Тема 4. «Основные направления профессиональной




Деятельности психолога»

Вопросы для изучения

1.Психодиагностика как направление практической психологии.

2.Понятие о психологической коррекции. Методы психологической коррекции.

3.Понятие о психологическом консультировании. Этапы консультирования.

4.Понятие о психотерапии. Сущность психотерапевтических техник. 5.Этические проблемы в деятельности психолога.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2004.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

3. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

4. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994

5. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 2000.

 

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. Минск, 2001.

8. Соколова Е.Т. Психотерапия. Теория и практика. М., 2002.

9. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000.

Практические задания

Задание 1.

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1.Профессиональное сознание психолога отличается а) гуманным, эмпатическим отношением к людям; б) нравственной ответственностью в принятии профессиональных решений; в) высокой степенью рефлексивности по отношению к людям; г) отстраненностью от проблем клиента; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Человек для психолога — это, в первую очередь,... а) объект профессиональных воздействий; б) партнер профессиональных воздействий; в) субъект общения и совместной деятельности; г) предмет исследования и преобразования; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Работа психолога чаще... а) интуитивная; б) творческая; в) алгоритмизированная; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Принцип системности в психологическом консультировании означает... а) отказ от конкретных рекомендаций и советов клиенту; б) центрацию не только на личности клиента, но и на его семье, ближайшем окружении как целом; в) привлечение к процессу консультирования врачей, социальных работников, родителей и членов семьи и т.д.; г) беспристрастность в формировании суждений о клиенте; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Работа психолога это, скорее,... а) ремесло, реализация профессиональных навыков; б) процесс психологического манипулирования клиентом; в) магия, внушение, суггестия; г) личностное искусство; д) интуитивная деятельность, ворожба; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

6. Надежность диагностической методики — это... а) соответствие методики измеряемому параметру; б) независимость процедуры измерения от случайных факторов; в) соответствие тестовых норм

 

 

выработки стандартизации нормам популяции, на которой применяется тест; г) адекватность психологической теории, с которой работает психолог; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Правила тестирования включают требования... а) строго соблюдать инструкцию; б) не хвалить и не порицать клиента в процессе выполнения заданий теста; в) наблюдать за эмоциональным и физическим состоянием клиента в процессе выполнения теста; г) не вмешиваться в ход выполнения теста; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Результаты психодиагностического обследования, особенно неблагоприятные,... а) обязательно сообщаются самому клиенту; б) доводятся до сведения заинтересованных в обследовании лиц (родителей, учителей, начальства); в) скрываются от клиента; г) сообщаются клиенту в этически мягкой форме, ориентирующей на самостоятельное принятие необходимых решений; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Цели коррекционных воздействий — это... а) коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития личностного и интеллектуального потенциала человека; б) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития; в) обеспечение клиенту сиюминутного освобождения от терзающей проблемы; г) обеспечение личностного роста; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

10. Современная консультативная практика психолога теоретически ориентирована, как правило, на... а), глубинную психологию; б) бихевиоризм; в) гуманистическую психологию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Психолог-консультант «добывает» информацию для работы с клиентом не только из его... и данных объективного обследования, но и наблюдая за его...и т.д.

2. Психолог подходит к клиенту как к..., способной к жизни в контексте современной культуры, обладающей необходимым

 

 

уровнем..., чтобы принять разные варианты подходов к проблемам своей жизни.

3. В работе профессионального психолога выделяют такие виды деятельности:...;... и...;...;....

4. Практическая психодиагностика выступает как применение в реальных условиях, конкретных обстоятельствах имеющихся наборов психологических... и....

5. Основные научные категории, с которыми работает психодиагност, — это категория возрастной нормы.................................. и категория возрастной нормы

6. В зависимости от характера диагностики и направленности различают две формы коррекции:... коррекцию, направленную на симптомы отклонений в развитии, и коррекцию, направленную на... и... отклонений в развитии.

Задание 3.

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

1. а) психодиагностика — б) психокоррекция;

2. а) психотерапия — б) гештальттерапия;

3. а) психологическое консультирование — б) психологическое интервью;

4. а) личностный рост — б) психотерапия;

5. а) психопрофилактика — б) психокоррекция;

6. а) профессиональная деятельность психолога — б) этика;

7. а) профессия психолога — б) профессиональная психологическая компетентность.

 

Задание 4.

Дайте аргументированный ответ, чем, по-вашему, является и не является психотерапия:

а) системой лечебных мероприятий;

б) системой мероприятий, направленных на решение эмоциональных проблем клиента;

в) системой мероприятий, направленных на повышение личностной компетенции участников;

 

г) системой мероприятий, расширяющих сознание клиента;

д) системой мер, способствующих личностному росту;

е) гипнотической и суггестивной практикой;

ж) формой общения клиента и психолога;

з) исповедальной практикой;

и) групповой психологической игрой;

к) системой пропедевтических и реабилитационных мероприятий.

 

Задание 5.

Определите, какие из реплик психолога способствуют структурированию предмета профессионального взаимодействия, а какие — препятствуют и почему.

1. Ну, говорите, говорите хоть что-нибудь об этом.

2. Разве с вами, взрослым человеком, это было впервые?

3. Похоже, вы не ориентируетесь в конкретных фактах.

4. Вам что, трудно вспомнить, что было вчера?

5. Да, я уже это и сама увидела, не надо лишних слов, давайте дальше, дальше...

6. Расскажите о нем подробнее...

7. Кто для вас этот человек?

8. Было бы неплохо начать все заново...

9. Вы не верите мне?

10. Не вижу ничего необычного в ваших словах.

11. Да, это уже давно было известно Фрейду...

12. Говорите, говорите, это пойдет вам на пользу.

13. Подробнее, пожалуйста, об учительнице вашего сына.

14. Я слушаю вас. (По Г. С. Абрамовой)

 

Задание 6.

Проанализируйте, какие из высказываний психолога ориентированы на: а) воздействие на клиента; б) манипулирование; в) управление; г) формирование и почему.

1. Надо разобраться вам с ним — кто за что отвечает, да ладно, вернемся к этому позже.

2. Неужели вам хочется мне об этом говорить столько раз!

3. Вы же знаете, что перед вами ребенок, почему вы ее нагружаете

взрослыми проблемами?

 

4. Ваши опасения мне ясны, но что вы делали, чтобы их не было? Делали что-нибудь?

5. Вы говорите, что все ее не любят. Думаю, что это преувеличение.

6. Постарайтесь припомнить все, до мелочей, я помогу вам в этом, вот мое задание...

7. Как человек я вас понимаю, но вы сами сказали, что не чувствуете себя человеком, давайте изменим тему.

8. Было бы неплохо узнать мнение и другой стороны. Вы можете проанализировать его мысли, а не свои...

9. Вы говорите, что вы не психолог, но ведь на уровне простого здравого смысла понятно, что если ребенку трудно, то ему надо помогать, а не ругать его, его надо жалеть, а не наказывать.

10. Об этом трудно говорить, попробуйте узнать себя в этих заданиях...

11. Вы не можете говорить? Давайте помолчим, а потом предпримем новую попытку.

12. Вы не могли бы лучше сосредоточиться на вопросах?

13. Хорошо, больше ничего не говорите, я сама вас буду обо всем спрашивать.

14. Кто вам сказал, что ребенок должен быть таким, каким его кто-то хочет видеть? Пусть даже это и близкие люди.

15. Вы уже успели сказать ей, что не любите ее?

16. Это был желаемый для вас ребенок?

17. Она вам никогда не говорила, что боится потерять вашу любовь?

18. Вам надо точно отвечать на мои вопросы, я еще раз вам это повторяю.

19. Вы лучше настройтесь на себя, тогда нам легче будет говорить.

20. Мне было бы понятнее, если бы вы говорили последовательно. (По Г. С, Абрамовой)

 

Задание 7.

Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие — непрофессиональным психологам и почему?

1.У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать.

 

2. Я обязательно помогу вам изменить себя.

3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами.

4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти.

5. Вы серьезно отнеситесь к тому, что с вами происходит.

6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт.

7. Трудно начать работу при таком сопротивлении с вашей стороны.

8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение.

9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега.

10. Вы уже разочарованы! Чем? (Г. С. Абрамова)

 

Задание 8.

Какие из предложенных директив, на ваш взгляд, заданы профессиональным, а какие — непрофессиональным психологом и почему?

1. Скорее всего, вам надо заняться не самоедством, а самоизучением...

2. Вам обязательно нужно провериться у психиатра.

3. Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая!»

4. Я считаю, что вам крайне важно изменить внешность.

5. Никогда не поздно начать все сначала, вам об этом надо подумать...

6. Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень

нравится...

7. Хотелось бы предложить вам следующее...

8. Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее...

9. Ваши чувства должны немедленно измениться!

10. Представьте себе, что ваши чувства узнали все люди, которых вы любите, разве после этого вам не захочется их выразить по-другому?

11. Никогда больше ему этого не говорите, я вам категорически запрещаю!

12. Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему.

 

 

13. Я огорчена, что вы не смогли справиться со своими желаниями.

14. Я знаю, что вы примете верное для себя решение. У вас есть для этого все основания.

15. У вас есть все данные, чтобы принять верное решение и понять его последствия.

16. Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас?

17. Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит...

18. Никто за вас это не сделает, делайте это сами', именно вы и вы сами это сделаете...

19. Прекратите истерику, замолчите!

20. Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами.

21. Нельзя повторять это без конца — это не сеанс черной магии.

22. Думайте о себе иначе! (Г. С. Абрамова)

 

Задание 9.

Ниже приведены известнейшие психологические рекомендации. Как вы считаете, можно ли пользоваться ими в психологическом консультировании как универсальными рекомендациями и почему? Определите существенный дефект рекомендаций подобного рода.

 

1. П. Брэгг предлагает список «заповедей»: «Самый большой грех — страх! Самый лучший день — сегодня! Самый лучший город — там, где ты проживаешь! Самая лучшая работа — та, которую ты любишь! Самый лучший отдых — работа. Самый большой камень преткновения — самомнение. Самая большая ошибка — предаваться безнадежности. Самая большая слабость — ненависть. Самый большой нарушитель спокойствия — тот, кто слишком много говорит. Самая нелепая черта характера — ложная гордость. Самый опасный человек — лжец. Самая большая потребность — чувство общности. Самая величайшая мысль — Бог. Самое большое богатство — здоровье. Самый большой дар, который ты можешь дать или получить, — любовь. Самый большой друг и товарищ — хорошие книги. Твои враги — зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе. Самое большое событие

 

 

(переживание) в жизни — рост (в физическом, ментальном и духовном плане). Самое отвратительное в человеке — зазнайство. Самое отталкивающее — тирания. Наиболее подавляющая черта — высокомерие, надменность. Самый большой камень преткновения, о который постоянно спотыкается человек, — невежество. Величайший контроль, который можно осуществить, — перед тем, как сказать что-либо, спроси себя: то ли я говорю? истинно ли это? необходимо ли это? Самый умный человек — тот, который всегда делает, что ему думается. Это — правило, следуя которому можно стать умным человеком».

 

2. Д. Карнеги предлагает руководствоваться 6 правилами, чтобы всегда нравиться людям:

1) искренне интересуйтесь другими людьми;

2) улыбайтесь;

3) помните, что имя человека —это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

4) будьте хорошим слушателем; поощряйте других говорить о самих себе;

5) говорите о том, что интересует вашего собеседника;

6) внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

 

Задание 10.

Проанализируйте приведенный фрагмент. Определите сходство и различия понятий «психологическое здоровье» и «психическое здоровье».

 

Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина — «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение... прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и

 

позволяет выделить собственно психологи-ческий аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов.

 

Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы вооружаем (вернее, должны вооружать) ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. (По И. В. Дубровиной)

 

Задание 11.

Какой принцип работы психолога раскрывается в приведенном примере? Можно ли его считать универсальным?

 

Хороший врач отличается от плохого тем, что старается устранить причину болезни, а не борется с симптомами. Подобно ему квалифицированный консультант всегда стремится разобраться в причинах трудностей клиента...

 

Такой способ работы с проблемой нашел блистательное применение в психоанализе. Согласно положениям, использующим психодинамическое понимание причинности, каждое явление имеет свои детерминанты. Всякая психологическая реалия, выступающая причиной развития определенных особенностей, в свою очередь имеет причины, спровоцировавшие ее формирование. Правильнее говорить о причинно-следственных це-почках, которые, пересекаясь и разветвляясь, уходят в раннее детство, внутриутробный период развития, а иногда даже в детство родителей. Чем дальше психолог продвинется в поиске первоистоков, тем полнее будет картина генезиса дисгармоний...

 

Например, молодому человеку кажется, что он стеснительный,

 

 

поэтому у него трудности в общении, не позволяющие ему познакомиться с девушкой. Такое видение своей проблемы обусловливает и психологический запрос: «помогите преодолеть стеснительность», или... «помогите изменить черты характера». Однако это только «верхний слой» психологической проблемности.

Если решать задачу так, как ее ставит клиент, то, не разобравшись с детерминантами ситуации, можно не достичь цели.

 

В описанном примере... никакой стеснительности как черты характера не было, точнее, юноша чувствовал себя стесненно лишь в определенных обстоятельствах. Причина его... проблем заключалась в том, что несколько лет назад его постигла неудача в интимных отношениях с девушкой и та не слишком корректно повела себя (высмеяла его). Впоследствии у юноши сформировался страх интимности. Знакомясь с девушкой, он подсознательно избегал продолжения и углубления отношений с ней, боясь, что...повторится предыдущая ситуация психотравмы. Несомненно, в этом случае юноша нуждается в совсем иной помощи, чем «коррекция черт характера».

 

Можно попытаться выделить и более глубокий уровень психологических проблем юноши. Почему, например, ситуация интимной неудачи оказалась для него такой травмирующей? Какие особенности его личности, сформировавшиеся к тому времени, способствовали этому? Причину нужно искать в условиях его воспитания, в стиле взаимоотношений в семье, в отношениях между родителями и ребенком. (По П. П. Горностаю, С. В. Банковской)

 

Задание 12.

Из перечисленных ниже ролей психолога-консультанта выделите те, которые наиболее часто актуализируются в современной практике профессиональным и непрофессиональным психологами. Какие из ролей, на ваш взгляд, более эффективны, чем другие, и почему?

 

Терпеливый слушатель; «жилетка», в которую можно поплакаться;

умный аналитик; суггестолог; знаток психологических

 

 

закономерностей; духовный наставник; собеседник; «врачеватель души»; советник; «второе Я» клиента; умелый фасилитатор для тех, кто пришел в уныние; посредник, «судья».

 

Задание 13.

С какой психологической проблемой сталкивается в каждой ситуации психолог? Если бы вы были практическим психологом, какую программу психологического обследования вы бы составили? Какие методики психологической диагностики и коррекции вы могли бы в каждом случае применить?

 

1. молчания, скуки, отсутствия эмоционально-заинтересованного отношения учащихся к вовлеченности в процесс обучения. Учитель решил обратиться за помощью к психологу. (По О. В. Турусовой)

 

2. Подросток 13 лет поступил в больницу с резко выраженным характерным сдвигом в виде асоциального поведения. При исследовании выявлено: значимые отношения с отцом, психологическая травма, потеря дружбы с отцом. Для привлечения внимания демонстрирует «плохое поведение».

 

3. Подросток, который до недавнего времени отличался устойчивым положительным поведением и отношениями с окружением, вдруг сбежал из дома. Родители с трудом разыскали мальчика в одном из подвалов в компании бомжей. Обеспокоенные его поведением, они привели подростка на консультацию к психологу.

 

4. Девятый класс внезапно стал «неуправляемым», хотя случаев открытого группового сопротивления или сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато учитель чувствовал скрытое методическое и организованное сопротивление любым педагогическим воздействиям в форме ригидного поведения,

 

Задание 14.

Прокомментируйте приведенные ниже распространенные мнения о психологах, определите отличия позиции консультирующего

 

 

психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника. Покажите специфику собственно психологических функций.

 

1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а психолог должен помогать в случае психических, душевных страданий.

 

2. Странный современный гибрид «педагог-психолог», вызывающий у многих идеосинкразию, основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же — воспитывают и перевоспитывают других людей, оказывают формирующие воздействия на личность.

 

3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зрения его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед родителями. А если он работает в системе консультаций «Брак и семья», то должен «мирить» разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи.

 

4. Психолог — это социальный работник, ведь он представляет интересы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конфликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по лишению родительских прав и т.д.

 

5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиента, утешают его, ободряют, «отпускают грехи» тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента

их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.

 

 

Задание 15.

Имеет ли, на ваш взгляд, право на существование термин «психологический диагноз»? Обобщите смысл приведенных фрагментов, дайте определение психологическому диагнозу. Чем он отличается от медицинского?

 

1. В практической психологии термин «диагноз» получил распространение в предельно широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака.

 

2. В зарубежной психологии и.психометрии понятие «диагноз» является производным от процедур" тестового измерения и не имеет, по сути, самостоятельного значения. Достаточно сказать, что психологическая диагностика определяется как «идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальных методов».

 

3. В работах, посвященных детскому развитию, Л. С. Выготский поста вил вопрос о сущности и специфике психологического диагноза на основе практики педологического консультирования.

Первые же шаги обнаружили две характерные особенности: подмену психологического диагноза медицинским и склонность к эмпирическому описанию проявлений неблагополучия («пересказу жалоб»). Вопрос о психологическом диагнозе он предлагал рассматривать в контексте возрастной периодизации, специфики развития на разных возрастных ступенях, учета особенностей всего психологического онтогенеза. Особое место при этом занимает выявление каузально-динамических связей с источниками и условиями возникновения неблагополучия.

 

4. Л. С. Выготский не ставил в центр психологического диагноза негативные или болезненные проявления даже в случае аномалий развития. Он писал: «Диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности». В практическом плане это означало необходимость двустороннего анализа: как в направлении

 

 

«расчленения психологических функций», так и по линии установления «сложных структурных и функциональных связей между развитием отдельных сторон личности ребенка». В более поздних работах Л. С. Выготский указанные требования к возрастному диагнозу дополнил тезисом о необходимости анализа зоны ближайшего развития.

 

5. Понятие психологического диагноза сближается с понятием прогноза развития. В рамках консультативной практики говорят об условно-вариантном прогнозе, имея в виду возможные линии дальнейшего развития ребенка в случае реализации различных условий.

 

Задание 16.

Определите, какие из приведенных реплик психолога соответствуют каждой из пяти фаз консультирования (структурирование; сбор информации в контексте обозначенной темы и выделение основной проблемы; осознание желаемого результата; выработка альтернативных решений проблемы клиента в свете его желаний, возможностей и личностных особенностей; переход к действиям).

 

«Здравствуйте!», «Вы хотите...», «Давайте вместе определим круг возможных действий», «Расскажите еще немного о...», «И что же?», «Вы так и сказали?», «Правильно ли я понял, что...», «Это было необычно, не так, как всегда?», «Вы так реагировали и раньше?», «Что привело вас в консультацию?», «Давайте уточним», «Давайте познакомимся», «Расска-жите об этом поподробнее», «Давайте вернемся к самому началу», «Что именно вы почувствовали в этот момент?», «Когда вы это почувствовали впервые?»;«Попробуем разобраться вместе в том, что случилось», «Меня зовут...», «Это было именно...», «Вот вы говорили...», «Вам сейчас это трудно принять, но...», «Потребуется время и терпение, чтобы это изменилось», «Изменяясь сам, вы обязательно измените других и их отношение к вам», «Давайте разберемся, почему вышло именно так...», «Так, вы говорите, было так...», «Я понимаю, вам трудно говорить об этом», «Может быть, поговорим еще раз о...», «Да-да», «Кажется, я начинаю

 

 

вас понимать», «Так вы говорите, что...», «Как часто это с вами бывает?», «Я уверен, вы справитесь с этим», «Я чувствую вашу решимость», «Слушаю вас...», «Представьте себе...», «Вам не хочется с этим соглашаться...», «Давайте мысленно пройдем...», «Я предлагаю вам следующее...», «Выбор за вами», «У вас обязательно получится», «Вы сможете это изменить», «Давайте вернемся в ту ситуацию и мысленно проиграем ее ещераз...», «Давайте чуть изменим ракурс...», «Что вам было сделать труднее всего?», «Вы, наверное, не раз обдумывали это...», «Давайте решим, что еще мы можем сделать для этого», «Сможете ли вы...», «Вы готовы делать это?».

 

Задание 17.

Ниже приведены описания нескольких моделей семейного консультирования (по В. В. Сталину). Определите каждую из них.

 

Первая модель базируется на гипотезе недостаточной педагогической компетенции родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании детей. Консультант вместе с родителями анализирует конкретную сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение. Консультант ориентируется здесь не столько на конкретных участников проблемы, сколько на оптимальные приемы и способы воспитания, известные педагогике. Поэтому таким консультированием чаще занимаются педагоги и социальные работники, реже — психологи.

 

Вторая модель основывается на предположении дефицита специальных знаний у родителей, позволяющих принять правильное решение в отношении ребенка. Помощь состоит в вынесении диагностического заключения, которое послужит основой для организационных решений: например, есть ли у ребенка действительно особые художественные способности, требующие специального обучения в художественной школе. Чаще же объектом этой модели становятся дети с отставанием в развитии, отклонениями в поведении, трудностями в учебе.

 

Третья модель связана с предположением, что семейные трудности — это результат неблагоприятных обстоятельств жизни ее членов.

 

Такая модель предполагает вмешательство в эти обстоятельства жизни клиентов, например в рамках службы знакомств, которая предоставляет реальную возможность клиентам создать семью.

 

Четвертая модель помощи предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, болезненные состояния или болезненное развитие личности супругов или ребенка. Соответственно усилия консультантов направлены на излечение болезни, реабилитацию членов семьи, адаптацию здоровых членов семьи к особенностям больных.

 

Пятая модель помощи предполагает, что причины семейного неблагополучия связаны с особенностями внутрисемейных отношений, позиций членов семьи по отношению друг к другу, личностными и эмоциональными особенностями ее членов. Эта модель рассматривает семейные дисгармонии, поэтому предполагает анализ внутриличностных и межличностных конфликтов, способов неадекватного реагирования на семейные ситуации и помощь в том, чтобы разорвать «порочные круги» отношений, в которых конфликты циклически порождаются дезадаптивными чертами членов семьи. С этой моделью, как правило, и работают психологи, психиатры и психотерапевты.

 

Задание 18.

Определите по приведенным высказываниям задачу взаимодействия с психологом, которую ставят клиенты. Попробуйте смоделировать реакцию психолога.

1. Я бы хотел, чтобы вы объяснили моей жене ее ошибки в воспитании ребенка.

2. У меня ничего не получается, я чувствую себя не таким, как все люди.

3. Не знаю, сумеете ли вы мне помочь, но для меня вы — последняя надежда.

4. Мне кажется, что меня вам будет трудно понять...

5. Всю жизнь стремились к чему-то, а теперь вот не знаем, как быть.

6. Я же им добра желала, не поверите, все для них.

 

 

7. Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь тесты — хочу жену

проверить.

8. Я боюсь, что мой ребенок не совсем нормальный.

9. Если бы вы мне сказали, что я все делаю правильно, я была бы счастливым человеком.

10. Я не чувствую счастья в жизни, или его совсем нет?

11. Никому, пожалуйста, не говорите, что я у вас была, так стыдно, что сама не мо1у со своим, ребенком справиться...

12. Помогите, сделайте хоть что-нибудь с ним, он с ума сходит!

13. Он злой, страшный человек, вы это сами увидите.

14. Я хочу, чтобы вы помогли мне разобраться в моих чувствах.

15..Я не хотела к вам идти, но ситуация вынуждает, что люди думают...

16..Я все о нем, да о нем, а ведь хотела говорить о себе — так душа болит, ноет все время... (По Г. С. Абрамовой)

 

Задание 19.

Первая в Европе служба доверия была создана в 1953 г. в Англии. Священник англиканской церкви Чэд Вара, потрясенный самоубийством девочки-подростка, основал общество «Самаритяне» — службу неотложной помощи по телефону. «Самаритяне» же впервые сформулировали признаки успешного и неус-пешного разговора для «телефона доверия». Ниже перечислены эти признаки. Разделите их на две группы по принципу успешности беседы. Определите их базовую теоретическую ориентацию.

