МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия государственной противопожарной службы
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник Академии ГПС МЧС России генерал-полковник внутренней службы ______________________Ш.Ш. Дагиров «____»_______________________2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Направление подготовки40.05.03
«Судебная экспертиза»
Квалификация (степень)
Специалист
Форма обучения
Очная
2019 г.
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
Академия государственной противопожарной службы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРИЯ СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Направление подготовки40.05.03
«Судебная экспертиза»
Квалификация (степень)
Специалист
Форма обучения
Очная
Рассмотрено на заседании кафедры Протокол № ____ от «___»________20___г. | Рекомендовано УМЦ к рассмотрению на методическом совете Академии ГПС МЧС России _________________________ «____» ___________20____г. |
Одобрено Методическим советом
Академии ГПС МЧС России
Протокол №_______ от «____»_________ 20____г.
Составитель: Старший преподаватель кафедры надзорной деятельности (в составе УНК организация надзорной деятельности) полковник внутренней службы Карпов С.Ю.
Р е ц е н з е н т ы:
Профессор кафедры кадрового, правового и психологического обеспечения Академии ГПС МЧС России, к.ю.н., доцент И. А. Степанова
Заведующая отделом научно-методического обеспечения производства экспертиз в системе СЭУ Минюста России, к.ю.н., доцент М.В. Торопова
|
Теория судебной экспертизы: Рабочая программа. Направление подготовки 40.05.03 «Судебная экспертиза» /Сост. С.Ю. Карпов. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2019. – 45 с.
© Академия Государственной противопожарной
службы МЧС России, 2019
Содержание
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы ……...…5
2. Указание места дисциплины в структуре образовательной программы ……7
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся 10
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий ………………………………………………………………………………..11
5. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине ……………………………………………………..26
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине …………………………………………………………27
7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины ………………………………………………………...34
8. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины …………………………………..36
|
9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины …….36
10. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине ……………………………………...47
1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине «Теория судебной экспертизы»:
Таблица 1
Код компетенции | Результаты освоения ООП Содержание компетенций | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
ОК-5 | Способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета | Знать: значимость профессии судебного эксперта для формирования доказательной базы по гражданским, уголовным и административным делам. Уметь: выполнять свои профессиональные задачи, соблюдая требования профессиональной этики. Владеть: навыками использования норм морали, профессиональной этики и служебного этикета при проведении судебных экспертиз. |
ОК-9 | Способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения. | Знать: базовые представления о логическом мышлении, анализе, систематизации, обобщении, критическому осмыслению информации. Уметь: выбирать методы для постановки исследовательских задач и выбору путей их решения. Владеть: навыками анализа, систематизации, критического мышления и выбора путей решения исследовательских задач. |
ПК-1 | Способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований | Знать: теоретические, методические, процессуальные и организационные основы судебной экспертизы; Уметь: применять знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при производстве судебных экспертиз и исследований. Владеть: навыками практического применения знаний теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы при проведении судебных экспертиз и исследований. |
ПК-2 | Способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности | Знать: основные методики судебных экспертных исследований. Уметь: выбирать методики судебных экспертных исследований для использования в профессиональной деятельности. Владеть: навыками практического применения методик судебных экспертных исследований. |
ПК-7 | Способностью участвовать в качестве специалиста в следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях | Знать: права и обязанности специалиста при участии в проведении следственных и других процессуальных действий, а также в непроцессуальных действиях. Уметь: использовать процессуальное положение специалиста для эффективного участия в производстве следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях. Владеть: навыками участия специалиста при проведении следственных и других процессуальных действиях, а также в непроцессуальных действиях. |
ПК-18 | Способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений | Знать: процессуальный порядок назначения и производства судебных экспертиз, а также возможности применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Уметь: четко, доходчиво и процессуально обосновано консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. Владеть: навыками консультирования субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений. |
ПК-22 | Способностью выявлять на основе анализа и обобщения экспертной практики причины и условия, способствующие совершению правонарушений, разрабатывать предложения, направленные на их устранение | Знать: основные причины и условия, способствующие совершению правонарушений. Уметь: разрабатывать предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. Владеть: навыками анализа и обобщения экспертной практики, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и на основе этого разрабатывать предложения, направленные на их устранение. |
Место дисциплины в структуре образовательной программы
|
В соответствии с федеральным государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. № 1342) дисциплина «Теория судебной экспертизы» включена в базовую часть профессионального цикла подготовки.
Дисциплина изучается на 2 курсе.
Целью преподавания дисциплины является формирование у обучающихся мировоззренческой позиции по методологическим вопросам науки о судебной экспертизе и актуальным проблемам экспертной практики.
Основными задачами учебной дисциплины являются:
- формирование у обучающихся основ теоретических знаний о закономерностях формирования института судебной экспертизы и истории его развития;
- освоение обучающимися понятийного аппарата теории судебной экспертизы и основ профессиональной лексики судебного эксперта;
- фундаментальная подготовка обучаемых по вопросам методологии судебно-экспертного познания, логики экспертного мышления и психологии познавательной деятельности судебного эксперта;
- системная подготовка обучаемых по общетеоретическим и научным основам судебно-экспертной деятельности.
Изучение дисциплины ориентирует обучающихся на приобретение необходимых теоретических знаний, умений и практических навыков в области теоретических основ судебно-экспертной деятельности, зарождения и развития судебной экспертизы, правового регулирования порядка её осуществления в Российской Федерации, порядка назначения, проведения и использования результатов судебной экспертизы в деятельности органов предварительного следствия, дознания и суда.
Дисциплина готовит обучающихся к решению следующих профессиональных задач:
- применять знания по теоретическим, методическим, правовым и организационным основам судебной экспертизы при назначении и производстве судебных экспертиз;
- выбирать методы и методики производства судебных экспертиз и исследований при их проведении.
Дисциплина «Теория судебной экспертизы» базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин – «Уголовный процесс», «Гражданский процесс», «Криминалистика», «Теория доказательств», «Логика», «Психология» и др.
«Теория судебной экспертизы» является системообразующей учебной дисциплиной для профессиональной подготовки специалистов любого экспертного профиля и всех категорий экспертной специализации и является базовой для изучения таких специальных дисциплин специализации как «Трасология и трасологическая экспертиза», «Судебная баллистика и судебно-баллистическая экспертиза», «Габитоскопия и портретная экспертиза», «Криминалистическая экспертиза холодного и метательного оружия», «Технико-криминалистическая экспертиза документов», «Дактилоскопия и дактилоскопическая экспертиза», «Почерковедение и почерковедческая экспертиза» и других.
Для освоения дисциплины «Теория судебной экспертизы» учащимся необходимо:
знать:
- предпосылки, условия и закономерности формирования и развития теории судебной экспертизы;
- концептуальные основы теории судебной экспертизы;
- понятийный аппарат теории судебной экспертизы и основы профессионального языка судебного эксперта;
- предмет, задачи и объекты судебной экспертизы, виды субъектов судебно-экспертной деятельности;
- систему частных теорий и учений: об объектах судебных экспертиз и их признаках;
- экспертную идентификацию и диагностику;
- основы систематизации и классификации судебных экспертиз;
- методологию судебно-экспертного познания: экспертные технологии, методики и стадии экспертного исследования;
- логические и психологические основы экспертного мышления;
- логические основания и формы выводов эксперта;
- причины экспертных ошибок и пути их предупреждения;
- основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности;
- структуру и содержание заключения эксперта, критерии его оценки следователем и судом;
- основы профилактической деятельности судебного эксперта;
- основные нормативно-правовые акты, регулирующие судебно-экспертную деятельность.
- теоретические, методические и организационные основы судебной экспертизы;
- систему методов и средств судебно-экспертных исследований, закономерности следообразования;
- методики производства судебных экспертиз и исследований;
- современные возможности криминалистических и иных судебных экспертиз;
- технические средства и приемы фиксации, иллюстрирования и исследования доказательств.
уметь:
- пользоваться современными экспертными технологиями при производстве судебных экспертиз и исследований;
- применять криминалистические и иные научно-технические методы и средства обнаружения, фиксации, изъятия и сохранения следов и иных материальных объектов;
- самостоятельно работать с нормативными актами, регулирующими судебно-экспертную деятельность;
- самостоятельно работать с научной, учебной, методической литературой;
- оценивать полноту и правильность оформления постановления/определения о назначении судебной экспертизы;
- оценивать полноту и правильность оформления заключения эксперта с категорическими, вероятностными положительными и отрицательными выводами, приложений к заключению эксперта, а также сообщения о невозможности дать заключение;
- оценивать относимость, допустимость и достоверность заключения эксперта как доказательства.
владеть:
- понятийным аппаратом судебной экспертизы и профессиональной лексикой судебного эксперта;
- логическими рассуждениями при аргументации выводов по результатам экспертных исследований;
- навыками применения приемов, средств и методов работы с материальными следами для получения розыскной и доказательственной информации;
понимать:
- значение судебной экспертизы для доказательств фактов, имеющих значение для дела;
- место судебной экспертизы в системе доказательств.
3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся
Бюджет времени на изучение дисциплины определяется учебным планом Академии ГПС МЧС России.
Таблица 2
№ п/п | Виды работы | ЗЕТ | Количество часов по учебному плану | Форма обучения |
очная | ||||
семестр | ||||
очно | 5-ой | |||
1. | Общая трудоемкость дисциплины | |||
2. | Контактная работа обучающихся с преподавателем: | |||
- лекции; | ||||
- семинарские занятия; | ||||
в том числе ИАФО | ||||
3. | Самостоятельная работа | |||
- изучение теоретических вопросов; | ||||
4. | Виды промежуточной аттестации: - экзамен. |
4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий (в академических часах)
Таблица 3
№ п/п | Раздел дисциплины | Общая трудоемкость (час.) | Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу и трудоемкость (в часах) для форм очного обучения | Формы текущего контроля успеваемости | ||
Аудиторные занятия | СР | |||||
всего | Л | С | очно | |||
Понятие, предмет, метод, система, задачи и значение судебной экспертизы. Взаимосвязь «Теории судебной экспертизы» с другими отраслями права. | З | |||||
Предпосылки и условия формирования теории судебной экспертизы. | З | |||||
Учение о методах судебной экспертизы. | З | |||||
Частные судебно-экспертные теории. | З | |||||
Правовые основы судебно-экспертной деятельности. Основание и порядок назначения судебной экспертизы. | Реф., З | |||||
Судебный эксперт и специалист и их процессуальный статус. | Реф., З | |||||
Классификация и виды судебных экспертиз. | Реф., З | |||||
Процесс экспертного исследования и его стадии. | З | |||||
Заключение судебного эксперта. Понятие и виды экспертных ошибок. | З | |||||
Основы информатизации и компьютеризации судебно-экспертной деятельности. | 6 (объект) | Реф., З | ||||
Профилактическая деятельность судебного эксперта. | Реф., З | |||||
Экзамен (Э) | + | |||||
Итого |
Рабочая программа служит основой для разработки кафедрой тематических семестровых планов.
Кафедра имеет право:
- перераспределять учебное время между темами и по видам занятий;
- объединять отдельные темы;
- дополнять содержание дисциплины, вводить новые темы.
Вносимые изменения должны способствовать повышению качества подготовки специалистов.
4.2 Примерное содержание дисциплины, структурированное по разделам и темам
Таблица 4