НАВЫКИ ОРГАНИЗАТОРСКОЙ РАБОТЫ
План
- Понятие организаторской работы.
- Типы людей в коллективе.
- Типы организаторов
- Стадии развития коллектива
- Стили работы организатора
- Этапы организации работы.
Понятие организаторской работы.
Лидерами и организаторами не рождаются, ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли, и во всех этих ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами. Но путь этот непрост, а значит придется пробираться к ней сложными каменистыми тропами.
Человечество не может существовать без организаторов и организаторской работы. Даже наши древние предки не могли себе позволить пренебречь организацией во время охоты на зверя. Организовать дело – значит, выделить части этого дела, увидеть основное, определить второстепенное, расположить этапы выполнения дела в логической последовательности, расставить правильно людей, «связать» их, обеспечить взаимопомощь всех участников работы.
Конечная цель организаторской работы – обеспечить эффективность заданного дела, его успешное завершение.
Организаторская работа, как и любая другая, складывается из простых, элементарных действий: внутренних (теоретических) и внешних (практических).Таким образом, от чего зависит хорошая работа организатора?
Хорошая работа организатора зависит:
ü от знания людей, с которыми работаешь;
ü от личности организатора;
ü от знания коллектива;
ü от знаний основ организаторской работы;
ü от знания дела, которое организуешь;
ü от умения практически организовать
Типы людей в коллективе.
При подборе групп для выполнения организаторских задач важно иметь в виду, что участники дела могут по-разному относиться к общей работе. Выделяют три типа людей:
|
ü Люди, ориентированные на дело: они добираются до сути вопроса, ищут наиболее подходящие средства, чтобы быстро и эффективно решить задачу.
ü Люди, ориентированные на себя: у них проявляется стремление работать в одиночку, они агрессивны, подозрительны, болезненно реагируют на успехи других, не всегда уверены в себе, завистливы.
ü Люди, ориентированные на взаимоотношение с другими людьми. С такими легко работать: они проявляют заботу о товарищах, оказывают бескорыстную помощь, уважительно относятся к мнению окружающих.
Подобные крайние типы в жизни встречаются редко, часто в людях представлено сочетание этих ориентаций с преобладанием какой-либо из них.
Типы организаторов.
Точно так же, как и талантливые актеры и музыканта могут по-разному прочитать пьесу, партитуру симфонического произведения, у организаторов есть своя индивидуальность.
1. Организатор «Художник » воздействует на других эмоциональностью речи и мимикой, образными картинами будущих достижений. В них много фантазии, воображения, эмоциональной приподнятости.
2. Организатор «Мыслитель» предпочитает действовать, опираясь на логику доказательств, стройность в рассуждении, стремясь найти закономерности в работе. Главное – найти смысл, целесообразность, увидеть разумное значение дела.
3. Организатор «Практик» старается увлечь собственным примером, больше показывать, как надо делать, чем доказывать и рассказывать. Их характеризует практическая «цепкость», основательность.
|
Многие организаторы соединяют в себе сразу несколько форм такого воздействия в самых различных сочетаниях. Индивидуальность зависит и от его темперамента.
Стадии развития коллектива.
Одно из удивительных свойств коллектива – его способность к саморазвитию. Организатор должен быть дирижером, руководить управлять процессом становления коллектива, его формированием. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Если считать, что у подножия этой вершины группа людей, которую мы не можем назвать коллективом. А оказавшейся на вершине «присваивается» это «звание». Условно обозначим эти ступени:
ü «Песчаная россыпь» Очень много песчинок собрано вместе, и в тоже время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Дунет ветер посильней, и не станет россыпи.
Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти на встречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости,»рассыпчатости» группы.
ü «Мягкая глина» Мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусный сосуд, но он может оставаться куском глины, если к нему не приложить усилий.
В группе, находящейся на этой стадии, заметны первые усилия по сплочению коллектива. Не все получает у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.
|
ü «Мерцающий маяк» В штормовом море маяк и опытному и начинающему мореходу показывает правильный курс. Но маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывая пучки света.
В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание – это еще не все. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те кто не дает погаснуть огню, - организаторы, актив.
ü «Алый парус» - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности своему делу. Здесь действует принцип: «Один - за всех, все – за одного».
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие, надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Все переживают горечь, когда их постигают неудачи.
ü «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на предыдущей ступени, но настоящий коллектив тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям.