Тема 2. «Характеристика психологии как науки»




ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

 

Учебно-методические материалы для студентов

 

 

Тверь 2019

 

 

Содержание программы

1.Профессионализация как психологическое понятие.

Общее представление о профессии. Классификация профессий. Особенности и динамика профессионального развития. Профессионализация и социализация. Этапы профессионализации. Профессиональная пригодность и профессиональные

способности. Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия.

2.Характеристика психологии как науки.

Общее представление о науке. Наука и другие способы познания. Классификация наук. Предмет и объект психологии. Место психологии в системе наук. Представление о практической психологии. Отличия научной психологии от житейской. Основные исторические этапы развития психологии. Структура психологии как науки. Основные отрасли психологии. Связь теории и практики в психологии.

3. Модель профессиональной деятельности практического психолога.

Качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога и их отличие от деятельности неквалифицированного психолога. Понятие о социальном заказе на работу психолога. Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Методологические основы решения психологических задач. Требования к личности психолога. Профессионально важные качества психолога. Тенденции развития профессиональных деструкций, условия их профилактики.

4. Основные направления профессиональной деятельности психолога.

Психодиагностика как направление практической психологии. Методические основы получения психодиагностических данных. Получение психологической информации в работе психодиагноста. Проблемы применения данных психодиагностики в педагогической и социальной практике. Критерии эффективности практической работы психодиагноста. Понятие о психологической коррекции. Методы психологической коррекции. Проблема эффективности коррекционной работы в деятельности психолога. Понятие о психологическом консультировании.

 

Цели и задачи психолога-консультанта. Стратегии профессионального взаимодействия с клиентом. Этапы консультирования. Установление психологического контакта. Понятие о психотерапии. Сущность психотерапевтических техник. Этические проблемы в деятельности психолога.

5. Профессиональное становление психолога.

Особенности профессиональной подготовки психологов. Специфика профессионального психологического образования. государственный образовательный стандарт как основа предметной подготовки психолога. Типология путей профессионального совершенствования психолога. Проблема вектора профессионального самосовершенствования психолога. Направления профессионального саморазвития.

 

Методические рекомендации по выполнению

Практических заданий и самостоятельному изучению

Дисциплины «Введение в профессию»

Тема 1. «Профессионализация как психологическое понятие»

Вопросы для изучения

1.Общее представление о профессии.

2.Классификация профессий.

3.Профессионализация и социализация.

4.Этапы профессионализации.

5.Профессиональная пригодность и профессиональные способности. 6.Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности.

Литература

1. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 2002.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.

5. Степанов С.С. Психология в лицах. М., 2001.

 

Практические задания

Задание 1.

Попытайтесь составить основные требования к человеку разных групп профессий. Заполните таблицу:

 

Группа профессий Требования к человеку
Человек-природа  
Человек - техника  
Человек-знак  
Человек- художественный образ  
Человек-человек  

 

Задание 2.

Составьте общую характеристику профессии «психолог» на основе своих представлений по схеме:

- условия труда (где работать?)

- средства труда (чем работать?)

- цель труда (что делать?)

- предмет труда (с чем работать?)

Задание 3.

Продолжите высказывания:

Я выбрал(а) профессию психолога, потому что………………….

Я думаю, что изучение психологии мне даст…………………………

Среди ученых-психологов мне известны……………………………

После получения профессии психолога я предполагаю………………

Чтобы стать высокопрофессиональным психологом, необходимо………

 

Задание 4.

Прокомментируйте работу по профориентации, начатую на заре прикладной психологии. Какие базовые проблемы профориентации выделены Парсонсом? Как они были реализованы в дальнейшем развитии профориентационных служб? Каковы функции психолога в них, с вашей точки зрения?

Как упоминалось в «Vocational guidance» (институты для консультации о профессиях), школьникам в Америке давали советы по

 

выбору наиболее подходящей по их личностным особенностям профессии. Делалось это без достаточных научных обоснований, путем бесед о планах школьников на будущее. Особо следует отметить работу бостонского про-фессора Парсонса, открывшего в 1908 г. специальное совещательное бюро, которое давало бесплатные советы мальчикам и девочкам, кончающим низшую школу бедной части населения Бостона. Успех Парсонса заключался в «необыкновенной прозорливости» подмечать индивидуальные различия и интересы детей на основании «поразительной интуиции». Парсонс понимал, что непосредственное впечатление о школьнике далеко не достаточно для обоснованного совета, и в своей книге «Выбор профессии» отмечает необходимость объективного анализа всевозможных профессий для того, чтобы разъяснять школьникам те требования, которые предъявляет к человеку каждая профессия. Также необходима разработка соответствующих методов для обследования школьников. Но это могут и должны делать психологи. Кроме того, нужно заинтересовать школьных учителей, которые могут путем длительных наблюдений за каждым учащимся устанавливать индивидуальные склонности и способности каждого ученика, что существенно помогло бы совещательным бюро. (Ю. В. Котелова)

 

Задание 5.

