ГОРОДСКОЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫПО БИОЛОГИИ г. МИНСКА
УЧЕБНЫЙ ГОД
КЛАСС
ТЕОРЕТИЧЕСКий ТУР
Уважаемые участники олимпиады! Вам предлагаются задания, включающие части А и Б.
Часть А включает тестовые задания, на каждое из которых предлагается 3–5 ответов (A, B, C, D, E). Выбрав правильный ответ, вы заштриховываете ячейку, соответствующую выбранной букве в контрольном листе ответов части А.
На все тесты части А вы даете только один правильный ответ!
Часть Б включает пять заданий. Ответы за каждое задание вносите в контрольный лист ответов части Б.
Контрольный лист ответов
Часть А
A | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
B | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
C | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
D | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
E | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
F | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ | £ |
Часть Б
Задание 1. Отметьте в квадратах справа верные утверждения знаком «+», а неверные – знаком «–».
№ | Ответ |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. | |
7. | |
8. | |
9. | |
10. |
Задание 2. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунках 2 и 3. Правильный ответ отметьте в таблице символом «Х».
I | II | III | IV |
Задание 3. Сопоставьте структуры растений (1 – 10) с соответствующими функциями/признаками (A – К).
Задание 4. Структуры, указанные в колонке 2, развиваются из структур, указанных в колонке 1. Укажите для каждой структуры из колонки 1 соответствующую структуре из колонки 2.
Колонка 1 | Колонка 2 |
A. | |
Б. | |
В. | |
Г. | |
Д. |
Задание 5. Соотнесите тип стели и таксономическую группу современных сосудистых растений, для которой он наиболее характерен.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть А
1. Какая формула цветка характерна для ржи (Secale) из семейства Злаки (Мятликовые) – Gramineae (Poaceae)?
А. К5 С5 А¥ G(¥). D.Р(2)+2 А3 G(2).
B. *Р3+3 А3+3G(3). E. К2+2 С4 А2+4 G(2).
C. *К¥ С5 А¥ G(¥).
2. Где запасаются питательные вещества семян у растений семейства Бобовые (Fabaceae)?
А. В гаплоидной питательной ткани (эндосперме) семян.
B. В триплоидной питательной ткани (эндосперме) семян.
C. В семядолях зародыша.
D. В диплоидной питательной ткани нуцеллярного происхождения (перисперме) семян.
3. Что развивается из зиготы после оплодотворения у Покрытосеменных?
А. Диплоидный эндосперм. D. Семя.
B. Кожура семени. E. Плод.
C. Зародыш семени.
4. Эта диаграмма: А. Обоеполого цветка Мака. B. Мужского цветка Ивы. C. Женского цветка Осоки. D. Трубчатого цветка Сложноцветных. E. Цветка Крестоцветных. | ![]() |
![]() |
5. Какое сочетание признаков обычно характерно для растений класса Однодольные?
1. - Количество элементов цветка в одном круге обычно кратно трём. 2. - Мочковатая корневая система. 3. - Сетчатое жилкование листьев. 4. - Проводящие пучки не имеют камбия. 5. - Проводящие пучки стели расположены по одному кругу.
6. - Стержневая корневая система. 7. - Дуговое или параллельное жилкование листьев.
А. 1,2,4,5. B. 2,3,4,5. C. 1,2,4,7. D. 3,4,5,6.
6. На схеме показано строение: А. Архегония Хвоща. B. Спорангия Орляка. C. Семяпочки Покрытосеменных. D. Семяпочки Голосеменных. E. Антеридия мха. | ![]() |
7. Тканью, из которой в стебле формируются длинные, жесткие волокна, является:
А. Эпидермис. B. Колленхима. C. Склеренхима. D. Паренхима.
8. Голосеменные растения в отличии от папоротников:
А. Живут на суше. C. Размножаются семенами.
B. Имеют корень и побег. D. Образуют плод с семенами.
9. Не являются примерами гомологичных органов:
А. Колючки кактуса и усики гороха.
B. Колючки барбариса и колючки боярышника.
C. Ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука.
D. Корневище ландыша и клубни картофеля.
10. Грибы-сапрофиты являются:
А. Продуцентами. C. Консументами I порядка.
B. Деструкторами. D. Консументами II порядка.
11. Баклажан относится к семейству:
А. Бобовые. C. Розовые
B. Пасленовые. D. Крестоцветные.
12. Не образует пнёвой поросли:
А. Береза. C. Сосна.
B. Дуб. D. Тополь.
13. Предками высших растений могли бы быть:
А.Риниофиты и псилофиты. C. Бурые и зеленые водоросли.
B. Красные и зеленые водоросли. D. Зеленые водоросли.
14. Женский гаметофит голосеменных формируется из:
А. Мегаспоры. C. Архегония.
B. Нуцеллуса. D. Антеридия.
15. Споры с элатерами (гаптерами) имеет:
А. Щитовник мужской. C. Плаун булавовидный.
B. Хвощ полевой. D. Селагинелла.
16. У растений из протодермы конуса нарастания образуется ткань:
А.Механическая. C.Покровная.
B. Проводящая. D. Запасающая.
17. Палинология – наука, изучающая ископаемую пыльцу. Хорошо сохранившаяся пыльца, вероятнее всего, может быть найдена в:
А. Торфе. C. Известняке.
B. Угле. D. Песчанике.
18. У растений семейства Пасленовые плоды:
А. Коробочка или стручок. C.Стручок или ягода.
D. Коробочка или боб. B.Ягода или коробочка.
19. Корнеплод моркови – это видоизмененный:
А. Корень. C. Корень и нижние участки стебля.
B. Стебель. D. Придаточный корень.
20. Основная функция столбчатой ткани листа:
А. Газообмен. C. Фотосинтез.
B. Транспирация. D. Накопление воды.
Часть Б
Задание 1. Отметьте в квадратах справа верные утверждения знаком «+», а неверные – знаком «–». Не забудьте перенести ответы в лист ответов части Б!
№ | Вопрос | Ответ |
1. | Все высшие растения (сосудистые) – обитатели суши | |
2. | Семя – видоизмененный спорангий | |
3. | Все грибы – гетеротрофные организмы | |
4. | Из споры высшего растения развивается спорофит | |
5. | Женский гаметофит покрытосеменных растений имеет архегоний | |
6. | Стебель соломина имеется у всех растений класса однодольные | |
7. | Печеночные мхи являются растениями | |
8. | Жизненная форма вереска – многолетняя трава | |
9. | Норма высева семян зависит от температуры и влажности | |
10. | У бактерий есть рибосомы |
Задание 2. Выберите из четырех диаграмм ту, которая соответствует цветку, изображенному на рисунках 2 и 3. Правильный ответ отметьте в таблице части Б символом «Х».
Рисунок 2. Рисунок 3.
Задание 3. Сопоставьте структуры растений (1 – 10) с соответствующими функциями/признаками (A – К). Результаты внесите в таблицу ответов части Б.
Растительная клетка тканевые структуры | Функция(и) / Признак(и) | ||
1. | Цитоплазматическая мембрана | A. | Сеть межклеточных соединений у растений |
2. | Камбий | Б. | Накопление воды, пищеварительных ферментов и других органических и неорганических веществ |
3. | Центральная вакуоль | В. | Образование новых растительных тканей/органов |
4. | Плазмодесма | Г. | Элемент проводящих тканей в лубе |
5. | Верхушечная меристема | Д. | Небольшое отверстие на поверхности семяпочки, через которое проникает пыльцевая трубка |
6. | Перидерма | Е. | Механическая поддержка |
7. | Ситовидная трубка | Ж. | Избирательно полупроницаема, динамична |
8. | Трихом (волосок) | З. | Образование вторичных проводящих тканей, рост растения в ширину |
9. | Вторичная клеточная стенка | И. | Вторичная покровная ткань |
10. | Микропиле | К. | Защита, поглощение, выделение |
Задание 4.Структуры, указанные в колонке 2, развиваются из структур, указанных в колонке 1. Укажите для каждой структуры из колонки 1 соответствующую структуре из колонки 2 и внесите ее под соответствующей цифрой в таблицу ответов части Б.
Колонка 1 Колонка 2
A. Микроспора. 1. Пыльник.
Б. Микроспорангий. 2. Зародышевый мешок.
В. Мегаспора. 3. Плодолистик.
Г. Мегаспорангий. 4. Нуцеллус.
Д. Мегаспорофилл. 5. Пыльцевое зерно.
Задание 5. Соотнесите тип стели и таксономическую группу современных сосудистых растений, для которой он наиболее характерен. Ответ запишите в виде формулы, например, 1А 2А 3В 4Г 5Д 6Е.
1 – Лилейные; 2 – Сосновые; 3 – Бобовые; 4 – Плауновые; 5 – Хвощевые;
Папоротникообразные
А
![]() | Б
![]() | В
![]() |
Г
![]() | Д
![]() | Е
![]() |