Этика отношений между мужчиной и женщиной. 1 глава




 

Скромность – повеление Аллаха

"У каждой религии есть своя особенность, и особенностью Ислама является скромность". Это утверждение, сделанное Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) около 1400 лет назад, сегодня остается не менее актуальным, чем в те дни. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) жил в трудное время, когда процветали рабство, разврат и пьянство, когда можно было безнаказанно издеваться над бедными женщинами, а богатые – могли жить, удовлетворяя свои прихоти и полностью отбросив мораль. И ничnо из этого не вызывало большого осуждения.

Еще задолго до Откровения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его единомышленников любили за благородство. Ниспосланные же позже аяты Корана призывали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников (да будет доволен ими Аллах) своим примером показывать другим людям, что сострадание, щедрость, мужество, скромность и терпение – качества, необходимые для правильного образа жизни.

Скромность – такое незаметное качество, что, возможно, мало кто уделяет ему большое внимание. Каковы скромные люди? Они смиренны и стараются держаться в тени, не желая привлекать слишком много внимания к своей персоне. Когда их хвалят, они смущаются и искренне считают, что не заслуживают похвалы, поскольку всего лишь выполняют свои обязанности и стремятся заслужить довольство Аллаха Всевышнего. Они терпеть не могут, когда их пытаются поставить выше товарищей или сделать центром внимания, выставить напоказ.

Скромность включает также стыдливость и сдержанность. Она не присуща людям, стремящимся подчеркнуть свои физические достоинства. В наше время, когда молодые женщины ходят по улицам в одежде, покрывающей чуть больше, чем их нижнее белье, и это считается нормальным, когда весь образ жизни призывает женщину выглядеть настолько сексуально привлекательной, насколько она способна, когда девушка или женщина испытывает разочарование от того, что не все поворачивают головы в ее сторону, женщины, не принимающие всего этого и не желающие вести себя подобным образом, считаются весьма странными.

Это прискорбный случай дискриминации, потому что на самом деле есть много девушек и женщин, скромных по натуре, вовсе не желающих выставлять себя напоказ и не испытывающих каких-либо неприятных чувств от того, что они не привлекают похотливых взглядов.

Ношение хиджаба – один из тех моментов, которые, как ни странно, общество сделало проблемой для девушек и женщин, принявших Ислам и решившихся изменить свой стиль одежды, а также надеть платок. По иронии судьбы эти скромные и застенчивые женщины вынуждены чувствовать себя весьма неловко, когда, меняя прежние привычки, оказываются предметом пристального внимания публики. Когда вы надеваете хиджаб, то это часто вызывает недоуменные взгляды (особенно со стороны тех людей, которые знали вас раньше), вопросы, почему вы считаете себя "лучше" или "более святыми", чем другие, или же почему вы решили походить на арабку или пакистанку.

Мужчины-мусульмане часто не думают или не хотят думать об этом. Для мужчины не существует аналогичного требования, касающегося одежды и покрытия головы. Я думаю, новообратившийся мужчина испытал бы что-то подобное, если бы от него требовалось ходить на работу в длинной белой одежде, которую носят арабы.

Однако же в Исламе существуют предписания скромности, относящиеся и к мужчинам. Однажды мне пришлось испытать неприятное чувство, когда я летела на самолете из Дамаска. Все мужчины на борту были мусульманами, за исключением пары западных туристов. На этих мужчинах были рубахи, расстегнутые до пояса, и шорты. Они, скорее всего, не осознавали, какую реакцию вызовет у окружающих их внешний вид, или же не беспокоились об этом. На самом же деле мусульмане-мужчины должны одеваться скромно, чтобы их одежда не привлекала внимания к их сексуальности, а также во все чистое.

Одежда мусульманки – это не наказание и не испытание, а возможность выглядеть благородной и женственной, не вызывая при этом желаний плоти. "Покрытые женщины" – это не обязательно невинные девушки. Среди них могут быть и многодетные матери, и женщины, выходившие замуж не один раз.

Хиджаб не является проявлением ложной скромности, но он несет людям определенное послание: во-первых, что женщина приняла решение покориться Божьей воле в каждом аспекте своей жизни, и, во-вторых, что она хочет, чтобы ее ценили за ее характер и добрые дела, а не за то, что она красива, стройна и сексуальна.

Скромность подразумевает также простоту и отсутствие стремления к роскоши. Женщина может быть полностью покрытой, но при этом одетой в ткань с кричащим рисунком или узором, а также сверкать бижутерией, золотом и жемчугами. Аллах Милостивый будет судить женщину не за ее одежду, а за ее намерения (ният) и за тот образ жизни, который она ведет.

Но в любом случае одежда не должна быть облегающей, прозрачной и должна скрывать женские прелести. Главным требованием, предъявляемым к женской одежде, должна быть скромность. Что же касается стиля, цвета или других качеств, то здесь выбор женщины ничем не ограничивается.

Нет необходимости напоминать, что скромность должна проявляться не только в одежде, но и в поведении. Мы должны испытывать искреннее желание делать добро с единственной целью – снискать довольство Аллаха, не стремясь к материальной выгоде или популярности.

Скромность, простота и вера идут рука об руку. Несколько лет тому назад я дружила с мусульманином из Пакистана. Однажды он попросил меня привезти ему из Великобритании джинсы. Когда вместе с джинсами я привезла и рубашку, он почти обиделся. "Зачем ты это сделала? – спросил он, – ведь у меня уже есть две рубашки!" Он незамедлительно отдал одну из своих рубашек человеку более бедному, чем он. Я никогда не забуду этого урока. Это был один из тех моментов, которые способствовали моему обращению в Ислам.

Я получила от этого человека и другой урок. У него отлетела пуговица, и я выразила желание пришить ее. Это вызвало с его стороны легкий упрек, поскольку тем самым я лишила бы средств одного бедного человека, проживающего на той же улице. Он зарабатывал на жизнь мелким ремонтом одежды, в том числе и пришиванием пуговиц. Разве можно сравнивать такой простой и скромный исламский образ жизни с тем, что сейчас происходит среди некоторых богатых мусульман?

Скромность и искреннее смирение – дар от Аллаха, и люди, обладающие этими качествами, благословенны. Они словно свет в темноте и источник надежды на то, что люди станут совершеннее.

Скромный человек, ведущий простой образ жизни, делает бессмысленными высокомерие и помпезность окружающих. Своим примером он показывает, что есть нечто лучшее, чем безудержное стремление к роскоши, сексуальным утехам и желание занять высокое положение в обществе.

Рукайа Варис Максуд

Целомудрие

В то время как Ислам не приветствует отказ от дозволенного, он также предупреждает верующих о недопустимости преступать границы, установленные Аллахом. Так, Ислам категорически запрещает прелюбодеяние. В Коране говорится:"И не приближайтесь к прелюбодеянию, ведь это – мерзость и плохая дорога!" (17:32).

Одна из важнейших задач этики сексуальных отношений в Исламе – это помочь мужчине или женщине сохранить целомудрие. С этой целью установлены определенные правила, которых должны придерживаться в одежде каждый мусульманин и мусульманка. В Коране есть аят, имеющий такой смысл: "О сыны Адама! Мы ниспослали вам одеяние, которое прикрывало бы вашу мерзость, и перья. А одеяние богобоязненности – лучше. Это – из знамений Аллаха, может быть, вы вспомните!" (7:26).

Таким образом, самая лучшая защита верующего от мерзости – одеяние богобоязненности. Именно оно в первую очередь позволяет ему или ей хранить целомудрие несмотря на то, что в современном обществе девственники и девственницы считаются чем-то вроде отклонения от нормы, в то время как самые извращенные виды сексуальных отношений становятся все более приемлемыми. Однако не стоит подстраиваться под "стандарты общества" ценой отказа от предписаний своей веры. Ведь в Коране говорится: "Это только сатана, который делает страшными своих близких. Но не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы – верующие!" (3:175).

Любой мусульманин и любая мусульманка должны руководствоваться примерами, приведенными в благородном Коране. Одним из таких примеров является Марйам (мир ей), которой посвящена отдельная сура (сура 19). О Марйам (мир ей) упоминается и в других сурах, например: "И ту, которая сохранила свою скромность... И Мы вдохнули в нее от Нашего духа и сделали ее и ее сына знамением для миров" (21:91).

Коран содержит подобные примеры и для мужчин. В нем приводится рассказ про Йусуфа (мир ему): "И совращала его та, в доме которой он был, и заперла двери и сказала: "Поди сюда". Сказал он: "Упаси Аллах! Ведь Господь мой прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы неправедные!" (12:23).

Коран предписывает "потуплять свои взоры и беречь свои члены" как верующим мужчинам, так и верующим женщинам (24:30–31).

Семья в Исламе должна иметь в том числе и материальную основу: "И пусть будут воздержаны те, которые не находят возможности брака, пока не обогатит их Аллах Своей щедростью" (24:33). Это может привести к возникновению трудностей в половой сфере у юношей, не готовых к женитьбе из-за отсутствия средств. Лучшим средством в таких случаях является пост, о чем говорится в хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): "Сообщается, что Абдулла, да будет доволен им Аллах, сказал: "[Однажды, когда] мы были вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), он сказал: "Пусть женится тот, кто может [жениться], поскольку это в наилучшей степени способствует потуплению взоров и защите половых органов; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него [будет подобен] холощению" (Сахих аль-Бухари, 878 (1905)).

Проф. Хасан Хасаут

Девственность

Одним из предписаний, которым следует руководствоваться при выборе будущей супруги, является девственность. Аиша (да будет доволен ею Аллах) однажды спросила Пророка (мир ему и благословение Аллаха): "О Посланник Аллаха, если бы ты нашел на пастбище место, где до тебя уже кто-то побывал, и место, куда никто не доходил, где бы ты пас своего верблюда?" Он ответил: "Там, где еще никто не был". Тогда Аиша сказала: "Я – та женщина, которую никто не тронул" (аль-Бухари).

Впрочем, это отнюдь не означает, что нельзя вступить в брак с женщиной, которая была ранее замужем. Все жены самого Посланника (да благословит его Аллах), кроме Аишы, состояли в браке до того, как стали его супругами.

Иногда девственность связывают лишь с анатомической особенностью женщины, ни разу не вступавшей в половое сношение (наличием у нее девственной плевы). Вместе с тем девственность имеет в первую очередь нравственное значение.

Девственницы обладают особым достоинством, о чем упоминается в Коране: "Может быть, его Господь, если он даст вам развод, заменит ему женами лучшими, чем вы, – предавшимися, верующими, благочестивыми, обращающимися, поклоняющимися, паломничающими, вдовами и девушками" (66:5).

Рай описывается в Коране так: "Мы ведь создали их творением и сделали их девственницами, мужа любящими, сверстницами, – для владык правой стороны" (56:35–38); "Там скромноокие, которых не коснулся до них ни человек, ни джинн" (55:56).

При этом, как уже говорилось, обязанность хранить свое целомудрие лежит не только на женщинах, но и на мужчинах. В иудейской и христианской традиции существовал несправедливый подход: от девушки или ее родителей требовали непременного предоставления доказательств ее непорочности.

Во Второзаконии говорится: "Если кто возьмет жену, и войдет к ней, и возненавидит ее, и будет возводить на нее порочные дела, и пустит о ней худую молву, и скажет: "Я взял сию жену, и вошел к ней, и не нашел у нее девства", то отец отроковицы и мать ее пусть возьмут и вынесут признаки девства отроковицы к старейшинам города, к воротам; и отец отроковицы скажет старейшинам: дочь мою я отдал в жены сему человеку, и ныне он возненавидел ее, и вот он возводит на нее порочные дела, говоря: "я не нашел у дочери твоей девства"; но вот признаки девства дочери моей. И расстелют одежду пред старейшинами города. Тогда старейшины того города пусть возьмут мужа, и накажут его, и наложат на него сто сиклей серебра пени, и отдадут отцу отроковицы за то, что он пустил худую молву о девице Израильской; она же пусть останется его женою, и он не может развестись с нею во всю жизнь свою. Если же сказанное будет истинно, и не найдется девства у отроковицы, то отроковицу пусть приведут к дверям дома отца ее, и жители города ее побьют ее камнями до смерти; ибо она сделала срамное дело среди Израиля, блудодействовав в доме отца своего; и так истреби зло из среды себя" (Второзаконие, 22:13–21).

Вместе с тем, как показывают медицинские исследования, при дефлорации не всегда выделяется кровь. Это может быть связано с анатомическими особенностями девственной плевы. Кроме того, плева может быть повреждена или растянута в результате некоторых видов спортивных занятий (например, езды на велосипеде или верхом на лошади). Существуют также некоторые, хотя и редкие случаи, когда девочка рождается без девственной плевы.

Некоторые ученые утверждают, что все перечисленное встречается не очень часто. Но даже если это и так, какое унижение может испытать невиновная девушка, обвиненная в совершении прелюбодеяния! В некоторых случаях спор может разрешить медицинский осмотр жены, подтверждающий наличие у нее девственной плевы. Существует также принятая в некоторых странах практика, когда невеста предъявляет жениху своего рода "сертификат" – справку от гинеколога. Однако многие мусульманки считают такую процедуру унизительной. Наилучшим выходом является проявление богобоязненности и доверия друг к другу.

Требования, аналогичного высказанному во Второзаконии, нет ни в Коране, ни в хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Более того, принятая в некоторых регионах практика вывешивания простыней после первой брачной ночи на всеобщее обозрение осуждается Шариатом. Это является неприемлемым древним пережитком, который должен быть искоренен.

Мужу следует помнить о том, что дефлорация является достаточно болезненной процедурой. После брачной ночи следует сделать перерыв перед последующими половыми сношениями, чтобы эта боль не повторилась снова. В противном случае неудачный сексуальный опыт может создать эмоциональные и физиологические проблемы у женщины в будущем.

Муфтий Ибрагим Десай (Mufti Ebrahim Desai)

Доктор Шахид Асар (Shahid Athar)

Одеяние богобоязненности

Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания.

В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях.

Данная статья посвящена хиджабу, благочестию покрытия головы мусульманскими женщинами, а также сравнительному изучению иудейско-христианской традиции ношения женских головных уборов.

Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду.

Как пишет раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге "Еврейские женщины в раввинской литературе", выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая все лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, говоривших, что "не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой", и проклинали тех, "кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой... а женщина, которая откроет свою голову для украшения, да будет ввергнута в нищету". Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота. Доктор Брэйер также упоминает о том, что "в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если ее голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов".

Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок в большей степени символизировал особое положение в обществе и богатство, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины как священное владение ее мужа.

Платок подчеркивал чувство собственного достоинства женщины и ее социальный статус. Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок являлся знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещали носить женщинам легкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением. Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.

Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это еще не все. Апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: "Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов" (1 Коринф. 11:3–10).

Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, созданной из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своем знаменитом трактате "Об обязательности ношения платков для девственниц" писал: "Молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями..." Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свою голову в церкви. Некоторые христианские конфессии, например, меннониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки, в соответствии с мнением лидеров их церкви, заключаются в том, что "покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу", что соответствует высказыванию апостола Павла в Новом Завете.

Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания. Однако Ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры к земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: "Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала..." (24:30, 31).

Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: "Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, женам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд" (33:59).

В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины.

В отличие от платка в христианской традиции, хиджаб не является знаком власти мужчины над женщиной. Хиджаб – это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения, в отличие от платка в иудейской традиции. В Исламе хиджаб – это знак благочестия, который подчеркивает цельность личности женщины. Коран делает упор на защите женской репутации и предписывает жестоко наказывать мужчин, если они ложно обвиняют женщину в греховности: "Тех, которые будут клеветать на замужних женщин и не представят четырех свидетелей, наказывайте восемьюдесятью ударами и никогда не допускайте их к свидетельству как людей негодных, исключая тех, которые после того покаются и исправятся. Бог – прощающий, милосерд" (24:4, 5).

Некоторые люди, особенно на Западе, высмеивают аргумент благочестия ради защиты. Их аргумент заключается в том, что лучшая защита – это распространение образования, цивилизованное поведение и сдержанность. Согласимся с этим. Но этого явно недостаточно. Если "цивилизация" – это достаточная защита, то почему женщины, живущие в Северной Америке, не смеют ходить без сопровождения по темным улицам или даже через пустые автомобильные стоянки? Если образование – это решение проблемы, тогда почему в наших университетах имеется служба "сопровождения до дома", предназначенная главным образом для студенток? Если сдержанность – это ответ на животрепещущий вопрос, тогда почему в газетах ежедневно сообщается о случаях сексуального домогательства на работе?

В списке тех, кого привлекали к судебной ответственности за сексуальные домогательства за последние несколько лет, числятся морские офицеры, менеджеры, университетские профессора, сенаторы, верховные судьи и даже президент США!

Вот лишь некоторая статистика, которая публиковалась в брошюрах отдела по женским вопросам Королевского университета Канады:

qв Канаде женщины подвергаются сексуальным домогательствам каждые 6 минут; каждая 3-я женщина в Канаде подверглась сексуальному домогательству хотя бы раз в жизни;

qкаждая 4-я жительница Канады находится под риском быть изнасилованной или была подвержена неудачной попытке изнасилования хотя бы раз в жизни;

qкаждая 8-я женщина в Канаде подвергнется сексуальному домогательству, посещая колледж или университет.

Исследование установило, что 60 % канадских студентов-юношей обязательно стали бы домогаться сексуальной близости с девушками, если бы знали, что их попытки останутся безнаказанными.

Чтобы пресечь постоянное насилие над женщинами, необходимо произвести радикальные изменения в социальной и культурной жизни людей. Культура благочестия крайне необходима: скромность в одежде, в разговоре, в повадках как мужчин, так и женщин, в других отношениях. Печальная статистика заставляет задуматься. Одинокие женщины являются заложницами этого легкомыслия. В сущности, страдаем мы все. Как сказал Джебран Халиль Джебран: "...получающий удары отличается от того, кто считает их".

Общество, подобно Франции, изгоняющее молодых женщин из школ из-за их стремления носить благочестивую одежду, в конечном итоге, просто вредит самому себе. В этом-то и состоит одна из горьких ироний современного мира – отношение к одному и тому же виду женского головного убора в разных культурах существенно различается. В одних случаях платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.

Шариф Абдель Азим
доктор философии Королевского университета,

Отношения между мужчинами и женщинами в обществе

В исламском обществе царит дух как индивидуальной, так и коллективной ответственности перед Аллахом, очертившим границы для человеческого поведения. Во исполнение этого принципа Ислам принимает строгие меры для соблюдения чистоты и целостности его членов и институтов, особенно семьи. Вспомним, что Ислам защищает честь и достоинство женщины и требует, чтобы к ней относились с уважением. Ее сексуальность никоим образом не должна эксплуатироваться, и к ней нельзя относиться как к "объекту секса"; к ней следует относиться как к личности, чья сексуальность не является предметом ее отношений с кем-либо, кроме ее мужа. Он не только имеет исключительное право на половую доступность своей жены, но также не должен делить ни с каким другим мужчиной ее красоту и женскую привлекательность. Это же правило действует и в обратном направлении как исключительное право жены на сексуальные отношения со своим мужем, за исключением полигамного брака, когда каждая жена имеет равное право на мужа по всем аспектам. Будучи основан на этих общих правилах, Ислам установил некоторые принципы регулирования взаимоотношений полов и контроля полового поведения мусульман.

Первый из этих принципов – это запрет свободного общения мужчин и женщин. Таковое всегда порицается, если только оно не преследует важных и законных целей, а происходит просто ради забавы или удовольствия, получаемого от разнополой компании. По этой причине во многих странах мусульманского мира школы, колледжи, больницы, общественный транспорт имеют специальные отделения для женщин и мужчин.

Дома часто строятся таким образом, что мужчину-посетителя встречает и провожает в гостиную мужчина, а женщина в это время выполняет домашнюю работу в повседневном платье, и посетитель не видит ее и никоим образом не причиняет ей неудобства. Точно так же и у женщины есть круг своих подруг, и они в гостях не встречаются с членами семьи мужского пола.

Разделительной чертой между допустимостью и неправильностью в общении людей противоположных полов является гласность. Иными словами, встречаться и общаться мужчине и женщине, теоретически способным вступить в брак, допускается только прилюдно, если есть на то учебная, профессиональная или рабочая необходимость. Они могут общаться как человек с человеком. Как мужчина с женщиной они могут общаться только в том случае, если имеют намерение познакомиться с целью последующей женитьбы. Если такого намерения и предложения нет, то их общение друг с другом как мужчины с женщиной греховно.

Второй принцип состоит в том, что, если такое общение все же происходит, как мужчины, так и женщины должны соблюдать пристойность в своих речах, взглядах и поведении. Очевидно, что женщина либо может быть деловой и целеустремленной, либо должна всеми явными и неявными способами проявлять в общении с мужчиной свою сексуальность. Последнее мусульманским женщинам не разрешено. Мужчинам следует быть такими же сдержанными, не смотреть целенаправленно и с интересом на женские прелести, не быть с женщиной игривым и "дружески расположенным", не допускать какого-либо физического контакта, а вести общение в прямой и строгой манере.

Третий принцип, регулирующий взаимоотношения полов в Исламе, гласит, что мужчине и женщине, не состоящим в браке или в близком родстве, не разрешается оставаться друг с другом наедине. В известном хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) утверждает: "Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, не должен быть наедине с женщиной иначе, как в присутствии ее махрама, ибо cатана будет третьим". Как красноречиво здесь сказано о том, что происходит между мужчиной и женщиной, остающимися наедине, когда к ним подкрадывается сознание своей сексуальности, воздействуя на их отношения и заставляя их чувствовать по отношению друг к другу то, чего они не должны чувствовать, возмущая их внутреннее равновесие и чистоту и ведя их к возможному греху. Таким образом, даже когда мусульманин или мусульманка встречается со своим будущим брачным партнером, Ислам запрещает им оставаться наедине, дабы не возник соблазн и возможность для дурных поступков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: