Этика отношений между мужчиной и женщиной. 7 глава




!В случае принятия Ислама Вам нет необходимости уходить с работы. Просто вы должны будете соблюдать определенные нормы Шариата, например, не находиться в закрытом помещении с посторонним мужчиной и т. д. Однако и в этом вы не должны прибегать к крайностям. Если обстановка на работе такая, что вы находитесь в одном помещении с большим коллективом, то находиться там с посторонними мужчинами не запрещено.

?Я православная, могу ли я выйти замуж за мусульманина? Будет ли такая семья счастлива?

!Вы можете выйти замуж за мусульманина, особенно если намерены совершенствовать свою веру и принять Ислам. По воле Аллаха, семья богобоязненных мусульман будет счастлива. Посредством брака муж и жена формируют семью, воспитывают детей, обеспечивают свое благополучие. Каждый из них дополняет и доводит до совершенства дела другого. Жена занята в свойственной ее природе области. Важнейшая ее обязанность в семье – воспитание детей. Муж, в свою очередь, посвящает себя делам, соответствующим заложенным в нем наклонностям. В этом состоит дух взаимного сотрудничества и поддержки супругов. Они достигают наилучших результатов в воспитании детей, в формировании духовно богатого поколения, которое несет в своих сердцах силу и энергию веры и дух Ислама. "И из знамений Его то, что Он создал для вас жен из вас самих, дабы находили вы в них успокоение, и установил между вами [узы] любви и милосердия" (30:21).

Вряд ли возможен счастливый союз в том случае, когда муж и жена исповедуют кардинально отличные системы ценностей, воспитывают детей, руководствуясь разными подходами и проч. Со своей стороны можем посоветовать Вам для начала познакомиться из первоисточника с тем, что есть Ислам. Не спешите отвергать то, о чем Вы, наверняка, имеете весьма смутное представление.

?Я приняла Ислам, понимая, что совершила самый важный в жизни шаг. Однако мой муж продолжает исповедовать прежнюю религию. Я не могу смириться с тем, что он не молится и не хочет стать мусульманином. Мы женаты только полгода. Должна ли я развестись с ним?

!Уважаемая сестра, да укрепит Аллах вашу веру! Мусульманка, согласно Шариату, ни при каких условиях не может быть замужем за иноверцем. Ваш брак недействителен. Об этом однозначно сказано в аяте Корана: "И не выдавайте замуж за многобожников" (2:221). Да поможет вам Всевышний!

?Я христианка, встречаюсь с парнем, который исповедует Ислам. Мы хотели пожениться, его отец и мама сначала не были против нашего решения. В свое время они приходили к моим родителям и получили согласие с нашей стороны на брак, однако потом передали через сына, что отказываются.

Я бы хотела принять Ислам, так как мой парень мусульманин. В то же время я желаю это сделать не из-за того, что мне надо выйти замуж. Просто мне хочется, чтобы у нас была одна вера и чтобы мы обращались к одному Богу. Моя бабушка тоже была мусульманкой. Могут ли родители выступать против нашего брака после того, как я стану мусульманкой?

!Принять Ислам – это право каждого человека. Никто не может препятствовать вашему приходу в Ислам, ни родители, ни кто-либо другой. Став мусульманкой, вы имеете возможность выйти замуж за любого мусульманина. Несогласие родителей или препятствия с их стороны не лишают вас этого права.

?Я встречалась с мусульманином, приняла Ислам. Затем он уехал и оставил меня одну, и я жду его уже 2 года. Все это время он обещает приехать и говорит: "Подожди да подожди". Я больше к нему ничего не чувствую. Недавно христианин предложил мне выйти за него замуж. Как быть?

!Если вы приняли Ислам не только ради того, чтобы выйти замуж за мусульманина, то должны, в первую очередь, стремиться сохранить свою религию – Ислам. Мусульманке запрещено вступать в брак с представителем любой другой религии, будь то христианин или кто-либо другой. Поэтому вы можете выйти замуж только за мусульманина.

?Можно ли заранее свататься к девушке, если собираешься жениться только через 5–6 лет?

!Свататься к девушке в этом случае разрешено.

?Я предложил девушке выйти за меня замуж, но она ответила отказом. Сохраняет ли силу мое сватовство, если я не забрал свое предложение обратно? Имеет ли теперь право другой мусульманин свататься к этой девушке без моего разрешения?

!Ваше предложение более не имеет силы. К этой девушке может свататься любой другой мусульманин.

?Можно ли отказать в предложении выйти замуж богобоязненному мусульманину, если он мне физически неприятен?

!В этом нет греха. Девушка имеет полное право на выбор супруга.

?Мы развелись с женой троекратным талаком. Однако перед заключением брака я забыл выдать ей махр. Считается ли действительным наш никях и, соответственно, развод?

!Ваш брак, соответственно и талак, являются действительными. В том случае, если с вашей стороны махр не был выдан, вы обязаны восполнить это сейчас.

?Скажите, чем отличается калым от приданого?

!Калым (понимаемый как махр) дается мужем жене, а приданое приносится женой в дом мужа. Махр является необходимым условием брака по мазхабу имама Абу Ханифы, а согласно алимам (богословам) шафи'итского толка это сунна (то есть не обязательно, но желательно).

?Необходимо ли в наше время выплачивать калым?

!Калым в смысле махра, то есть имущество, выделяемое женихом невесте при заключении брака, в некоторых мазхабах считается желательным, а в некоторых обязательным. Имущество же, выделяемое родителям невесты со стороны жениха в качестве платы за дочь, является национальным обычаем и никак не регулируется Исламом.

В Коране Аллах говорит: "Давайте женам их махр" (4:4).

Также известен случай, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал одному из сподвижников: "Дай ей хотя бы железное кольцо". Желательно, чтобы махр не был меньше 10 дирхемов.

(По ханафитскому мазхабу махр необходим (ваджиб) и не должен быть меньше 10 дирхемов). Однако в то же время Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас к умеренности в размере махра. Он говорил: "Лучшие из женщин – легкие в махре".

При выделении махра надо помнить слова Умара ибн Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал: "Не увеличивайте махр. Если бы это было показателем почета в этом мире или Богобоязненности в последнем, то Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) опередил бы вас в этом. Ведь он не дал в качестве махра какой-либо из своих жен более 12 укий (40 дирхемов), а также и дочери его не получили больше этой суммы" (Ахмад).

?Можно ли отпраздновать свадьбу до заключения никяха?

!Празднование бракосочетания до никяха противоречит Сунне Пророка (мир ему и благословение), хотя и не является запрещенным деянием. Лучше всего следовать примеру Посланника (мир ему и благословение аллаха) и проводить торжество после заключения брака, на следующий день после первой брачной ночи.

?Скоро состоится моя свадьба, на которой гостям будет подаваться спиртное. Мой отец требует от меня, чтобы я присутствовал при этом. Я же в свою очередь не могу отказаться, так как нахожусь в полной материальной зависимости от отца. Как мне поступить, чтобы не стать грешником?

!Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Нет повиновения сотворенному в ослушании Творцу". Поэтому в данном случае вам нельзя выполнять требование отца, даже если это обидит его. Послушание кому-либо через нарушение законов Аллаха запрещено.

Дай Бог, чтобы у вас в жизни все было в порядке. Помните, что в хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение) сообщается, что того, кто обидит кого-либо ради Всевышнего, в конце концов Аллах сделает довольным. А тем, кто поступает наоборот, Аллах будет недоволен, и Он сделает так, что люди тоже будут им недовольны. Все зависит от искренности намерения.

Подарок новобрачным. С. 31–34.

?Может ли жена попросить мужа отложить первую брачную ночь, так как она еще не совсем готова к этому психологически?

!Жена имеет право попросить об этом мужа. Подобный вопрос супруги должны совместно решить в интересах их будущего и ради сохранения нормального климата в семье. Однако если муж будет все-таки настаивать, жена должна выполнить его желание.

Подарок новобрачным. С.36–39.

?Может ли жениться мусульманин, не имеющий необходимых средств, чтобы содержать супругу?

!Согласно Шариату, если человек не имеет возможности содержать семью и при этом не подвержен риску совершить прелюбодеяние, то ему лучше воздержаться от брака до тех пор, пока он не будет располагать необходимыми средствами. Однако если мусульманин не может сдерживать себя и рискует вступить в незаконную половую связь, то брак для него является обязательным (фард).

В этой связи важно напомнить, что для состоятельных мусульман является весьма богоугодным делом помогать молодым людям, желающим создать семью.

?Я познакомилась в Интернете с мусульманином, мы сейчас встречаемся. Но жениться на мне он сможет года через 4, потому что еще молодой. Можно ли нам совершить никях, чтобы избежать греха, потому что просто разговаривать очень сложно? Или следует подождать, пока мы не сможем создать нормальную семью?

!Во-первых, ранний возраст не является препятствием для заключения брака. Если же вам не удается заключить брак, то вы не должны общаться и т. п.

Вы имеете право заключить договор брака (никях) без проведения свадьбы и перехода на совместное проживание. В этом случае вы будете полноценными мужем и женой и вам будет дозволено все, что дозволено мужу и жене.

?Известно, что существуют две хромосомы, "ответственные" за пол человека – X и Y. Женская клетка содержит две X-хромосомы (XX), а мужская – одну X и одну Y-хромосому (XY). Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, содержащим Y-хромосому, то впоследствии родится мальчик.

Для того чтобы понять, какая разница существует между спермой, содержащей X-хромосомы, и спермой, содержащей Y-хромосомы, проводились многочисленные исследования. Было доказано, что эти два вида спермы имеют различную плотность, проводимость, способность распространяться в жидкой среде, химическую активность. Опыты над животными позволили обнаружить возможность выделения одного из видов спермы и тем самым определять пол зародыша.

Однако это по многим причинам еще не испытано на людях. Основная из них состоит в том, что человека трудно поместить в те же условия, в которые помещались животные во время опытов. Однако возможно, что ученые достигнут прогресса в этой области, что позволит родителям выбирать пол своего будущего ребенка.

Сейчас в тех странах, где разрешены аборты, многие женщины прибегают к этой операции после того, как выясняется, что обнаруженный в процессе ультразвуковых или других исследований (например, при взятии пробы околоплодной жидкости) пол ребенка не соответствует их ожиданиям. Нельзя ли было бы прибегнуть к методу выбора пола зародыша, если бы это стало возможным?

!На этот вопрос шейх Юсуф аль-Кардави отвечает следующее.

Во-первых, мы должны помнить о том, что ребенок – это дар от Аллаха, будь то мальчик или девочка. Поэтому любой мусульманин должен принять такой дар с радостью и благодарностью. Помните, что в Исламе люди равны независимо от их пола. Всевышний Аллах говорит нам в Коране:

"Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других" (3:195).

Перед тем как ответить на заданный вопрос, хотелось бы напомнить, что в раннем мусульманском обществе исламские юристы старались не забивать себе и людям голову вопросами о таких вещах, которых не существует в современное им время.

Например, Ибн Умар говорил: "Не спрашивайте о том, чего еще не случилось". Религиозные ученые раннего исламского общества отвечали тем, кто задавал вопрос о чем-либо: "А произошло ли это или же только предполагается?" Если в вопросе содержалось предположение, то он оставался без ответа до тех пор, пока событие, о котором говорилось в сослагательном наклонении, не происходило в действительности. Ученые подвергали критике тех, кто задавал вопросы о вещах, еще не случившихся.

В данном случае можно было бы также применить этот подход, потому что – кто знает? – возможно, Аллах не допустит, чтобы человек смог определять пол будущего ребенка. Возможно, в опытах над людьми ученые столкнутся с непреодолимыми препятствиями. И тем не менее я отвечу на Ваш вопрос, потому что предположение, содержащееся в нем, вполне может стать реальностью в недалеком будущем.

Верующих может возмутить сама постановка вопроса о возможности выбора пола будущего ребенка, ведь в Коране есть аят с таким смыслом: "Аллаху принадлежит власть над небесами и землей; Он творит, что хочет, дает, кому пожелает, женское поколение, а кому пожелает, мужское" (42:49).

В Коране также говорится: "Аллах знает, что несет всякая самка; насколько сжимаются и насколько увеличиваются утробы. Ведь всякая вещь у Него по мере" (13:8).

Здесь можно заметить, что ведь и человек может узнать, что находится в матке у беременной женщины. Однако Божественные знания простираются намного дальше: Аллах знает судьбу будущего ребенка, поскольку предначертал ее заранее, в то время как человеку доступно узнать лишь медицинские аспекты. То же касается и пола зародыша. В любом случае человек не способен выйти за пределы, установленные Аллахом Мудрейшим: "И Господь наш творит, что желает, и избирает; нет у них выбора!" ( 28:68).

Таким образом, выбор пола ребенка является весьма сомнительным занятием. Если и можно прибегать к нему, то не из прихоти, а лишь в том случае, когда для этого имеются очень веские причины".

?Можно ли узнавать пол ребенка до его рождения путем ультразвукового исследования?

!Никаких оснований для запрета этого в Исламе нет. Вообще, Шариат допускает УЗИ в любых формах, так как все, что не запрещено, является дозволенным.

 

Часть седьмая:

Муж и жена.

 

О равноправии

В Коране Аллах говорит: "И для них [женщин] – то же самое, что и на них, согласно принятому. Мужьям над ними – степень. Поистине, Аллах – Великий, Мудрый!" (2:228). Однако если прочитать этоn аят на арабском языке, вдуматься в его смысл, то станет ясно, что здесь не подразумевается неравенства. Слова "и для них – то же самое, что и на них" означает равные права и равные обязанности. Кроме того (что самое важное), мужчины и женщины равны перед Аллахом Всевышним в отношении награды и наказания за их поступки:

"И ответил им Господь их: "Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других" (3:195);

"Дающие милостыню из мужчин и женщин и [те, которые] дали Аллаху хороший заем, – им будет удвоено и им – благородная награда" (57:18);

"Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие мужчины и женщины, покорные [Аллаху] мужчины и женщины, верные мужчины и женщины, терпеливые мужчины и женщины, смиренные [перед Аллахом] мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины, постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины, много поминающие Аллаха мужчины и женщины, – уготовил им Аллах прощение и великую награду!" (33:35).

Мы должны понимать, что равенство прав и обязанностей вовсе не означает, что эти права и обязанности должны быть одинаковыми, к чему призывают западные феминистки. Равенство надо понимать скорее как справедливость. Ведь мужчины и женщины различаются в физическом, а также в эмоциональном плане. Аллах создал их разными, и с этим нельзя не считаться. Во все времена и у всех народов общественная роль мужчин и женщин различалась.

Эмоциональная природа женщины, присущий ей инстинкт материнства, ее нежность и способность к состраданию позволяют ей играть роль заботливой матери, чуткой супруги, любящей дочери или сестры. Без этого семья не была бы счастливой, а общество крепким.

На муже лежат серьезные обязанности: обеспечение семьи всем необходимым (даже в том случае, если жена богата) и ее защита. Обратимся к смыслу еще одного аята Корана: "Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества" (4:34).

На плечи мужчин ложатся и основные тяготы, с которыми сталкивается общество. Именно мужчины защищают свою землю от врагов. Они несут основную ответственность и за экономическое развитие, и за справедливое руководство государством.

Лидерство мужа в семье не означает его диктатуры. Однако в любом коллективе, будь то семья, корпорация, государство, должен быть лидер, человек, способный при возникновении разногласий сказать решающее слово. Без этого неизбежны распад и деградация соответствующей социальной общности.

Конечно же, из всякого правила есть исключения – существуют жены, являющиеся основными добытчицами в семье, женщины, занимающиеся экономикой, политикой и даже военным делом. Это не запрещается Исламом. Однако на первом месте все же должна оставаться та роль женщины, которая была отведена ей Аллахом Мудрейшим.

Набиль Харун

Большая семья в Исламе

Перед многими мусульманами хотя бы раз в жизни вставали следующие вопросы: должны ли братья продолжать жить вместе после смерти своих родителей, даже если они и не хотят этого делать? Что делать детям в том случае, если родители живы? Жить молодоженам отдельно или с родителями? И т. д., и т. п.

Начать следует с того, что семья в Исламе считается фундаментом общества. Поэтому следует заботиться о ее укреплении, чтобы на основе семьи возникла прочная социальная структура, способная противостоять любым испытаниям. Важно помнить и о том, что на детях лежит обязанность заботиться о своих родителях. Однако это вовсе не означает, что все они должны жить под одной крышей. Дети могут проявить заботу, имея собственное жилище (лучше, конечно, неподалеку от родительского дома).

Что касается вопроса о том, поощряет ли Ислам совместное проживание взрослых братьев и сестер, как женатых (замужних), так и холостых, то ответ на него является отрицательным. Дело в том, что оно приводит к возникновению зависти и ревности, а также к нежелательным контактам женщин со своими родственниками, общение с которыми ограничено определенными рамками Шариата, в особенности, если возникают такие условия, когда они неизбежно остаются наедине. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) серьезно предупреждал о недопустимости возникновения подобных ситуаций.

Молодоженам, в свою очередь, следует помнить, что в Исламе нет конфликта между правом жены иметь отдельное жилье и правом родителей на проявление заботы и внимания со стороны их сына. Если муж продолжает заботиться о своих родителях, то он с женой может переехать в собственную квартиру. Исключение составляет тот случай, когда родители тяжело больны и нуждаются в постоянном присмотре.

Лучшее решение проблемы, когда молодая семья находит жилье неподалеку от родителей мужа. Жена в этом случае будет вести собственное хозяйство, а муж сможет регулярно посещать своих родителей. Однако в том случае, если родители возражают, лучше все-таки попытаться объяснить им ситуацию и убедить их в необходимости переезда.

Жене рекомендуется проявлять терпение в отношениях со своими свекром и свекровью и не вступать с ними в излишние споры. Если она сможет вести себя мудро и терпеливо, Аллах вознаградит ее. Если же она будет давать выход своему гневу и вступать в конфликты, то весьма вероятно, что в будущем ей придется пожалеть об этом.

Самый лучший выход для жены – относиться к родителям мужа как к своим собственным. Если они проявляют грубость по отношению к ней, то ей следует вести себя точно так же, как если бы она столкнулась с грубостью со стороны своих родителей.

Помните: "Терпи же, ведь твое терпение – только с Аллахом... Поистине, Аллах с теми, которые боятся, и теми, которые делают добро!" (16:127–128).

Итак, мы должны выполнять свои обязанности по отношению к родителям, а также братьям и сестрам, но при этом желательно проживать с ними не в одной квартире, а поблизости. Известно, что большая семья Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его жены не жили в одном доме. Но при этом они выполняли свои обязанности по отношению к родственникам, часто навещая их и проявляя внимание к их потребностям.

Ахмад Кутти, старший лектор Исламского института в Торонто (Онтарио, Канада)

Отношение мужа к жене

Человек, который не соизмеряет свои действия с шариатским законодательством, строит свои отношения с женой по усмотрению своего нафса, то есть плотской души. Некоторые гордятся тем, что они пугают жену, заставляют исполнять любые свои прихоти, показывая перед ней свою "храбрость" и силу. Другие, наоборот, оставляют жену как вольную птицу, позволяют ей делать все, что ей заблагорассудится. Некоторые беспредельно возвеличивают способности и достоинства жены, позволяют ей облачаться в любую модную одежду, противоречащую Шариату.

У каждого человека отношения с супругами складываются по-своему. А лучшие отношения в семье – это отношения, соразмерные требованиям Ислама. Так как путь исламской религии полностью соответствует природе человека и не допускает выхода за пределы дозволенного, то это есть путь, указанный Аллахом. Поэтому никогда не ошибается человек, который соизмеряет свои действия с Шариатом.

Перечислим то, что мужчине подобает делать в его отношениях с супругой:

- Муж обязан хорошо относиться к жене, быть терпеливым к ее недостаткам, не обращая слишком большого внимания на ее обидные слова и действия, если они не переходят границ, указанных в Шариате, милосердно прощая ее непрактичный или эмоциональный ум. В Коране говорится: "Вы относитесь всегда дружелюбно к жене во всех хороших делах" (4:19).

- Если они послушны вам, не следует вступать с ними в перепалку, обижать их или делать различие между ними (если жен несколько. – Ред.), нельзя притеснять их. В Коране говорится: "Если они будут покорны вам, то не ищите пути против них" (4:34), то есть не ищите ссоры с ними и пути их наказания. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) перед смертью завещал: "Не обижайте своих жен". Он терпеливо относился к недостаткам своих жен и прощал их слабости, чтобы это было уроком для последующих поколений. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым милосердным к детям и женам среди людей" (рассказал Муслим).

- Мужу не следует ограничиваться только терпимым отношением к недостаткам жены, следует время от времени шутить с ней, радовать и веселить ее. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) тоже шутил со своими женами. Асхаб Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: "Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) был самым веселым человеком при своих женах" (рассказал Баззар). В другом хадисе говорится: "Самый совершенный иман, самый прекрасный характер у верующего, который милосерден к своей семье" (рассказали Бухари и Ахмад).

- В то же время не следует слишком баловать жену, потакать ей во всем так, чтобы испортился ее характер и нравы, не надо доходить до вседозволенности. Если супруга поступает вопреки Шариату, то следует указать ей, что это нетерпимо. Ее душа так же, как и твоя, подчиняется, если ее обуздывать, и трудно овладеть ею, если проявить слабость. Все на земле и на небесах стоит на строгой дисциплине и порядке, и все, что выходит за пределы установленных границ, переходит в свою противоположность, поэтому в отношении жены нужно придерживаться "золотой" середины. Во всем надо стоять на пути истины, надо учитывать, что среди женщин встречаются и коварные, грубые, нервные, невоспитанные и невежественные. Чтобы защититься от их вреда, надо следовать истинному шариатскому воспитанию. Так как женщины по своей природе слабы, их душевной слабости нужно противопоставить милосердие, шутку и мягкое, нежное слово. Легкости их поведения и твердости их сопротивления следует противопоставить разум и твердость. Муж в своих действиях должен быть подобен искусному врачу, который использует лекарства в соответствии с болезнью пациента.

- Если в характере у жены появляются подозрительные черты, ведущие к непозволительным и опасным последствиям, мужу не следует делать вид, что он ничего не замечает. Не следует быть и слишком подозрительным и ревнивым. Здесь тоже следует соблюдать золотую середину. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил внезапно в поздний час посещать жену с целью ее проверки (если для этого нет убедительной и веской причины.) Одним из неприличных действий современных мужчин следует считать посещение дома с многочисленными друзьями, которые едят, пьют и развлекаются, а его жена и дочери в это время обслуживают эту компанию, ставят им на стол еду, выпивку и т. п. Одежда женщин зачастую бывает открытой, модной, что не соответствует требованиям Ислама. Также неприлично идти в гости к другу со своей женой и дочерьми, есть, пить, сидя вместе с женами за столом, а потом развлекаться под музыку и танцевать современные танцы. Также по Шариату не одобряется, если жена или дочери без особой необходимости ходят по рынкам, по улице и выходят из дому в нескромной, вызывающей или открытой одежде. Муж обязан этому препятствовать. Следует быть особенно строгим, если у жены или дочери обнаружились признаки легкого поведения. Таких женщин проклинает сам Аллах.

- Нельзя ограничивать жену в расходах и в одежде, но в то же время нельзя тратиться на нее слишком расточительно. В Коране говорится: "Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину, а не то сядешь порицаемым и опечаленным" (17:29), то есть не тратьте деньги без меры, слишком расточительно. В хадисе говорится: "Самый лучший из вас тот, кто лучше относится к своей семье" (рассказал Тирмизи). В другом хадисе говорится: "Если потратим один динар на пути Аллаха, один динар для освобождения раба, один динар на милостыню (садака) для бедняка и один динар для своей семьи, то больше всех вознаграждение мы получим за динар, потраченный на семью (рассказал Муслим). Али обеспечивал своих жен мясом хотя бы каждые четыре дня. Предпочтительнее сидеть за трапезой вместе со всей семьей, а не есть одному. Если семья принимает пищу в полном сборе, то ангелы читают за них молитву (ду’а). Оставшуюся после трапезы еду лучше отдать беднякам, муж должен предложить жене сделать так. Если жена знает, что муж это одобрит, ей разрешается раздать оставшуюся пищу беднякам и без указания мужа.

- Запрещается содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, от риба (проценты от одолженных денег), от воровства и грабежа. На заре распространения Ислама жены и дочери уезжающего на заработки главы семьи просили не привозить им ничего, добытого запретным путем. Они были готовы жить в бедности, потому что бедность терпеть легче, чем огонь Ада, который можно заслужить посредством вкушения запретного.

- Мужья, позволяющие женам ходить с неприкрытым, надушенным для привлечения внимания других телом, должны будут отвечать за это в Судный день. В хадисе говорится: "Каждый из вас пастух, и каждый будет отвечать за свое стадо" (рассказали Бухари и Муслим).

- Муж обязан научить жену иману, Исламу, намазам, дать понятие о поведении в менструальный период по Шариату, о запретном и дозволенном. Если он сам не знает, ему следует спросить у алима, а затем передать эти знания жене. Если муж не учит, то жена сама обязана пойти к знающему алиму и научиться. Мужу запрещается не позволять ей ходить к алиму за необходимыми знаниями, если он сам не идет к нему и не учит жену. В Коране говорится: "О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни" (66:6).

- Тем, у кого более одной жены, необходимо соблюдать равенство между ними как в имущественном обеспечении, так и в общении. Если муж одну ночь проводит у одной жены, то следующую ночь он обязан провести у другой. Запрещается нарушать очередь, за исключением особых случаев, например, когда одна из жен больна и т. п. Если нет особой надобности, не следует ходить к жене без очереди и днем. Если из-за болезни, боязни развода или ссоры одна жена уступает свою очередь другой, то и в этом случае муж не освобождается от наказания за грех, кроме тех случаев, когда она добровольно, искренне разрешает вне очереди посетить другую жену. В хадисе говорится: "Если двоеженец наклонится к одной, не наклоняясь к другой, то в Судный день он воскреснет наклоненным на один бок" (рассказали Тирмизи и другие).

- Если жена изменилась, ведет себя неподобающе и не подчиняется справедливым требованиям мужа, или по халатности, беспечности пропускает намазы, или отказывается от половой близости, то муж вежливо наставляет жену, опираясь в своих разъяснениях на требования Корана и хадиса, рассказывает ей о греховности подобного поведения и о вознаграждении за подчинение. Если она не поймет, то следует разделить постель, то есть спать отдельно или же повернувшись к ней спиной. Если она и тогда не поймет, то разрешается ее бить, но мягко, так, чтобы не ранить ее тело. Категорически запрещается бить жену по лицу. Не разрешается также после улаживания проблемы упрекать ее в содеянном. Муж абсолютно не имеет права обижать жену, мотивируя это тем, что он мужчина, что он храбр или силен. Муж имеет право ругать жену и бить ее только по религиозным мотивам, ради предупреждения зла, если в этом есть целесообразность. (убрать) Но он не имеет права ругать ее, переходя границы приличия и дозволенности. В Коране говорится, что " (убрать кавычки) Есть права и обязанности, которые обязан соблюдать муж перед женой, как имеются права и обязанности, которые должны соблюдать жены перед мужьями. (2:228).





©2015-2017 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!