Мужчина и женщина при явном намерении сочетаться браком должны хорошо познакомиться друг с другом. Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о том, как быть, когда взгляд падает на женщину, то есть если мужчина имеет твердое намерение жениться, то разрешается ли ему смотреть на будущую невесту? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: "Если заложил Всевышний в сердце юноши намерение помолвки с девушкой, то не грешно ему смотреть на нее". Имам ат-Тирмизи сообщил от аль-Мугера ибн Шубана (аль-Мугира ибн Шу’ба -надо) (да будет доволен им Аллах), что, когда он предложил женщине вступить в брак, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Посмотри на нее, и это поможет разжечь любовь между вами".
Может возникнуть вопрос, на какие части тела можно смотреть? Разрешается смотреть на лицо и кисти рук. Если кто-то пожелает оспорить это положение и скажет, что данные части тела не говорят о человеке в полном объеме, то он глубоко заблуждается. На лице и кистях рук присутствует большая часть точек, активизирующих внутреннюю и внешнюю жизнедеятельность человеческого организма. Если всмотреться только в кисти рук и в то, как реагируют лицо человека и его глаза на те или иные ситуации, то о нем можно узнать довольно много.
Оставаться наедине с невестой после помолвки и до заключения канонического брака запрещено. Имам ат-Тирмизи сообщил о достоверном хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который сказал: "Мужчине нельзя оставаться с женщиной наедине, ибо шайтан будет третьим для них". Это разрешено только после заключения никяха (брака).
Жениху не разрешается пожимать руку невесте, обнимать ее до бракосочетания, ибо она до этого времени продолжает оставаться посторонней, то есть неприкосновенной личностью.
|
Если мужчина после общения с женщиной по какой-либо причине не захотел жениться на ней (ему не понравилась ее внешность или он почувствовал дискомфорт), он не должен никому рассказывать об этом. Ведь это может ранить ее и ее семью. То, что не понравилось ему, может понравиться другому мужчине. То же самое касается и женщины, отказавшей мужчине в женитьбе.
В некоторых кругах жених позволяет себе встречаться и поддерживать отношения с невестой без ограничений, мотивируя это желанием лучше узнать друг друга, привыкнуть друг к другу. Это явно противоречит принципам Ислама и нормам нравственности.
Каждый из молодых старается скрыть свои отрицательные качества до заключения брака. Жених обычно не замечает отрицательных качеств невесты, поскольку желание скорейшего сближения с нею ослепляет его разум. Если после долгих встреч и прогулок один из них отказывается от свадьбы, то жених или невеста приобретают дурную славу и репутацию. С другой стороны, постоянные их встречи и общение отнюдь не способствуют реализации их цели. Сколько пар встречались друг с другом, но после брака они проводили лишь несколько месяцев или лет совместной жизни и разводились.
Если мужчина решил не доводить дело до свадьбы, или женщине не понравился ее жених в период, предшествующий заключению брачного контракта, они вправе отказаться от брака. Обручение является залогом, но не твердым обязательством бракосочетания. Если обручение аннулировано, все подарки, которыми жених и невеста успели обменяться, должны быть возвращены, так как больше не существует повода для их дарения. Если подарки успели использовать или потратить, их возвращение неуместно (в соответствии с мнением имама Абу Ханифы и некоторых других ученых).
|
Условия бракосочетания по Шариату
Перед заключением никяха нужно тщательно подготовиться и постараться провести этот акт в соответствии с Шариатом.
1. Первым условием правильного заключения никяха является наличие разрешения со стороны опекуна девушки (вали). Опекуном в шафиитском, маликитском и ханбалитском мазхабах является отец. Если отца нет, то необходимо получить разрешение деда, если же нет и его, то кого-либо из следующих родственников: прадеда, брата, сына брата, внука брата, дяди по отцу, сына дяди, внука дяди. Если нет и их, то в качестве опекуна может быть кадий (судья по Шариату) или кто-нибудь из благочестивых должностных лиц города или села. В никяхе вали определяется по очередности наследования. Только в шафиитском мазхабе опекуном не может быть ни сын, ни внук кого-либо из родственников.
По ханафитскому мазхабу совершеннолетней дееспособной девушке необязательно получать согласие опекуна на замужество, но перед заключением никяха необходимо получить согласие самой девушки. Тот, кто получил от невесты согласие, становится ее доверенным лицом (вакиль). Если девушка не давала согласия, то никях считается недействительным. Если у сирот нет опекунов мужского пола, то по ханафитскому мазхабу их опекунами могут быть матери.
|
2. Вторым условием по ханафитскому мазхабу является обязательное присутствие совершеннолетних и дееспособных свидетелей. Ими могут быть двое мужчин или один мужчина и двое женщин из числа мусульман. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам свидетелями могут быть только двое мужчин, причем обязательно из числа благочестивых мусульман (салих). По ханафитскому мазхабу при никяхе достаточно присутствия опекуна или доверенного лица (мужчины) вместе с еще одним мужчиной – свидетелем; или же должны присутствовать один мужчина и две женщины в качестве свидетелей.
По маликитскому мазхабу присутствия посторонних свидетелей не требуется, но обязательным условием является присутствие опекуна, а также необходимо известить знакомых и родственников.
3. Третьим условием является обоюдное согласие брачующихся. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам необходима договоренность двух мужчин с использованием слов "муж", "жена", "никях" или других слов, имеющих схожее значение. Одним из мужчин должен быть жених или его представитель, другим должен быть опекун или доверенное лицо невесты.
В книге "Нигмат-и Ислам" Мухаммада Зихни (ум. 1914) говорится: "Согласно ханафитскому мазхабу, совершеннолетние и дееспособные мужчина и женщина могут заключать брак в присутствии двух свидетелей. Также этот никях могут провести представители одной или обеих сторон. Доверенное лицо должно быть дееспособным и разбирающимся в этих вопросах. Этим лицом может быть и мужчина, и женщина..."
В книге "Мизан-уль-кубра" Абдуль-Ваххаба Шарани (ум. 1565) говорится: "Согласно шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при никяхе необходимо присутствие опекуна. По Шариату женщина не может быть опекуном. По ханафитскому мазхабу женщина может обручаться без присутствия опекуна, назначив лишь доверенное лицо. Однако если опекун посчитает, что брак неравный, он может аннулировать этот никях. По маликитскому мазхабу для никяха со стороны женщины достаточно присутствия доверенного лица. Но если женщина богата или происходит из знатной семьи, то необходимо присутствие опекуна. По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам опекуном не может быть неблагочестивый мусульманин, а в других двух мазхабах это допускается. По шафиитскому мазхабу, в отсутствие ближайшего по очередности опекуна (например, опекун в отъезде), разрешен никях с согласия следующего по очереди опекуна. В других трех мазхабах такой никях запрещен и необходимо дожидаться настоящего опекуна. Если неизвестно местонахождение ближайшего опекуна, то по ханафитскому и маликитскому мазхабам решение принимает брат девушки.
Когда речь идет о равенстве жениха и невесты, то по шафиитскому мазхабу имеется в виду равенство рода, культуры, религии, стыдливости и свободы; по маликитскому мазхабу учитывается лишь религия, а по ханафитскому мазхабу учитывается равенство религии, рода и имущества.
В трех мазхабах никях без свидетелей считается недействительным, а если он совершен при свидетелях, то разрешается не оглашать этот акт. В маликитском же мазхабе разрешено заключать никях без свидетелей, но необходимо после этого известить знакомых о состоявшемся браке. По ханафитскому мазхабу разрешено совместное свидетельство мусульман в составе одного мужчины и двух женщин, и при этом не требуется выяснения степени их благочестивости.
В трех мазхабах при заключении никяха между мусульманином и немусульманкой необходимо присутствие в качестве свидетелей двух мусульман. По ханафитскому мазхабу свидетели могут быть немусульманами".
4. Махр – подарок супруге. "И давайте женам их вено в дар..." (4:4).
Махр, пишет Абдуррахман аль-Джазири, – это условленное количество денег, или драгоценного металла, или другого ценного имущества, которое должен будет отдать жених своей будущей жене в качестве подарка.
Махр может быть подарен сразу целиком или разделен на две части и отдан частями. В этом случае первая часть будет называется "махр-и му'аджаль". Ее необходимо отдать сразу после заключения никяха до первого уединения с супругой. Вторая часть, которая называется "махр-и муаджаль", отдается в трех случаях, указанных ниже. Она, так же как и первая, оговаривается перед заключением никяха, не может уменьшиться ни при каких обстоятельствах и должна быть отдана сразу же при возникновении трех условий. Они могут вступить в силу после первой близости или простого уединения при отсутствии всяких помех для супружеской близости ("мешру халвет"). Если это произошло, то муж обязан будет по первому требованию (при наступлении времени, указанного в договоре) отдать вторую часть махра в случае возникновения следующих условий:
- если мужчина захочет аннулировать брак;
- в случае смерти жены (тогда эта часть махра отдается ее наследникам);
- в случае смерти мужа (тогда она отдается жене из наследства мужа).
Здесь надо учитывать, что жена неполученную часть махра в качестве подарка может оставить мужу, а если он умрет, то его наследникам, однако это ее право, но не обязанность.
Если при уединении супругов имелась какая-либо помеха для половой близости и мешру халвет не состоялся, то, стало быть, нет причин для того, чтобы отдавать вторую часть махра. Такое бывает в том случае, когда один из супругов болен, в ихраме (особом ритуальном состоянии для совершения хаджа), постится в месяц рамадан и т. п.
Если после никяха супруга совершит действия, ведущие к разводу (например, отступничество и т. д.), то она лишается права на получение отложенной части махра.
Если при никяхе не было оговорено количество махра, то надо будет отдать установленный Шариатом минимальный размер (махр-и мисл), равный 10 дирхемам серебра (33,6 г серебра или 4,8 г золота, так как по ханафитскому мазхабу 1 г золота условно приравнен к 7 граммам серебра). Давать махр меньше стоимости 33,6 г серебра или стоимости 4,8 г золота нельзя, даже если оговаривалась меньшая сумма.
Мухаммад Кок-Коз
Ислам и махр
Некоторые женщины, проникнутые западной культурой, поднимают шум вокруг проблемы махра, который, согласно Исламу, предоставляется женщине и является ее правом. Они утверждают, что махр – это плата за то, что мужчина использует женщину для сексуального удовлетворения, и поэтому требуют отмены махра.
Невежество – это опасная болезнь. Но она становится более опасной, когда невежда еще претендует на глубокие познания и преподносит себя в качестве учителя и наставника. Как сказал поэт Башар: "Сбился с пути тот, кого слепец направляет". Эти женщины, а также мужчины, которые ими двигают, являются слугами западной идеологии и не имеют об Исламе ни малейшего представления. Если бы они придерживались разумного, объективного подхода, то не преминули бы уточнить у сведущих людей неясные для себя вопросы. Однако они предпочли порок невежества, порок предвзятости и претензии на ученость. "...А есть ли более заблудшие, чем те, кто следует своим страстям без руководства от Аллаха..." (28:50).
Если бы они не ставили знак равенства между законами Ислама и унаследованными традициями людей, не имеющих к Исламу никакого отношения, то мы стали бы с ними в одном ряду. Или попросили бы разъяснений у просвещенных специалистов по Исламу... Но, к сожалению, от них исходят речи, которые никогда не произнесет мусульманин или мусульманка, избравшие Аллаха своим Господом, Ислам религией, а Мухаммада (мир ему и благословение) Пророком.
Значение правового института махра в системе Шариата состоит в следующем.
- Почитание женщины. Именно женщина является желанной для мужчины, а не наоборот, как это принято в традициях отдельных народов, согласно которым женщина обязана выделить мужчине определенную часть своих денежных средств или средств родственников с тем, чтобы мужчина согласился взять ее в жены. В частности, подобные традиции мы можем встретить в Индии. Даже мусульмане, проживающие в Пакистане и Индии, вплоть до сегодняшнего дня еще не избавились от пережитков языческих обычаев. Некоторые семьи вынуждены продавать свое имущество, чтобы выдать дочь замуж! Остается только жалеть несостоятельного отца девушки или одинокую бедную мать.
- Проявление любви. Мужчина преподносит жене брачный подарок, а не плату за нее, как это предполагают некоторые. По этому поводу в Коране открыто и ясно сказано: "По щедрости души давайте своим женам дар предбрачный, и коль они [жены] по своей доброй воле вам предоставят часть его, питайтесь им во здравие свое и благость" (4:4).
- Уведомление в серьезности намерений. Супружество для мужчины – это не игра или забава. Трата собственных средств доказывает серьезность намерений мужчины относительно создания семьи. Если люди в своих деловых отношениях, доказывая серьезный характер своих намерений, оставляют залоги, то брачные отношения тем паче заслуживают подобного подхода. Именно поэтому, если до вступления в супружескую близость брак расторгается по инициативе мужа, женщине выплачивается половина махра в знак уважения и почитания священных брачных уз; это указывает на то, что "сексуальное удовлетворение мужчины" не является основой и причиной выплаты махра: интимных отношений ведь не было. В Коране говорится: "Но если вы развод даете женам, к которым вы еще не прикасались, а ваш предбрачный дар уже исчислен, им половина этой доли надлежит, коль они сами [в пользу мужа не простят]..." (2:237).
- Справедливость. Ислам устанавливает в семье главенство (арабское кивама означает еще ‘охрану’, ‘попечение’) мужчины. Мужчина, благодаря своим природным, врожденным качествам, более способен управлять семейной "компанией", нежели женщина. Для соблюдения справедливости, мужчина подвергается денежным штрафам в обмен на его главенствующую роль. Кроме того, махр установлен для того, чтобы он не пренебрегал узами семьи и не разрушал ее по ничтожным причинам. В случае развала семьи все материальные убытки несет муж. "Мужья над женами стоят [блюдя очаг их и сохранность] за то, что Бог одним из них дал преимущество перед другими, а также потому, что весь расход на содержание семьи из их имущества исходит..." (4:34).
При этом надо отметить следующее.
1. Шариат рекомендует не завышать чрезмерно размер махра. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: "Наиболее высокой благодатью обладают те женщины, которые обладают наименьшим махром (брачным подарком)". Сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) женился, подарив несколько дирхемов (серебряных монет). Он точно так же выдал замуж своих дочерей, которым преподнесли очень малый махр. Достаточно сказать, что Пророк (мир ему и благословение) выдал свою любимую дочь Фатиму за Али ибн Аби Талиба, который преподнес ей в дар собственную кольчугу!
2. В достоверной Сунне говорится о том, что Пророк иногда соединял в браке мужчин и женщин вообще без какого-либо брачного подарка. Однажды он сказал бедному арабу: "Поищи хотя бы железное кольцо". Когда бедняк не смог найти и этого, выяснилось, что он знает наизусть несколько сур Корана. Тогда Пророк сказал: "Мы даем ее тебе в жены за твое знание Корана".
3. Наслаждение в интимной жизни супругов является обоюдным. Так об этом говорит Коран: "Вам в ночь поста разрешено к супругам приближаться: они – одежда вам, а вы – одежда им.." (2:187).
Каждый из супругов выполняет для своего спутника функцию одежды: защищает, согревает, дает комфорт, украшает, сближается и все остальное, что включает в себя значение слова "одежда". Так что, утверждение о том, что мужчина предоставляет махр в плату за сексуальное удовлетворение, лишено здравого смысла, поскольку последнее является обоюдным в интимной жизни.
4. Описывая супружество, Коран акцентирует внимание не на материальной, а именно на духовной составляющей брачной жизни: "И из его знамений – то, что он для вас из вас самих супруг вам сотворил, чтоб жить вам вместе, взрастил меж вами милость и любовь. В этом, поистине, знамения для тех, кто предается размышленьям" (30:21).
"Совместное проживание", "милость и любовь" – это психологические, чувственные моменты в супружеской жизни, даже если "совместное проживание" подразумевает также интимную жизнь, влекущую и притягивающую супругов друг к другу согласно врожденному инстинкту и всеобъемлющему брачному закону Вселенной.
В этом заключается смысл существования института махра в правовой системе Ислама.
Первая брачная ночь
Хорошим деянием в брачную ночь считается подношение женихом невесте сладостей (мед), дозволенных напитков (молоко) и пряностей и угощение ее ими.
Жениху желательно (Сунна) перед вступлением в интимную связь положить руку на лоб своей супруге и произнести следующую мольбу: "Именем Аллаха. Пусть Аллах сделает нас благодатными друг для друга!" Сообщается также, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) читал и такую молитву: "О Аллах, я прошу у Тебя блага от нее и от ее потомства. Также ищу защиты у Тебя от зла ее и ее потомства" (аль-Бухари и Абу Дауд).
Богоугодным деянием в брачную ночь является совершение супругами намаза в два ракяата и чтение следующей молитвы: "О Аллах, благослови меня в отношениях с моей женой (мужем) и ее (его) в отношениях со мной. О Аллах, утверди между нами благо и при разлуке разлучи нас по-доброму" (Абу Шайба) (Надо:Ибн Аби Шайба).
Непосредственно перед сближением мужу всегда желательно читать следующую молитву: "С именем Аллаха начинаю. О Аллах, отдали от нас шайтана и отдали шайтана от того, что пошлешь нам" (имеется в виду от ребенка). И если впоследствии произойдет зачатие, то шайтан не сможет навредить ребенку (аль-Бухари).
Имам аль-Газали (да освятит Аллах его душу) пишет, что в момент семяизвержения рекомендуется прочитать мысленно следующую молитву: "Хвала Аллаху, Который сотворил человека из капельки воды и сделал его потомством и родством. Господь твой – Всемогущий".
Следует отметить, что супругам в первую брачную ночь необходимо уделять большое внимание друг другу, чтобы половая связь между ними проходила естественным путем и они получили взаимное удовлетворение. Для этого надо соблюдать следующие рекомендации:
1. Мужу не следует спешить с лишением девственности своей супруги. Чтобы побороть ее смущение, ему следует начинать медленно и ласково. Муж должен разговаривать с невестой, шутить, ласкать, целовать ее. Одним словом, ему следует добиться взаимности. Ведь чем сильнее будет возбуждение, тем крепче будет здоровье будущего ребенка. Кроме того, это благотворно скажется и на организме самих супругов. Согласно исламскому этикету супружеских отношений, муж всегда должен создавать такую прелюдию к интимной близости с помощью слов, поцелуев и любовных игр.
2. Супруге нельзя быть бесчувственной, холодной. Отталкивание мужа приводит к плохим последствиям.
3. Мужу не следует опасаться чего-то или бояться подходить к жене и сближаться с ней, потому что будущая жена желает видеть его уверенным и готовым к встрече с ней в эту ночь. Боязнь или стеснение мужа еще в большей степени стеснит жену.
4. Супругам необходимо помогать друг другу в процессе сближения и завершить его без отрицательных эмоций.
5. Если супругам не удалось сблизиться в первую брачную ночь, то это вовсе не считается слабостью и бессилием, и делать из этого трагедию не следует. В некоторых случаях это даже одобряется. Возможно, кто-то из супругов был застенчив или волновался, что и могло помешать процессу сближения. У молодых будет еще много времени, чтобы поближе узнать и привыкнуть друг к другу.
"Подарок новобрачным"
Свадебные торжества
У каждого народа существуют свои обычаи и традиции проведения свадебной церемонии. Свадьбы, которые современные мусульмане играют, подражая далеким от Истины людям, и то, что они опустились до такого уровня, проявив пренебрежение к нормам и предписаниям Ислама, является одним из самых позорных нововведений нашего времени. Оно, к большому сожалению, распространилось и у нас. Свадебные торжества без запретных парных танцев, без употребления спиртных напитков, без музыки и пения, возбуждающих чувства и страсти человека, даже перестали считаться свадьбами. Поэтому считаем уместным описать здесь свадьбу, соответствующую нормам Шариата, и привести то, что говорит в хадисах Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о том, чтобы свадьба стала причиной довольства Всевышнего и проявлением покорности и повиновения Ему.
Целью организации свадебных торжеств является объявление людям о предстоящем бракосочетании. Само же объявление состоит из двух частей: подачи свадебного угощения и песнопений в сопровождении бубна.
Свадебное угощение рекомендуется и является желательным. Организовать угощение можно сразу после акта бракосочетания (никях).
Независимо от социального положения новобрачного, следует пригласить на свадебные торжества родственников, соседей, богобоязненных друзей и знакомых из числа мусульман.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "...устраивай свадебное угощение, хотя бы зарезав барана" (Муслим).
Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) отмечает, что если жених пригласил на свою свадьбу гостей, то для него "еда в первый день – обязанность, на второй день – Сунна, а на третий день – добрая слава..." (ат-Тирмизи).
Если даже приглашенный соблюдает желательный (сунна) пост, то по настоянию хозяина он может прервать пост и не должен его возмещать.
После трапезы желательно, чтобы гость прочитал молитву (ду'а).
Человек, приглашенный на свадьбу, должен принять приглашение, если для отказа нет уважительных причин. Например, если приглашенный знает, что на свадьбе будут нарушены предписания Шариата (спиртное, парные танцы и т. п.), тогда ему не следует идти туда. Однако если ему известно, что в его присутствии нарушений не допустят, он обязан участвовать в торжествах.
Петь и играть в бубны на свадьбе также желательно (сунна). Однако каким должно быть пение? Можно петь песни и декламировать стихи, в которых нет слов о распутстве и нет пошлости. Можно рассказывать веселые истории, шутить, припоминать о славе и героизме благочестивых предков, а также петь песни, призывающие людей к добру. Разрешается танцевать, при этом мужчины и женщины должны веселиться отдельно друг от друга. Все это должно происходить без принятого ныне приглашения музыкантов и певцов.
Как видно из приведенного выше, для нас не составит никакого труда отмечать свадьбу, не выходя за рамки дозволенного Исламом, дабы благодать (баракят) свадьбы досталась и супругам, и родителям, и будущим детям.
Мудрость объявления о бракосочетании окружающим заключается в том, что всем становится известно, что данная пара с этих пор – законные супруги. Также окружающим становится известно, что кое-что из ранее запретного для каждого из молодоженов стало разрешенным, а кое-что из разрешенного - запретным. Ведь брачный договор разрешает супругам интимные отношения, а мать невесты становится для жениха запретной (то есть ему уже никогда нельзя на ней жениться) так же, как и отец жениха запретен для невесты.
Несколько слов следует сказать о передаче невесты в дом жениха. Поскольку это очень важный момент в свадебном процессе, каждый из супругов должен соответствующим образом подготовиться к нему. С этого момента жених становится мужем, ответственным за свою семью, а невеста превращается в супругу, благодаря чему каждый из них узнает о том, что им предстоит и какова доверенная им ответственность.
Богоугодным делом считается и поздравление новобрачных. При поздравлении необходимо стараться подбирать изящные, красивые слова и выражения и произносить их искренне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поздравлял таким образом: "Пусть Аллах благословит тебя и твой брак и сеет среди вас добро" (Муслим). При поздравлении неплохо преподнести подарок, пусть даже и незначительный, что одобрял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).
"Подарок новобрачным"
Откладывание брака по материальным причинам
Брак – это желательное действие (сунна). Его важность подчеркивал Пророк (мир ему и благословение). Поэтому мусульманин должен помнить о том, что ему следует жениться, как только у него появится такая возможность. Если в связи со сложившимися обстоятельствами мусульманину трудно жениться, то отложить вступление в брак будет вполне разумно, но это не должно стать поводом для отказа от женитьбы вообще.
Следует помнить о том, что, как только обстоятельства позволят, мусульманину желательно жениться, сначала выполнив другие неотложные обязанности, например, расплатившись с долгами.
Нельзя также забывать, что можно жениться, не расходуя при этом значительных средств. Можно также подождать детьми до лучших времен, для чего допустимо использовать безопасный метод контрацепции.
Единственное, чего нельзя категорически делать, – это отказываться от брака вообще, что противоречит учению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), даже если мусульманин преследует при этом цель уделять больше времени поклонению. Такой подход неприемлем для верующего.
По материалам журнала "DAAWAH", № 27
Безбрачие
Безбрачие в христианстве было введено, исходя из доброго намерения приучить человека к дисциплине и поднять его над плотскими страстями. В отличие от христианства, Ислам призывает не к отказу от удовлетворения естественных потребностей, а к контролю над ними. Поскольку безбрачие противоречит человеческой природе, в истории часто происходили случаи "отступничества" монахов и монахинь. Часто попытки соблюсти обряд безбрачия в конечном счете приводили к вступлению в недозволенные сексуальные отношения и к половым извращениям. Коран не только не поощряет безбрачие, но и подчеркивает, что Аллах его не предписывал: "Потом Мы отправили по следам их Наших посланников и отправили вслед Ису, сына Марйам, и даровали ему Евангелие, и вложили в сердца тех, которые последовали за ним, кротость и милосердие, а монашество они изобрели; Мы им его не предписывали, если не для снискания благоволения Аллаха. Но они не соблюли этого должным соблюдением" (57:27).
И действительно, соблюдение обряда безбрачия часто оказывается невыносимой ношей для человека. Так, в США многие религиозные деятели отказываются от него и женятся, несмотря на возражения со стороны церкви.
К каким человеческим трагедиям может привести попытка соблюдения обряда безбрачия, показано, например, в романе Колин Маккалоу "Поющие в терновнике". Главный герой, священник отец Ральф полюбил молодую девушку Меган. Он мог бы жениться на ней, если бы не обряд безбрачия. В конце концов отец Ральф совершает прелюбодеяние и вынужден страдать до конца своих дней, не зная даже о том, что Меган родила от него сына. Страдает и Меган, которая не может создать полноценной семьи, так как не находит того мужчины, который мог бы проявлять о ней такую же заботу, что и отец Ральф.
Таким образом, человек, давший обет безбрачия, не только распоряжается своей способностью к продолжению рода в противоречии с тем, что предписано Аллахом, но часто обрекает на муки и других людей, и это неоправданно.
Не предписывая людям безбрачие, Аллах тем самым проявляет величайшее милосердие. Вспомним аят: "Не возлагает Аллах на душу ничего, кроме возможного для нее" (2:286).
О том, что безбрачие не поощряется Исламом, говорится и в следующем хадисе: "Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах), сказал: "[Однажды] к домам жен Пророка пришли трое людей, которые стали расспрашивать о том, как поклоняется Аллаху Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Когда им рассказали об этом, они... сказали: "Как далеко нам до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которому прощены и прошлые его прегрешения, и будущие!" Потом один из них сказал: "Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролет". Другой сказал: "Я стану постоянно соблюдать пост". Третий же сказал: "А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь". [А через некоторое время к ним] подошел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который спросил: "Так это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь [по ночам] и сплю, а также заключаю браки с женщинами, а тот, кто не желает [следовать] моей Cунне, не имеет ко мне отношения!" (Сахих Бухари, 1743 (5063)).
Следует отметить, что в Исламе не поощряется не только безбрачие, но и другие излишние ограничения в плане секса, налагаемые на себя человеком добровольно, сверх предписанного Аллахом. Так, в одном из хадисов Пророка (да благословит его Аллах) говорится: "...поистине, у твоего тела есть на тебя право, и у глаза твоего есть на тебя право, и у жены твоей есть на тебя право, и у гостя твоего есть на тебя право..." (Сахих Бухари, 912 (1975)).