ИТНиТ –11215, 5215, 5315 (л=18, пр=18, итого 36 ч., зачет)
№ | Тема | Вид | дата | Подготовка к уроку (группа) | д/з на ПОРТФОЛИО (на 2 чел) | Кто готовит и ведет |
1-2 | Понятие педагогический менеджмент. Характеристики основных системообразующих элементов педагогического менеджмента. Цели и задачи, принципы педагогического менеджмента. | Лекц 1 | - | Тезаурус пед.менеджмент. | Пр | |
3-4 | История развития концепций менеджмента в образовании Типы менеджмента: американский, японский, западноевропейский. Подходы теории менеджмента: научного управления, административный, с позиции человеческих отношений, поведенческий, с позиции количественных методов, процессный, системный, ситуативный. Основные характеристики школы научного управления Ф. Тейлора, школы административного управления А.Файоля, школы человеческих отношений Э.Мэйо, А. Маслоу, двухфакторной модели Ф.Герцберга. Теория ожиданий Врума. Количественный подход Портера-Лоулера. Теория Д.Мак Клелланда. Теория человеческих отношений Д.Мак-Грегора. | Пр | Сравнительная характеристика концепций менеджмента США и Японии. | Ст | ||
5-6 | Характеристика современной системы образования РФ, ее структура. Принципы государственной политики в области образования. Государственные органы управления образованием, содержание их деятельности | Лекц 2 | Образовательная организация как социально-педагогическая система и объект управления | Пр | ||
7-8 | НПБ отрасли образования (международные, РФ, региональные, локальные). | Пр | Каталог документов, регулирующих отрасль образования с аннотацией | Пр | ||
9-10 | Управленческая культура как системное понятие: сущность, структура, тенденции изменения.Руководитель ОУ. Требования к руководителю. Профстандарт руководителя. Имидж | Лекц 3 | Пр | |||
11-12 | Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Стиль руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства. | Пр | Круглый стол «Современный руководитель, каков он: требования, проблемы, пожелания» (студенты) | Круглый стол готовят студенты. Освещение тем с т.зр. современной жизни и проблем современного урпвления.. | Студ | |
13-14 | Делопроизводство | Лекц 4 | Подготовить памятку по делопроизводству на основе ГОСТ | Пр | ||
15-16 | Делопроизводство. Анализ и подготовка документов. | Пр | Студ | |||
17-18 | Системный подход. Функции педагогического менеджмента. | Лекц 5 | Разработать схему «Образовательный процесс как система» | Пр | ||
19-20 | Анализ. Анализ и оценка эффективности учебных занятий, деятельности ОУ (педагогический анализ). Анализ видео. Анализ конспектов. Целеполагание. | Пр | Работа в подгруппах. Анализ видео. Анализ конспектов по схемам. | Памятка руководителю по проведению педагогического анализа (требования) | Пр | |
21-22 | Маркетинг. Сущность и особенности маркетинга в сфере образования.Принципы и методы маркетинга ОУ. Окружающая маркетинговая среда и ее воздействие на конъюнктуру рынка ОУ. Сегментация рынка ОУ. Стратегии маркетинга образовательных услуг. Коммуникации и продвижение ОУ на рынке. Организация и управление маркетинговой деятельностью в сфере образования | Лекц 6 | Теория + Презентация рекламных роликов группы по рекламе СГУ | Буклет ОУ | Пр | |
23-24 | Планирование. Виды планирования. Программно-целевое планирование. КЦП. | Пр | Проект годового плана работы ОУ. | Студ | ||
25-26 | Управление персоналом. Мотивация персонала. Методы управления. Стили управления. Корпоративная культура | Лекц 7 | Пр | |||
27-28 | Организация деятельности. Делегирование полномочий. Должностные инструкции. Квал.требования. Организационная структура управления. Коллегиальные органы. Положения. Управленческое решение. | Пр | Выступления с докладами | Студ | ||
29-30 | Методическая работа в образовательных учреждениях. Профессиональный стандарт педагога. Менеджмент в профессиограмме учителя. Научная организация труда: понятие, основные элементы, принципы Повышение квалификации и аттестация работников школы | Лекц 8 | Разработка должной инструкции учителя на основе профстандарта педагога, квал.требований | Пр | ||
31-32 | Контроль в педагогическом менеджменте. Цель контроля. Функции контроля. Виды контроля. Мотивирующее значение контроля. Система внутришкольного контроля. Условия осуществления контроля. Принципы контроля учебных занятий. Анализ результатов контроля. Контроль и самоконтроль. | Пр | Проведение диспута «Контроль в ОО: за и против» (вся группа по указанным аспектам) | Циклограмма контроля руководителя ОУ на учебный год. Схема тематического контроля по воспитательной работе. | Студ | |
33-34 | Педагогический совет «Повышение качества образования» Качество образования. Качество обучения. Оценочная шкала. Уровни требований к качеству обучения. Содержание оценки на каждом уровне требований. Шкала оценки степени обученности личности. Оценка качества обучения в современной школе. Мониторинг качества образования | Лекц 9 | Проведение педагогического совета (вся группа). Выступления с проблемно-ориентированными докладами | Статья на конференцию | Студ | |
35-36 | Тест, долги | Пр | Пр |
- для выступлений (докладов) использовать фрагменты фильмов, примеры из книг, картин художников и др.
|
|
|
- замена по предупреждению, при отсутствии подготовки – с/р для всех.
Основное содержание
Педагогический менеджмент как проблема управления. Понятие «педагогический менеджмент». Менеджмент и управление – сходство и различие. Личностно-ориентированный менеджмент. Игра по правилам. Закономерности менеджмента. Руководитель, директор образовательного учреждения как менеджер. Педагог как менеджер. Ступени менеджмента. Принципы менеджмента.
Функции педагогического менеджмента. Внутришкольное управление как цель менеджмента. Командная информация. Управляющая и управляемая системы. Основные функции педагогического менеджмента и их взаимосвязь. Ответственность. Делегирование полномочий. Проблемы педагогического менеджмента и способы их решения.
Целеполагание в педагогическом менеджменте. Цель как желаемый и запланированный результат. Целеполагание. Целеосуществление. Целеустремленность. Цель как перспектива. Требования к целям. Управление по целям (результатам).
Планирование и принятие решений как функции педагогического менеджмента. Планирование деятельности школы. Цель и задачи. Принятие решений. Компоненты планирования. Годовой план школы. Матричный и модульный планы. Критерии эффективного планирования. Этапы планирования. Распределение полномочий при планировании. Решение как выбор метода воздействия. Классификация решений. Уровни принятия решений.
Организация как функция педагогического менеджмента. Закономерности организации. Учет возможностей и потребностей. Шаги в организации. Расстановка кадров. Развитие структуры горизонтальных связей. Расписание. Оборудование. Автоматизация управления.
Руководство в педагогическом менеджменте. Соотношение управления и руководства. Руководитель как лидер. Основные качества руководителя. Формы власти. Авторитет руководителя. Стиль руководителя. Самооценка и контроль в деятельности руководителя. Руководство и воспитание. Нравственные аспекты руководства.
Управление качеством учебно-воспитательного процесса. Качество УВП как основная проблема педагогического менеджмента. Управление школой по результатам. «Эффект водопада». Качество как нравственная категория. Разработка программы «Качество».
Контроль в педагогическом менеджменте. Цель контроля. Функции контроля. Виды контроля. Мотивирующее значение контроля. Система внутришкольного контроля. Условия осуществления контроля. Принципы контроля учебных занятий. Анализ результатов контроля. Контроль и самоконтроль.
Мотивация и стимулирование в педагогическом менеджменте. Виды стимулирования. Участие в школьном менеджменте как стимул коллективной деятельности. Поощрения и наказания. Система стимулов. Внутришкольная культура. Творчество как стимул деятельности. Участие в конкурсах педагогических достижений. Традиции школы как стимул деятельности коллектива.
Литература
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова.- М.: КноРус, 2010.-740 с.
2.. Панферова, Н. Н. Управление в системе образования [Текст]: учебное пособие / Н. Н.Панферова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 248 с.
5. Солнцева, Н. В. Управление в педагогической деятельности [Электронный ресурс]:учебное пособие / Н. В. Солнцева. – М.: Флинта, 2012. – 120 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/view/book/3753/
б) дополнительная литература
Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Ноу-хау в образовании: учебное пособие. — М., Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 357 с. — (Основы наук).
Садвакасова З.М. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. 2‐е изд.доп. ‐ Алматы, 2012.‐ 187 с.
Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. - М.,1997.
34. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. - М.,1999.
35. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. Учебное пособие. М., 2001.
Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.,1997.
Управление развитием школы /Под ред. М.М.Поташника и В.С.Лазарева.- М.,1995
1. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент.- М.: Гардарики,2001.
2. Гаврилин А.В Система "директор-педагог": единомышленники, противни ки, равнодушные "Директор школы"- М.,1994, №2, С.2-10.
3. Гаврилин А.В. Концептуальные основы планирования // «Школьное плани-рование», М.- 2003, №4
4. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент / Под ред. Шамовой Т.И., М.: Новая школа, 1992 г.
5. Конаржевский Ю. А. Менеджмент и внуришкольное управление. - М.: Об-разовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
8. Менеджмент в управление школой / Под ред. Шамовой Т.И., М.: Магистр, 1992 г.
9. Симонов В.П., Педагогический менеджмент, М.: Педагогическое общество России, 1999 г.
12. Управление развитием школы / Под ред. Поташника М.М., М.: Новая шко-ла, 1995 г.
13. Управление качеством образования / Под ред. Поташника М.М., М.: Педа-гогическое общество России, 2000 г.
14. Ушаков К.М., Управление школьной организацией: организационные и че-ловеческие ресурсы, М.: Сентябрь, 1995 г.