Команда «Торопчане» Тверская область г. Торопец




Всероссийский фестиваль краеведческих объединений – Марафон КраеФест

Трек «Инвентаризация наследия»

Команда «Торопчане» Тверская область г. Торопец

📌Объект исследования - вокзал;

📌 Предмет - Скворцовский вокзал;

📌 Гипотеза: предположим, что Скворцовский вокзал может быть объектом культурного наследия Торопецкого района Тверской области

Что мы хотим изучить?

📌Мы хотим изучить историю вокзала, его архитектурные особенности, узнать кто является его архитектором, его роль в исторических событиях родного края и жизни людей.

Местоположение объекта исследования: Россия, Тверская область, Торопецкий район, д. Скворцово

Бологое - Полоцкая линия Октябрьской железной дороги

Хронологические рамки: 1901 – 2021 гг.

 

Временной период История здания Человеческие ресурсы и личности, связанные с объектом Значимые события
ЭТАП 1. СТРОИТЕЛЬСТВО 1903-1907 гг.
    Кайзер Вильгельм II – Франция - был заинтересован в развитии военной железной дороги в России из-за агрессивной Германии.   Решающее слово для строительства более короткого и приемлемого для военных варианта принадлежало известному генералу А. Н. Куропаткину и его подчиненному М. К. Марченкову. Вопрос был решен дипломатически: в начале 1901 г., после переговоров на уровне глав государств, России были предоставлен французский заем на сумму 200 млн рублей для немедленного проектирования и строительства в 1902–1904 гг. Бологое-Седлецкой железной дороги. Участок будущей линии от Бологого до Полоцка обошелся в 53млн рублей (т. е. 118 131 рубль за версту). Автор: Алексей Вульфов, председатель Всероссийского общества любителей железных дорог  
    Инженер путей сообщения Александр Николаевич Рыжов приступил к руководству постройкой «дороги в Царство Польское». Участок строительных работ от Торопца до Великих Лук возглавил инженер Андрей Павлович Гетье(   Строительство станции в 20 км от Торопца возглавил дорожный мастер генерал Скворцов. 5 февраля 1902 г. утверждено окончательное направление железнодорожной линии. В 1902-1906 гг., согласно «Высочайше утвержденному в 1-й день марта 1902 г. Положению началось строительство.
1903-1907 Бологое - Полоцкая линия Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги Появилась станция IV класса (линейная) Станция построена из дерева, отделана деревянным декором, украшена шпилем с флюгером, высокими окнами и маленькой мансардой в стиле модерн. Несмотря на дефицит средств в условиях военного времени, строительство этих сугубо декоративных «башен» было согласовано. У станции был разбит сквер. В здании вокзала имелись следующие отдельные помещения: крытые козырьком сени для входа со стороны вокзала и со стороны площади, почта, ламповая, в которой заправляли керосином фонари, контора начальника станции, телеграф, касса, багажное отделение, помещение дежурного сторожа. Пассажирам I и II классов предоставлялись в пользование мужской и дамский ватерклозеты с умывальниками. В вокзале было два зала ожидания: отдельно для пассажиров I–II и III класса. Они отапливались изразцовыми прямоугольными печами или круглыми, так называемыми утермарковскими. Архитекторы здания: Станислав Воловский, поляк по происхождению, строивший участок от Бологого до Полоцка, и Владимир Мышак, возводивший участок от Полоцка до Седлеца. С. Воловский хорошо известен в России и за рубежом, получив образование в Институте гражданских инженеров императора Николая 1 в Петербурге, стал одним из киевских архитекторов, представителем плеяды именитых мастеров модерна. В деревянных объектах - вокзалах они сумели одновременно отразить в рамках стиля модерн народную традицию русских изб и теремов. Название станции произошло от основателя станции генерала Скворцова, который руководил строительством данной железнодорожной станции в 1903году. Планируется обращение в архив г. Псков по установлению лиц, которые работали на станции. Из-за русско-японской войны резко сокращены расходы и затянуто строительство. По сведениям исследователя истории Восточно-Сибирской железной дороги А. В. Хобты, часть рельсов со строительства Бологое-Седлецкой ж/д вывезли в Сибирь, чтобы использовать в сооружении Кругобайкальской линии. Помимо станции была построена необходимая инфраструктура. Станция представляла целостный архитектурный ансамбль. Железная дорога была оборудована по последнему слову техники. На линии действовала электрожезловая система с семафорами, работали телефоны межстанционной и линейной связи. 1906 г. на участке Осташков - Полоцк пошли только товарные поезда. Паровоз серии Ов начала ХХ века
ЭТАП 2. ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 1907-1917 гг.
1907 - 1918 Открыто сквозное движение по Бологое-Полоцкой железной дороге. К станции была подведена вода. Ее подавали из кирпичной шатровой водонапорной башни. Как и все постройки на линии, она сооружена в едином архитектурном стиле.   Планируется поиск фотографий, записей очевидцев, чертежей и т.д. Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Вместе с железной дорогой в малоосвоенные глухомани Тверской и Псковской губерний пришли рабочие места с неплохой по тем временам зарплатой. Станция Скворцово дала толчок для строительства деревни. Благодаря строительству железной дороги значительно поднялся и уровень жизни местного населения. 1 января 1907 года, в России открылось «правильное движение» по железной дороге Бологое — Осташков — Торопец — Великие Луки — Полоцк — Молодечно — Волковыск — Седлец (близ Варшавы) протяженностью в 1030 верст. Через станцию Скворцово в годы Первой Мировой войны интенсивно проходят военные эшелоны. В 1914 г. поезд №25 отправлялся из Бологого в 6.40 и прибывал в Великие Луки в 14.48 – был в пути 8 часов 8 минут. На карте 1915 года и в расписаниях лета 1908 - лета 1917 станция Скворцово на 241 версте от Бологое.  
ЭТАП 3. РАННЕСОВЕТСКИЙ и ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОДЫ1917-1941гг.
  1 октября 1919 г. в помещении вокзала была открыта Скворцовская железнодорожная школа 1-й ступени.   Планируется поиск фотографий, записей очевидцев. С просьбой об открытии школы обратились рабочие и служащие станции. Первыми учителями были Андрианов Леонид Андрианович и молодая учительница Михайлова Мария Михайловна.   Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. В первые годы Советской власти в стране были разруха и голод. На окраине Скворцова заняли пустующий дом бывшего лесозаготовителя. В 1923 году школа 1 ступени сделала первый выпуск. Также в Скворцове в это время открылась больница. Зданием для неё стал перевезённый из деревни Кленец двухэтажный дом помещицы Киселёвой.
  Планируется поиск фотографий, записей очевидцев. Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Фрагмент карты 1926 г. Станция Скворцово
1934 - 1941 Планируется поиск фотографий, записей очевидцев. Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Встал вопрос об открытии Скворцовской семилетней школы, но в деревне не было ни одного большого здания. Временно семилетнюю школу разместили в здании Селищенской начальной школы в 5 километрах от Скворцова. А в Скворцове начали строить новое двухэтажное здание школы. К январю 1937 года школа была построена, и на зимних каникулах ученики переехали в новое здание Скворцовской семилетней школы. В этом же учебном году школа была реорганизована в среднюю и директором был назначен Зеленков Карп Сидорович. Первый выпуск Скворцовская средняя школа сделала в 1941 году.
ЭТАП 4. ПЕРИОД ОККУПАЦИИ и ВОЕННОЕ ВРЕМЯ 1941-1945 гг.
  В августе 1941 г. немецко-фашистские оккупанты разместили гарнизон. Рядом с вокзалом стоял немецкий медицинский передвижной лазарет (со слов жительницы Ивановой В.И.., на момент оккупации была в возрасте 10 лет и проживала в д. Скворцово рядом с вокзалом). Деревянный вокзал практически не пострадал. Изящный шпиль с флюгером-паровозиком и мансарда утрачены. 20-21 января 1942 г. освобожден от немецкого гарнизона в ходе Торопецко-Холмской наступательной операции 3 и 4 армиями (360 стрелковая дивизия). Стратегический объект: в станции находилась одна из баз советских разведчиков и связных, работавших с партизанскими отрядами на территории нынешних Псковской и Смоленской области, а также Белоруссии. Значительная часть железнодорожных сооружений уцелела. Водонапорная башня имела следы от осколков от разрыва бомб, пуль и снарядов. Основные постройки станции Скворцово, находящиеся в низине, пострадали сравнительно мало.   Планируется поиск записей очевидцев. Ветераны-паровозники рассказывали, как их бомбили каждую поездку, да еще и по нескольку раз. Была единственная возможность спасти поезд или хотя бы часть его и остаться живым самому – быстро затормозить и встать. Тогда в случае попадания бомбы в состав или разрушения пути перед паровозом могла уцелеть часть поезда. Со стоявшего состава более прицельно вели огонь по самолетам зенитки. Зенитки также стояли на самых высоких точках по обеим сторонам от вокзала.   Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Планируется поиск записей со слов очевидцев. В августе1941-го была оккупирована и деревня Скворцово. Фашисты в здании больницы оборудовали штаб. Новая школа со всем оборудованием была сожжена. Многие учителя ушли на фронт, в их числе и директор школы. В период оккупации школа не работала. После освобождения д. Скворцово школа разместилась в бывших квартирах учителей, в деревнях Бор, Сутоки, Скворцово. Учебный год был продлён до 1 августа 1942 года. Станция Скворцово стала стратегическим объектом и оказалась в зоне ведения масштабных военных действий. Линия подвергалась мощным бомбардировкам, испытала на себе все тяготы, связанные с проведением Ржевской битвы и Великолукской операции. В один из налетов на станции был разбомблен санитарный поезд. Выжившие раненые были размещены в больнице, а всех погибших захоронили за больницей. На карте 1943 года станция Скворцово Калининской дороги на 257 километре. На картах 1944 - 1948 годов станция Скворцово на 53 километре от Великих Лук.  
ЭТАП 5. СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
1952- 1953 Планируется поиск фотографий, записей очевидцев. Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Планируется поиск записей со слов очевидцев. К началу 1952-53 учебного года построено новое деревянное двухэтажное здание школы. Школа большую часть своего существования значилась в числе передовых школ района, а по итогам 1964-65 учебного года награждена переходящим знаменем райкома партии. Некрасова Нина Петровна была директором. С начала 1950-х до конца 1960-х годов на Бологое-Полоцкой линии работали трофейные немецкие паровозы ТЭ (серия 52). Строили их начиная с 1942 г. по приказу министра транспорта гитлеровской Германии Шпеера 15 заводов Европы специально для эксплуатации на Восточном фронте. Немцы называли паровозы серии ТЭ "Kriegslok" – военный локомотив, а наши железнодорожники дали им не одно, а несколько прозвищ: "германка", "фашист" и самое распространенное – "фрау". В 1969 году на линию поступили более мощные паровозы серии Л ("лебедянки") – самые распространенные послевоенные локомотивы советского производства. Как и "фрау", они работали на мазуте. Бологое-Полоцкая оказалась последней магистральной линией советских железных дорог на паровой тяге. Паровозы работали здесь до 1976 г., а со сборными поездами, на вывозной и маневровой работе – еще 10 лет. Потом их заменили магистральными тепловозами М62, 2М62, 2ТЭ116, ТЭП60, 2ТЭП60, ТЭП70 и маневровыми ТЭ1, ВМЭ1, ЧМЭ3.  
1954-1976 Планируется поиск фотографий, записей очевидцев. Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Планируется поиск записей со слов очевидцев. В 1968 году станция Скворцово передана в Ржевское отделение. В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 года станция Скворцово значится в числе линейных.
1977-1991 Башня действовала до 1980-х годов.   Планируется поиск фотографий, записей очевидцев.   Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Планируется поиск записей со слов очевидцев. В Атласе Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1987 года - в числе прочих. До 1990 г. на всем протяжении Бологое-Полоцкой железной дороги была установлена очень высокая скорость – 90 км/ч. И поезда не отставали от графика, во-первых, потому, что линия использовалась как испытательный рельсовый полигон, и, во-вторых, – на ней работали отличные специалисты.
ЭТАП 6. РАСПАД СССР И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ
1992-2021 Сейчас станции как таковой нет, это теперь остановочный пункт на Октябрьской железной дороге. Утермарковские» печи стоят и по сей день, отапливаются дровами. Вокзал не используется. Внутри многое сломано и разрушено. Неоднократно делались попытки поставить это сооружение на государственную охрану, донести до руководства железной дороги его ценность. Кроме того, существуют два моста на переездах за границей станции и ряд поздних или перестроенных построек и будок в непосредственной близости от Скворцова. В настоящее время густо разросшееся зелень. Действовавшая до 1980-х годов башня сейчас брошена и разорена. В ней лестница срезана. Уцелела "полная" линейная казарма, очень хорошей сохранности, с еще просматривающимся старым станционным номером "8" на фронтоне. Казарма до сих пор жилая, с полностью сохранившимся резным декором, хотя только половина ее квартир обитаема. В 2016 году (фото Михаила Ильина) - оргалитные щиты уже сгнили. Единственный вокзал на этой дороге с сохранившимися подлинными дверями начала XX века. Перед вокзалом - хорошо сохранившаяся песчаная платформа.   Планируется обращение в архив г. Псков и Октябрьской ж/д по установлению лиц, которые работали на станции. Планируется поиск и запись рассказов очевидцев. За границами станции сохранились еще несколько железнодорожных сооружений. Примером их служит мост на 257 км (Скворцово – на 258), через речку Добшу. От первоначального моста уцелели только береговые устои. Заметно, что ради положения типового мостового пролета пришлось несколько поднять бетонной "подушкой" уровень опоры. Как везде на этой дороге хорошо видно, что мост построен под два пути. Скворцово – самая болезненная в настоящее время точка на тверском участке Бологое-Полоцкой. Расположенная в глухом месте на границе областей, она рискует повторить судьбу уничтоженной в сентябре 2016 года станции Горовастица (Осташковский район) с абсолютно идентичным и имевшим такую же, как в Скворцове, сохранность вокзала. В бытность Псковского подотдела 1996-2000 годов станция Скворцово была стыковой станцией соседнего Ржевского (?) отделения или подотдела. "... Бывшая станция Скворцово - перед глазами проскочил красивый деревянный вокзал. Проскочил, и скрылся за деревьями. Небольшая стоянка для высадки-посадки пассажиров, и мы едем дальше..." М. Иванов 6 августа 2005 года.  

 

 

Скрин одного из кадров известного фильма Алексея Вульфова "Бологое-Полоцкая" (1997).

 

 

Использованные источники:

Архивные:

1. Памятная книжка Псковской губернии на 1903 г. – Российская Национальная Библиотека – Vivaldi (nlr.ru)

2. Памятная книжка Псковской губернии 1913-1914 гг. (Торопецкий филиал Тверского краеведческого музея)

3. Карты псковской губернии

4. Карты Торопецкого уезда

5. Сметы расходов и доходов Торопецкой уездной земской управы. 1917 г.

 

Литературные:

1. Атлас Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1971 г.

2. Атлас Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР 1987 г.

3. А. Вульфов «Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога". М., 2009. С. 112

4. Косточкин В.В. статья Архитектурные памятники Торопца. Издательство Академии наук СССР, Москва, 1959 г.

5. Нефедова Л.Г. Торопец. Прошлое и настоящее. Сборник очерков. Нелидово,1996 г.

6. Приказы Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области №№ 17-НП - 22-НП от 16.08.2017

7. Статья А. Вульфова «Заповедная железная дорога» в журнале «Наука и жизнь»

Интернет-источники:

1. Партизаны на Псковских железных дорогах. Псковские железные дороги. Дата обращения 29 марта 2021.

2. Антонина Асанова. РЖД избавляется от вокзалов. Фонтанка.Ру (12 октября 2016). Дата обращения 24 марта 2021.

3. Спасти старинные вокзалы России от разрушения. Change.org. Дата обращения 24 марта 2021.

 

А ещё советуем посмотреть фильм ВОЛЖД о Бологое-Полоцкой железной дороге!

  • х-д/ф «Бологое-Полоцкая» 1997, реж. Алексей Вульфов


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: