Организация опытно-практической работы




Глава II. Содержание опытно-практической работы по организации предметно-игровой деятельности глухих дошкольников 1-2 года обучения

Организация опытно-практической работы

Опытно-практическая работа проводилась на базеМОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №79 города Рыбинска с детьми младшего школьного возраста количестве 11 детей. В детском доме воспитываются дети-сироты, а так же дети из неполных семей. Дети, родители которых проживают на далеком расстоянии от детского дома, находятся круглосуточно, потом родители забирают их на выходные.

Работа состояла из трех этапов:

1 этап:

─ проведение беседы с воспитателями МОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский дом №79 г. Рыбинска Е.В. Калачевой и Ю.В. Николаевой с целью изучения методов работы по формированию навыков безопасного поведения на дороге у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома:

─ наблюдение за младшими школьниками 7 – 11 лет за процессом формирования навыка безопасного поведения на дороге у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома с целью ………??????анализ программы для специальных дошкольных учреждений Л.П.Носковой «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» с целью определения содержания тем по сюжетно-ролевой игре.

2 этап:

Разработка и апробирование серии мероприятий с использованием различных методов формирования навыков безопасного поведения на дорогах у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома.

3 этап:

─ анализ результатов опытно-практической работы.

Сведения о детях:

Катя К. Дата рождения: 9.03.2005г. 1-ый год обучения. Заключение:

Коля А. Дата рождения: 16.08.2005г. 1-ый год обучения. Заключение:

Ира К. Дата рождения: 23.05.2004г. 2-ой год обучения. Заключение:

Саша С. Дата рождения: 29.02.2004г. 1-ый год обучения. Заключение:

Ваня П. Дата рождения: 4.12.2004г. 2-ой год обучения. Заключение:

Валера В. Дата рождения: 10.04.2004г. 2-ой год обучения. Заключение:

Полина С. Дата рождения: 12.09.2004г.2-ой год обучения. Заключение:

Сабина Б. Дата рождения: 19.01.2003г. 3-ий год обучения.

Ксюша С. Дата рождения: 7.09.2003г. 3-ий год обучения

Лена С. Дата рождения: 25.07.2002г. 3-ий год обучения

Леша П. Дата рождения: 10.07.2002г. 4-ый год обучения

Эля К. Дата рождения: 2.06.2002г. 4-ый год обучения

Из 12 детей младшего школьного возраста …. Мы включили их в работу по формированию навыка безопасного поведения на дороге у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома, чтобы выявить…...

С целью изучения состояния …… мы провели беседу с воспитателями МОУ детский дом №79 Е.В. Калачевой и Ю.В. Николаевой Вопросы к беседе представлены в приложении …..

Из беседы с воспитателями Е.В.Калачевой и Ю.В.Николаевой стало очевидно, что значение ……

Воспитатели отмечают, что формирование навыка безопасного поведения на дороге у детей младшего школьного возраста в условиях детского дома осуществляется на занятиях, посвященных ПДД и на прогулке. По мнению педагогов важным является проведение предварительной работы в форме экскурсий (….) и наблюдения (за движениями транспорта по дороге, действиями пешеходов, и т.д.).

Елена Васильевна указывает, что младшие школьники регулярно знакомятся с ПДД и изучают их, начиная с 1 класса на Клубном часе, который проводится ежедневно после ужина с 19.00 до 20.00. В содержание Клубного часа входят вопросы на повторение и закрепление ПДД, изученных школьниками на уроках. Причем, тему проходят в течение двух занятий: содержание второго занятия усложняется, т.к. детьми не усваиваются понятия и материал с первого раза.

Юлия Владимировна, оценивая полученные знания младшими школьниками на уроках в школе, отмечает, что обучающимся отводится недостаточное количество времени для изучения и закрепления знаний по ПДД. Дети, которые поступили в детский дом №79 (… года) имеют низкий уровень знаний о ПДД, а дети же второго, третьего и четвертого года обучения (… года) имеют средний уровень знаний о ПДД.

Воспитатели считают, что трудности в организации Клубных часов возникают в том, чтобы обучающиеся понимали и действовали в соответствии с ПДД. Так же возникают сложности у обучающихся переключаться на другой вид деятельности и собрать внимание младших школьников.

Елена Васильевна и Юлия Владимировна делают акцент на том, что формировать навык безопасного поведения на дороге необходимо с такими детьми. Разрабатывая Клубный час, они используют:

─ газеты («На улицах и дорогах»);

─ журналы («Педсовет»);

─ методические пособия («Внеклассная работа в начальной школе»).

Из беседы с воспитателями детского дома №79 Е.В.Калачевой и Ю.В.Николаевой мы выяснили, что, готовясь к Клубным часам, они используют достаточно большое количество литературы – это различные методические пособия, книги, и журналы, выбирают такую информацию, которая соответствует формированию навыка безопасного поведения на дорогах.

На Клубных часах они вместе с детьми проговаривают основные понятия, связанные с темой, используя наглядный материал в виде таблиц, иллюстраций, символов и знаков, фотографического материала, звуковых записей, рисунков, схем, картинок и т.д.

Мы согласны с Юлией Владимировной, и считаем, что детям младшего школьного возраста ближе всего практические занятия т.к. они сами непосредственно могут принимать в них участие, и применяют по возможности те полученные теоретические знания, которые дают воспитатели детского дома, на практических занятиях дети получают больше эмоций, могут попробовать себя в разных ролях.

Елена Васильевна отмечает, что в руководства предметно-игровой деятельностью она сначала показывает пример действия с предметом, потом просит повторить детей показанное действие. Педагог использует в своей работе прямые приемы руководства, т.к. дети не знают, как действовать с игрушкой, не обращают внимания на новую игрушку, внесенную в группу, до тех пор, пока внимание детей не будет обращено к ней. Без показа действия с игрушкой дети не будут включать ее в свою игровую деятельность. Мы считаем, что с детьми 1 года обучения можно осуществлять совместные действия, что в дальнейшем приведет к тому, что ребенок, запомнив действие, будет выполнять его самостоятельно.

Воспитатели используют четкие указания для включения детей в процесс занятия (……….и т.д.). Чаще всего…… дети играют в одиночку, встречается игра рядом, очень редко – игра в парах. Между собой в процессе игры дошкольники общаются с помощью мимики и жестов, т.к. дети этого возраста еще только овладевают дактильной азбукой.

Воспитатели отмечают, что для формирования навыка безопасного поведения на дороге у младших школьников в условиях детского в течение дня с обучающимися проводятся беседы, диалоги, экскурсии, практические занятия, ролевые игры на улице во время прогулки, в ходе которых школьники высказывают свое мнение, рассказывают, как бы они повели себя в предложенной ситуации. Заметим, что в дневниках у каждого обучающегося представлена схема «Безопасный путь в школу», по которой дети могут спокойно передвигаться из дома в школу и из школы домой, зная, что им не угрожает опасность попадания в ДТП. Схема безопасного маршрута представлена в Прил. …..

Итак, беседа с воспитателями МОУ детский дом №79 Калачевой Е.В. и Николаевой Ю.В. показала, что формировать навыки безопасного поведения на дороге у младших школьников необходимо с 1 класса, а именно, проводить уроки и внеклассные мероприятия, используя сочетание методов, которые представлены в данной проблеме, что позволяет сохранить жизнь и здоровье детей при возникновении угрозы или чрезвычайных ситуациях на дорогах.

Из беседы мы сделали вывод, что воспитатели особое внимание уделяют проведению практических занятий. Однако, используют только наблюдение и экскурсию. Мы предлагаем разнообразить методы работы и включить такие виды деятельности как …………..

Далее с целью формирования навыка безопасного поведения на дороге у детей младшего школьного возраста в условиях детского мы разработали параметры наблюдения. Для этого мы осуществили подбор методик Г.А.Урунтаевой, Л.Б.Розовой, Л.Б.Баряевой и А.Зарина. Для наблюдения мы подобрали ряд параметров, основываясь на схему обследования игры дошкольников, разработанную Л.Б.Баряевой и А.Зариным, т.к. она более полно раскрывает сущность предметно-игровой деятельности дошкольников: наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, эмоциональные реакции на игрушки и действия с ними, адекватность самостоятельных действий с игрушками, характер используемых игрушек, использование предметов-заменителей, содержание игровых действий, характер игровых действий, способ выполнения игрового действия, преобладающее содержание игры, сопровождение самостоятельной игры речью, контакты со сверстниками в процессе игры и средства, используемые для взаимодействия с партнером по игре (Прил. 5).

Для выявления состояния предметно-игровой деятельности, мы провели серии наблюдений за глухими дошкольниками 1-2 года обучения Рыбинской специальной (коррекционной) школы-интерната №2 на темы «Поезд», «Магазин» и их слышащих сверстников 3-4 года жизни на темы «Больница», «Магазин». Каждая из игр была проведена с усложнением. Выделим критерии, по которым состояние предметно-игровой деятельности дошкольников той и другой категории имеет существенные различия.

Во-первых, сравнивая наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, мы видим, что у глухих дошкольников в основном преобладает неглубокий интерес к игрушкам илиребенок проявляет интерес к игрушкам, выделяющимся своим внешним видом. А слышащие дошкольники проявляют избирательный и устойчивый интерес независимо от внешней привлекательности игрушки.

Во-вторых, глухие дошкольники фактически не используют в игре предметы-заменители, в отличие от слышащих сверстников, которые могут часто самостоятельно использовать их в игре, и могут назвать их словом заменяемого предмета.

В-третьих, сравнивая содержание игровых действий, отметим, что у глухих детей стабильно прослеживается выполнение отдельных предметно-игровых действий, а их сверстникам с сохранным развитием характерно выполнение сюжетных и отдельных ролевых действий.

В-четвертых, говоря о сопровождении самостоятельной игры речью, отметим, что глухие дети иногда высказывают отдельные слова в связи с выполняемыми действиями, а слышащие - часто сопровождают выполняемые действия речью. Дальнейшие наблюдения в течение одного месяца показали, что для глухих дошкольников больше свойственно отсутствие сопровождения речью игровых действий. Такая разница характеристик данного параметра с нашей точки зрения связана с тем, что при первоначальном наблюдении тема игры хорошо закреплена детьми, поэтому они достаточно владели лексическим материалом данной темы.

Таким образом, наблюдение позволило нам убедиться в том, что специфика дефекта отражается в особенностях предметно-игровой деятельности глухих дошкольников. В связи с этим мы сделали вывод, что для данной категории детей характерны более поздние сроки формирования действий с предметами, низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей.

Наблюдение за состоянием игровой деятельности глухих дошкольников позволило так же нам выявить их особенности (Прил 6):

─ у глухих дошкольников 1-2 года обучения проявляется разлитый (неглубокий) интерес к игрушкам (ребенок перескакивает с одной игрушки на другую, не задерживая длительное время внимания на них и действиях с ними, создается впечатление хаотичных действий);

─ дети проявляют положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками (улыбка, двигательное оживление и др.) и с большинством игрушек действуют адекватно. В процессе игр дети первого года обучения использует в основном отдельные игрушки (машины, кубики, мячи или др.), а дети второго года обучения используют сюжетные игрушки;

─ глухие дошкольники фактически не используют в игре предметы-заменители, потому что дети не могут осуществлять перенос действий с одних предметов на другие, которые в реальной жизни, вне игровой ситуации, используется по-иному, вследствие речевого недоразвития глухие дети испытывают трудности при игровом замещении предметов; у глухих детей стабильно прослеживается выполнение отдельных предметно-игровых действий;

способ выполнения игрового действия осуществляется совместно с взрослым и по подражанию ему;

─ в процессе содержания игры преобладающим является действия с предметами;

сопровождением самостоятельной игры речью является вокализация, ребенком слов, выражающих чувство удовольствия от выполняемых действий;

─ анализируя контакты со сверстниками в процессе игры, отмечаем, что в основном дети играют в одиночку, но иногда обращаются к сверстнику играющему рядом. В процессе взаимодействия дети пользуются мимикой и пантомимикой.

Нам не удалось выявить особенности характера игровых действий, что оказалось сложным в процессе наблюдения за глухими дошкольниками.

Таким образом, диагностика показала, что игры глухих детей имеют более поздние сроки формирования действий с предметами, низкий уровень игры, запаздывание ее сроков по сравнению с играми слышащих детей.

Так же анализ «Программы воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» и сравнительный анализ состояния предметно-игровой деятельности позволил глубже понять особенности игры глухих дошкольников и в соответствии с ними мы выделили особенности руководства предметно-игровой деятельностью. Обучение игре тесно связано с развитием речи, т.к. без закрепления слов, обозначающих предметы и действия, ребенок никогда не будет использовать их в игре. Поэтому мы используем речевые таблички, дактильную речь и четкое артикулирование, что существенно отличает руководство данным видом деятельности детей сравниваемых категорий. Обязательным является использование жеста для показа начала слова и стимулирования проговаривания слов согласно индивидуальным возможностям детей. Обучение игре основывается на максимальном приближении сюжета к реальности, что связано с ограничением возможности познания окружающего мира глухим дошкольником. Методическими приемами руководства игровой деятельностью являются: показ воспитателя, обучение детей выполнению сопряженных и отраженных действий с игрушками, называние предметов и действий, обыгрывание игрушек, общая оценка игры каждого ребенка. Основой обучения мы считаем использование комплексного подхода, который включает проведение предварительной работы в различных видах деятельности (экскурсия, наблюдение, конструирование, занятие по лепке) для подготовки детей к проигрыванию сюжета игры. Так же согласно «Программе воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста» мы планировали для закрепления полученных знаний и умений проведение двух занятий по предметно-игровой деятельности, причем содержание второго занятия предполагает усложнение.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: