МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ




МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия государственной противопожарной службы

  «УТВЕРЖДАЮ» Начальник Академии ГПС МЧС России генерал-полковник внутренней службы ______________________Ш.Ш. Дагиров «____»_______________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направление подготовки40.05.03

«Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

 

 

2019 г.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

Академия государственной противопожарной службы

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Направление подготовки40.05.03

«Судебная экспертиза»

Квалификация (степень)

Специалист

Форма обучения

Очная

 

Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № ____ от «___»________20___г.   Рекомендовано УМЦ к рассмотрению на методическом совете Академии ГПС МЧС России _________________________ «____» ___________20____г.

Одобрено Методическим советом

Академии ГПС МЧС России

Протокол №_______ от «____»_________ 20____г.

Составитель: Старший преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК организация надзорной деятельности) полковник внутренней службы Карпов С.Ю.

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

Профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академии ГПС МЧС России, к.ю.н., доцент И. А. Степанова

Заведующая отделом научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе СЭУ Минюста России, к.ю.н., доцент М.В. Торопова

 

 

Теория судебной экспертизы: Рабочая программа. Направ­ление подготовки 40.05.03 «Судебная экспертиза» /Сост. С.Ю. Карпов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. – 45 с.

 

 

© Академия Государственной противопожарной

службы МЧС России, 2019

 

 

Содержание

 

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соот­несенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……...…5

 

2. Указание места дисциплины в структуре образовательной про­граммы ……7

 

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 10

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ………………………………………………………………………………..11

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………..26

 

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттеста­ции обучающихся по дисциплине …………………………………………………………27

 

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необхо­димой для освоения дисциплины ………………………………………………………...34

 

8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины …………………………………..36

 

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисци­плины …….36

 

 

10. Описание материально-технической базы, необходимой для осу­ществления образовательного процесса по дисциплине ……………………………………...47

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, со­отнесенных с планируемыми результатами освоения образователь­ной программы

В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория судебной экспертизы»:

Таблица 1

Код ком­пе­тенции Результаты освоения ООП Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
ОК-5 Способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета Знать: значимость профессии судебного эксперта для формирования доказательной базы по гражданским, уголовным и административным делам. Уметь: выполнять свои профессиональные задачи, соблюдая требования профессиональной этики. Владеть: навыками использования норм морали, профессиональной этики и служебного этикета при проведении судебных экспертиз.
ОК-9 Способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения. Знать: базовые представления о логическом мышлении, анализе, систематизации, обобщении, критическому осмыслению информации. Уметь: выбирать методы для постановки исследовательских задач и выбору путей их решения. Владеть: навыками анализа, систематизации, критического мышления и выбора путей решения исследовательских задач.
ПК-1 Способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований   Знать: теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; Уметь: применять знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований. Владеть: навыками практического применения знаний теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при проведении судебных экспертиз и исследований.
ПК-2 Способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности   Знать: основные методики судебных экспертных исследований. Уметь: выбирать методики судебных экспертных исследований для использования в профессиональной деятельности. Владеть: навыками практического примене­ния методик судебных экспертных исследований.
ПК-7 Способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях   Знать: права и обязанности специалиста при участии в проведении следственных и других процессуальных действий, а также в непроцессуальных действиях. Уметь: использовать процессуальное положение специалиста для эффективного участия в производстве следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях. Владеть: навыками участия специалиста при проведении следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях.
ПК-18 Способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений   Знать: процессуальный порядок назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Уметь: четко, доходчиво и процессуально обосновано консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Владеть: навыками консультирования субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений.
ПК-22 Способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение   Знать: основные причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Уметь: разрабатывать предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Владеть: навыками анализа и обобщения экспертной практики, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и на основе этого разрабатывать предложения, направленные на их устранение.

Место дисциплины в структуре образовательной программы

В соответствии с федеральным государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. № 1342) дисциплина «Теория судебной экспертизы» включена в базовую часть профессиональ­ного цикла подго­товки.

Дисциплина изучается на 2 курсе.

Целью преподавания дисциплины является формирование у обучающихся мировоззренческой позиции по методологическим вопросам науки о судебной экспертизе и актуальным проблемам экспертной практики.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

- формирование у обучающихся основ теоретических знаний о закономерностях формирования института судебной экспертизы и истории его развития;

- освоение обучающимися понятийного аппарата теории судебной экспертизы и основ профессиональной лексики судебного эксперта;

- фундаментальная подготовка обучаемых по вопросам методологии судебно-экспертного познания, логики экспертного мышления и психологии познавательной деятельности судебного эксперта;

- системная подготовка обучаемых по общетеоретическим и научным основам судебно-экспертной деятельности.

Изучение дисциплины ориентирует обучающихся на приобретение необхо­димых теоретических знаний, умений и практических навыков в области теоретических основ судебно-экспертной деятельности, зарождения и развития судебной экспертизы, правового регулирования порядка её осуществления в Российской Федерации, порядка назначения, проведения и использования результатов судебной экспертизы в деятельности органов предварительного следствия, дознания и суда.

Дисциплина готовит обучающихся к решению следующих профессиональ­ных задач:

- применять знания по теоретическим, методическим, правовым и организационным основам судебной экспертизы при назначении и производстве судебных экспертиз;

- выбирать методы и методики производства судебных экспертиз и исследований при их проведении.

Дисциплина «Теория судебной экспертизы» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин – «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Криминалистика», «Теория доказательств», «Логика», «Психология» и др.

«Теория судебной экспертизы» является системообразующей учебной дисциплиной для профессиональной подготовки специалистов любого экспертного профиля и всех категорий экспертной специализации и является базовой для изучения таких специальных дисциплин специализации как «Трасология и трасологическая экспертиза», «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза», «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия», «Технико-криминалистическая экспертиза документов», «Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза», «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» и других.

Для освоения дисциплины «Теория судебной экспертизы» учащимся необходимо:

знать:

- предпосылки, условия и закономерности формирования и развития теории судебной экспертизы;

- концептуальные основы теории судебной экспертизы;

- понятийный аппарат теории судебной экспертизы и основы профессионального языка судебного эксперта;

- предмет, задачи и объекты судебной экспертизы, виды субъектов судебно-экспертной деятельности;

- систему частных теорий и учений: об объектах судебных экспертиз и их признаках;

- экспертную идентификацию и диагностику;

- основы систематизации и классификации судебных экспертиз;

- методологию судебно-экспертного познания: экспертные технологии, методики и стадии экспертного исследования;

- логические и психологические основы экспертного мышления;

- логические основания и формы выводов эксперта;

- причины экспертных ошибок и пути их предупреждения;

- основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности;

- структуру и содержание заключения эксперта, критерии его оценки следователем и судом;

- основы профилактической деятельности судебного эксперта;

- основные нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.

- теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы;

- систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования;

- методики производства судебных экспертиз и исследований;

- современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз;

- технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств.

уметь:

- пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований;

- применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов;

- самостоятельно работать с нормативными актами, регулирующими судебно-экспертную деятельность;

- самостоятельно работать с научной, учебной, методической литературой;

- оценивать полноту и правильность оформления постановления/определения о назначении судебной экспертизы;

- оценивать полноту и правильность оформления заключения эксперта с категорическими, вероятностными положительными и отрицательными выводами, приложений к заключению эксперта, а также сообщения о невозможности дать заключение;

- оценивать относимость, допустимость и достоверность заключения эксперта как доказательства.

владеть:

- понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта;

- логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований;

- навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации;

понимать:

- значение судебной экспертизы для доказательств фактов, имеющих значение для дела;

- место судебной экспертизы в системе доказательств.

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количе­ства академических часов, выделенных на контактную работу обуча­ющихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоя­тельную ра­боту обучающихся

Бюджет времени на изучение дисциплины определяется учебным планом Академии ГПС МЧС России.

Таблица 2

№ п/п Виды ра­боты ЗЕТ Количество часов по учеб­ному плану Форма обучения
очная
семестр
очно 5-ой
1. Общая трудоемкость дисциплины      
2. Контактная работа обучаю­щихся с пре­пода­вателем:      
  - лекции;    
  - семинарские занятия;    
  в том числе ИАФО      
3. Самостоятельная работа      
  - изучение теоретических вопросов;      
4. Виды промежуточ­ной аттестации: - экзамен.        

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разде­лам) с указанием отведенного на них количества академических часов и ви­дов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных заня­тий (в академических часах)

Таблица 3

№ п/п Раздел дисциплины Общая трудоем­кость (час.) Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах) для форм очного обучения Формы теку­щего контроля успеваемости
Аудиторные занятия СР
всего Л С очно
  Понятие, предмет, метод, система, задачи и значение судебной экспертизы. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права.         З
  Предпосылки и условия формирования теории судебной экспертизы.         З
  Учение о методах судебной экспертизы.         З
  Частные судебно-экспертные теории.         З
  Правовые основы судебно-экспертной деятельности. Основание и порядок назначения судебной экспертизы.         Реф., З
  Судебный эксперт и специалист и их процессуальный статус.         Реф., З
  Классификация и виды судебных экспертиз.         Реф., З
  Процесс экспертного исследования и его стадии.         З
  Заключение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок.         З
  Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности.     6 (объект)   Реф., З
  Профилактическая деятельность судебного эксперта.         Реф., З
  Экзамен (Э)         +
  Итого          

Рабочая программа служит основой для разработки кафедрой темати­ческих семестровых планов.

Кафедра имеет право:

- перераспределять учебное время между темами и по видам занятий;

- объединять отдельные темы;

- дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.

Вносимые изменения должны способствовать повышению качества под­готовки специалистов.

4.2 Примерное содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам

Таблица 4



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: