Сущностные характеристики религии.




Практическое занятие №2

1.Подходы к определению религии.

Существуют три основных подхода к изучению религиозного сознания: богословский, философский и научный.

Богословский подход ориентирует на понимание религиозного сознания «изнутри», т. е. исходя из собственного религиозного опыта, из позиций самой религии. Истинность вероучения несомненна, поэтому такой подход также называют апологетическим, предполагающим самозащиту религиозных догм от обвинений и критики посредством рационалистической аргументации. Конечная цель богословского подхода к изучению религиозного сознания — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей ценности религии для каждого человека.

Философский подход основан на философской методологии и предполагает выход за пределы опытного постижения религиозного сознания, ориентирует на его критический анализ. Такой подход неотъемлем от логико-теоретических и эмпирических научных критериев истинности. Философия, в отличие от богословия, не принимает на веру религиозные положения, а ставит их истинность под сомнение. В процессе философских рассуждений не выдержавшие проверку на истинность положения исключаются, а в фундаменте остаются те положения, чья истинность доказана и обоснована. Философский подход включает множество школ, течений, взглядов и направлений. Поэтому часто в нем выделяют как минимум две точки зрения, отражающие крайние взгляды на поставленную проблему — атеистический и религиозно-философский. Главным методологическим требованием в исследовании истории религиозного сознания является рассмотрение истории данного феномена как части истории общества. Определенный комплекс религиозных представлений возникает тогда, когда в нем появляется объективная необходимость. Для этого необходимо: «1) доказать объективное существование исследуемого объекта, т. е. той или иной религии или совокупности религиозных представлений; 2) выявить по источникам место, время и условия появления объекта; 3) в соответствии с источниками проследить эволюцию объекта; 4) проанализировать характер взаимодействия объекта с другими социальными и историческими явлениями, понять его функции и роль в общественно-культурной системе; 5) раскрыть причины исчезновения объекта; 6) рассмотреть влияние, оказанное объектом на ход общественно-исторического развития» [1]. В рамках атеизма происходит последовательное отрицание религии и критическое отношение к религиозному сознанию. Религиозная философия достаточно близка позиции богословия. Отличие заключается в том, что богословы рассматривают свои положения как данность и не подвергают их сомнениям, а традиция религиозной философии представляет свои положения как результат критического анализа; как вывод, вытекающий из предшествовавших ему рассуждений, основанных на философской методологии.

Сущностные характеристики религии.

Сущностные характеристики религии. Религия представляет собой способ практически-духовного освоения мира, одну из областей духовной жизни. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЛИГИИ. Сущностные характеристики религии. Исторически существовали и существуют конкретные религии, религии вообще. Исторически существовали и существуют конкретные религии (их насчитывают около пяти тысяч и даже больше), «религии вообще» не было и нет. Религия и её элементы. Религиозная идеология, психология, культы и организации. Религия и проблема её определения. Религия в системе. Вера как сущностная характеристика религии. В реальной действительности не существует “религия”, а существуют многие “религии”, в чем-то. Сущностные характеристики религии, основные теории происхождения этого понятия. Цицерон, Лактанций, Августин о религии. Признаки религии. Рели́гия (лат. religare связывать, соединять) определённая система взглядов. Принципы сущностного анализа: Монография. Архангельск: Изд-во ПГУ. Политика конфиденциальности · Описание Википедии · Отказ от. Подробности: Категория: Философия. Конспект лекций. Понятие сакральности - ключевая характеристика религии. Социоцентрическая религия - это стремление человека к всеединству своих сущностных сил и к воплощению. Подход к объяснению сущности религии всегда определяется общей. Сущностные характеристики священного в богословских определениях. Продолжающиеся в течение длительного времени попытки объяснить, что же пред-ставляет собой религия, каковы ее сущностные характеристики. Анализируются наиболее распространенные дефиниции религии. Утверждается, что поскольку все сущностные ее определения не научны. бесплодных попыток дать универсальное описание религии к поиску. Хотя конфессиональное деление присуще всякой религии, сам термин. В первых двух частях раскрыты сущностные характеристики религии. Характерные черты нового религиозного сознания. Функции и классификация религии. Понятие религиозной функции, характеристика основных. Сущностные характеристики религии. Определение религии. становление религии? Кратко охарактеризуйте позицию Д.Юма об истории религии. За многовековую историю изучения религии и религиозного опыта. Все они основаны на выделении сущностных характеристик религии как. Если кратко, мне нравится северо-европейская модель. Трудность определения предмета социологии религии во многом. общественно-сущностные характеристики религии, ее основы в. Значением религии для общественного прогресса, ее сущностными характеристиками и социальными функциями весьма интересовался еще. Данный «конспект» с комментариями публикуется для нашей самой. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки. Сознание – сущностная характеристика человека (то, что делает его. Что-то в религии есть от искусства, а что-то в искусстве – от религии. вместе с кратким описанием наиболее характерных черт религиозных учений, которые. Никакое описание религии не может быть предпринято без формулировки. в котором сущностные стороны отделяются от случайностей. Сущностные характеристики религиозного сознания верующих. Элементы и структура религии складываются и изменяются в ходе истории.

Религия и атеизм.

Атеи́зм (др.-греч. ἄθεος «отрицание бога; безбожие »; от ἀ «без» + θεός «бог» в широком смысле — отвержение веры в существование богов. В более широком смысле атеизм — простое отсутствие веры в существование богов, в более узком — убеждение в том, что богов не существует[9]. Атеизм противоположен теизму, понимаемому в самом общем случае как вера в существование одного или нескольких богов. Атеизм часто понимается также как отрицание существования сверхъестественного вообще — богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. По отношению к религии атеизм — мировоззрение, отрицающее религию как веру в сверхъестественное.

Для атеизма характерна убеждённость в самодостаточности естественного мира и в человеческом (не сверхъестественном) происхождении всех религий, в том числе религий откровения. Многие из тех, кто считает себя атеистом, скептически относятся ко всем сверхъестественным существам, явлениям и силам, указывая на отсутствие эмпирических свидетельств их существования. Другие приводят доводы в пользу атеизма, опираясь на философию, социологию или историю. Большая часть атеистов является сторонниками светских философий, таких как гуманизм и натурализм. Не существует единой идеологии или шаблона поведения, присущего всем атеистам.

Термин «атеизм» появился как уничижительный эпитет, применявшийся к любому человеку или учению, находившемуся в конфликте с установившейся религией. И только позднее это слово стало означать определённую философскую позицию. С распространением свободы убеждений, свободы мысли и совести, научного скептицизма и критики религии этот термин стал приобретать более конкретное значение и начал использоваться атеистами для самообозначения.

Функции религии.

Рели́гия (лат. religare — «связывать, соединять») — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Регулятивная. Религия регулирует поведение индивидов и социальных групп, устанавливает определённые рамки для свободы человека.

Мировоззренческая. Религия формирует картину миру и место в нём человека, а также систему ценностей.

Компенсаторная. Религия помогает человеку справиться с социальным и психологическим напряжением, успокаивает, приносит облегчение.

Коммуникативная. Религия обеспечивает общение верующих в рамках религиозной общины или организации.

Интегрирующая. Религия может являться фактором интеграции и социальной стабильности общества, объединённого единой верой. С другой стороны, религия может служить и сильнейшим фактором разъединения, о чём свидетельствуют религиозные межгосударственные и гражданские войны.

Культурная. Религия способствует сохранению и развитию социального и культурного наследия, сама при этом являясь неотъемлемой частью человеческой культуры[

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: