Задание 3. Сопоставьте структуры растений (1 – 10) с соответствующими функциями/признаками (A – К). Результаты внесите в таблицу ответов части Б.




ГОРОДСКОЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫПО БИОЛОГИИ г. МИНСКА

УЧЕБНЫЙ ГОД

КЛАСС

 

ТЕОРЕТИЧЕСКий ТУР

Уважаемые участники олимпиады! Вам предлагаются задания, включающие части А и Б.

Часть А включает тестовые задания, на каждое из которых предлагается 3–5 ответов (A, B, C, D, E). Выбрав правильный ответ, вы заштриховываете ячейку, соответствующую выбранной букве в контрольном листе ответов части А.

На все тесты части А вы даете только один правильный ответ!

Часть Б включает пять заданий. Ответы за каждое задание вносите в контрольный лист ответов части Б.

Контрольный лист ответов

Часть А

                                         
A £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
B £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
C £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
D £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
E £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £
F £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £ £

Часть Б

Задание 1. Отметьте в квадратах справа верные утверждения знаком «+», а неверные – знаком «–».

Ответ
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  

Задание 2. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунках 2 и 3. Правильный ответ отметьте в таблице символом «Х».

I II III IV
       

 

Задание 3. Сопоставьте структуры растений (1 – 10) с соответствующими функциями/признаками (A – К).

                   
                               

 

Задание 4. Структуры, указанные в колонке 2, развиваются из структур, указанных в колонке 1. Укажите для каждой структуры из колонки 1 соответствующую структуре из колонки 2.

 

Колонка 1 Колонка 2
A.    
Б.    
В.    
Г.    
Д.    

 

Задание 5. Соотнесите тип стели и таксономическую группу современных сосудистых растений, для которой он наиболее характерен.

 

Ответ: _________________________________________________________________

 

 


Часть А

1. Какая формула цветка характерна для ржи (Secale) из семейства Злаки (Мятликовые) – Gramineae (Poaceae)?

 

А. ­К5 С5 А¥ G(¥). D.­Р(2)+2 А3 G(2).

B. *Р3+3 А3+3G(3). E. ­К2+2 С4 А2+4 G(2).

C. *К¥ С5 А¥ G(¥).

 

2. Где запасаются питательные вещества семян у растений семейства Бобовые (Fabaceae)?

А. В гаплоидной питательной ткани (эндосперме) семян.

B. В триплоидной питательной ткани (эндосперме) семян.

C. В семядолях зародыша.

D. В диплоидной питательной ткани нуцеллярного происхождения (перисперме) семян.

 

3. Что развивается из зиготы после оплодотворения у Покрытосеменных?

 

А. Диплоидный эндосперм. D. Семя.

B. Кожура семени. E. Плод.

C. Зародыш семени.

 

4. Эта диаграмма:   А. Обоеполого цветка Мака. B. Мужского цветка Ивы. C. Женского цветка Осоки. D. Трубчатого цветка Сложноцветных. E. Цветка Крестоцветных.

 

 
 

5. Какое сочетание признаков обычно характерно для растений класса Однодольные?

 

1. - Количество элементов цветка в одном круге обычно кратно трём. 2. - Мочковатая корневая система. 3. - Сетчатое жилкование листьев. 4. - Проводящие пучки не имеют камбия. 5. - Проводящие пучки стели расположены по одному кругу.

6. - Стержневая корневая система. 7. - Дуговое или параллельное жилкование листьев.

 

А. 1,2,4,5. B. 2,3,4,5. C. 1,2,4,7. D. 3,4,5,6.

 

6. На схеме показано строение:   А. Архегония Хвоща. B. Спорангия Орляка. C. Семяпочки Покрытосеменных. D. Семяпочки Голосеменных. E. Антеридия мха.

 

7. Тканью, из которой в стебле формируются длинные, жесткие волокна, является:

 

А. Эпидермис. B. Колленхима. C. Склеренхима. D. Паренхима.

 

8. Голосеменные растения в отличии от папоротников:

 

А. Живут на суше. C. Размножаются семенами.

B. Имеют корень и побег. D. Образуют плод с семенами.

 

9. Не являются примерами гомологичных органов:

 

А. Колючки кактуса и усики гороха.

B. Колючки барбариса и колючки боярышника.

C. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука.

D. Корневище ландыша и клубни картофеля.

 

10. Грибы-сапрофиты являются:

 

А. Продуцентами. C. Консументами I порядка.

B. Деструкторами. D. Консументами II порядка.

 

 

11. Баклажан относится к семейству:

 

А. Бобовые. C. Розовые

B. Пасленовые. D. Крестоцветные.

 

 

12. Не образует пнёвой поросли:

 

А. Береза. C. Сосна.

B. Дуб. D. Тополь.

 

13. Предками высших растений могли бы быть:

 

А.Риниофиты и псилофиты. C. Бурые и зеленые водоросли.

B. Красные и зеленые водоросли. D. Зеленые водоросли.

 

 

14. Женский гаметофит голосеменных формируется из:

 

А. Мегаспоры. C. Архегония.

B. Нуцеллуса. D. Антеридия.

 

 

15. Споры с элатерами (гаптерами) имеет:

 

А. Щитовник мужской. C. Плаун булавовидный.

B. Хвощ полевой. D. Селагинелла.

 

16. У растений из протодермы конуса нарастания образуется ткань:

 

А.Механическая. C.Покровная.

B. Проводящая. D. Запасающая.

 

17. Палинология – наука, изучающая ископаемую пыльцу. Хорошо сохранившаяся пыльца, вероятнее всего, может быть найдена в:

 

А. Торфе. C. Известняке.

B. Угле. D. Песчанике.

 

18. У растений семейства Пасленовые плоды:

 

А. Коробочка или стручок. C.Стручок или ягода.

D. Коробочка или боб. B.Ягода или коробочка.

 

19. Корнеплод моркови – это видоизмененный:

 

А. Корень. C. Корень и нижние участки стебля.

B. Стебель. D. Придаточный корень.

 

20. Основная функция столбчатой ткани листа:

 

А. Газообмен. C. Фотосинтез.

B. Транспирация. D. Накопление воды.

 

 

Часть Б

Задание 1. Отметьте в квадратах справа верные утверждения знаком «+», а неверные – знаком «–». Не забудьте перенести ответы в лист ответов части Б!

Вопрос Ответ
1. Все высшие растения (сосудистые) – обитатели суши  
2. Семя – видоизмененный спорангий  
3. Все грибы – гетеротрофные организмы  
4. Из споры высшего растения развивается спорофит  
5. Женский гаметофит покрытосеменных растений имеет архегоний  
6. Стебель соломина имеется у всех растений класса однодольные  
7. Печеночные мхи являются растениями  
8. Жизненная форма вереска – многолетняя трава  
9. Норма высева семян зависит от температуры и влажности  
10. У бактерий есть рибосомы  

Задание 2. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунках 2 и 3. Правильный ответ отметьте в таблице части Б символом «Х».


Рисунок 2. Рисунок 3.

 

Задание 3. Сопоставьте структуры растений (1 – 10) с соответствующими функциями/признаками (A – К). Результаты внесите в таблицу ответов части Б.

Растительная клетка тканевые структуры Функция(и) / Признак(и)
1. Цитоплазматическая мембрана A. Сеть межклеточных соединений у растений
2. Камбий Б. Накопление воды, пищеварительных ферментов и других органических и неорганических веществ
3. Центральная вакуоль В. Образование новых растительных тканей/органов
4. Плазмодесма Г. Элемент проводящих тканей в лубе
5. Верхушечная меристема Д. Небольшое отверстие на поверхности семяпочки, через которое проникает пыльцевая трубка
6. Перидерма Е. Механическая поддержка
7. Ситовидная трубка Ж. Избирательно полупроницаема, динамична
8. Трихом (волосок) З. Образование вторичных проводящих тканей, рост растения в ширину
9. Вторичная клеточная стенка И. Вторичная покровная ткань
10. Микропиле К. Защита, поглощение, выделение

Задание 4.Структуры, указанные в колонке 2, развиваются из структур, указанных в колонке 1. Укажите для каждой структуры из колонки 1 соответствующую структуре из колонки 2 и внесите ее под соответствующей цифрой в таблицу ответов части Б.

 

Колонка 1 Колонка 2

A. Микроспора. 1. Пыльник.

Б. Микроспорангий. 2. Зародышевый мешок.

В. Мегаспора. 3. Плодолистик.

Г. Мегаспорангий. 4. Нуцеллус.

Д. Мегаспорофилл. 5. Пыльцевое зерно.

 

 

Задание 5. Соотнесите тип стели и таксономическую группу современных сосудистых растений, для которой он наиболее характерен. Ответ запишите в виде формулы, например, 1А 2А 3В 4Г 5Д 6Е.

1 – Лилейные; 2 – Сосновые; 3 – Бобовые; 4 – Плауновые; 5 – Хвощевые;

Папоротникообразные

А Б В
Г Д Е

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: