Введение
Стремление к логике и организации заложено в природе человека, а сейчас это стремление особенно выражено по отношению к информации. Чтобы сделать информацию максимально понятной, её разбивают на смысловые блоки, а организовывать их лучше всего с помощью блоков визуальных. Модульная сетка создана, чтобы решать эту задачу.
За последние 10-15 лет архитектура газеты усложнилась. Количество типов информации на одной полосе возросло и продолжает увеличиваться, поэтому создание красивой современной газеты немыслимо без использования сетки, что подтверждает актуальность темы данного исследования.
Однако, обратившись к русскоязычным источникам, стало понятно, что тема эта как-то обходится стороной современными исследователями в России. Большая часть материалов издана в прошлом веке, описывает сетку поверхностно или без надлежащей фактической базы.
В этих условиях кажется закономерным обращение к англоязычным источникам, в которых тема освещена намного подробнее. Среди довольно широкого спектра книг, посвящённых сеткам, я выбрал работу Тимоти Самары «Создавая и ломая сетку» по нескольким причинам:
. Книга содержит информацию по конструированию сеток всех уровней сложности, от простой блочной, до осложнённой модульной.
. Способ подачи информации в книге позволил соотносить переведённый текст с визуальными элементами, что способствовало улучшению качества адаптации материала.
. Блок, посвящённый интуитивному композиционированию, описывает такие методы работы с модульными системами, которые редко встречаются даже в англоязычной литературе.
Тимоти Самара - американский графический дизайнер и преподаватель, неоднократный победитель конкурсов, автор целого ряда книг по дизайну и структурированию информации. Его авторитет признаётся многими практиками по всему миру.
|
Целью моего исследования была адаптация для теоретического и практического применения работы Тимоти Самары «Создавая и ломая сетку», посвященной использованию модульных сеток при конструировании различных видов печатной продукции. Эта цель потребовала постановки ряда задач, последовательно реализующихся в двух главах:
. Доказать важную роль сеток в моделировании современных периодических изданий.
. Систематизировать сведения об истории развития модульных систем, их видах и принципах применения в различных информационных средствах на основе книги Тимоти Самары.
В первой главе из нескольких источников синтезирована история развития сеток, а также рассмотрены преимущества их использования в периодических изданиях.
Во второй главе представлен комментарий к переводу книги «Создавая и ломая сетку» в соответствии с её структурой. Это описание процессов создания и применения сеток разных видов, оправданных различными характеристиками проектов.
Курсовая работа состоит из 2х глав в соответствии с логикой решаемых задач, введения, заключения, списка использованных источников и литературы. В приложении к работе представлен перевод первой части книги Тимоти Самары «Создавая сетку».
Процесс работы над курсовой состоял из 3х основных этапов:
. Обзор литературы по теме сеток.
. Перевод книги «Создавая и ломая сетку».
. Анализ изученных сведений.
|
Это исследование может быть полезно на первых стадиях изучения темы модульных структур для студентов отделения разработки и оформления периодических изданий. И если не как учебное пособие, то как некоторая карта источников по данной теме.
Сетка как инструмент организации пространства на плоскости. История развития модульных сеток
Несмотря на широкую популярность сеток как метода организации пространства, в дизайнерском сообществе нет устоявшейся точки отсчёта, даты появления этого метода. Однако, вопреки распространившемуся заблуждению, это не модное веяние. Применение систем пропорций имеет долгую историю, длинный путь последовательного развития, результатом которого стали модульные системы конструирования, с помощью которых можно решить большинство композиционных задач в полиграфии и в периодической печати особенно.
Издревле люди стремились к логике, у многих древних цивилизаций были свои пропорциональные принципы организации городов, проектирования монументальных сооружений и даже применения элементов декора. Числовая последовательность, где последующее число равно сумме двух предыдущих, использовалась в древней Индии в метрических науках и стихосложении. В 1-м веке н.э римский архитектор Витрувий разрабатывает систему пропорций на основе человеческого тела. Именно по этим пропорциям Леонардо да Винчи создал своего знаменитого «Витрувианского человека». Выявленные закономерности и соотношения пропорций позволяют говорить о некоторой организационной системе, впоследствии перешедшей на бумагу.
|
Священные книги древности имеют сложную и точную структуру. Как утверждает Маркус Гард, изучение свитков пятиколонной Торы, выполненных в 19 в., показало, что Тора спроектирована по сетке, чей интерлиньяж равномерно разделён в пространстве листа, а между пятью колонками интервалы не только равны, но и позволяют оставлять их таковыми при соединении частей пергамента. А так как доподлинно известно, что каноны написания этого священного текста не изменялись на протяжении 2000 лет, это является доказательством знакомства древнего дизайнера с правилами сеточного проектирования вёрстки1.
На протяжении 13-14 вв. писцы использовали «Диаграмму Вилларда» (довольно простая система рекурсивных пропорций) для организации инкунабул 2. Тогда же французский математик Фибоначчи разрабатывает свой числовой «ряд», вышедший из задачи с разрастанием популяции кроликов, где каждая пара даёт потомство (новую пару) 2 раза и умирает (1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34… точно такой же принцип построения имеет уже упоминавшаяся индийская числовая последовательность). В 15 в. Гуттенберг строил свою 36-строчную библию по сетке, где внешние поля в 2 раза шире внутренних, верхнее в 2 раза уже нижнего, марзан равен 1/3 от внешних полей, а типографическая область состоит из 6 модулей, каждый из которых разделён ещё на 6 (6х6=36). Впоследствии эта система пропорций была названа «Каноном Ван де Граафа», который воссоздал её, изучая книги того времени. С помощью сеток художники Возрождения увеличивали свои эскизы и использовали картоны при выполнении стенных росписей. Сетки - основа картографии, много веков по координатным сеткам составляются военные планы.
В 16 в. Лука Пачоли вместе с Леонардо да Винчи создаёт трактат, посвящённый структуре эстетической формы «О Божественной пропорции», где описывает пропорцию, которая впоследствии стала называться золотым сечением. Она точно может быть выражена делением отрезка так, чтобы меньшая часть относилась к большей, как большая ко всему отрезку. 18-19 вв. - эпоха индустриальной революции. Формируется общество потребления, повышается уровень грамотности людей и, как следствие, происходит популяризация прессы и усиление роли дизайна в сфере массового производства. Рост пространства, занимаемого рекламными блоками в газетах, приводит к формированию колонной вёрстки. Как только дизайнеры привыкли к последствиям индустриализации, зародившееся в Англии движение «искусств и ремёсел» преобразуется в чувственный и живой стиль, известный как «Новое искусство» во Франции, и более архитектурный «Модерн» в Германии 5. В 19 в. «ось книжной симметрии заскрипела, зашаталась, но удержалась. А сломленной оказалась лишь в начале 20 века, благодаря усилиям футуристов. Ось рубят - щепки летят. Обломки классической оси пустили в дело практичные конструктивисты. Они их крутили, вертели и так и сяк. Пока из этих обломков не стал складываться каркас новой модели пространства»6.
Окончательно понимание этой новой модели складывается и закрепляется в 1920-е годы. Во Франции Ле Корбюзье, архитектор швейцарского происхождения, выпускает «Модулор» - систему отношений размеров, основанную на пропорциях человека с вытянутой вверх рукой (по сути, эта система пропорций продолжает разработки Витрувия и Леонардо да Винчи). «Модулор» внёс значительный вклад в формирование современной архитектуры и явился базисом для большинства систем конструирования и современных сеток7. В Германии появляется Баухаус, в Швейцарии геометрический «Стиль», формируется новый подход к организации пространства, в том числе бумажного. Симметрия уступает геометрии, а антиква гротеску. В 1928 Ян Чихольд выпускает «Новую Типографику», совершившую переворот в способах набора.
Модульная сетка в том виде, в котором мы ее знаем сейчас, появляется в 1950-е годы. «Швейцарский дизайн» или «Международный стиль» успешно внедряет её во все сферы дизайна (книги, периодику, плакаты и обложки, системы корпоративной айдентики и т.д.). К 1980-м сетка усложнилась и стала основным способом организации информации, превратившись из приёма в инструмент. В тот же период появляется фотонабор и растровая (модульная) сетка заменяет колонную в газетах и журналах. С распространением компьютеров в конце 1980-х - начале 1990-х наступает время экспериментов: сетки растягивают, ломают, накладывают друг на друга.
В России серьёзное изучение сеток началось в 1970-е, когда они активно внедрялись в практику газетного оформления. Наиболее подробно среди авторов, разрабатывающих композиционно-графическое моделирование, модульные сетки рассмотрены у Игоря Табашникова. Он создал по сути единственное пособие по модульным сеткам на русском языке. Частично тему модельных сеток затрагивали Тулупов и Галкин в своих учебниках по оформлению периодики. Однако рассмотрение сеток, как правило, ограничивается общими справочными сведениями: упоминаниями о «Модулоре» Корбюзье и золотом сечении.
С появлением и развитием интернета в 1990-е модульная система организации пространства получает новый толчок к развитию. Путь, по которому усложнялась структура сеток на страницах интернета, в целом схож с эволюцией сеток в книгопечатании и периодике. Вначале веб-страницы (так же как и книги) представляли собою массивы текста с вкраплениями иллюстраций, затем появились колонки и блоки. В 2000-е страницы начали усложняться, что вызвало рост потребности в структурировании пространства и в гибкости применяемых сеток, увеличении числа и разнообразия композиционных решений, получаемых с помощью сеток. Последствием этого стало внедрение модульных сеток в конструирование сайтов. Сетки отлично вписались в интерактивную среду интернета и завоёвывают всё больше поклонников среди web-технологов. Любопытно отметить, что снова толчком к развитию сетки послужило освоение новых технологий. Особенности пространства монитора (в частности, такое как переменчивость формата) поставило перед модульными сетками новые эволюционные задачи.