Равновесие и ставка процента




Итак, мы рассмотрели, чем определяется производство товаров и услуг в экономике и от чего зависит спрос на товары и услуги. Теперь необходимо вы­яснить, как уравновешивается спрос и предложение в экономике. Как мы уви­дим, решающую роль в этом играет ставка процента.

Спрос на товары и услуги предъявляется в виде потребления, инвестиций и государственных закупок:

 

Y = C + I + G

При этом:

 
 


С = c(Y –)

I = I(r)

 
 


G =

       
   


Y = c(Y –) + I(r) +

Объем производства товаров и услуг зависит от факторов производства и производственной функции. Если последние не изменяются, то и объем произ­водства фиксирован:

 
 


Y = F(,) =

Теперь объединим эти уравнения:

 
 


= c(–) + I(r) +

 

Отсюда ясно, что ставка процента r уравновешивает спрос на товары и услуги в экономике. При равновесной ставке процента спрос на товары и ус­луги равен их предложению.

Чтобы лучше понять роль ставки процента, которая одновременно явля­ется и ценой заимствования и доходом по сбережениям, необходимо рассмот­реть финансовые рынки.

Перепишем тождество национальных счетов Y = C + I + G как Y – C – G = = I.

Y – C – G – это та часть произведенной продукции, которая остается по­сле того как был удовлетворен спрос потребителей и правительства – она назы­вается национальные сбережения или просто сбережения (S). В такой форме тождество утверждает, что S = I.

Национальные сбережения можно разделить на сбережения домохозяйств (частные сбережения) и государственные сбережения. Частные сбережения – это располагаемый доход (Y – T) минус потребление С. Государственные сбе­режения – это налоговые поступления Т минус государственные закупки G.

 

Национальные сбережения = частные сбережения + гос. сбережения =

= (Y – T – C) + (T – G)

Таким образом:

 

(Y – T – C) + (T – G) = I

Подставим в тождество Y – T – C = I выражения функции потребления и ин­вестиционной функции:

 

Y – c(Y – T) – G = I(r)

 

Учтем, что G и Т зафиксированы в рамках данной экономической поли­тики, a Y зафиксировано наличными факторами производства и производст­венной функцией. Тогда получаем:

 
 


– c(–) – = I(r) или = I(r)

 

Левая часть уравнения показывает, что национальные сбережения зависят от дохода Y и переменных экономической политики G и Т; для неизменных Y, G и Т национальные сбережения S также неизменны.

 
 

На рис. 27 представлены график сбережений и график инвестиций как функция от ставки процента. График сбережений представлен вертикальной прямой, так как в данной модели сбережения не зависят от ставки процента.

Рис 2.7 - Сбережения, инвестиции, ставка процента

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что при равновесной ставке процента сбережения равны инвестициям и предложение заемных средств равно спросу на них.

Изменение основных параметров государственной фискальной политики (G и Т) оказывает влияние на спрос на произведенные в экономике товары и услуги.

Рассмотрим сначала последствия увеличения объема государственных закупок на ΔG. Мгновенно последует увеличение спроса на товары и услуги на ΔG. Но так как общий объем производства фиксирован, увеличение государст­венных закупок может произойти за счет уменьшения или потребления С или инвестиций I. Так как располагаемый доход не изменился, потребление также не изменяется, значит рост G может произойти только за счет снижения I, а для этого должна вырасти процентная ставка. Это уже знакомый нам эффект вы­теснения инвестиций государственными закупками.

Чтобы понять механизм действия эффекта вытеснения рассмотрим влия­ние увеличения государственных закупок на сбережения и инвестиции.

 

Национальные сбережения S = частные сбережения + гос. сбережения =

 
 


= [ – – c(–)] + (–) = – c(–) –

 

 
 

Так как увеличение G не сопровождается увеличением Т, рост государст­венных закупок приводит к сокращению национальных сбережений S. На рис. 2.8 это показано сдвигом влево кривой предложения заемных средств, что вы­зывает рост равновесной ставки процента.

Рис. 2.8 - Сокращение сбережений

 

Теперь рассмотрим влияние снижения налогов на ΔT. Непосредственное воздействие сокращения налоговых поступлений состоит в увеличении распо­лагаемого дохода на ΔT, и, как следствие, увеличение потребления на ΔT×MPC. Так как Y фиксирован при данных факторах производства, a G фиксировано правительством, увеличение потребления может происходить только за счет уменьшения инвестиций, а для этого должна вырасти процентная ставка.

Таким образом, сокращение налоговых поступлений, так же как и увели­чение государственных закупок увеличивает ставку процента и вытесняет ин­вестиции.

Теперь рассмотрим последствия увеличения инвестиционного спроса. Спрос на инвестиции может вырасти в результате действия различных факто­ров (например, появление технических новшеств или введение налоговых льгот для стимулирования инвестиций).

 
 

Последствия роста спроса на инвестиции показаны на рис. 2.9.

Рис 2.9 - Рост инвестиционного спроса

 

Рост инвестиционного спроса вызывает сдвиг вправо кривой спроса на инвестиции. В результате экономика переходит из точки Е1 в точку Е2. При этом, если сбережения фиксированы, увеличение инвестиционного спроса уве­личивает только ставку процента, но не объем инвестиций в экономике.

Вывод о последствиях увеличения инвестиционного спроса был бы дру­гим, если бы мы допустили существование зависимости между сбережениями и ставкой процента. Так как ставка процента это не только цена заемных средств, но и доход от сбережений, ее рост может сокращать потребление и увеличивать сбережения. В таком случае кривая сбережений была бы восходящей и увели­чение инвестиционного спроса увеличило бы и равновесную ставку процента и объем инвестиций (рис. 2.10).

 
 

Рис. 2.10 - Увеличение объема инвестиций в случае, если сбережения

зависят от ставки процента

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: