Итак, мы рассмотрели, чем определяется производство товаров и услуг в экономике и от чего зависит спрос на товары и услуги. Теперь необходимо выяснить, как уравновешивается спрос и предложение в экономике. Как мы увидим, решающую роль в этом играет ставка процента.
Спрос на товары и услуги предъявляется в виде потребления, инвестиций и государственных закупок:
Y = C + I + G
При этом:
С = c(Y –)
I = I(r)
G =
Y = c(Y –) + I(r) +
Объем производства товаров и услуг зависит от факторов производства и производственной функции. Если последние не изменяются, то и объем производства фиксирован:
Y = F(,) =
Теперь объединим эти уравнения:
= c(–) + I(r) +
Отсюда ясно, что ставка процента r уравновешивает спрос на товары и услуги в экономике. При равновесной ставке процента спрос на товары и услуги равен их предложению.
Чтобы лучше понять роль ставки процента, которая одновременно является и ценой заимствования и доходом по сбережениям, необходимо рассмотреть финансовые рынки.
Перепишем тождество национальных счетов Y = C + I + G как Y – C – G = = I.
Y – C – G – это та часть произведенной продукции, которая остается после того как был удовлетворен спрос потребителей и правительства – она называется национальные сбережения или просто сбережения (S). В такой форме тождество утверждает, что S = I.
Национальные сбережения можно разделить на сбережения домохозяйств (частные сбережения) и государственные сбережения. Частные сбережения – это располагаемый доход (Y – T) минус потребление С. Государственные сбережения – это налоговые поступления Т минус государственные закупки G.
Национальные сбережения = частные сбережения + гос. сбережения =
= (Y – T – C) + (T – G)
Таким образом:
(Y – T – C) + (T – G) = I
Подставим в тождество Y – T – C = I выражения функции потребления и инвестиционной функции:
Y – c(Y – T) – G = I(r)
Учтем, что G и Т зафиксированы в рамках данной экономической политики, a Y зафиксировано наличными факторами производства и производственной функцией. Тогда получаем:
– c(–) – = I(r) или = I(r)
Левая часть уравнения показывает, что национальные сбережения зависят от дохода Y и переменных экономической политики G и Т; для неизменных Y, G и Т национальные сбережения S также неизменны.
На рис. 27 представлены график сбережений и график инвестиций как функция от ставки процента. График сбережений представлен вертикальной прямой, так как в данной модели сбережения не зависят от ставки процента.
Рис 2.7 - Сбережения, инвестиции, ставка процента
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при равновесной ставке процента сбережения равны инвестициям и предложение заемных средств равно спросу на них.
Изменение основных параметров государственной фискальной политики (G и Т) оказывает влияние на спрос на произведенные в экономике товары и услуги.
Рассмотрим сначала последствия увеличения объема государственных закупок на ΔG. Мгновенно последует увеличение спроса на товары и услуги на ΔG. Но так как общий объем производства фиксирован, увеличение государственных закупок может произойти за счет уменьшения или потребления С или инвестиций I. Так как располагаемый доход не изменился, потребление также не изменяется, значит рост G может произойти только за счет снижения I, а для этого должна вырасти процентная ставка. Это уже знакомый нам эффект вытеснения инвестиций государственными закупками.
Чтобы понять механизм действия эффекта вытеснения рассмотрим влияние увеличения государственных закупок на сбережения и инвестиции.
Национальные сбережения S = частные сбережения + гос. сбережения =
= [ – – c(–)] + (–) = – c(–) –
Так как увеличение G не сопровождается увеличением Т, рост государственных закупок приводит к сокращению национальных сбережений S. На рис. 2.8 это показано сдвигом влево кривой предложения заемных средств, что вызывает рост равновесной ставки процента.
Рис. 2.8 - Сокращение сбережений
Теперь рассмотрим влияние снижения налогов на ΔT. Непосредственное воздействие сокращения налоговых поступлений состоит в увеличении располагаемого дохода на ΔT, и, как следствие, увеличение потребления на ΔT×MPC. Так как Y фиксирован при данных факторах производства, a G фиксировано правительством, увеличение потребления может происходить только за счет уменьшения инвестиций, а для этого должна вырасти процентная ставка.
Таким образом, сокращение налоговых поступлений, так же как и увеличение государственных закупок увеличивает ставку процента и вытесняет инвестиции.
Теперь рассмотрим последствия увеличения инвестиционного спроса. Спрос на инвестиции может вырасти в результате действия различных факторов (например, появление технических новшеств или введение налоговых льгот для стимулирования инвестиций).
Последствия роста спроса на инвестиции показаны на рис. 2.9.
Рис 2.9 - Рост инвестиционного спроса
Рост инвестиционного спроса вызывает сдвиг вправо кривой спроса на инвестиции. В результате экономика переходит из точки Е1 в точку Е2. При этом, если сбережения фиксированы, увеличение инвестиционного спроса увеличивает только ставку процента, но не объем инвестиций в экономике.
Вывод о последствиях увеличения инвестиционного спроса был бы другим, если бы мы допустили существование зависимости между сбережениями и ставкой процента. Так как ставка процента это не только цена заемных средств, но и доход от сбережений, ее рост может сокращать потребление и увеличивать сбережения. В таком случае кривая сбережений была бы восходящей и увеличение инвестиционного спроса увеличило бы и равновесную ставку процента и объем инвестиций (рис. 2.10).
Рис. 2.10 - Увеличение объема инвестиций в случае, если сбережения
зависят от ставки процента