Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук.




 

 

Тема 1. Теоретико-методологические основы современных социальных наук.

Философия как интегральная форма научных знаний, в том числе и знаний об обществе, культуре, истории и человеке (Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Гоббс, Локк и др.). Донаучные, ненаучные и вненаучные знания об обществе, культуре, истории и человеке.

Формирование научных дисциплин социально-гуманитарного цикла: эмпирические сведения и историко-логические реконструкции.

Кризис парадигмы натурализма (органицизма) в социальных науках XIX века.

Проект «наук о духе» В. Дильтея. «Понимающая психология» и герменевтика духа. Баденская школа неокантианства (В.Виндельбанд и Г. Риккерт) о методологическом разграничении «наук о природе» и «наук о культуре». Номотетические и идеографические науки. Аксиологическая интерпретация культуры Г. Риккертом. Э. Гуссерль о противоречии между наукой и «жизненным миром». Проект «понимающей социологии» М. Вебера.

Психоанализ З. Фрейда и снятие демаркации между науками о природе и науками о духе. Динамическая теория личности. Концепция культуры как продукта сублимации. «Аналитическая психология» К.Г. Юнга и разработка концепции «коллективного бессознательного». А.Адлер и его «индивидуальная психология». В. Райх и его теория «психологии масс».

Философская антропология (М. Шелер, А. Гелен, Х. Плесснер) о сущности и сущностной структуре человека. Генезис и оформление экзистенциализма.религиозный (Г. Марсель, К. Ясперс,) и атеистический (А. Камю, Ж.-П. Сартр, С. де Бовуар).

Лингвистический поворот, его этапы и характерные черты. От проектов улучшения языка (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М. Шлик) к реализации коммуникативной функции (Ю. Хабермас, К.-О. Апель).

Современное общество сквозь призму плюральных конгитивных стратегий (постиндустриальная теория, «информационное общество», «общество спектакля», «общество риска», Goodsociety, knowledgesociety, герменевтика субъекта, теория полей, конструктивизм, шизоанализ, игровой принцип, социосинергетика).

Социокультурная обусловленность дисциплинарной структуры научного знания: социология, экономика, политология, наука о культуре как отражение в познании относительной самостоятельности отдельных сфер общества. Зависимость СГН от социального контекста: классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

 

 

Тема 2. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания.

Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Возможность применения математики и компьютерного моделирования в СГН. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

 

Тема 3. Субъект социально-гуманитарного познания.

Понятие субъекта в социально-гуманитарном познании. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования СГН. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования. Научное сообщество как субъект познания. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации и «пред-рассудков» (Гадамер)в межсубъектном понимании и смыслополагании.

 

 

Тема 4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании.

Аксиологическая нагрузка социально-гуманитарного знания.

И.Кант: диалектика теоретического и практического (нравственного) разума. Методологические функции «предпосылочного знания» и регулятивных принципов в науке. Явные и неявные ценностные предпосылки как следствия коммуникативности СГН. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социальном исследовании. Принципы «логики социальных наук» К.Поппера.

Роль научной картины мира, стиля научного познания, философских категорий и принципов, представлений здравого смысла в исследовательском процессе социально-гуманитарных наук. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты в социально-гуманитарном познании.

 

Тема 5. Жизнь (пространство, время, субъект, действие),

как категория наук об обществе и культуре.

Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни (А.Бергсон, В.Дильтей, философская антропология). Ограниченность применения естественнонаучных методов, причинных схем. Познание и «переживание» жизни - основное содержание художественных произведений. История - одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое (Г.Зиммель, О.Шпенглер, Э.Гуссерль и др.).Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественногохронотопа».

 

 

Тема 6. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках.

Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.

 

Тема 7. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках.

Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как "органоне наук о духе" (В.Дильтей, Г.-Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории.

Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временногоотстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

 

Тема 8. Вера, сомнение, знание и ценности в социально-гуманитарных науках.

Вера и знание, достоверность и сомнение, укорененность веры как «формы жизни» (Л.Витгенштейн) в допонятийных структурах. Диалектика веры и сомнения. "Встроенность" субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Конструктивная роль веры как условия «бытия среди людей» (Л.Витгенштейн). Вера и верования - обязательные компоненты и основания личностного знания, результат сенсорных процессов, социального опыта, "образцов" и установок, апробированных в культуре. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания. Совместное рассмотрение веры и истины - традиция, укорененная в европейской философии. "Философская вера" как вера мыслящего человека (К.Ясперс).

Аксиологическая нагруженность СГН. Ценностно-смысловые универсумы и исследователькая практика. Историческое и культурное apriori. Научный текст как социальная и культурная ценность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: