Вот все те выгоды брака, на основании которых надо к нему стремиться. Что касается напастей от брака, то их три.
- Напасть первая заключается в том, что [человек] порой не способен найти разрешенное Шариатом, в особенности, в настоящее время. И случается, из-за семьи он бросается на поиски запрещенного и сомнительного, что будет причиной погибели его религии и его семьи. Тогда никакое достоинство это не исправит.
По преданию, раба Божьего удержат у Весов, на которых будут его благодеяния, каждое с гору. Затем его спросят: "Откуда ты обеспечивал семью?" И с него начнут взыскивать, пока все его благодеяния из-за этого не сойдут на нет. Тогда провозгласят: "Вот тот мужчина, у которого семья целиком поглотила его благодеяния, и он оказался заложником!"
По преданию первым, кто вцепится в раба Божьего во время Воскресения, будет его семья, которая скажет: "О Господи, взыщи с него, отдавая должное нам, ибо он потчевал нас запрещенной пищей, а мы не ведали, не обучал нас тому, что нам следовало знать, дабы мы остались невеждами".
Стало быть, каждому, у кого не будет какого-либо имущества и наследства, разрешенного Шариатом, или разрешенного Шариатом заработка, не стоит заключать брак, разве только зная твердо, что если он его не заключит, то впадет в блуд.
- Напасть вторая – заботиться о [членах] семьи нельзя иначе, как имея добрый нрав, проявляя терпение к их небылицам, снося их обиды и устраивая их дела. А это не каждому под силу. И бывает так, что он их обижает, становясь таким образом грешником, или бросает их на погибель.
По преданию, убегающий от [членов] семьи подобен беглому рабу, который убегает от своего хозяина: его намаз и пост не будут приниматься, пока он не сблизится с ними. В общем, у каждого человека есть своя душа. А тому, кто не в ладах со своей душой, лучше не брать на себя ответственность за душу другого.
|
У Бишра Хафи, да будет милостив к нему Аллах, спросили: "Почему ты не вступаешь в брак?" Он сказал: "Я боюсь этого аята: "И для них [женщин] то же самое, что и на них [мужчин], согласно принятому" (2:228)". А Ибрахим Адхам, да будет милостив к нему Аллах, сказал: "Каким образом мне вступить в брак? Раз мне нет нужды в женщине, как же я введу в заблуждение женщину относительно себя?"
- Напасть третья заключается в том, что сердце и мысли погружаются в обустройство семейных дел, отрываясь от поминания (зикр) Всевышнего Господа, поминания загробного мира и подготовки припаса для Воскресения. А все, что отвлекает тебя от поминания Всевышнего Господа, является причиной гибели. Поэтому Всевышний сказал: "О вы, которые уверовали! Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха" (63:9).
Стало быть, всякому, у кого нет сил на то, чтобы, занимаясь семьей, не отвлекаться от поминания Всевышнего Господа, как не отвлекался Посланник, мир да пребудет над ним, и всякому, кто знает о том, что, если не вступит в брак, то постоянно будет иметь желание к поминанию Бога и поклонению, находясь в безопасности от запрещенного Шариатом, предпочтительнее в брак не вступать. Ну а тому, кто опасается блуда, предпочтительнее брак. Исключение представляет тот, кто способен держаться разрешенного Шариатом, уверен в своем характере и в средствах обеспечения семьи и в том, что брак не отвлечет его от поминания Всевышнего, так что если он вступит в брак, то также постоянно будет занят поминанием Всевышнего.
|
Абу Хамид аль-Газали
Статистика в пользу брака
Научные данные говорят о том, что при всех невзгодах, трудностях и неприятностях семейные пары находятся в лучшем положении. Например, демографический ежегодник ООН сообщает, что средняя продолжительность жизни у состоящих в браке людей выше, чем у одиноких.
В США, в частности, смертность у одиноких женщин на 66–96% выше, чем у замужних, а у одиноких мужчин в 2,5–2,8 раза выше, чем у женатых.
Вероятность самоубийств у одиноких женщин превышает таковую у замужних на 51%, а одинокие мужчины идут на этот шаг в 2 раза чаще, чем женатые. Даже виновниками автокатастроф одинокие мужчины оказываются в 4 раза чаще, чем те, кто имеет семью.
Врачи проанализировали показатели смертности от болезней и травм среди женатых, холостых и разведенных. Оказалось, что по сравнению с женатыми холостые страдают болезнями сердца в полтора раза, а разведенные – в два раза чаще, гипертонической болезнью – в два и два с половиной раза соответственно, раком пищеварительных органов – в полтора и два раза, циррозом печени – в три и семь раз, раком легких – в полтора и два с половиной раза, попадают в дорожные происшествия – в полтора и четыре раза чаще.
Ф. М. Стехун тщательно изучил и сравнил образ жизни и состояние здоровья двух групп мужчин в возрасте от 18 до 45 лет.
Оказалось, что чем продолжительнее был период холостой жизни, тем сильнее сказывалось ее отрицательное влияние на психическое здоровье.
|
Так, раздражительность, замкнутость, чувство неуверенности в своих силах к 45 годам регистрировались у 93,3% холостяков, в то время как у женатых подобные расстройства отмечались лишь у 13,7%.
У холостых в два раза чаще, чем у женатых, диагностировался простатит, в четыре раза чаще – половые расстройства.
Почти у 50% обследованных холостяков либо было уменьшено число сперматозоидов, либо была снижена их подвижность. А состояние половой сферы является одним из признаков общего состояния здоровья.
Таким образом, семья увеличивает сопротивляемость мужчин и женщин болезням.
Условия заключения брака
Среди установленных Шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. В частности, мужчине запрещено вступать в брак с женщинами, находящимися с ним в кровном родстве.Запреты делятся на два вида: постоянные и временные.
I. Постоянные запреты. Они бывают трех видов:
а) Запреты, связанные с кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре "Женщины".
1. К матерям относятся: мать, бабушки (как по отцу, так и по матери).
2. К дочерям относятся: родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений.
3. К сестрам относятся: родные сестры, сестры по отцу и по матери.
4. К теткам со стороны отца относятся: тетки мужчины, тетки его отца, тетки его дедов, тетки его матери и тетки его бабушки.
5. К теткам со стороны матери относятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери его отца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабок.
6. К дочерям брата относятся: дочери родного брата, дочери брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и представительницы последующих поколений.
7. К дочерям сестры относятся: дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и т. д.
б) Запреты, связанные с кормлением грудью.
Они подобны тем, которые связаны с кровнородственными отношениями. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): "Запрещено в связи с кормлением грудью то, что запрещено в связи с кровным родством".
Однако запреты, связанные с кормлением, имеют ряд следующих условий:
1. Кормление грудью должно иметь место не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре раза, то кормилица не считается его матерью.
2. Кормление грудью должно иметь место до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в грудном возрасте. Если же кормление состоялось после завершения срока кормления грудью (то есть 2 года) или несколько кормлений имели место до истечения срока кормления грудью ребенка, а несколько – после, то кормившая женщина не считается матерью ребенка.
Если условия кормления грудью были соблюдены, то ребенок становится сыном (дочерью) кормилицы и братом или сестрой ее детей, а ее дети – братьями и сестрами независимо от того, появились они на свет до или после периода кормления. Дети мужа кормилицы становятся братьями и сестрами этого ребенка независимо от того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами.
Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников вскормленного кормилицей человека, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Например, кровнородственный брат такого человека может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков вскормленного кормилицей мальчика или девочки, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец или мать.
в) Запреты относительно родственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха: "Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т. д."
2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего: "Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, она становится запретной для его отца, дедов его и т. д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет".
3. Мать жены, ее бабки и представительницы предыдущих поколений: "После заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, независимо от того, были у них половые отношения или нет, ее мать и бабки как по линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него".
4. Дочери жены, а также дочери ее сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, то есть падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись до этих сношений, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего: "После того как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него запретными, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа".
II. Временные запреты.
Временные запреты бывают нескольких видов:
1. Запрет на сестру жены, ее теток как по отцовской, так и по материнской линии. Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, без различия, по причине ли смерти жены или в результате развода.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери".
2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период, составляющий 4 месяца и 10 дней, и в это время ей нельзя делать предложение.
Период выжидания после развода составляет:
- три менструальных цикла, если у женщины бывают менструации;
qтри месяца, если она еще не имела менструаций или в связи с возрастом менструации навсегда прекратились;
- время до рождения ребенка, если она беременна.
3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет с себя ихрам. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать с ней в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и женщина совершит полное омовение.
Полигамия
Многоженство с древнейших времен было распространено во многих человеческих обществах. Библия не запрещает многоженство, а Ветхий Завет и раввинистическая литература подчеркивают законность полигамии. Рассказывается, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц (1 Цар. 11:3). О царе Давиде говорится, что у него было множество жен и наложниц (2 Сам. 5:13). В Ветхом Завете также содержатся указания, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен (Втор. 22:7). Единственное ограничение, касающееся многоженства, состоит в запрете брать в жены двух сестер (Лев. 18:18).
Талмуд рекомендует иметь не более четырех жен. Среди европейских евреев многоженство было распространено вплоть до XVI в. У восточных евреев многоженство существовало до тех пор, пока они не эмигрировали в Израиль, где оно запрещено законодательством. Однако религиозный закон, в ряде случаев имеющий преимущество перед светским, допускает наличие у одного человека нескольких жен.
А что же Новый Завет?
Отец Юджин Хиллман в своей глубокой и серьезной книге "Новый взгляд на многоженство" отмечает: "...нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, запрещающего многоженство". Более того, Иисус (мир ему) не выступал против полигамии, хотя она была распространена среди евреев в его эпоху.
Отец Хиллман подчеркивает тот факт, что Римская церковь запретила полигамию, стремясь согласовать положение с нормами греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию. Автор цитирует св. Августина: "Сейчас, в наше время, и согласуясь с римским обычаем, не допускается более брать себе вторую жену".
Африканские церкви и христиане часто напоминают своим европейским братьям, что церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией.
Коран также допускает многоженство, однако с определенными ограничениями. В противоположность Библии, Коран ограничивает максимальное количество жен четырьмя при строгом условии справедливого отношения к женам и равноправия между ними. Не следует понимать это так, что Коран поощряет многоженство или рассматривает его как идеал: Коран допускает или позволяет многоженство, но не более того.
В Коране сказано: "Женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной" (4:3). (добавить)
Почему все же полигамия считается допустимой? Ответ прост: в определенных конкретно-исторических условиях могут быть объективные социальные и нравственные причины для ее существования. Как явствует из стихов Корана, проблема многоженства в Исламе не может быть рассмотрена без учета обязательств общины по отношению к сиротам и вдовам. Ислам как универсальная религия, адекватная любым странам и эпохам, не может игнорировать эти неизбежные обязательства.
В большинстве человеческих обществ женщины численно преобладают над мужчинами. В частности, в США женщин по меньшей мере на восемь миллионов больше, чем мужчин, а в России эта разница еще больше. По официальным данным, в Дагестане среди новорожденных примерно 51% составляют мальчики, а 49% – девочки. К 60-му году жизни соотношение между мужчинами и женщинами становится 40 на 60. Как может общество сбалансировать эту разницу? Решения могут быть самыми разными – одни предпочитают целибат (безбрачие), другие – умерщвление новорожденных девочек (существующее в некоторых обществах по сей день!). Некоторые полагают, что единственным выходом из этого положения является принятие всех видов сексуальной свободы – проституции, внебрачных половых связей, гомосексуализма и т. д.
Для других же, например для многих современных африканских обществ, наиболее достойным решением представляется полигамный брак как признанный и одобряемый обществом институт. На Западе часто не находит понимания тот факт, что во многих культурах женщины не рассматривают полигамию как проявление дискриминации и унижения. Например, многие молодые девушки в африканских странах, как мусульманки, так и христианки, предпочли бы выйти замуж за женатого человека, уже успевшего проявить себя ответственным и надежным мужем.
Во многих африканских странах многоженство настолько признано в обществе, что даже протестантские церкви вынуждены проявлять к нему снисходительность. Внимательно изучив африканское многоженство, священник англиканской церкви Дэвид Джитари пришел к выводу, что в идеале оно гораздо больше соответствует христианской нравственности, чем разводы и повторные браки, влекущие за собой распад семей и отрицательно отражающиеся на детях.
Проблема количественного дисбаланса мужчин и женщин особенно остро проявляется в периоды войн и катаклизмов. Так, например, после Второй мировой войны в Германии на 100 мужчин в возрасте от 20 до 30 лет приходилось 167 женщин того же возраста. Многие из этих женщин нуждались в мужчине не только как в спутнике жизни, но и как в кормильце и опоре в домашнем хозяйстве в период беспрецедентных тягот и лишений.
Солдаты победоносных армий союзников бесцеремонно пользовались этими трудностями. У многих молодых девушек и вдов были внебрачные дети от солдат-победителей, которые расплачивались за сексуальное удовольствие сигаретами, шоколадом и хлебом. Десятилетние дети, услышав о таких подарках иностранцев, от всей души желали своим матерям найти такого "англичанина", чтобы не оставаться голодными.
Стоит спросить себя, что же является более унизительным для женщины: "варварское" многоженство или "цивилизованная" проституция, иными словами, кораническое разрешение или теология, основанная на культуре Римской империи? Небезынтересно также, что вопрос о многоженстве обсуждался на международной молодежной конференции по проблемам полового дисбаланса, проведенной в Мюнхене в 1948 г. И хотя первоначально эта проблема вызвала крайне негативную реакцию, в конце концов, после серьезного изучения полигамия вошла в число рекомендаций конференции.
По сей день многоженство остается довольно эффективным средством решения многих социальных проблем современного общества. Ответственность общества, упоминаемая в Коране наряду с разрешением многоженства, чаще оказывается востребованной даже не в Африке, а в некоторых западных странах. Так, например, в афро-американской общине США сегодня наблюдается серьезный кризис мужского воспроизводства. Каждый двадцатый чернокожий юноша не доживает до 21 года. Значительная часть мужчин в возрасте от 20 до 35 лет погибает в результате убийств. Эта критическая ситуация в дополнение к высокому уровню безработицы и другим социальным проблемам приводит к тому, что каждая четвертая чернокожая женщина не имеет никаких шансов выйти замуж. Кроме того, многие чернокожие женщины становятся матерями-одиночками в возрасте до 20 лет. В результате многие из них оказываются вовлеченными в разного рода сексуальные и имущественные аферы с женатыми мужчинами.
В этой ситуации многие эксперты настоятельно рекомендовали многоженство как экстренный способ решения такого рода проблем. Также было отмечено, что полигамия не может быть запрещена в обществе, закрывающем глаза на проституцию и супружеские измены. Американский антрополог католического происхождения Филип Килбрайд в своей сенсационной книге "Многоженство в наши дни" серьезно рассматривает полигамию как лекарство от многих социальных болезней современного американского общества в целом. Он утверждает, что многоженство может во многих случаях быть потенциальной альтернативой разводу, способной предотвратить отрицательное воздействие последнего на детей.
Необходимо отметить, что многоженство в Исламе требует взаимного согласия. Никто не имеет права принудить женщину выйти замуж за женатого мужчину против ее воли. Более того, женщина может поставить своему мужу условие не брать себе вторую жену.
Библия, напротив, в некоторых случаях навязывает многоженство. Так, согласно Ветхому Завету, бездетная вдова должна выйти замуж за брата своего мужа, даже если он уже женат, причем независимо от ее согласия (Бытие 38:8–10).
Следует также отметить, что в большинстве мусульманских стран многоженство представляет собой довольно редкое явление, а количественная разница между мужчинами и женщинами не столь велика. Можно с уверенностью сказать, что полигамные браки в мусульманском мире гораздо более редки, чем внебрачные связи на Западе. Иными словами, мужчины в мусульманских странах сегодня оказываются на практике гораздо менее полигамными, чем на Западе.
Шариф Абдель Азим,
доктор философии Королевского университета,
Кингстон, Онтарио, Канада
Жены Пророка Мухаммада
Как известно, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) одновременно был женат на девяти женщинах, в то время как Ислам запрещает иметь более четырех жен. Этот факт до сих пор является причиной споров и нападок со стороны тех, кто старается представить Пророка (мир и благословение Аллаха ему) как любвеобильного, несдержанного человека, тем самым подвергнув сомнению его божественную миссию. Вопрос, касающийся количества жен Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), – один из самых часто задаваемых на встречах с мусульманскими учеными. Здесь приводится разъяснение по этому поводу, данное видным исламским деятелем и богословом Юсуфом Абдуллой аль-Кардави.
Ислам появился в обществе, где полигамия, не определенная никакими ограничениями и условиями, была распространенным явлением. Мужчина мог иметь неограниченное количество жен. Так было и среди древних народов. К примеру, из Ветхого Завета мы знаем, что у пророка Давида (Дауда) было сто жен, а у пророка-царя Соломона (Сулеймана) было 700 жен и 300 наложниц. Ислам ограничил эту традицию, запретив иметь более 4 жен. Мусульманам, имевшим более 4 жен, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел выбрать из них 4 жен, дав остальным развод. Так под покровительством мужчины оставалось не более 4 жен, но при условии равно справедливого отношения к ним. В ином случае мужчина обязан ограничиться одной женой. "Если же вы опасаетесь, что не сможете заботиться о них одинаково, то женитесь на одной", – сказал Всевышний Аллах.
Однако Всевышний выделил Своего Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) среди остальных людей, позволив ему оставить тех жен, на которых он уже был женат, и не обязав его разводиться с ними, заменять их на других жен или брать новых. Причина избранности Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в этом отношении кроется в особом статусе его жен в мусульманской умме: Аллах назвал их в своей Книге матерями всех верующих. Исходя из этого духовного материнства, Он запретил женам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) выходить замуж после их совместной жизни. А это значит, что жены, получившие развод от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), всю свою жизнь не имели бы права выходить за других и лишились бы права относиться к семье Пророка (мир ему и благословение Аллаха), что стало бы наказанием за то, чего они не совершали.
Представьте себе, что Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) получил бы приказ от Аллаха выбрать четырех и дать развод остальным своим женам, тогда получившие развод лишились бы чести называться "матерями верующих", что явилось бы для Пророка (мир ему и благословение Аллаха) очень трудной задачей и неминуемо привело бы к ущемлению прав какой-либо из жен или, по крайней мере, нанесению им морального ущерба.
Поэтому Всевышний сделал исключение для Своего избранника (да благословит его Аллах и приветствует), оставив ему всех его жен. Резонен также вопрос, почему Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) женился на девяти женщинах? Здесь ответ очевиден. Все его браки были совершены отнюдь не для того, чтобы удовлетворить какие-то физиологические потребности, как стараются представить это некоторые востоковеды. Если бы это было так, почему тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в расцвете своих сил, в двадцатипятилетнем возрасте, женился на женщине, которая была старше него на пятнадцать лет, дважды бывшей замужем, и провел с ней всю свою молодость в счастье и согласии? После ее смерти Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) отзывался о Хадидже с теплотой, заставившей ревновать Аишу, а год смерти своей первой супруги назвал "годом скорби".
Только после смерти Хадиджи, когда Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) было пятьдесят три года, он женился на других женщинах. Первой (после Хадиджи) супругой Пророка стала Сауда. Она была уже в возрасте и стала хранительницей домашнего очага. Затем Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в знак уважения к своему самому близкому соратнику Абу Бакру Сыддику, чтобы скрепить отношения не только духовным братством, но и родственными узами, женился на его дочери Аише.
Чтобы никоим образом не умалить значение своего не менее выдающегося соратника Умара, после женитьбы на Аише Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) женился на его дочери Хафсе. Уместно отметить, что Хафса не обладала привлекательной внешностью и была вдовой. Таким же образом он поступил, женив Усмана Ибн Аффана на своих дочерях Рукийе и Умм Кульсум, а Али Ибн Абу Талиба на Фатиме. Женитьба Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) на Умм Саламе также имела свою предысторию. Подобно Хафсе, Умм Салама не отличалась красотой. Вместе со своим мужем Абу Саламой они претерпели много страданий, им пришлось переселиться в Эфиопию, спасаясь от гонений мекканцев-язычников. Умм Салама тоже очень любила своего мужа, считая, что нет человека более достойного, чем он. Абу Салама, услышав слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), с которыми он обращался к Аллаху в трудный час, обучил им свою жену: "Все мы принадлежим Всевышнему и к Нему будем возвращены. О Аллах, даруй мне награду за сносимые тяготы и избавь меня от них в будущем". После смерти мужа Умм Салама обратилась к Аллаху с этой молитвой, и Всевышний даровал ей в супруги самого достойного человека – Своего избранника Мухаммада, да будет Аллах милостив к нему.
Причиной некоторых браков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) стало стремление привлечь к Исламу отдельные арабские племена. Примером тому является его женитьба на Джувайрии бинт Харис. В битве с бани мусталик в плен к мусульманам вместе с остальными попала и Джувайрия. Когда сподвижники узнали, что Посланник Аллаха женился на ней, они освободили всех пленников из народа Джувайрии, что побудило многих ее соплеменников принять Ислам.
Что касается его женитьбы на Умм Хабибе – дочери одного из самых заклятых врагов Ислама Абу Суфьяна, то причиной тому стала тяжелая ситуация, в которой оказалась эта мужественная женщина. Спасаясь от притеснений своего народа, они с мужем бежали в Эфиопию, где ее постигло еще одно несчастье: ее муж принял христианство и погряз в пьянстве. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Умм Хабибе, чтобы она не осталась одна на чужбине. Узнав о постигшем ее горе, он обратился к правителю Эфиопии с просьбой стать его уполномоченным в их заочном бракосочетании. Вторая причина этого брака заключалась в надежде на то, что Абу Суфьян, став близким ему человеком, прекратит гонения на мусульман.
Итак, каждый из браков Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – заключал в себе какой-то смысл. Основным поводом к ним послужило объединение племен и призыв их к Исламу через установление с ними родственных отношений, учитывая огромную роль родственных связей в арабском обществе того времени.
Неоценимую роль сыграли "матери" верующих в обучении мусульман всему, что они видели и слышали от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) за время их совместной жизни. Они передали большое количество хадисов, посвященных быту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также семейным отношениям и вопросам, имеющим отношение только к женщинам.
Из семейной жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) мы можем извлечь множество уроков, главным из которых является то, что Посланник Аллаха – пример для подражания для каждого мусульманина. Вся его жизнь – это идеал, к которому должен стремиться каждый верующий, и отношение к своей семье и супруге не является исключением.
"Праведная мусульманка"
Принципы выбора супруга или супруги
Мусульманин не должен торопиться с выбором спутницы жизни. Он должен найти именно ту девушку, которую украшают высокие исламские качества, и которая может обеспечить ему стабильную и благополучную супружескую жизнь. Мусульманину следует помнить, что он выбирает не только невесту, но и мать своих будущих детей. Поэтому он не должен смотреть только на красоту девушки, в первую очередь необходимо, чтобы его избранница придерживалась истинной религии, обладала здравым умом и отличалась благочестивым нравом. По этому поводу Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: "При выборе супруги принимаются во внимание четыре фактора: ее богатство, знатность, красота и религия; ищи же ту, которая придерживается [заповедей] религии, и да сопутствует тебе удача" (аль-Бухари и Муслим).
Однако наряду с необходимыми нравственными качествами красота также относится к числу основных качеств, которые мужчина ожидает увидеть в праведной женщине, и одно не исключает другое. В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказано, что если мужчина женится на женщине только из-за ее красоты или богатства, то его надежды не оправдаются. Но если возьмет ее в жены, учитывая ее праведность, то Всевышний одарит его и богатством и красотой, которые он ожидал видеть в своей супруге.