 

Консультант внимательно слушает, деликатно входит в мир собеседника; собеседники переживают чувство душевного контакта; консультант рассказывает о своем жизненном опыте; консультант критически относится к уровню образования, культуры, акценту и т.д. собеседника; консультант пытается понять клиента, даже если у него самого иные ценно-сти; консультант заканчивает фразы за собеседника; после разговора консультант чувствует усталость, изнеможение; консультант позволяет собеседнику самому принимать важные решения; консультант прерывает звонящего; у консультанта всегда есть решение проблемы собеседника; консультант не решает

 

 

проблему клиента, но помогает справиться с нею; консультант бросается говорить прежде, чем собеседник кончит излагать проблему; между собеседниками возникает чувство глубокого взаимопонимания, «общего языка»; консультант считает собеседника скучным, но не говорит ему об этом; консультант не предлагает готовых решений; консультант не принимает благодарности; во время беседы консультант еще с кем-то разговаривает; консультант предоставляет собеседнику доста-точно свободы, не направляет его, а помогает выработать оптимальную дистанцию, отойти от проблемы, чтобы посмотреть на нее с разных сторон; консультант не слушает собеседника; консультант принимает благодарность; консультант непременно хочетвысказать свое мнение по обсуждаемым проблемам.

 

Задание 20.

Попробуйте догадаться, что слышит психолог за словами клиента. Назовите качества, которые узнаёт психолог по их описаниям.

 

1. Он у меня исполнительный, любит во всем порядок, точность. Что ни скажешь, выполнит точь-в-точь, секунда в секунду... Никогда никуда не опаздывает, никогда ничего не забывает. Другие успеют забыть, что он им через неделю обещал сделать или принести, а он уж точно всю неделю будет помнить, и уж сделает обязательно...

 

2. Он какой-то безвольный, мягкотелый, легко поддается чужим влияниям, всегда готов сделать, как другие, пойти за всеми, даже если до этого был занят своим важным делом, бросит все, если позовут...

 

3. Она у меня чуткая, впечатлительная, легко расстраивается даже по пустякам, всему придает какое-то сверхзначение, «зацикливается на этом» и страдает...

 

4. Он у меня какой-то чрезмерно правильный, все делает «по науке» и меня заставляет делать не так, как я хочу, а как ему кажется правильно. Я, как вышла за него, думала, что он помягчеет, а он свое гнет — колбасы копченой не ешь, в ней канцерогены, по утрам

 

обливайся холодной водой, руки по сто раз на дню моет, секс по распорядку...

 

5. У нее стервозный характер — все старается уязвить, поддеть по мелочи, насмехается

надо мной, обзывается. Да была бы просто шутка, еще ничего, но ведь как-то обидно, в этих шутках злоба видна, подзуживание какое-то, будто хочет вывести меня из себя, чтобы я ее как-то задел, скандал затеять, а потом прикинуться бедной овечкой и побежать матери жаловаться...

 

6. Он какой-то двуличный, двусмысленный, скользкий, неверный. Говорит одно, а сделает обязательно по-другому. Никогда нельзя в нем быть уверенным. В нем ненадежность, неискренность чувствуется, какая-то угроза, как будто он твой тайный враг, недоброжелатель, хотя внешне, может, это и незаметно. На людях он может быть и другим...

 

Задание 21.

Проанализируйте отрывок, оцените действия героев. В рамках какой теоретической парадигмы они действуют? Можно ли считать приведенный диалог одной из «моделей» психологической работы с клиентом и почему?

Хант покачал головой.

— Я не знал ее имени. Может быть, я просто не хотел его знать.

— Почему нет?

— Не знаю...

Он смутился и встревожился.

— Продолжайте, Эл. Вы можете рассказать мне все. Знаете, может быть я бы на Вашем месте захотел бы порасспросить ее? Она приятная дамочка, интересная. Эй, я бы подумал об этом, возможно, выяснил бы ее имя потихоньку, возможно, даже попытался бы позвонить ей.

— Ну, а я этого не сделал. — Хант разглядывал свои руки. — Ничего из этого я не попытался сделать.

— Почему нет?

Молчание.

 

 

— Может быть, потому, — произнес Марино, — что у тебя когда-то была женщина, похожая на нее, и она обожгла тебя?

Молчание.

—Эй, такое случается со всеми нами, Эл.

— В колледже, — ответил Хант почти беззвучно. — Я встречался с одной девушкой. В течение двух лет. Она ушла к одному парню с медицинского факультета. Такая же, как эта... Женщина такого же типа. Знаете, когда они начинают думать о том, чтобы остепениться...

—...они ищут больших шишек. — В голосе Марино появились резкие интонации. — Адвокатов, врачей, банкиров. Им не нужны парни, работающие на автомобильной мойке.

Голова Ханта дернулась:

— Тогда я не работал на автомобильной мойке.

— Не имеет значения, Эл. Такие высоко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: