На каждом практическом занятии по дисциплине при очной форме обучения используются следующие виды и методы контроля:
- предварительный – краткий устный опрос по теме занятия;
- текущий – наблюдение за деятельностью (активностью и целенаправленностью) учащегося во время занятия;
- персональный (при необходимости) – беседа с дополнительными пояснениями изучаемой темы для слабо подготовленных и/или слабо владеющих русским языком обучающихся.
По каждому разделу дисциплины выполняется устная индивидуальная защита практикумов (упражнений, лабораторных работ, расчетных заданий).
6.2.1 Типовое контрольное задание для краткого устного опроса по теме (открытый тест)
Таблица 6
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
В чем различие понятий …? | |
Какие виды (типы) … вы знаете? | |
Перечислите основные принципы … | |
Как определяется …? | |
Сформулируйте определение … | |
Перечислите факторы, определяющие (влияющие на) … | |
Какими нормативно-правовыми актами регулируется…………? |
6.2.2 Типовое контрольное задание для экзамена
Таблица 7
№ п/п | Типовое содержание вопроса |
Раскройте понятие и значение судебной экспертизы … | |
Дайте понятие и классификацию … | |
Понятие, цели и особенности судебной трасологии … | |
Принцип соблюдения законности при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности означает……. |
6.3 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций
6.3.1 Шкала оценивания
Таблица 8
Код и содержание компетенций | Текущий и промежуточный контроль | Оценка | |||
реферат | экзамен | удовлетворительно | хорошо | отлично | |
ОК-5 | |||||
Знать: значимость профессии судебного эксперта для формирования доказательной базы по гражданским, уголовным и административным делам; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: выполнять свои профессиональные задачи, соблюдая требования профессиональной этики; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: использования норм морали, профессиональной этики и служебного этикета при проведении судебных экспертиз; | + | + | * | ** | *** |
ОК-9 | |||||
Знать: базовые представления о логическом мышлении, анализе, систематизации, обобщении, критическому осмыслению информации; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: выбирать методы для постановки исследовательских задач и выбору путей их решения; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: анализа, систематизации, критического мышления и выбора путей решения исследовательских задач. | + | + | * | ** | *** |
ПК-1 | |||||
Знать: теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: применять знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: навыками практического применения знаний теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при проведении судебных экспертиз и исследований; | + | + | * | ** | *** |
ПК-2 | |||||
Знать: основные методики судебных экспертных исследований; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: выбирать методики судебных экспертных исследований для использования в профессиональной деятельности; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: практического применения методик судебных экспертных исследований; | + | + | * | ** | *** |
ПК-7 | |||||
Знать: права и обязанности специалиста при участии в проведении следственных и других процессуальных действий, а также в непроцессуальных действиях; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: использовать процессуальное положение специалиста для эффективного участия в производстве следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: участия специалиста при проведении следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях; | + | + | * | ** | *** |
ПК-18 | |||||
Знать: процессуальный порядок назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: четко, доходчиво и процессуально обосновано консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: консультирования субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений; | + | + | * | ** | *** |
ПК-22 | |||||
Знать: основные причины и условия, способствующие совершению правонарушений; | + | + | * | ** | *** |
Уметь: разрабатывать предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений; | + | + | * | ** | *** |
Владеть навыками: анализа и обобщения экспертной практики, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и на основе этого разрабатывать предложения, направленные на их устранение; | + | + | * | ** | *** |
|
|
|
6.3.2 Оценивание результатов обучения при проведении любого из предусмотренных дисциплиной видов контроля
Оценка «Отлично»
ответ полный, правильный, отражающий основной материал дисциплины;
правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, взаимосвязей и дана конкретизация их примерами;
ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания.
Оценка «Хорошо»
ответ удовлетворяет выше названным требованиям, но есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам педагога.
Оценка «Удовлетворительно»
ответ правильный, обучающийся в основном понимает материал, но не четко определяет понятия и закономерности;
обучающийся затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал.
Оценка «Неудовлетворительно»
ответ неправильный;
не решена задача;
не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы педагога, грубые ошибки в определении понятий.
Обучающиеся не допускаются к сдаче дифференцированного зачета и/или экзамена в случаях:
- отсутствия учащегося на 50% и более практических занятиях в течение семестра;
- отсутствия выполненного и защищенного реферата до экзамена.
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины
1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.;
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95 – ФЗ;
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138 – ФЗ;
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2012 г. № 174.-ФЗ;
5. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной судебно-экспертной деятельности» от 31 мая 2001 г. №73-ФЗ.
2. Основная литература:
1. Аверьянова Т.В. Судебная экспертиза: Курс общей теории. – М.: Норма, 2006. – 480 с.
2. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. – М., 1996. – 224 с.
3. Теория судебной экспертизы: учебник / Е. Р. Россинская, Е. И. Галяшина, А. М. Зинин; под ред. Е. Р. Россинской. – М.: Норма, 2014 – 384 с.
4. Е.Р. Россинская, Е.И. Галяшина. Судебная экспертиза. Сборник документов. Издательство: проспект, 2015 год-160 стр.
5. Н.П. Майлис. Введение в судебную экспертизу 2-е издание. Издательство: Юнити –Дана, Закон и право. 2015 г. -160 стр.
3. Дополнительная литература:
1. Чешко И.Д. Плотников В.Г. Анализ экспертных версий возникновения пожара. В 2-х книгах. СПбФ ФГБУ ВНИИПО МЧС России, Кн.1 – Санкт-Петербург: ООО «Типография «Береста», 2010. – 708 с.: ил.
2. Чешко И.Д. Плотников В.Г. Анализ экспертных версий возникновения пожара. В 2-х книгах. СПбФ ФГБУ ВНИИПО МЧС РоссииКн.2 – Санкт-Петербург: ООО «Типография «Береста», 2012. – 364 с.: ил.
3. Судебная фотография и видеозапись: Учебник / В.А. Зотчев, В.Г. Булгаков, А.А. Курин. -., перераб, 2014г. издательство Щит М.
4. Соколова А.Н., И.Д. Чешко, С.Н. Данилов, А.А. Тумановский. Применение оргтехники и программных средств при документировании места пожара и обработки полученной информации. Методические рекомендации. СПбФ ФГБУ ВНИИПО МЧС России -2012г.
5. Оформление фототаблицы при осмотре места пожара: Метод. рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2013. - 44 с
6. Применение термического анализа при исследовании и экспертизе пожаров: Методические рекомендации. – М.: ВНИИПО, 2013. - 60 с.
7. И. Попов, Г. Костылева, Н. Муженская, А. Боловинов, С. Данилова, Л. Корнева, А. Мусейбов. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие. Издательство: Проспект -2015 г. - 440 стр.
8. Б. Безлепкин. Настольная книга следователя и дознавателя. Издательство: Проспект -2015 г. -304 стр.
9. Ю. Комаров, С. Ганзенин, Р. Жирков, Н. Клепик. Д. Комаров Экспертиза дорожно-транспортных происшествий в примерах и задачах. Издательство: Горячая линия телеком- 2012 г. -290 стр.
10. Н.П. Майлис. Теория и практика судебной экспертизы в доказывании. Спецкурс. Учебное пособие. Издательство: Юнити –Дана, Закон и право. 2015 г. -264 стр.
11. Н.П. Майлис. Руководство по трасслогической экспертизе. Издательство: Щит-М, 2011 г. -344 стр.
12. Ю.Г, Чернов. Психологический анализ подчерка. Издательство: Генезис, 2011 год- 464 стр.
13. Е.Ф. Буринский. Судебная экспертиза документов. Издательство: Книга по требованию -2011 год. 392 стр.
14. Е.Р. Россинская. Судебная экспертиза. Типичные ошибки. Издательство: Проспект, 2015 г. -544 стр.
15. Н. Муженская. Экспертиза в российском законодательстве. Руководство-справочник для следователя, дознавателя, судьи Издательство: РГ-Пресс, 2015 г. -744 стр.
16. Х.-М. Тахо-Годи. Судебно-трасологическая экспертиза. Издательство: Книга по Требованию, 2012 г. -71 с тр.
17. Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований. Учебник для студентов ВУЗов Под ред. Е.Р. Россинской, М.: Норма: ИНФРА-М, 2015
18. Ишенко Е.П., Егоров Н.Н. Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие. -2 е издание доп., и перераб.,-М.: Юридическая фирма «Контакт»: ИНФРА-М,2015 г.-699 с.
19. Зимин А.М. Участие специалиста в процессуальных действия: Учебник.-З-63 Москва: Проспект, 2015 -256 с.
20. Бегларян М.Е. Возник Г.Н. Судебная компьютерно-техническая экспертиза: научно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» -М: ЮНИТА –ДАНА, 2015. -71 с.
21. Криминалистика: учебник для вузов / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов., Е. Р. Россинская. — 3-е изд., перераб. и доп.— М.: Норма, 2012. — 927 с.
22. Торопова, М.В. Установление последовательности нанесения в документах реквизитов, выполненных электрографическим способом и рукописных реквизитов, оттисков печатей: метод. рекомендации / М.В. Торопова. – М.: ГУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2011. – 35 с.
23. Орлова В.Ф. Судебно-почерковедческая диагностика. Учебное пособие для студентов вузов. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 160с.
24. Майлис Н.П. Дактилоскопия: учебник – М.: Издательство Щит-М, 2012. – 124 с.
25. Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза: Практическое пособие /Под ред. И.А. Анищенко. - 2-e изд. – М.: Издательство Юрлитинформ -2013.-200 с
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
1. Справочная система КонсультантПлюс: https://www.consultant.ru/
2. Информационно-правовая система ГАРАНТ: https://garant.ru/
3. Бесплатная библиотека документов: https://norm-load.ru/
4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (window.edu.ru).
5. https://www.expert.aaanet.ru/rabota/text_fax.htm
6. https://law.edu.ru
7. https://www.minjust.ru/ru/sub_institution/low_expert/
8. https://www.mvd.ru/mvd/structure/unit/criminalistic/
9. https://www.rossinskaya.ru
10. www.rc-sme.ru
11.www.serbsky.ru
12. https://sodeks.ru
13. www.sudex.ru
14. www.sudexpert.ru
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины