Лоб приятно прохладен – 6 раз




Я совершенно спокоен –1 раз

Правая рука тяжелая – 2 раза

Я совершенно спокоен – 1 раз

Правая рука теплая – 6 раз

Я совершенно спокоен – 1 раз

Сердце бьется спокойно и ровно – 6 раз

Я совершенно спокоен – 1 раз

Дыхание спокойное и ровное – 6 раз

Мне легко дышится – 1-2 раза

Солнечное сплетение излучает тепло – 6 раз

Я совершенно спокоен – 1 раз

Лоб приятно прохладен – 6 раз

3. После достижения состояния аутогенного погружения можно переходить к обучающим формулам внушения.

4. Для выхода из состояния погружения нужно сжать руки в кулаки. Глубоко вздохнуть. Открыть глаза. Расслабить руки, «сбросить» с них тяжесть.

 

В состоянии аутогенного погружения используются формулы внушения в соответствии с материалом урока и целями, которые вы поставили перед собой.

Но есть специальное (ключевое) упражнение, которое выполняется в состоянии аутогенного погружения.

Созерцание зеленой точки (приложение №2). Это упражнение многофункционально. По содержанию оно представляет собой суггестивное обращение, которое программирует весь материал курса АЧ. Кроме этого с помощью этого упражнения тренируется устойчивость внимания, расширяется поле зрения.

 

Порядок выполнения упражнения.

· Упражнение выполняется в течение всего курса обучения (без перерыва) с первого дня занятий перед сном.

· Приготовить все для сна (разобрать постель, почистить зубы, раздеться и т.д)

· Прочесть текст упражнения.

· Сесть за стол. Положить текст упражнения перед собой. Ноги не перекрещивать, руки на столе, тело расслаблено. Никаких отвлекающих мыслей.

· 10 минут созерцать зеленую точку. Максимальная концентрация внимания. Посторонние мысли отгонять!

· По истечении 10 минут закрыть глаза, прикрыть их рукой и сразу лечь спать. Зеленая точка должна стать последним зрительным образом дня.

1 этап. Первые две недели – контролировать свое поведение, усидчивость, постоянно возвращать свои мысли к зеленой точке. Поддерживать состояние расслабления: веки полуприкрыты, взгляд полусонный. Есть опасность заснуть: точка как бы «плывет». Нужно усилием воли возвращать ее на место.

Если преодолеть сонливость и не закрывать глаза, придет особая ясность сознания: зеленая точка будет видеться ярко, живо и отчетливо. На данном этапе упражнение можно считать выполненным.

2 этап. Третья и последующие недели – на этом этапе следует стремиться увидеть всю строчку текста по горизонтали, не отводя глаз от зеленой точки. После достижения этой цели, пытаться увидеть одновременно с зеленой точкой 2-3 строчки текста вверху и внизу.

Видеть – это, значит, не читать текст, а ощущать его.

Главное условие – не отводя глаз от зеленой точки, боковым зрением пытаться увидеть, различать фразы, фрагменты текста.

Конечная цель: 10 мин свободного созерцания зеленой точки и в отдельные мгновения ясного сознания – вдруг увидеть всю страницу в целом с зеленой точкой посередине. Панорама страницы явится выпукло, ясно, отчетливо. Это явление длится мгновение, но этого достаточно.

 

Непроизвольно каждый день текст читается быстрее и быстрее, и наступит день, когда одного взгляда будет достаточно, чтобы увидеть всю страницу в целом.

 

Блок 4. Технология подавления артикуляции

Артикуляция – один из главных недостатков традиционного чтения, который присутствует у 90% читающих, не занимающихся специально ее устранением. Избавившись от артикуляции, можно вдвое повысить скорость чтения.

 

При выполнении упражнений на подавление артикуляции надо помнить, что они не только исключают проговаривание, но и формируют новый код внутренней речи, при котором текст воспринимается и понимается только за счет зрительного узнавания.

 

Приемы подавления артикуляции

1. Приемы механического торможения (сжимание зубами карандаша, ручки, или других предметов, чтение с широко раскрытым ртом и т.д.)

2. Приемы речевых помех (чтение с одновременным подсчетом слов, со счетом до 20 и обратно, с чтением стихов и т.д.).

3. Приемы звуковых помех (чтение под музыку, одновременно с просмотром телепередач и т.д.)

4. Принудительный режим чтения (чтение с форсированной скоростью, в ограниченный промежуток времени).

5. Прием неречевых помех (выстукивание ритма)

 

1-2 3-4 5 6-7

схема выстукивания ритма

 

Правила выстукивания ритма

1. Простучать тупым концом карандаша по точкам в среднем ритме. Прослушать несколько раз ритм, повторить его, выстукивая на поверхности стола ударами в одну точку.

2. Выстукивать твердо, уверенно, правой рукой (левша –обеими руками).

3. При выстукивании должна быть задействована вся рука до плеча, а не только кисть.

4. Графическое изображение ритма поместить на экран мысленного взора.

5. Выучить ритм наизусть, выстукивать перед сном. Ввести в формулы внушения.

6. Читать тексты с выстукиванием 15 минут ежедневно (к концу недели понимать прочитанное).

 

 

Упражнение на подавление артикуляции с шаблоном

1. Приготовьте таблицы (см. ниже). Наложите шаблон на колонку так, чтобы хорошо были видны все цифры, буквы. Передвигайте его сверху вниз со скоростью 2 секунды на колонку. Смотрите только на средний ряд цифр и букв и старайтесь видеть все числа справа и слева. Вы должны не запоминать, а только узнавать все числа и буквы.

2. Выполняйте подобные упражнения, используя колонки слов в орфографическом словаре. Время тренировки – 5 мин ежедневно.

3. Накладывайте шаблон на небольшие по объему газетные, журнальные тексты, напечатанные колонками шириной 4-5 см. Со скоростью 2 секунды на колонку высотой 10 см передвигайте шаблон сверху вниз, стараясь понять содержание текста.

 

Блок 5. Технология расширения поля зрения

Строго говоря, физиологически поле зрения не поддается тренировке. Но есть возможность расширить объем воспринимаемой за одну фиксацию информации за счет периферического зрения, развить способность угадывать ее содержание по расплывчатым боковым формам. Обычно мы делаем при чтении 12-16 фиксаций на строке. После тренировки- 4-2 фиксации.

 

Таблицы для упражнения на подавление артикуляции с шаблоном.

 

1 4 6 х к ж

5 1 9 р ы ш

8 5 6 с б к

4 2 7 м ш н

3 8 2 а е х

7 1 9 ш я е

8 7 4 л ф ж

5 8 1 ц ч в

3 4 9 щ е ъ

8 0 2 ы е й

 

 

76 1 89 вы м цу

45 3 67 ло у щу

54 4 34 онг в зх

83 99 55 жц ы фк

65 2 98 ан ф дж

44 7 21 мс я ка

62 6 22 ол с ад

57 8 43 гп ц жь

82 4 91 рн ю цы

66 1 75 за я оу

 

Поле зрения можно определить с помощью числовой пирамиды.

 

Определитель поля зрения

 

3 4 7

 

10 5 41

 

24 6 55

 

45 7 94

 

36 8 14

 

87 10 79

 

Найдите в верхней строчке цифру 4, не передвигая зрачка, постарайтесь увидеть числа справа и слева, если хорошо видите цифры 3 и 7, то спуститесь на строчку ниже, если цифры 10 и 41 видите неясно, но можете различить, то поле равняется 4 см.

Обычно поле зрения у человека по горизонтали составляет 4-5см. Главная задача – тренировкой увеличить его до 10см.

Все упражнения на расширение поля можно разделить на статические и динамические.

 

Статические

1. Созерцание зеленой точки – 2 этап выполнения.

2. Упражнения с художественными открытками. Подберите несколько художественных открыток с изображением различных мелких деталей (натюрморты, интерьеры и т.д.) Зафиксируйте взгляд в центре изображения. Не передвигая зрачков, постарайтесь увидеть изображенное по краям. Время рассматривания –20 секунд. Закройте глаза и воспроизведите увиденное как можно точнее. Откройте глаза, посмотрите еще раз, стараясь увидеть дополнительные детали. С одной открыткой можно повторить упражнение 3-4 раза.

 

Динамические

1. Упражнения с таблицами Шульте. Эти таблицы в психологии используются для исследования и развития психического темпа восприятия. Читатель с хорошими параметрами внимания, с широким полем зрения тратит на одну таблицу 25-30 секунд. После тренировки 11-12 секунд.

Правила работы с таблицами Шульте:

· Приготовить 8-10 таблиц размером 20х20 см, состоящих из 25 ячеек, в которых в произвольном порядке разбросаны цифры от 1 до 25.

· Расстояние от глаз до таблицы должно быть 25-30см.

· Искать цифры от 1 до 25 тратя на таблицу не более 25 секунд, указывая их сначала карандашом, а затем лишь взором.

· Перебирать все таблицы в любом порядке.

· Главное условие выполнения упражнения: перед началом поиска цифр взгляд фиксируется в центре таблицы. Фиксируя взгляд в центре, вы как будто отправляете в матрицу оперативной памяти панораму всей таблицы. Дальнейшая работа – не поиск цифр, а как бы вспоминание их расположения.

· Время тренировок устанавливается самим обучающимся. Не переутомляться.

 

2. Чтение по вертикальной черте.

При работе с колонками слов взгляд должен скользить вниз по вертикальной черте со скоростью 2с на один столбик. Фиксируя взгляд на черте, вы должны понять смысл отдельных слов. Время тренировки 1 мин на один столбик слов.

 
 


мгновение молодость

внешность дешевизна

верховье отечество

равенство недоверие

население противник

обращение следствие

учтивость лицемерие

милостыня горностай

 

 

 
 


следователь регистрация

договориться телемеханик

материалист притворство

принуждение знакомиться

газификация антиправовой

неповторимый доверенность

наступление пароходство

 

Затем переходите к чтению небольших текстов в газетах, журналах, сделав предварительно разметку (проводя вертикальную черту карандашом в тексте).

 

 

Блок 6. Рациональные приемы работы с текстом. Технология формирования установок на чтение текстов, используя алгоритмы чтения.

Применение рациональных приемов в работе с текстами основывается нами на следующих особенностях научных, научно-популярных и специальных текстах:

1. Эти тексты строятся по единым логическим правилам связности изложения, т.е. выявив и изучив закономерности, можно определить наиболее продуктивные способы работы с ними.

2. Эти тексты обладают избыточностью информации, 75% которой не несут новых фактов и знаний.

3. При чтении любых текстов в мозгу происходит перекодировка, т.е. сообщение на языке собственных мыслей полученной информации.

Активное чтение предлагает использование четких последовательных и рациональных действий, что дает возможность ввести алгоритм работы с текстом. Алгоритм – это правила выполнения каких-либо конкретных операций с точным указанием их последовательности от начала до конца.

 

Алгоритм работы с текстом – АТ

В зависимости от цели чтения, путем беглого просмотра текста можно определить какую информацию нужно извлечь из текста и тогда воспользоваться полным алгоритмом или его частью. Полный АТ состоит из 7 блоков:

1. Название (книги, статьи).

2. Автор.

3. Источник (выходные данные).

4. Проблема (тема, главные мысли).

5. Факты.

6. Особенности (стиль, спорные моменты, эмоциональная окрашенность и т.д.).

7. Новизна (новая информация, которая пригодится вам).

 

Как использовать АТ?

1. Написать АТ от руки и поместить на экран мысленного взора.

2. Запомнить все блоки АТ: НАИПФОН по начальным буквам АТ.

3. Придумать зрительный образ АТ (7 ящиков комода, 7 луз бильярдного стола, 7 цветов радуги и т.д.).

4. Читать текст, как бы «укладывая» информацию в блоки, четко, резко фиксируя заполнение блоков, фильтруя содержание статьи.

5. Важно эмоциональное отношение к тексту. Нужно найти тот манок, который поможет критически или эмоционально подойти к содержанию информации.

6. После чтения проверить заполняемость блоков, для чего повторить содержимое текста по блокам АТ.

7. Первые 3 дня читать 2-3 статьи по специальности медленно, держа листок с АТ перед собой, «укладывая» информацию в блоки.

8. Ввести в обучающие формулы внушения текст: «Постоянно помню 7 блоков АТ. Вижу свой зрительный образ АТ». (Повторить все блоки).

В работе с частью текста или абзацем используется другой вид алгоритма – алгоритм абзаца или АА.

В работе с абзацем применяют следующие приемы, облегчающие восприятие и усвоение информации:

1. Нахождение манков – отдельных слов, словосочетаний, выражений, с которыми мы связываем то, что запоминается, на что обращается внимание, что настраивает нас на чтение и восприятие этого текста.

2. Антиципатия – предвосхищение, смысловая догадка. Антиципатия основана на знании логики развития события, накопления словаря текстовых штампов, формирования чутья к фразовым стереотипам. Квалифицированный читатель не только умеет по начальным буквам «угадать» все слово, но и по нескольким фразам – смысл абзаца.

3. Реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникших в процессе чтения. В отличии от регрессии (механического возврата) он продуктивен, т.к. способствует более глубокому усвоению текста.

4. Знание и умение находить в тексте слова-подсказки, т.е. слова, которые указывают на направление развития мысли автора.

1 группа этих слов указывает на продолжение одной и той же мысли: и, исходя из этого, кроме того, а также, таким образом.

2 группа свидетельствует о сохранении направления рассуждения и о возникновении

новой мысли, указывает на близость главной мысли абзаца: так, потому, вследствие

этого, таким образом, следовательно, согласно этому.

3 группа говорит о близости вывода: в результате, наконец, в заключение, подводя

итоги.

4 группа указывает на изменение хода мысли автора, т.е. на близость другой идеи,

другой новой мысли: но, вопреки, напротив, наоборот.

5. Знание структуры абзаца:

а) каждый абзац представляет собой единство мысли, в нем развивается определенная идея. Принято считать, что наличие большого числа коротких абзацев является выражением многих идей и малого количества подробностей.

б) главная мысль абзаца, как правило (в 70-80%), находится в первом и последнем предложении первого и последнего абзаца.

 

 

Если АТ облегчает поиск нужной информации в тексте, то АА обрабатывает смысловую часть. Он состоит из 3 блоков:

 

Ключевые слова

Смысловые слова

Доминанта текста

 

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак, состояние, действия предмета. Смысловые ряды состоят из комбинации ключевых слов, которые помогают понять главную мысль абзаца.

При чтении сознание соединяет ключевые слова в лаконичные выражения – это количественный процесс и выявляет значение абзаца в соответствии с опытом, целью чтения – это качественный процесс – доминанта. Цель АА – выявление доминанты.

 

Как пользоваться АА

 

1. Нарисовать схему АА и поместить на экран мысленного взора. Выучить блоки алгоритма наизусть.

2. Выполнить упражнение на быстрое определение ключевых слов в абзаце и доминанты, для чего сделать разметку каждого абзаца текста в соответствии с алгоритмом.

3. Выполнять упражнение на развитие антипации:

а) в конце и начале каждого предложения зачеркнуть первое и последнее слово, прочесть, пытаясь понять смысл статьи;

б) читать страницу книги, закрыв первые 5 букв всех строк текста, а затем последние 5 букв, и наконец, первые и последние 5 букв одновременно.

4. Поиск в тексте манков.

5. Ввести в обучающие формулы самовнушения текст: «Я пользуюсь АА. Постоянно помню 3 блока АА». (Повторить блоки).

 

 

Блок 7. Технология преодоления регрессии. Метод штурма.

 

За счет механического повторения слов – регрессии глаза при чтении «пробегают» расстояние в 12 раз больше, чем при чтении без регрессии.

 

Как избавиться от регрессии?

 

1. Следить за собой во время чтения. Не допускать возврата глаз, даже если слово не совсем точно воспринято.

2. На начальной стадии прочитанную строчку закрывать листом бумаги, непрерывно перемещая его.

3. Разделить страницы книги на 4 равные колонки. При чтении делать по одной фиксации на колонку, выделяя ключевые слова. Через неделю – на 3 колонки, через две недели – на 2. Тренироваться по 5-8 мин каждый день.

4. Найти статью с трудной лексикой. Читать со скоростью 250 слов в минуту, передвигая лист и закрывая прочитанные строки.

5. Читать «с листа» вслух незнакомый художественный текст без подготовки выразительно, плавно, не повторяя. Объем текста 1-2 страницы.

6. Отработка навыка мгновенного схватывания информации.

 

Упражнение с шаблоном

 

45 лоб писать секунда

74 нос бегать бюллетень

64 зуб читать литература

55 тын играть беседа

62 рот любить портфель

85 ум желтый трактор

99 пот синий комбайн

68 пол белый сеялка

62 чек черный машина

58 лак серый ученые

16 мел розовый сведения

41 плащ видеть дорога

57 цвет ручка страница

89 рост свинья противник

52 змей кошка рубашка

97 сок роза пасека

64 вымя резать телега

 

 

а) Отработка навыка мгновенного схватывания графической информации: шаблон движется по колонке со скоростью 2 сек., затем 1 сек.

б) Найдите за 2 сек.:

- в 2-ом столбце названия частей тела, названия продуктов растительного происхождения, строительные материалы и детали;

- в 1-ом столбце все числа меньше 50 (сколько их?) все числа больше 70;

- в 3-ом столбце прилагательные, названия домашних животных;

- в 4-ом столбце слова, связанные с умственной деятельностью человека, наименования обуви и одежды, названия машин.

в) Пусть ваш помощник прочтет вам выборочно из всех колонок со скоростью 1 слово в секунду 20 слов. Вы должны эти слова найти и отметить их точкой. По количеству точек определите свои успехи.

 

На этом этапе самое время подвести предварительные итоги.

Чего вы достигли?

Вы читаете, используя АТ и АА,

выделяете при чтении доминанту,

у вас отсутствует регрессия, артикуляция,

у вас широкое поле зрения, при взгляде

в центр страницы вы видите ее целиком.

Т.е. при чтении взгляд скользит по тексту почти вертикально. Именно такое чтение-движение наиболее рационально и эффективно. Освоить вертикальное движение глаз поможет специальное упражнение – метод штурма. Основная его цель – преодоление психологического барьера, неуверенности в возможности чтения вертикальным движением глаз. Намеренно создается стрессовая ситуация – за 15 секунд прочесть всю страницу и извлечь смысловую информацию. В результате внутренней мобилизации и соответствующего настроя создается режим штурма. В процессе его реализации создается, и потом закрепляется, принципиально иная стратегия движения глаз.

 

 

Порядок выполнения упражнения методом штурма

1. Подготовить 10-12 научно-популярных книг по 100-120 страниц.

2. Первые 2-3 книги подготовить – сделать разметку: провести линию по центру каждой страницы.

3. Читать книгу за книгой, затрачивая на каждую страницу не более 15 секунд. Главное при чтении – строго вертикальное движение глаз по центру страницы.

4. При чтении первых 2-3 книг понимать и усваивать прочитанное не нужно (это не способ чтения, а прием).

5. На следующем этапе тренировок (начиная с 4-5 книги) читать ежедневно 1-2 книги, затрачивая на одну страницу не более 15 секунд, стараясь усвоить смысл текста, затем перейти к чтению по АТ.

 

Блок 8. Технология организации внимания

Процесс чтения у обычного читателя сопровождается колебаниями внимания: не весь текст читается им с одинаковой степенью сосредоточенности. Но исследования в этой области показали, что внимание сильно влияет на понимание, глубину усвоения информации предопределяет психологическую активность читателя – настроенность и готовность воспринимать информацию. При АЧ, таким образом, важно не только направлять внимание, концентрировать и поддерживать его длительное время. Пользуясь алгоритмами чтения, нам важно также овладеть навыками переключения внимания.

 

Упражнения на повышение концентрации внимания

1.Самоприказы: «Я буду внимателен при чтении 5 минут. За это время я

прочитаю …страницы. Я сразу пойму содержание». Довести время «внимательного»

чтения до 45 минут.

2 «Задачи». Прослушать текст задачи и ответить на вопросы.

Караван, нагруженный материей, маслом, рисом, сладостями, вином, фруктами двинулся в Бухару. Проехав треть пути, распродали сладости. Когда позади была середина дороги, не оказалось вина. Когда осталось проехать четверть пути масло пришло в негодность и его выбросили.

Какие продукты караван доставил в Бухару?

Чего лишился караван, проехав треть пути?

Когда пришло в негодность масло?

Придумайте подобные задачи и тренируйтесь ежедневно по 5 минут.

4.«Примеры»:

а) прослушать или «пробежать» глазами цепочку арифметических действий и сказать ответ (на одно действие – 1секунда)

4 х 6: 12 + 8 – 15: 3 х 9 – 5 + 7 – 8: 7 = (ответ 3);

б) за одну минуту подсчитать: сколько в эту фигуру вписано треугольников? …равнобедренных треугольников?…прямоугольных треугольников?…квадратов?…ромбов?…трапеций и т.д.?

 

   
 
 

 

 

 

 


Нарисовать подобные фигуры и тренироваться ежедневно с ними 10 мин.

 

Урок на повышение навыков переключения внимания:

1.«Зигзаг». Написать любые две цифры одну под другой, сумму этих цифр написать на верхней строчке второго ряда, а верхнюю цифру первого ряда повторить внизу второго ряда. Десятки при подсчете отбрасывайте. И так до десяти рядов:

1 3 4 7 1…

2 1 3 4 7…

 

Затем порядок меняется. Теперь сумма первого ряда пишется внизу, а цифры нижнего ряда наверху:

 

2 3 5 8 3 1…

3 5 8 3 1 4…

2. Просмотреть первую страницу газеты за 2 минуты. Найти и подсчитать:

а) упоминание годов;

б) фамилий;

в) городов и т.д.

Затем упражнение можно усложнить: подсчитать и ответить на вопросы. Например, к каким событиям, в связи с какой информацией они использованы.

3.Положить рядом с собой два текста и читать одновременно оба:

а) по одному абзацу (того и другого);

б) по предложению;

в) по одному слову.

Затем ответить на вопросы по тексту.

Выполнять эти упражнения по 10 мин ежедневно.

 

Блок 9. Технология экспресс-мнемонинга

Рациональное чтение невозможно без заключительного этапа – скорозапоминания или экспресс-мнемонинга. Экспресс-мнемонинг, быстрое запоминание с помощью специальных приемов, основанное на Памяти разума и Памяти чувств за счет максимальной рационализации мыслительной деятельности и избавления от недостатков, отрицательно влияющих на качество запоминания. Овладение навыками экспресс-мнемонинга не только повышает скорость запоминания и улучшает его качество, но и развивает оперативность мышления, благотворно влияет на зрительную память, способность к нестандартным ассоциациям, будит творческую активность.

Для повышения продуктивности памяти необходимо избавиться от недостатков, отрицательно влияющих на качество запоминания: отсутствие системного подхода, бесплановость чтения, неопределенность временных рамок чтения, психологическая зависимость качества усвоения информации от таких факторов как: сиюминутный интерес, настроение, неуверенность в усвоении. Есть три главных принципа восприятия, от которых зависит успех запоминания:

· всестороннее использование органов чувств;

· выраженный интерес к данной информации, эмоциональное к ней отношение;

· разделение существенного и несущественного.

Информация запоминается лучше, если читатель не только видит, но и образно представляет ее, создает определенный эмоциональный настрой.

 

Приемы закрепления информации в памяти

 

Механическое запоминание, зубрежка – самые непродуктивные приемы, требующие много временных затрат и усилий, молоэффективны. Но даже механическое повторение можно усовершенствовать, читая и повторяя текст по формуле ОВОД, где

 

О – чтение с выделением и запоминанием основных мыслей;

В – внимательное чтение, с целью сосредоточения внимания на деталях, подробностях и

установления их связи с основными мыслями;

О – обзорный просмотр текста с целью уточнения смысловых связей;

Д – доводка, окончательная обработка информации, выделение и повторение главных

мыслей, оценка их.

 

Память разума – это система приемов, связанных с установлением логических или структурных связей между запоминаемыми фактами и предметами, явлениями, поиск закономерностей, т.е. те операции, которые продиктованы сознанием.

 

Логические связи устанавливаются между фактами, которые выводят друг из друга

По логике, доказывают друг друга, дополняют друг друга до целостной картины, относятся к одной теме, проблеме. К логической обработке относится чтение по алгоритмам (см. текст «Наследники Геракла»).

 

Ö Составление осмысленных фраз. Например, чтобы запомнить глухие согласные, их включили в фразу:

- Петька, хочешь щец-с?

- Фи.

Или известная фраза на запоминание цветов спектра: «Каждый охотник желает занть, где сидит фазан».

 

Ö Вкрапление слов, которые нужно запомнить. Этот прием часто используется при изучении иностранных языков: «Около нашей school растут green trees».

 

Ö Смысловое кодирование: число 314159 запоминается с помощью фразы состоящей из слов с соответствующим количеством букв: «Это я знаю и помню прекрасно».

 

Структурные связи устанавливаются, если между фактами есть общая закономерность: возможность рифмования, одинаковое количество букв, одинаковые начальные буквы, возможность ранжирования и т.д.

 

Ö Структурированная фраза – с нее начинали свои лекции по русскому языку академик Щерба: «Глокая куздра штеко бодланула бокра и кудрячит бокренка». Эта фраза легко запоминается, если увидеть в ней принадлежность к той или иной части речи, определенные суффиксы, сочетание звуков, характерных для русского языка и т.д.

 

Ö Ритмизация: связать в строки слова, связанные с определенным ритмом или мелодией. Например, несвязанные по смыслу слова пропеть на мотив песни «Подмосковные вечера»: хор-народ-диван-вечер-соль-вираж.

 

Ö Рифмование. Чтобы запомнить, к примеру, глаголы-исключения, относящиеся ко 2-му склонению, их нужно зарифмовать: гнать, держать, терпеть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть, и зависеть, и смотреть, а еще дышать, вертеть.

Память чувств – система приемов, связанных с установлением связей между запоминаемым материалом и возникшими ассоциациями в момент запоминания. Отмечается принципиальной направленностью на эмоциональность и образность ассоциаций, иногда на их аналогичность. Запоминаемые факты могут быть вообще не связаны друг с другом, а ассоциации носить смешной, необычный, фантасмагорический, «запретный» характер.

 

Ассоциативные связи устанавливаются:

· по сходству: очертания территории Италии легче вспоминаются, т.к. конфигурация ее напоминает сапог;

· по контрасту;

· по запаху, цвету;

· по смыслу: море, пароход, юг, бриз, загар;

· фонетические ассоциации: фамилия английского ученого, исследователя религии Фрейзера – фреза.

 

Методика эмоционального возбуждения, в основе которой лежит система скоростного составления сюжетных рассказов с включением запоминаемой информации и дальнейшего извлечения ее.

Например, следует запомнить следующие, несвязанные между собой слова: экскаватор, военкомат, сова, трамвай, лимон, Ахматова, дождь, злость, сахар. Составляем рассказ, лучше всего с необычным, фантастическим, смешным сюжетом.

 

1 вариант рассказа. На экскаваторе приехала сова, из-за чего остановились все трамваи.

И только заплатив лимон Ахматова под дождем по рельсам со злостью тащила сахар.

2 вариант рассказа. Экскаватор приехал в военкомат, где сова чинила трамвай, в который бросила лимон Ахматова. Пошел дождь и рельсы заблестели от злости, как сахар.

 

Запоминание иностранных слов основано на методике эмоционального возбуждения: слова дробятся, подбираются аналогично звучащие или часть слов знакомого языка, придумывается фраза, в которую входит как само иностранное слово, так и его перевод. Может быть использован элемент «запретного плода» и остросюжетные ситуации:

· Angel – удочка. Сидит ангел на берегу с удочкой.

· Fox (англ.) – лиса. Фокстерьер охотится на лис.

· Bountiful (англ.) – обильный. Баунти в обильном шоколаде.

· Ай (япон.) – любовь. Ай, я обожглась любовью.

· Дзюге (япон) – урок. Урок дзюдо дает Ге.

· Отто (япон.) – муж. Отто Бисмарк был прекрасным мужем.

· Саенара (япон.) – до свидания. До свидания Саяны, вспоминаю вас на нарах.

· Араис (араб.) – президент. Раиса – жена президента.

 

ЛЭР –логико-эмоциональная ритмика. Технология разработана профессором Белкиным А.С. и основывается на внутреннем ритме, не поддающимся чисто рациональной оценке, т.к. лежит в наименее контролируемой, эмоциональной сфере психической деятельности человека, в сфере его подсознательного. Внутренний ритм есть по существу интервал между фразами эмоционального состояния, неосозноваемый, но переживаемый как состояние комфорта, биопсихического равновесия. К числу субъектов ЛЭР относятся скороговорки, логопедические тексты, проговаривание молитв, заклинаний, психологических настроев. Самой главной формой ЛЭР является заучивание и проговаривание стихотворных текстов, представляющих собой объединение определенных ритмов, обеспечивающих единство всех видов памяти. Наиболее рациональная нагрузка – от 12 до 36 стихотворных строк в течение недели. При этом нужно распределить стихотворные тексты по степени интенсивности и трудности запоминания:

1 степень трудности: ранее известные песенные тексты (например, стихи Есенина, положенные на музыку);

2 степень трудности: известные стихи Пушкина, Лермонтова, Есенина и т.д.;

3 степень трудности: неизвестные стихи, несложные по образности, языку (Заболоцкий, Тихонов, Исаковский и т.д.);

4 степень сложности: неизвестные, сложные по структуре и языку стихи Блока, Маяковского, Пастернака, Цветаевой.

 

Тренировка ЛЭР производится систематически, но при соблюдении двух обязательных условий: интервалы между занятиями не могут быть продолжительнее 5-7 дней, т.к. более длительный разрыв между операциями приводит к затуханию темпов запоминания;

Чтение текстов должно сопровождаться обязательным проговариванием вслух.

 

Припоминание – умственные действия связанные с восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации. Припоминание как упражнение для тренировки навыков экспресс-мнемонинга имеет ряд особенностей: на первом этапе необходимо припоминать события, подробности, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы в спокойной обстановке, в конце рабочего дня, на прогулке. На втором этапе мы искусственно создаем стрессовую ситуацию, т.е. в режиме ограничения времени, пытаемся вспомнить прошедшее за день, разговор, прослушанную лекцию, подробности события и т.д.

Наглядный пример быстрого припоминания – игра «в города».

 

 

Блок 10. Золотые правила активного чтения

· Читать без артикуляции, помнить ритм для ее подавления;

· Читать без регрессии. Текст любой сложности – только один раз!

· Читать, мысленно укладывая информацию в блоки алгоритма (помнить содержание блоков);

· Читать вертикальным движением глаз (развивать переферическое зрение);

· Уметь переключать внимание и концентрировать его в нужном месте текста;

· Понимать прочитанное в процессе чтения (выделять доминанты текста);

· Пользоваться рациональными приемами работы с текстом, опираться на антиципацию;

· Использовать основные приемы экспресс-мнемонинга;

· Запоминать не фразы и слова, а мысли и идеи автора;

· Читать с переменной скоростью. Не разучиться читать медленно.

· Постоянно тренироваться, чтобы закрепить навыки экспресс-лейзинга и экспресс-мнемонинга. Ежедневная норма: 2 газеты, 1 журнал, 50-100 страниц любого текста.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: