложная модульная сетка способна гармонично организовать весь спектр видов информации, представленный на полосах крупных периодических изданий. Иллюстрации нестандартных форм, мелкие смысловые блоки текста, кэпчуры и отбивки требуют более точной структуры, нежели простые колонки.

Особенность работы Тимоти Самары заключается в том, что он рассматривает весь спектр продуктов дизайна, использующих в своей основе сеточную структуру. Это многостраничные издания, буклеты, брошюры, сайты, цифровые справочники, плакаты, отчёты, обложки журналов, фирменные стили, внутрикорпоративная полиграфия, выставочные стенды… В связи с современной тенденцией всеобщего заимствования, это плюс, потому что графические приемы оформления газет заимствуются из журналов, плакатов и сайтов.

Наличие примеров сеток в виде схем для каждого проекта позволяет включиться в процесс изучения представленных примеров и без описания. Однако сопровождающий текст раскрывает все нюансы использования конкретных схем, что в сочетании с довольно большим количеством примеров разностороннего использования сетки отдельного вида позволяет оценить её организационные возможности и потенциальные случаи применения. Структура разворота «схема-пример-описание» позволяет изучить предмет максимально подробно. Есть проекты, где сетка используется настолько разнообразно, что вычленить её структуру становится невероятно трудно неподкованному в этом читателю (1.08, 1.14, 1.17, 1.22…). Разобраться в них помогает именно схематическое изображение сетки. Описание же проекта помогает увидеть помимо очевидных плюсов ещё и детали, благодаря которым композиция кажется гармоничной (1.07, 1.12, 1.26, 1.31…).

Например, на развороте 1.26 представлен финансовый отчёт одной из берлинских больниц. По двум колонкам текста в примерах оформления страниц можно предположить, что использована колонная сетка, однако большое количество таблиц, графиков и иллюстраций сбивают с толку. Помимо этого не сразу обращаешь внимание на сложную архитектуру проекта. В описании же всё это подробнейшим образом поясняется.

Этот раздел, будучи самым объёмным, занял дольше всего времени при переводе. Написанный живым языком текст и обилие различных терминов периодически вызывали затруднения. Работу упрощало наличие наглядных примеров, анализируя которые можно было более корректно перевести слова автора на русский язык.

) «Ломая сетку»

) Вторая часть посвящена рассмотрению примеров построения композиции не на основе модульной сетки, а на интуитивном, экспрессивном расположении визуальных акцентов. Этот процесс Тимоти Самара называет «сломом сетки» и подробно анализирует его историко-культурные предпосылки.

Процесс слома сетки, как считает Самара, начался одновременно с её появлением, в конце 19 в. Интуитивное композиционирование, столь популярное сейчас, возникло благодаря индустриализации, развитию технологий и эстетической мысли. В основе этого лежит экспрессионизм.

«В начале 20-го века дадаисты восстали против логики и рационализма, основывая своё творчество на разрушении какой бы то ни было структуры». Кубисты дробили реальность на примитивные формы, символисты исказили смысл даже материальных предметов, Гийом Апполинер создавал каллиграммы, где слова приобретали визуальные образы.

«В 60-е, поиск средств выражения персональных ощущений и личного опыта подкрепляется сексуальной революцией, рок-н-роллом и молодёжной культурой. Бунт против корпораций означал бунт против сетки в дизайне. Становится понятно, что сетка - лишь один из способов создания структуры».

В 70-е Американский дизайн разделяется на 2 течения: западный, где превалирует интуитивный подход, и восточный (европейский), где сетка остаётся главным инструментом создания структуры.

В середине 80-х появляется персональный компьютер и к 90-м вдруг возникает огромное количество работ людей, не получивших дизайнерского образования. Интуитивное композиционирование в их случае не имело никакого отношения к структуре вообще, а было чистой воды самовыражением.

Вторая часть книги, вопреки ожиданиям, не противопоставляется первой, а является её продолжением, более сложным развитием. Важно отметить, что Самара называет её «Ломая Сетку», подчёркивая тем самым наличие некоторой логики в действиях при интуитивном композиционировании. То есть, даже в хаосе есть структура, и, вероятно, более сложная, чем может казаться. Но чтобы сделать этот хаос приятным для восприятия (или наоборот, если ставится такая задача), нужно научится создавать структуру, о чём говорится в первой части книги.

Противопоставление между подходами всё-таки есть. Оно заключается в эффекте, который оказывает определённый способ композиционирования на читателей. Наличие строгой и явной (распознаваемой) структуры помогает ориентироваться в информации, ускоряет процесс её восприятия и настраивает на рациональное к ней отношение. Отсутствие же очевидных организационных признаков задействует эмоциональный уровень восприятия.

Исходя из этого, можно утверждать, что для периодических изданий в большинстве случаев уместным будет структурный подход организации данных.

В разделе с описанием основных методов деконструкции Самара говорит, что использование сетки обусловлено содержанием проекта. Бывает, что нужно избегать появления структуры, чтобы добиться определённой эмоциональной реакции от аудитории.

«На телевидении звук, видео, статичные изображения, подвижная типографика и инфографика накладываются друг на друга. Это подготовило людей к более сложным формам подачи информации и дизайнерским решениям».

Самара отмечает, что «нет готовых решений и правил в деконструктивной вёрстке, но есть несколько принципов работы с элементами»:

Слом сетки

Готовая сетка подвергается различного рода манипуляциям. Можно «разрезать» и сместить части, вследствие чего возникнут новые связи между элементами. Можно наложить части друг на друга или наклонить оси; изменить плоскости модулей или их размеры - и всё это возможно применить одновременно.

«Игра» со словами.

Слова или фразы разбиваются на части, изменяется кегль, начертание, цвет шрифта, сам шрифт, выравнивание символов в сроке… Это помогает выделять нужные части, задавать новый ритм прочтения материала.

Спонтанная оптическая композиция.

«Между используемыми в проекте материалами выявляются взаимоотношения и на их основе строятся связи между элементами. Метод схож с коллажированием: чувство отсутствия единого направления и одномоментность могут вызвать интерес зрителя, доставив ему простые и приятные впечатления».

Отсылка к концепту, идее.

В качестве структуры берётся идея какого-нибудь явления или предмета. Сетки нет, но за счёт идеи достигается единство элементов (блоки текста могут стекать струями дождя, разлетаться осколками после взрыва…).

Случай

При определённом количестве известных обстоятельств (ширина кисти, текстура материала, характер движений) результат остаётся непредсказуемым, положен на волю случая.

Примеры в этой части книге совершенно схожи с примерами в предыдущей и по структуре и по характеру содержания.

Так как деконструирование не представляется уместным в оформлении периодических изданий, вся вторая часть книги не была письменно переведёна.

Книга Тимоти Самары «Создавая и ломая сетку» содержит достаточно полные и подробные сведения об истории методов композиционирования и даёт адекватное представление о принципах работы с ними. Начинающим дизайнерам периодических изданий она поможет разобраться в том, что такое «сетка», с чего начинать её освоение и в каком направлении двигаться. А впоследствии способствует переходу на новый уровень, когда знание основ перерастает в понимание принципов.

Профессионалам же она наверняка поможет найти свежие и интересные решения для повседневных задач в структурировании информации и, вероятно, восполнит пробелы в теории организационного процесса.

 

 


Заключение

 

Исследование темы модульных структур - важное направление, так как внешний вид будущих периодических изданий во многом зависит от того, какой каркас будет заложен в их основу. Но чтобы двигаться вперёд, нужно знать, что было раньше. Именно поэтому важно изучить историю сеток и иметь представление о том, какие исследования по этой теме уже были проведены, то есть изучить литературу.

Книга «Создавая и ломая сетку» - наиболее полный источник сведений о сетках, который я встретил в процессе изучения литературы на данную тему. Знакомства с ней может быть достаточно для ознакомления с сетками.

Надеюсь, перевод книги Тимоти Самары и мой небольшой анализ будут полезны в изучении истории сеток и литературы, написанной по ним. А также помогут студентам младших курсов понять основы их применения в оформлении современных периодических изданий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: