Результативность логопедической работы




Основными критериями оценки эффективности логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий являются данные, полученные в результате первичного и повторного логопедического обследования, положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей. Результативность работы логопеда отмечается у детей с двуязычием, если они успешно адаптированы в социуме (школьной среде и обществе). Эта адаптация включает закрепление знаний, умений и навыков, предусмотренных школьной программой; достижение успешности в обучении письму, чтению и других предметов. Сведения, полученные детьми на занятиях, систематизируют и углубляют знания, полученные на уроках русского языка. Некоторые лексико-грамматические темы предваряют изучение аналогичного материала, создавая базу для сознательного изучения предмета. Логопедические занятия расширяют знания детей об окружающем мире, помогают усвоить необходимые языковые средства (словарь, грамматический строй), способствуют более успешной адаптации в школьном коллективе. Целенаправленная работа на занятиях учителя-логопеда повышает общую успеваемость ребёнка, внимание к языковым явлениям, улучшает запоминание речевого материала, а значит, улучшает его внутренний психологический настрой, мотивацию на обучение.

Вопрос о том, должны ли стать дети с билингвизмом предметом пристального внимания логопедов, перестает быть спорным. В свете обсуждаемой проблемы дети школьного возраста являются своеобразной группой риска. Потребность детей школьного возраста в овладении русским языком обусловлена социальными и экономическими причинами, но не всегда адекватна их возможностям. Школьники-билингвы, имеющие языковые и речевые проблемы, нуждаются в серьезной логопедической помощи. Проблема билингвизма может быть решена совместными усилиями разных специалистов. Но именно логопедия на сегодняшний день является той научно-практической сферой, для которой выдвинутая проблема может стать одним их интересных, серьёзных и успешно решаемых направлений работы.

Список литературы

Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. 2004. №3.

Волкова Е., Протасова Е. Дети с родным нерусским языком в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 2002. №12.

Михайлова М.М. Двуязычие: принципы и проблемы. – М.: Просвещение, 1978.

Румега Н.А. Диагностика и коррекция речевых нарушений у детей с билингвизмом // Логопедия в школе: практический опыт/ Под ред. В.С. Кукушина. – М.: МарТ, 2004.

Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акциденит, 1998.

Федорова В.В. и др. Особенности работы учителя-логопеда в национальной школе с русским языком обучения // Дефектология.1984. №4.

Филимошкина Н.М. Разграничение речевой патологии и проявлений билингвизма // Дефектология. 1980. №2.

Якунина О.В. Билингвизм и нелитературные формы языковой системы как одна из проблем логопедии // Школьный логопед. 2005. №1.

 

 

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И БУКВЕННОГО ГНОЗИСА У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ.

 

Тема занятия. Цели. Содержание коррекционно-воспитательной работы.
1.   2.     3.   4.   5.   6.   7.     8.   9.     10.     11.   12.     13.     14.     15.     16-17.   18.   19.   20.     21.     22.     23.     24.   Узнавание предметов:
  • по их контурам,
  • недорисованных предметов.
Подбор картинок к определённому цветовому фону.   Узнавание предметов, перечёркнутых изображений. Распределение предметов по величине, учитывая их реальные размеры.   Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Соотнесение предмета с цветом.   Определение ошибок в рисунках (анализ нелепых картинок). Сопоставление предмета с геометрическим телом.   Сопоставление предмета с геометрическим телом. Конструирование из геометрических фигур.   Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.). нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.   Сравнение предметов. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур и симметричных предметов. Закрепление понятий предлогов: на, за, под, над, около (возле, рядом с), в, перед, у. Отгадывание ребусов.   Работа над пространственными предлогами: из, из-под, из-за, с, от.   Работа над пространственными предлогами. Закрепление. Отгадывание ребусов.   Определение правой и левой сторон. Части тела (правая и левая рука). Дополнение рисунка по инструкции.   Схема тела. Дорисовывание симметричных изображений.   Ориентировка на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу. Конструирование из счётных палочек (геометрических фигур) по инструкции.   Ориентировка на листе бумаги. Выполнение рисунка по инструкции.   Закрепление понятий: направо, налево, вверх, вниз. Лабиринт.   Ориентировка в пространстве. Закрепление понятий: направо, налево, вверх, вниз.   Нахождение заданной буквы среди ряда других. Конструирование букв по образцу. Конструирование букв. Сравнение букв, написанных разными шрифтами. Узнавание букв:
  • перечёркнутых,
  • в неправильном положении.
Дописывание элементов букв.   Выделение изображений букв, наложенных друг на друга. Буква «Г».   Реконструирование букв, путём уменьшения количества элементов. Буква «С».   Реконструирование букв, путём добавления элементов. Буква «Р».   Реконструирование букв, путём изменения пространственного расположения элементов букв. Буква «И».   Определение различий сходных букв, отличающихся одним элементом. Буква «З».   Определение различий сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве. Буква «Ю».   Нахождение правильной буквы среди пар букв, написанных правильно и зеркально. Буква «Ч». Буква «Э». Буква «Я». Закрепление пройденного.    
Развитие зрительного восприятия и узнавания.   Уточнение и расширение объёма зрительной памяти.     Развитие зрительного анализа и синтеза.     Развитие зрительного анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики. Закрепление речевых обозначений при сравнении предметов (антонимы).     Закрепление пространственных представлений и соотношений между предметами и их изображениями. Закрепление речевых обозначений пространственного расположения предметов.   Закрепление пространственных восприятий и представлений. Дифференциация правых и левых частей тела.   Закрепление зрительно-пространственного анализа и синтеза. Формирование речевых обозначений зрительно-пространственных и временных соотношений.     Развитие зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза. Развитие мелкой моторики.     Закрепление пространственных соотношений элементов букв. Развитие фонематического восприятия.   Дифференциация смешиваемых букв. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  1. устойчивость внимания;
  2. способность к запоминанию;
  3. способность к переключению с одного вида деятельности на другой;
  4. наблюдательность в том числе и к языковым явлениям;
  5. познавательная активность;
  6. навыки и приёмы самоконтроля и самооценки.
    Формирование полноценных учебных умений:
  1. планирование предстоящей деятельности:
-- принятие учебной задачи; -- активное осмысление материала; -- выделение главного в учебном материале; -- определение путей и средств достижения учебной цели; 2. контроль за ходом своей деятельности (начиная от умения работать с образцом, до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля); 3. работа в определённом темпе (умение быстро и качественно читать, писать, производить сравнение, сопоставление, анализ, синтез и.т.д.); 4. применение полученных знаний в новых ситуациях; 5. анализ и оценка продуктивности собственной деятельности.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: