Тема 5. «Профессиональное становление психолога»




Вопросы для изучения

1.Особенности профессиональной подготовки психологов.

2.Государственный образовательный стандарт как основа предметной подготовки психолога.

3.Типология путей профессионального совершенствования психолога. 4.Направления профессионального саморазвития.

Литература

1. Григорович Л.А. Введение в профессию «психолог». М., 2004.

2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Психология: словарь / Под ред. А.В. Петровского. М., 1990.

5. Степанов С.С. Психология в лицах. М., 2001.

6. Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб, 2000.

Практические задания

Задание 1. Проанализируйте по приведенным высказываниям те позиции, которые психологи занимают по отношению к другому человеку. Какие из них вы находите оптимальными и почему?

1. Психолог — это профессия, формирующая личностные качества человека.

2. Психолог — это профессия, необходимая в современной школе для нормальной практической работы.

3. Психолог — это профессия, позволяющая оказывать помощь людям, не знающим выхода из тупиковой ситуации, находить причины стрессов, недовольства людей собой и окружающими.

 

 

4. Психолог — это профессия, которая мне нужна, она моя, я хочу понимать людей глубже, чем понимаю сейчас.

5. Психолог — это профессия, предполагающая знание законов, особенностей психики разных типов людей и умение пользоваться своими знаниями для того, чтобы корректировать отношения, нежелательные моменты в поведении и мироощущении личности в сторону их улучшения.

6. Психолог — это профессия, требующая ответственности, терпимости, знания о другом человеке, о себе и т.п.

7. Психолог — это профессия одержимых душой и увлеченно-вдохновенных людей, человековедение.

8. Психолог — это профессия, которая позволяет глубже понять мотивы поступков и осознать все внутренние процессы, происходящие как с самим собой, так и с другим лицом.

9. Психолог — это профессия, которая изучает душу человека, его мысли, эмоции. Психолог должен помогать людям.

10. Психолог — это профессия, которая помогает людям познать себя, найти свое место в жизни.

11. Психолог — это профессия, которая дает возможность правильно помогать людям в их проблемах, разбираться в самих себе, самораскрываться, самоутверждаться.

12. Профессия психолога требует высокого уровня знаний, как профессиональных, так и общекультурных, а также таких качеств, как тактичность, внимательность. (По Г. С. Абрамовой)

 

Задание 2.

Проанализируйте приведенный текст. Объясните, почему герой отрывка расценил свои переживания как препятствия к осуществлению профессиональной психологической деятельности. Каких профессионально значимых качеств, на ваш взгляд,.не хватает герою? Преодолимо ли это?

— Они не могут понять меня. Почему я бросил психологию, например....У меня степень магистра. И что же? Я работал санитаром, а сейчас я работаю на мойке... В детстве я мечтал быть психологом, социальным сотрудником, может быть, даже психиатром... Все это пришло ко мне так естественно.

 

 

Вот кем я должен был стать. Вот к чему меня подталкивали мои способности.

— Но ты не стал, — напомнила я ему. — Почему?

— Потому что это разрушило бы меня, — сказал он, отводя глаза. — Я не могу контролировать то, что происходит со мной. Я слишком остро чувствую проблемы других людей и склад их ума, причем настолько, что моя собственная личность теряется, задыхается. Я не понимал, насколько все это значительно, пока не провел какое-то время в судебном отделении. Для душевнобольных преступников. Это было частью моего исследования — исследования для диссертации. — Он все более заводился.

— Я никогда не забуду Френки. Френки был параноидальным шизофреником. Он до смерти забил поленом свою мать. Я пытался понять Френки. Я мягко вел его через всю его жизнь до тех пор, пока мы не достигли того зимнего вечера. Я сказал ему: «Френки, Френки, что это было? Что нажало кнопку? Ты помнишь, что происходило в твоей голове, в твоей душе?»

Он сказал, что сидел у огня, как сидел всегда, наблюдая за догорающим пламенем, когда «они» начали ему нашептывать. Они шептали ужасные, обидные вещи. Когда его мать вошла, она посмотрела на него так же, как всегда, но на этот раз он увидел «это» в ее глазах. Голоса стали такими громкими, что он не мог думать, и в следующий миг он уже был мокрым и липким, а у нее больше не было лица. Он пришел в себя, когда голоса затихли. Я не мог уснуть много ночей после этого. Всякий раз, закрывая глаза, я видел Френки, плачущего, покрытого кровью своей матери.

Я донимал его. Я понимал, что он сделал. С.кем бы я ни говорил, какую бы историю ни слушал, это действовало на меня всегда одинаково.

—...Ты когда-нибудь чувствовал, будто убиваешь кого-то?

— Все когда-нибудь это чувствуют... Каждый человек способен на это. Абсолютно каждый. У меня нет пистолета или чего-то еще э... опасного. Потому что я не хочу стать жертвой побуждения. Если вы можете представить себе, как что-то делаете, если можете установить связь с механизмом, который стоит за деянием, то дверь трескается.

 

Это может случиться. Реально каждое отвратительное событие, которое происходит в мире, сначала было задумано в голове. Мы не хорошие или плохие, не те или другие. — Его голос дрожал. — Даже у тех, которых относят к душевнобольным, есть свои собственные причины совершать то, что они делают. (Я. Корнуэлл)

 

Задание 3.

Прокомментируйте приведенные строки. Какой метафорический образ, на ваш взгляд, более соответствует кредо профессионального психолога и почему?

 

1. Чужую беду руками разведу. {Русская пословица)

 

2....Ранения не заживают вмиг.

Мы действуем умом, а не колдуем,

Дай только срок...

(У. Шекспир)

3. Тот, кто не поспевает в ногу

С остальными, Возможно, слышит

Иного барабанщика. Пусть шагает с той музыкой,

Которая слышится ему — слабая и отдаленная.

(Торо)

4. Власть без злоупотребления ею теряет свою привлекательность.

(Я. Валери)

5. Мир станет поистине,.подлинным только после того, как я его переделаю. (А. Боске)

 

6. Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильные вещи. (Дж. Тьюки)

 

 

7....событие имеет структуру откровения. (М. Мамардашвили)

 

 

8.Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. (Китайская пословица)

 

 

9.

Если себя захочешь найти,

В зеркало не смотри,

Ибо, что в нем, есть лишь тень,

Незнакомец...

(Сипений)

 

10. Когда каждый что-то являет, Нет никого, кто был бы никем. («Гондольеры»)

 

11. Тайна — это то, что вы отдаете другим, чтобы сохранить ее. Уверенность — это то, что было у тебя прежде, чем ты узнал об этом больше. (М. Олден)

 

12. Человеку свойственно принимать границы своего видения за границы мироздания. (А. Шопенгауэр)

 

13.Не верьте тому, что слышите; не верьте традициям только потому, что они передаются из поколения в поколение; не верьте тому, что повторяется многими; не верьте догадкам... Не верьте вашим хозяевам и старшим только из-за их авторитета. Когда вы убедитесь путем наблюдения и анализа, что принцип сообразуется с причиной, что ведет он к пользе и благополучию всех, примите его и держитесь за него. (Гаутама Будда)

 

14. Сотни людей говорят, но лишь один из них способен думать; тысячи людей думают, но лишь один из них способен понимать. Ясное понимание — это и поэзия, и пророчество, и религия, вместе взятые. (Дж. Раскин)

 

15. Познав себя, никто уже не останется тем, кто он есть. (Т. Манн)

 

Задание 4.

Прокомментируйте приведенный фрагмент и сравните его с тезисами концепции К. Роджерса. Можно ли слова М. М. Бахтина отнести к личности профессиональных психологов? Как в этом смысле выглядит

 

 

профессиональная психологическая деятельность? Может ли, с этой точки зрения, каждый быть (стать) психологом?

 

...Принцип — «эмпатическое понимание внутренней системы координат», т.е. субъективного мира человека. Это существенный признак диалогического общения. Но вспомним слова Бахтина: во внутренний мир человека «нельзя вчувствоваться», необходима «напряженная и любящая вненаходимость» (удачно сказал о «вчувствовании» С. С. Аверинцев: «Вполне проницаема только пустота»).

За принципом «эмпатического понимания внутренней системы координат» просматривается презумпция о доступности внутреннего мира человека исчерпывающему пониманию психолога, который может чувствовать себя в этом мире, «как если бы это был его собственный внутренний мир». М. М. Бахтин пишет о невозможности такого «исчерпания» бесконечно глубокого, таинственного мира человеческой души.

Возможно лишь движение в направлении понимания, зависящее от свободы самораскрытия неповторимой индивидуальности человека. «Вчувствоваться» можно лишь в близкий, подобный себе душевный мир; но когда речь идет о двух уникальных мирах, исчерпывающее эмпатическое понимание принципиально невозможно.

(Т. А. Флоренская)

 

Контрольные вопросы

1. Общее представление о профессии. Классификация профессий.

2. Профессионализация и социализация.

3. Этапы профессионализации.

4. Профессиональная пригодность и профессиональные способности.

5. Профессиональная компетентность и индивидуальный стиль деятельности.

6. Профессиональное мышление и профессиональная рефлексия.

7. Представление о практической психологии, отрасли психологии как науки.

8. Связь теории и практики в психологии.

9. Качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога.

10. Понятие о социальном заказе на работу психолога.

11. Понятие о психологической задаче и психологической помощи. Методологические основы решения психологических задач.

12. Профессионально важные качества психолога.

13. Тенденции развития профессиональных деструкций, условия их профилактики.

14. Психодиагностика как направление практической психологии.

15. Понятие о психологической коррекции.

16. Понятие о психологическом консультировании.

17. Понятие о психотерапии.

18. Этические проблемы в деятельности психолога.

19. Специфика профессионального психологического образования.

20. Направления профессионального саморазвития.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: