ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
УТВЕРЖДАЮ:
Первый проректор
_________________
«__»____________2016 г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»
направление подготовки: 38.03.01 Менеджмент
профиль: «Менеджмент организаций»
Квалификация выпускника: магистр
Рекомендована кафедрой _______
Рекомендована кафедрой _______
Протокол №__ от ________ 2016 г.
Донецк 2016
Рабочая программа учебной дисциплины «История и философия науки» для студентов специальности 38.03.01 Менеджмент (профиль «Менеджмент организаций»).
„___” ________ 2016 года __ с.
Разработчик:
докт. филос. наук, профессор Муза Д.Е.
Учебная программа утверждена на заседании кафедры ____________
Протокол № ____ от “___” ________ 2016 года
Заведующий кафедрой ___________ _____________ (Панасюк Е.А.)
“___” ________ 2016 года
Общая информация о дисциплине
Наименование показателей | Область знаний, направление подготовки, квалификационный уровень | Характеристика учебной дисциплины | ||
дневная форма обучения | заочная форма обучения | |||
Количество зачетных единиц – 3 | Область знаний 38.00.00 - «Менеджмент» | Нормативная дисциплина | ||
Направление подготовки: 38.03.01 Менеджмент | ||||
Семестр | ||||
Общее количество часов – 108 | 1-и | 1-и | ||
Лекции | ||||
Недельных часов для дневной формы обучения: аудиторных – самостоятельной работы студента – | квалификационный уровень: магистр | 6 ч. | ч. | |
Практические | ||||
6 ч. | - | |||
Самостоятельная работа | ||||
96 ч. | ч. | |||
Индивидуальные задания: - ч. | ||||
Вид контроля: экзамен | ||||
Область применения дисциплины
Учебная дисциплина «История и философия науки» является дисциплиной профессионального цикла и входит в перечень нормативных дисциплин базовой (общепрофессиональной) части направления подготовки: 38.03.01 Менеджмент.
|
Роль и место учебной дисциплины в учебном процессе
Целью учебной дисциплины «История и философия науки» является выработка у аспирантов систематического представления о зарождении и ходе развития научного знания, мировоззренческих, формалистических, логико-методологических, организационных, личностных и этических параметрах существования института науки, в т. ч. характера тех проблем, которые она решает сегодня.
Основными задачами курса являются:
- знакомство аспирантов с первоисточниками, учебной и справочной литературой, отображающими генезис и основные этапы развития науки как движущей силы мировой цивилизации;
- усвоение хронологических, историко-биографических и социокультурных характеристик становления и оформления науки;
- изучение интерналистского и экстерналистского аспектов развития науки;
- уяснение категориального каркаса курса, ориентирующего на эпистемологические достижения науки;
- восприятие основных закономерностей развития науки;
- знакомство с личностными мирами творцов науки, общим и особенным в их «творческих лабораториях»;
- уточнение этических принципов и норм научной деятельности
- уяснение базисных теоретико-методологических положений социальных наук;
- фиксация теоретических приобретений философии образования.
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоении содержания дисциплины «История и философия науки» студент должен обладать следующими компетенциями:
|
1) общекультурными компетенциями (ОК):
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
2) профессиональными (ПК)
способен к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (ПК-1);
способен проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (ПК-2);
способен планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (ПК-3).
В результате изучения учебной дисциплины студент должен
|
знать:
1) содержание и смысл ключевых теорий философии науки;
2) содержание и смысл главных проблем философии науки;
3) основные теоретические и прикладные аспекты науки;
уметь:
1) характеризовать научное знание в историческом контексте;
2) анализировать роль и значение науки в жизни человека и общества;
3) анализировать этические проблемы, связанные с ролью науки в современном обществе, с социальной и моральной ответственностью ученого;
владеть:
1) понятийным аппаратом, отражающим структуру, методы и закономерности научного исследования;
2) способами концептуальной систематизации материала по конкретной научной проблеме;
3) приемами научной аргументации.
Часть I
Общая философии науки
Тема 1. Курс «История и философия науки»: предмет, структура, задачи.
Понятие науки и научного мировоззрения.Структурно-компонентный срез мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, научное, их социально-культурная обусловленность. Философия как теоретическая основа мировоззрения.
Малая и Большая наука. Наука в историческом, культурологическом, социологическом, антропологическом и этическом измерениях. Историография науки и науковедение.
Философия и наука, их соотношение. Философия и методология науки. Философия науки как область знаний и учебная дисциплина.
Предмет и структура истории и философии науки. Соотношение истории и философии науки. Роль историко-научных представлений в деятельности ученого. Роль философии науки в формировании целостного образа науки и транскрибировании научного мировоззрения.
Тема 2. Генезис науки и основные стадии её исторической эволюции.
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта.
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Античная логика и математика. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого: человек творец с маленькой буквы; манипуляция с природными объектами – алхимия, астрология, магия. Западная и восточная средневековая наука.
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Роджер Бэкон, Уильям Оккам. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы. Г. Галилей, Френсис Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Социокультурные предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы.
Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки. Технологические применения науки. Формирование технических наук.
Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования.
Тема 3. Современная наука: состояние и проблемы
Создание специальной и общей теории относительности (А. Эйнштейн). Атомная модель Э. Резерфорда – Н. Бора. Принцип дополнительности Н. Бора. Квантовая механика (Л. де Бройль, В. Гейзенберг, М. Борн). Теория множеств (Г. Кантор). Топология (А. Пуанкаре).
В.И. Вернадский как основоположник глобального эволюционизма. Понятия «биосфера» и «ноосфера». Продолжатели В.И. Вернадского в мировой науке: П. Давиньо, Э. Ласло, М. Танга, Дж. Хатчисон, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев, А.И. Субетто, А.Д. Урсул.
Генетика (Т.Х. Морган, Де Фриз). Эволюционная биология (И.И. Шмальгаузен). «Биологическая революция» и генная инженерия (Дж. Уотсон и Ф. Крик).
Атомная наука (Э. Ферми, О. Ган, Ф. Штрассман, Р. Оппенгеймер, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Ю.Б. Харитон).
Социальные и гуманитарные науки. Развитие социологического знания (Э. Дюркгейм, П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Дж. Морено, Дж. Хоманс, А. Осипов, У. Бек). Генезис и становление культурологии (баденская школа неокантианства, Л. Уайт, французская школа «Анналов», М. Бахтин, Ж. Бодрийяр, У. Эко, Ж. Нива, В. Библер, Ю. Лотман). Неклассическая (Й. Шумпетер, Дж.М. Кейнс) и постнеклассическая (Ф.А. Хайек, М. Фридман) экономическая наука.
Синергетический поворот в науке. «Нелинейная наука»: теория самоорганизующихся систем (Г. Хакен, С. Курдюмов), термодинамика нелинейных процессов (И. Пригожин), теория катастроф (Р. Том, В.И. Арнольд), теория «взрывных» куьтур (Ю.М. Лотман), нелинейная история (С.П. Капица, В.В. Малинецкий, А.В. Коротаев).
Информационная революция. Теория систем (А.А. Марков, С.Г. Лебедев). Теория сообщений (К.Э. Шеннон), Теория управления (Н. Винер, Г. Клаус), теория организации (В.М. Глушков). Информационное общество: организация и управление.
Нанореволюция (Р. Фейнман, Н. Танигути, Э.К. Дрекслер) и будущее конструкционных материалов. NBI-конвергенция. Большая сингулярность и постчеловек.
Тема 4. Наука каксоциокультурный феномен.
Разнообразие философских концепций и образов науки. Наука и не-наука. Критерии научности. Феномен знания в истории культуры. Познание и его формы.
Научное знание как система, его специфика и структура. Модели роста научного знания. Детерминация научного знания. Конвенциализм. Модальность научного знания.
Наука как социальный институт. Архитектоника научных сообществ: от Академии Платона – к сетевым экспертным сообществам. Научные организации и научные школы. Материальная база научных сообществ. Исследовательская, издательская и просветительская деятельность. Самовоспроизводство научного сообщества.
Наука и общество. Институт государства и институт науки: проблема взаимоотношений. Наука как идеологическая система. Наука и промышленный рост. Наука и рынок.
Наука какформа духовного производства. Когнитивные ценности и их нормативная роль. Понятие научной картины мира.
Тема 5. Научное знание и его структура:
Уровни, формы, методы.
Понятие знания. Научное и вненаучное знание. Познавательные единицы и массивы знания в науке и за её пределами.
Проблема организации научного знания. Иерархическая (древовидная), ядерная и уровневая схемы. Ризоматичность постмодернистской культуры и генезис сетевого научного знания.
Специфика научного знания на эмпирическом уровне. Интеллектуальные стратегии эмпирического уровня. Формы: факт и совокупность фактов, эмпирическое обобщение и эмпирический закон; непосредственные методы: наблюдение, измерение, эксперимент; вспомогательные: описание, систематизация, классификация, сравнение.
Специфика, формы и методы теоретического уровня научного знания. Интеллектуальные стратегии теоретического уровня. Научная рациональность и проблема интуиции в науке. Формы: проблема, гипотеза, идея, принцип, закон, теория. Методы идеализации, абстрагирования, аксиоматизации, формализации.
Общенаучные и общелогические методы, их роль в научном познании. Единство эмпирического и теоретического, теории и практики.
Структура и функции научной теории. Специфика теорий в естествознании, технических и гуманитарных науках. Номотетизм и идеографизм. Закон как ключевой элемент научной картины мира.
Обоснование, объяснение и понимание в науке. Научная истинность. Проблема истины и ее критерия в истории философии и науки.
Тема 6. Динамика научного знания и общие закономерности развития науки
Динамика научного знания как проблема. Итернализм и экстернализм. Философия науки об эволюционной и революционной логике развитии науки. Понятие научной революции.
Понятие закона и закономерности. Наука как сфера реализации специфических законов. Кумулятивизм и преемственность в развитии научных знаний. Инновации и отбор в науке. Взаимосвязь и взаимоисключение парадигм, научно-исследовательских программ, «полей аргументации».
Единство количественных и качественных изменений в динамике науки. Рост научной информации: организационная составляющая. Увеличение числа ученых и наукоемких отраслей промышленности. Теоретизация научных разработок.
Дифференциация и интеграция наук. «Две культуры» Ч. Сноу. Споры «физиков» и «лириков»: поиск общего основания научной деятельности. Тенденция к усилению интеграции фундаментальних, гуманитарних и технических наук. Закономерность диалектизации науки и формы её проявления.
Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации (виртуализации) науки. Наука и потребности информационного общества.
Ускорение развития науки (сжатие цепочки «наука – производство»).
Либерализация научного сообщества. Свобода критики, недопустимость монополизма и догматизма.
Тема 7. Антропология науки
Наука как объект интереса антропологии (М. Вебер, М. Шелер, В.И. Вернадский, П. Фейерабенд, И. Элкана, Н.Н. Моисеев).
Антропологическая рефлексия науки. Феномен ученого в классической, неклассической и постнеклассической науке. Наука как призвание и профессия. Наука как служение Истине. Наука как прагматическая и социально-значимая деятельность. Наука как игра.
Наука и национальные культуры. Язык науки, научный стиль мышления и национальные культурные коды.
Психологические особенности научного творчества. Рациональное и образное в структуре познавательной деятельности. Интуитивизм в науке.
Аксиологическая структура научного поиска и индивидуальный / групповой выбор.
Ролевые функции ученого. Социальный статус ученых.
Тема 8. Этика науки.
Понятие этоса науки. Нормативная структура научной деятельности: когнитивные, внутринаучные, социальные и личностные нормы.
Кодификация норм научной деятельности. Кодексы научных сообществ естествоиспытателей, инженеров и гуманитариев.
Проблема ответственности ученых: социальное и глобально-эволюционное измерение.
Наука и глобальные проблемы современности. Научно-технический прогресс как глобальная проблема. Проблема ответственности ученых и научных сообществ.
Часть II.