Выступая на коллегии, А. Г. Асмолов сказал: «Психология выстрадала свой путь в мир образования. Первые разочарования отдельных психологов в школах убедили меня в том, что «один в поле не воин». Тогда и стало очевидно следующее: не столько психологи должны идти в народ, сколько учителя, народ должны были пойти в психологию. Хотите называйте это чудом, хотите нет: на наших глазах началась психологизация школьной жизни, ознаменовавшая новую эру — эру развивающего образования» {Вестник образования. 1995. № 7).

 

Разделяете ли вы мнение А. Г. Асмолова о том, что психолог может сформироваться из школьного учителя?

 

 

Тема 2. «Характеристика психологии как науки»

Вопросы для изучения

1.Общее представление о науке. Наука и другие способы познания. 2.Классификация наук.

3.Предмет и объект психологии. Место психологии в системе наук. 4.Представление о практической психологии.

5.Основные исторические этапы развития психологии.

6.Структура психологии как науки.

Литература

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 2004.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

4. Джемс У. Научные основы психологии. СПб, 1992.

5. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

Практические задания

 

Задание 1.

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 

 

а) теория в психологии - б) практика в психологии;

а) психология - б) психология труда;

а) педагогическая психологии - б) психология обучения;

а) психологическая наука - б) психодиагностика;

а) медицинская психология - б) психотерапия;

а) психолог - б) социальный работник;

а) психологическая практика - б) обучение психологии.

 

Задание 2.

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

 

 

1. Только.......…подготовка может помочь психологу объективно оценить возможные последствии своей деятельности.

2.... психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет... наиболее подходящую данному больному.

3.Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов... и оптимизацией……….

4.Одна из функций психолога -... состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования.

5. Психологи-практики, работающие в системе образования, представ лены несколькими категориями: это... и... психологи,... психологи и психологи, работающие в исправительных учреждениях с подростками.

 

Задание 3.

Выберите правильные ответы из предложенных вариантов.

1. Практический психолог... а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) обязан ставить медико-психиатрический диагноз; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) использует только групповые формы работы; д) все ответы верны: е) все ответы неверны.

2. Изучением связей между нервной системой и функционированием психики занимается... а) зоопсихологии: б) психофармакологии; в) психофизиологии, г) генетическая психология; д) все ответы верпы, е) все ответы неверны.

3. Детская психология выделяется по... а) критерию взаимодействия личности и общества; б) по критерию развития: в) но деятельностному критерию; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Практическая психология... а) выделилась с внедрением в психологию эксперимента; б) появилась раньше теоретической; в) возникла как отрасль практической медицины; г) развивалась вместе с возникновением самопознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Психотехника — это... а) применение психологии в экономике и промышленности; б) направление в психодиагностике; в) синоним

 

психологической методики; г) междисциплинарная отрасль, связывающая психологию и технические дисциплины; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Школьный психолог... а) представляет интересы ребенка в школьной системе; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости: в) разрешает внутришкольные конфликты; г) способствует интеллектуальному и личностному росту учащихся; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Практический психолог... а) может не знать психологической теории; б) должен хорошо владеть диагностическими методиками; в) должен быть хорошим специалистом в той области, в которой работает, а не только в психологии; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

8. Отрасли медицинской психологии — это... а) нейропсихология: б) психотерапия; в) психофармакологии; г) психогигиена; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9). Психология труда занимается изучением... а) развития трудовых навыков; б) профессиональных качеств; в) профессиональных способностей; г) психологических условий труда; д) все ответы верпы: е) нее ответы неверны.

10). Методы практического психолога... а) универсальны для всех ее отраслей; б) зависят от определенных психологических теорий; в) не меняются во времени или под влиянием культуры и этноса, в котором применяются; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задание 4.

Определите, психологи какой сферы практики решают перечисленные ниже задачи.

Диагностика профпригодности; проведение тренинга личностного роста; профессиональное обучение; обучение спортивным навыкам; помощь липам в трудных социальных ситуациях; изучение характера утомления; приспособление параметров технических приборов к человеку. анализ факторов монотонии; изучение возрастных особенностей, помощь лицам, находящимся в состоянии стресса; работа с лицами, имеющими функциональные расстройства

 

эмоционального, сексуального или личностного плана; разработка эффективных методов и условий обучения; обучение ораторским навыкам и навыкам публичного выступления; работа с политиками по составлению имиджа; работа в системе подростковой помощи; исследование поведения электората в период общегосударственных выборов; посттравматическая реабилитация; работа в службе «Брак и семья»; изучение индивидуально-личностных особенностей; по-мощь больным, престарелым и умирающим людям; работа в исправительно-трудовых учреждениях; анализ влияния алкоголя и наркотиков на человека; анализ поведения и формирования личности преступника; изучение факторов профессионального травматизма; анализ воздействия плаката и рекламы на восприятие; исследования творческой деятельности; управление процессом обучения; работа в службе «Телефон доверия»; помощь людям, страдающим депрессиями или находящимся в состоянии тревоги; изучение и управление взаимоотношениями педагога и учащихся, педагога и родителей, учащихся между собой; анализ факторов, влияющих на эффективность обучения и воспитания; исследование и учет индивидуальных особенностей при обучении; изучение поведения сторон в уголовных и гражданских процессах; анализ готовности ребенка к школе; исследование возрастных особенностей психической деятельности; изучение предстартовых состояний спортсменов; анализ возрастных факторов развития личности; изучение

групповых процессов и групповой динамики; описание конкретных видов и способов учения и обучения; разработка психологических основ новых педагогических технологий; изучение закономерностей, лежащих в основе обучаемости и успешности усвоения опыта; анализ влияния содержания и структуры осваиваемого материала на усвоение.

 

Задание 5.

Определите по приведенному списку, какие из перечисленных задач входят в компетенцию психолога, участвующего в судебно-психологической экспертизе.

 

Диагностика способностей обвиняемых, свидетелей и потерпевших;

 

 

определение мотивов преступления; диагностика их индивидуально-психологических и возрастных особенностей; определение состояния умственного развития; установление обстоятельств преступления; установление способности потерпевших по сексуальным преступлениям правильно воспринимать характер и значение совершаемых с ними действий; установление причин совершенного преступления; определение степени вины обвиняемого; определение способности несовершеннолетних обвиняемых с умственной отсталостью полностью сознавать значение своих действий и руководить ими; диагностика уровня девиантности обвиняемого; определение возможности совершения преступления подозреваемым; диагностика эмоционально-аффективных состояний обвиняемых в момент совершения преступления; определение возможности возникновения различных психических явлений, препятствующих нормальному осуществлению профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном транспорте, работе операторов АС и диспетчеров и т.д.); определение наличия или отсутствия у лица в период, предшествующий смерти, психического состояния, предрасполагающего к самоубийству.

 

Задание 6.

Прокомментируйте следующие тезисы Г. Мюнстерберга. Согласны ли вы с ними и почему? Попытайтесь определить, что такое практическая (прикладная) психология на современном этапе.

1....Прикладной психологией должна считаться только та наука, которая пользуется психологией для осуществления человеческих задач. Она должна быть... в известном смысле психологической техникой...

2. Психотехника есть наука о практическом применении психологии к задачам культуры», поэтому нужно выделять социальную психотехнику, медицинскую психотехнику, хозяйственную психотехнику и правовую психотехнику.

3....Для практического использования нам нужны исключительно факты, а вовсе не их философское толкование.

4....Отнесение данной личности к числу людей, пригодных к определенной деятельности, может с известной долей вероятности

 

 

быть произведено в том случае, если мы не станем исследовать ее как индивидуальность, а только констатируем, что она принадлежит к определенной социальной группе, в которой качества обычно имеются налицо.

5. Если бы обучение подчинялось только законам мускульного сокращения, то нужно было бы говорить уже не о психологии фабричной работы, а о прикладной физиологии. И

действительно, решающее значение для обучения индустриальной работе имеют психические навыки и те психофизические функции, посредством которых сознательно или бессознательно организуются группы мышечных сокращений....Влияние упражнения обнаруживается прежде всего в центральном аппарате, а не на периферии тела....на первый план выступили здесь психологические факторы волевого импульса, сознание предстоящей задачи и тому подобное.

 

Задание 7.

Проанализируйте приведенный текст, ответьте на поставленный в нем вопрос. Сформулируйте понятие педагогической психологии как прикладной отрасли, определите специфику функций педагогического психолога. Как вы считаете, следствием чего является такое широкое определение предмета педагогической психологии?

 

Вопрос о критериях выделения педагогической психологии в качестве особой дисциплины фактически затрагивает более общий вопрос об основании классификации различных областей психологического знания. Интуитивно понятно, что педагогическая психология лежит на стыке целого ряда психологических дисциплин.

Сравним педагогическую психологию с возрастной, которая имеет дело с процессами развития. Одной из ее задач является выявление содержания стадий развития (например, становление личности, развития интеллекта или воли) и условий перехода от одной стадии к другой. Педагогическая психология исследует закономерности присвоения общественно выработанных способов действий и используемых в них знаний на той или иной стадии развития; она также устанавливает связь процессов учения с процессами развития,

 

 

т.е. выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Это дает основание считать педагогическую психологию частью возрастной психологии, ведь специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения опыта у человека (поэтому и обучение должно строиться по-разному). При такой позиции обучение рассматривается как форма, а развитие как содержание, которое в ней реализуется.

 

Закономерности развития человека теснейшим образом связаны с усвоением им широкого социального опыта, процессами социализации, становлением в обучении индивидуального «Я» субъекта, приобретением им активного творческого начала, что сближает педагогическую психологию с психологией личности.

Возможность использования разнообразных обучающих систем для обеспечения личностного роста, коррекции неблагоприятных вариантов развития отдельных психических процессов или личности в целом делает общими задачи этих отраслей и педагогической психологии. Необходимость учитывать индивидуальные особенности человека при вовлечении его в обучение делает актуальными для педагогической психологии материалы психологии индивидуальных различий, а факты взаимовлияния обучающего и обучаемого как субъектов общения в малой группе требуют рассмотрения вопросов педагогической психологии через спектр социальной психологии.

 

Вместе с тем основным объектом педагогической психологии является деятельность по присвоению социального опыта, и это ставит ее в один ряд с психологией труда, изучающей различные виды человеческой деятельности. Более того, это дает формальное право считать педагогическую психологию частью психологии труда.

 

При таком междисциплинарном характере что же все-таки изучает педагогическая психология? (По Т. В. Габай)

 

Задание 8.

Прокомментируйте приведенный текст. Выделите направления работы практического психолога с «трудными» подростками. Знания

 

 

из каких областей психологии потребовались практику А. Айхорну, чтобы достичь результатов? Как вы считаете, работа этого психолога - это наука или искусство? Любой ли может воспроизвести его опыт с тем же эффектом?

 

В книге А. Айхорна «Непокорный подросток» обобщен практический опыт психологической работы с агрессивными индивидами. А. Айхорн показал, что неблагоприятные отношения с родителями вредно отражаются на развитии личности ребенка и такой ребенок в будущем обречен испытывать трудности в общении с другими людьми. Это та матрица, с которой формируется «латентная делинквентность». Если внешние обстоятельства продолжают оставаться неблагоприятными, латентный делинквент становится открытым правонарушителем.

Путь, по которому следует идти в обращении с трудным подростком, — это помочь ему установить контакт с доверяющим ему взрослым, на которого он может положиться и с кем в конечном итоге может отождествить себя, т.е. найти «Я-идеал». Внутренняя теплота А. Айхорна, его сочувствие «трудным» детям, твердая убежденность в бесполезности наказаний и беспредельное терпение сыграли решающую роль в выполнении этой задачи. Когда его подопечные встречались с ним впервые, многим он казался «слабаком», поскольку не применял наказания и как будто не замечал их агрессивных выходок.

Но постепенно дети стали доверять ему, уважать и в конечном итоге любить, отождествлять себя с его образом и постепенно становились способными к нормальному взаимодействию внутри группы и даже продвигались в школьных занятиях. Работая с другой группой подростков-«мошенников», А. Айхорн продемонстрировал, что они поддаются влиянию, если поднять их уважение к какой-либо авторитетной фигуре. А. Айхорн полагал, что отцы, по образу которых дети создали свой «Я-идеал», сами вели жизнь обманщиков. Тогда необходимый момент работы: «открыть ребятам глаза» на фигуры родителей, показав свое собственное превосходство, чтобы дать возможность подросткам самим обесценить их «Я-идеал».

А. Айхорну удалось это сделать, демонстрируя свой сильный

 

 

характер. Сначала его методы вызывали трепет, затем чувство зависимости, а позднее — типичные невротические реакции переноса по отношению к нему. Когда про-явился невроз, ненормальные поведенческие модели ослабли и А. Айхорн смог общаться с подростками, используя психоаналитическую модель толкования. Его секрет, таким образом, состоял в том, что он сначала привязал подростков сильной эмоциональной связью, дав возможность их неврозу выявиться скорее в реакциях переноса, нежели в ненормальном поведении, а затем использовал психоаналитические методики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: