Часть IIIСовременные философские проблемы образования




.

Тема 1. Философия образования: предметно-целевое самоопределение

Специфика философского осмысления педагогической деятельности. Понятие «пайдейи», «образования», «просвещения».Предмет, основные сферы и задачи философии образования. Взаимосвязьфилософииобразования, социальной (культурной) антропологии и этики. Образование и политика. Образование и рынок. Образование и личностный статус.Образование вконтексте глобальныхпроблем современности.

 

Тема 2. Историяфилософии образования.

Греческое просвещение. Софисты и Сократ. Сократовский метод. Платон и Академия. Аристотель и Лицей. Библия и патристика. Схоластика. Тривий и квадривий. Эпоха Возрождения: студии гуманитатис. Я.А. Каменский и его система. Эпоха просвещения. Онаучивание образования. Позитивизм. Марксизм. «Философия жизни». Экзистенциализм. Социология знания. Психологизм. Постмодернизация образования.

 

Тема 3. Онтологические и методологические проблемы философии образования.

Онтология и эпистемология образования. Процесс, структура, субъектно-объектный / субъектно-субъектный дуализм, нормативизм. Образование как творчество и со-творчество. Феномен встречи. Гетерология образования. Кризисы нормативности и их преодоление в образовании. Образование и проблема отчуждения человека. Вочеловечение человека. Личностно-ориентированная модель образования. Родной язык как модель образования и культурная вселенная.

Образование как линейно-кумулятивная, циклическая и нелинейная модели.

Образование сквозь призму процедур объяснения и понимания. Герменевтика и конструктивизм в образовании.

 

Тема 4. Антропологическое и аксиологическое измерение педагогической практики.

Личность педагога как антропологическая проблема.Знаниевые параметры и ценностный мир педагога. Понятие ценностей. Образование и ценности. Типологическая схема ценностей М. Шелера. Консервативные и либеральные традиции в образовании. Ценности развития и роста. Этические и эстетические ценности. Экзистенциальный поворот в образовании. Ценностный конфликт в образовании. Образование как мета-ценность.

 

 

Содержание дисциплины

Тематический план изучения дисциплины

Названия содержательных модулей и тем Количество часов
дневная форма Заочная форма
всего в том числе всего в том числе
л П лаб инд с. р. л п лаб инд С.р.
                         
Содержательный модуль 1. Основы философии науки
Тема 1.Курс «История и философия науки»: предмет, структура, задачи. .                        
Тема 2. Генезис науки и основные стадии её исторической эволюции                        
Тема 3. Современная наука: состояние и проблемы                        
Тема 4. Наука как социокультурный феномен                        
Тема 5. Научное знание и его структура: уровни, формы, методы                        
Тема 6.Динамика научного знания и общие закономерности развития науки                        
Тема 7. Антропология науки                        
Тема 8. Этика науки                        
Итого по модулю 1                        
Содержательный модуль 2. Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук
Тема 9. Теоретико-методологические основы современных социальных наук.                        
Тема 10. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания                        
Тема 11. Субъект социально-гуманитарного познания                        
Тема 12. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании                        
Тема 13. Жизнь (пространство, время, субъект, действие), как категория наук об обществе и культуре                        
Тема 14. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарныхнауках                        
Тема 15. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках                        
Тема 16. Вера, сомнение, знание и ценности в социально-гуманитарных науках                        
Итого по модулю 2                        
Содержательный модуль 3. Современные философские проблемы образования
Тема 17. Философия образования: предметно-целевое самоопределение                        
Тема 18. История философии образования                        
Тема 19. Онтологические и методологические проблемы философии образования                        
Тема 20. Антропологическое и аксиологическое измерение педагогической практики                        
Итого по модулю 3                        
Всего часов             108,00         96,00

Вопросы к экзамену:

К части I.

1. Наука в культуре современной цивилизации.

2. Наука и философия: проблема соотношения.

3. Понятие науки и научного мировоззрения.

4. Место и роль науки в духовном освоении действительности.

5. Наука как специфическая деятельность.

6. Наука как система знаний.

7. Наука как социальный институт.

8. Наука как феномен культуры.

9. Предмет и основные задачи философии науки

10. Возникновение философии науки: основные этапы и персоналии.

11. Проблема периодизации истории науки.

12. Основные направления современной философии науки.

13. Особенности научного познания. Критерии научности.

14. Наука как специфический тип знания. Типы научной рациональности.

15. Наука как единство естественных, социо-гуманитарных и технических наук.

16. Проблема классификации наук.

17. Возникновение науки. Наука и преднаука.

18. Интернализм и экстернализм.

19. Античная наука.

20. Наука в средние века.

21. Классическая наука.

22. Неклассическая наука.

23. Особенности постнеклассической науки.

24. Общие закономерности развития науки. Традиции и новации. Кумулятивная и некумулятивная модели развития науки

25. Понятие знания. Знание и незнание.

26. Структура научного знания.

27. Эмпирический уровень научного знания

28. Теоретический уровень научного знания.

29. Основания науки. Научная картина мира.

30. Методология научного познания.

31. Основные формы научного познания.

32. Классификация методов научного познания.

33. Проблема истины в научном познании.

34. Научное исследование как деятельность.

35. Динамика научного знания. «Научные революции», смена парадигм и периоды «нормального» развития науки.

36. Этика науки.

37. Наука и ценности. Когнитивные ценности: рациональность, истина, доказательство, обоснование, определенность, непротиворечивость.

38. Идеалы и нормы научного исследования, их влияние на процесс научного познания и оценку его результатов.

39. Антропология науки.

40. Научное творчество и когнитивная ответственность ученого.

41. Социальная ответственность ученых.

42. Организация и самоорганизация в науке.

43. Формальные и неформальные научные организации.

44. Научная профессия и её особенности.

45. Личностный фактор в научной деятельности.

46. Проблемы научного творчества

47. Моральное самосознание учёного.

48. Феномен научно-технического прогресса и глобальные проблемы современности.

49. Современная научная картина мира.

50. Наука и информационная революция.

 

К части II.

 

1. Понятие социального познания и его специфические черты.

2. Проект «наук о духе» В. Дильтея. Психология как фундамент социальных наук.

3. Баденская школа неокантианства о науках о культуре (В.Виндельбанд и Г. Риккерт). История как фундамент социальных наук.

4. Э. Гуссерль о противоречии между наукой и «жизненным миром». Феноменология как фундамент социальных наук.

5. Психоанализ З. Фрейда и снятие демаркации между науками о природе и науками о духе. Психоанализ как фундамент социальных наук.

6. Понимающая социология М. Вебера. Социология как фундамент социальных наук.

7. Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер) о сущности и сущностной структуре человека. Антропология как фундамент социальных наук.

8. Лингвистический поворот в социальных науках, его этапы и характерные черты. Лингвистика как фундамент социальных наук.

9. Герменевтическая парадигма в социальных науках.

10. Парадигма конструктивизма в социальных науках.

11. Постмодернизм и социальные науки.

12. Социальные науки: генезис, логика развития, специфика.

13. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

14. Понятие субъекта в социально-гуманитарном познании.

15. Науки о природе и науки об обществе: общее и особенное.

16. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность.

17. Наука и ценности. Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.

18. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке.

19. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании.

20. Знание, вера, сомнение в социально-гуманитарном познании.

21. Вненаучные критерии в социально-гуманитарном знании: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

22. Объяснение и понимание в социальных науках.

23. Доказательство и опровержение в социальных науках.

24.Проблема истины в социальных науках.

25. Экзистенциальная истина, концептуальная истина и правда.

26. Плюрализм истин и логика социальных наук.

27. Релятивизм, психологизм, историзм в социальных науках и проблема истины.

28. Социальные и гуманитарные науки: проблема соотношения.

29. Пространство, время и действие в социальных науках.

30. Текст и текстология в социальных науках.

 

 

К части III.

 

1. Предметнаясфера, специфика и задачи философии образования.

2. История философии образования: основные идеи и подходы.

3. Онтология образования: школа – личность – среда.

4. Эпистемология и методология образования: либеральная и традиционалистская ориентации.

5. Антропология и аксиология образования. Педагог и ценностный пафос образования.

 

Список рекомендуемой литературы

Учебники и учебные пособия

Степин В.С., Горохов В.Г., М.А.Розов. Философия науки и техники: Учеб.пособие. М.:Гардарика, 1996. 400 с.

Гершунский Б.С. Философия образования для XXIвека. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 608 с.

Томпсон М. Философия науки / Пер. с англ. А. Гарькавого. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. 304 с.

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. 608 с.

Шаповалов В.Ф. Философия науки и техники: О смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: Учебное пособие / В.Ф.Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 320с.

Философия науки / под ред. С.А. Лебедева: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Трикста, 2004. 736с.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: ИНФРА-М, 2005. 272с.

Будко В.В. Философия науки: Учебное пособие. – Харьков Консум, 2005. 268с.

Кохановский В.П., Пржиленский В.И., Сергодеева Е.А. Философия науки. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-на-Дону: Изд. центр «МарТ», 2005. 496 с.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки: Учебник / Е.В. Ушаков. М.: Изд-во "Экзамен", 2005. 528 с.

Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук / Под общ.ред. д-ра филос. наук, проф. В.В. Миронова. М.: Гардарики, 2006. 639 с.

Методологическая сфера образования: современные научные подходы. Монография. Ростов-на-Дону: Изд-во «Булат», 2007.

История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов / Под ред. А.С. Мамзина. СПб.: Питер, 2008. 304 с.; ил.

Алексеева Л.А., Додонов Р.А., Муза Д.Е. Философия науки и техники. Учебное пособие. Донецк: ДонНТУ, 2010. 128 с.

Огородников В.П. История и философия науки: Учебник для аспирантов. СПб.: Питер, 2011. 352 с.

Методологические проблемы социально-гуманитарного познания. Монография. Барнаул: АлтГУ, 2013. 280 с.

Никифоров А.Л. Философия и история науки: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 178 с.

Степин В.С. История и философия науки. Учебник для аспирантов и соискателей. 3-е изд. М. Академический проект, 2014. 424 с.

Лебедев С.А. Методология научного познания. Монография. М.: Проспект, 2016. 256 с.

 

Хрестоматии

Мир философии: Книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. Исходные философ.проблемы, понятия и принципы. - М.: Политиздат, 1991. 672 с.

Мир философии: Книга для чтения. Ч.2. Человек. Общество. Культура.-М.: Политиздат, 1991. 624 с.

Антология мировой философии: В 4 т. - М.: Политиздат, 1969-1972.

Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия/ Сост. А.А.Печенкин. - М.: Логос, 1996.

Хрестоматия по философии.Составители: Алексеев П.В., Панин А.В. – М: Проспект, 1997.

 

Словари. Справочники. Энциклопедии

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. М.: Мысль, 2000-2001.

Философская энциклопедия. В 5 т. -М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.

Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век / Главн. научн. ред. и сост. А.А.Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002. – 976с.

Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

Философский словарь/ Под.ред. И.Т.Фролова. - М.: Политиздат, 1988.

Современный философский словарь/ Под ред. В.Е.Кемерова. Москва, Бишкек, Екатеринбург, 1996.

Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов. М.: Академический Проект, 2004.

Лебедев С.А. Философия науки: Краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). М.: Академический проект, 2008. 692 с.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Сост. и общ. Ред. И.Т. Касавин. М.: «Канон+», РОИ «Реабилитация», 2009. 1248 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: