?Мне 23 года, в прошлом году я женился, слава Аллаху, на девушке с иманом. Я стараюсь неукоснительно соблюдать Шариат. Мы живем в доме моего отца, и он хочет контролировать всю нашу жизнь (куда пойти, как и зачем). У меня уже своя семья, и я сам хочу распоряжаться ей, как посчитаю нужным. Хвала Всевышнему, я знаю, что правильно, а что нет, и этот контроль мешает мне. Что мне делать?
!Мы искренне советуем Вам проявлять максимум терпения и послушания по отношению к отцу. Это обязательно (ваджиб), пока он не повелевает запрещенное в Исламе.
Ахмад привел хадис от Муаза ибн Джабаля: "Завещал мне Посланник Аллаха (мир ему и благословение) десять вещей, среди которых было упомянуто: "и слушайся родителей, даже если они повелят тебе бросить жену и богатство". Также сказал Пророк (мир ему и благословение): "Отец – средние из ворот Рая, так береги их".
?Разрешается ли по Шариату вступить в брак с бывшей женой брата?
!Согласно Шариату, дозволено вступить в брак с бывшей женой брата так же, как и с любыми другими женщинами. При этом необходимо, чтобы истек срок идда: после смерти мужа – 4 месяца и 10 дней, а после развода – три периода очищения.
?Могут ли два брата быть женаты на двух сестрах?
!Да, это разрешено. Запрещено одному мужчине одновременно состоять в браке с двумя сестрами.
?Я приняла Ислам в январе 2002 года и сразу вышла замуж. По-моему мнению, муж взял меня в свою собственность (он это так называет) только для сексуального удовлетворения.
Я живу одна, он находится у родителей и посещает меня раз в неделю. Когда я прошу больше уделять мне внимания, он говорит, что не оставит свою семью из-за меня, но я этого и не прошу. Материально муж меня не обеспечивает, так как сам не работает, живет за счет родственников.
|
В отношении детей говорит, что пока рано, так как он еще не встал на ноги. Также он полагает, что я еще недостойна войти в его дом и семью. Он считает, что наш с ним брак – это не семья, по его словам, "семья – это когда есть дети".
Скажите, пожалуйста, если я заявлю о разводе, будет ли это считаться большим грехом? Я читала о том, что Всевышний не одобряет развод.
Наш брак почти развалился, муж просто хорошо устроился, и я ему нужна до тех пор, пока его не женили на девушке одной с ним национальности.
!В приведенном случае муж ущемляет ваши права, так как он не предоставляет материальное обеспечение, куда входит жилье, одежда и питание. Поэтому вы имеете полное право обратиться к имаму, чтобы он потребовал развода.
?Что делать, если супруга не соблюдает Шариат?
!В данной ситуации важно проявление тактичности и деликатности, ведь человек не может измениться в одночасье. Слишком уж долго мусульманам не давали возможности полноценно выполнять религиозные обязанности и предписания, поэтому возвращение к истокам – путь тернистый, требующий от всех нас терпения и взаимопомощи. Будьте для своей супруги примером постоянства во всем обязательном, чаще общайтесь, и, возможно, вы придете к согласию: "...Ведь согласие – лучше всего..." (4:128).
Я лично знаю случаи, когда жены-немусульманки становились мусульманками, а религиозно непрактичные становились практичными. Но от мужей это требовало терпения, мудрости, выдержки. По времени это занимало годы! Главное – не торопить, не дергаться и не дергать. Есть богословское правило: "Кто торопит результат и хочет получить его еще до назначенного свыше времени, тот не получит его вообще".
|
Если вы сами будете все это время соблюдать каноны Ислама, применять их в практической семейной жизни, то и ваша благоверная проявит покорность Творцу, станет религиозно-практичной мусульманкой. Зачастую людям свойственно мифическое стремление изменить окружающий мир, не изменив себя. К сожалению, желаемый результат не достигается. И наоборот, совершенствуя себя, можно изменить не только одного человека, но и многих, даже весь мир, по милости Всевышнего.
Шамиль Аляутдинов
?Допустимы ли интимные отношения с женой во время менструации?
!Шариатом запрещается вступать в половую близость во время менструального цикла и послеродового очищения. Также мужчине не дозволяется трогать и наслаждаться тем, что находится между пупком и коленями супруги в дни менструации. Жене, в свою очередь, запрещено позволять мужу трогать эти места, даже если он хочет, или же самой дотрагиваться до мужа этими частями тела.
В Коране имеется указание по этому поводу, смысл которого можно передать следующими словами:
"Они спрашивают тебя [, о Мухаммад,] о менструациях и возможности половых сношений с женами в этот период. Скажи им, что это время недуга у женщин. Отдалитесь от них и не прикасайтесь к ним, пока у них не пройдет кровотечение и они не очистятся" (2;222).
Если же это все-таки произошло, мужчина должен раскаяться. Если супруг в этот период совершил половой акт, то ему необходимо также выплатить выкуп (каффара) за содеянное, отдав его бедным. Кроме того, медициной доказано, что половые сношения во время месячных могут привести к различным болезням, а женщина даже может стать бесплодной. В то же время мужчине разрешается быть с женой, находящейся в менструальном цикле, и заниматься всем остальным, исключая вышеназванные пункты. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал об этом: "Совершайте все, что захотите, кроме полового акта" (Муслим, ат-Табарани). После того как женщина освободится от менструального цикла, она должна подмыться, затем совершить полное омовение, после чего интимные отношения по Шариату становятся дозволенными.
|
?Почему в некоторых регионах женщинам во время менструации рекомендуют не готовить еду?
!Согласно суфийской этике, желательно есть пищу, приготовленную человеком, находящимся в состоянии ритуальной чистоты. Однако если человек не следует данному положению, то его действия не считаются порицаемыми (макрух). Это вопрос личного выбора каждого человека, не стоит слишком заострять внимание на данном вопросе и впадать в крайности.
?Можно ли заниматься сексом с презервативом во время менструации?
!В период месячных запрещено дотрагиваться до женщины в области между пупком и коленями, не говоря уже о половом акте, пусть даже с презервативом.
?Может ли супруга во время месячных доводить мужа до оргазма руками?
!Жене дозволено доводить мужа до оргазма рукой в любое время. Мужу же запрещается во время месячных трогать жену в области от пупка до колен без препятствия (то есть по оголенному телу). Аиша передала: "Во время менструации Пророк (мир ему и благословение) велел нам надевать изары (нечто вроде длинных шаровар, укрывающих нижнюю часть тела), после чего ложился с нами в постель". Она также рассказала, что "Посланник Аллаха (мир ему и благословение) продолжал иметь с нами интимные отношения, не совершая половой акт" (Бухари, Муслим).
?Наказываются ли муж и жена, если они поменялись по взаимной договоренности своими обязанностями, то есть она зарабатывает, а он сидит дома и занимается домашними делами?
!В подобной ситуации нет никакого греха. Однако жена должна соблюдать все необходимые предписания Шариата.
?Мой муж мусульманин. Он пытается меня убедить, что мужчина не должен носить тяжелые сумки. Это он аргументирует тем, что у них в Азербайджане помогающего женщине мужчину с сумками вообще на улице не увидишь.
Находясь на рынке, где я делаю покупки для дома, он, прежде чем что-то купить, интересуется: "А ты все это дотащишь?" Конечно, я дотащу, пусть очень тяжело, пусть с передышками, главное, чтобы было подъемно, хотя для сильного мужчины это было бы легкой ношей. И даже когда мы идем рядом, сумки несу я, а он идет налегке! Если это правильно, я смирюсь и не буду на этом больше акцентировать свое внимание.
!Ваш муж, видимо, не знает о том, что Пророк (мир ему и благословение) оказывал посильную помощь своим женам. Он иногда готовил пищу, убирался в доме и делал многое другое. В хадисе сказано: "Лучший из вас тот, кто лучше всех обращается со своей супругой".
Также передано, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сам носил тяжелую ношу, помогая женам. В этой связи следует напомнить вашему мужу, что Всевышний Аллах в Коране сказал: "Был для вас в Посланнике Аллаха благой пример".
?Разрешено ли женщинам носить украшения вне дома?
!Женщина может находиться вне дома с украшениями, если их количество не выходит за рамки, которые приняты в этом плане для всех женщин данной местности. Но если женщина надевает украшения с целью привлечь внимание посторонних мужчин, то это запрещено.
?Насколько мне известно, по Шариату муж должен выделять содержание жене. Но если он это делает в недостаточном количестве, то можно ли жене без спроса брать его деньги?
!В таких случаях жена не имеет права самовольно брать деньги. Она должна обратиться к местному имаму, и он потребует у мужа выполнения его обязанностей. В случае если нет имама, можно обратится к мужу через своего родственника-опекуна (вакиль).
?Если муж принял спиртное, можно ли жене заняться с ним любовью, учитывая, что она совершает намаз?
!Грех, совершенный мужем, не является запретом для вступления с ним в интимные отношения. Однако жена должна стараться направить его на правильный путь.
?Может ли жена быть инициатором интимной близости с мужем?
!Может.
?Можно ли целоваться родителям в присутствии детей?
!Правила Ислама, касающиеся этого вопроса, таковы.
Первое правило.
Если ваши объятия и поцелуи подобны тем, которые обычно имеют место между вами, когда вы наедине, тогда видеть их запрещено детям любого возраста. Всевышний Аллах говорит нам: "О вы, которые уверовали! Пусть просят разрешения у вас те, которыми овладели ваши десницы, и те, которые не достигли зрелости, три раза: до молитвы на заре, около полудня, когда вы снимаете одежду, и после молитвы вечерней – три наготы у вас. Нет ни у вас, ни на них греха после них: тогда ходите одни из вас к другим. Так разъясняет вам Аллах знамения! Аллах – Знающий, Мудрый! А когда дети у вас достигнут зрелости, то пусть они просят позволения, как просили те, что до них. Так разъясняет Аллах Свои знамения! Аллах – Знающий, Мудрый!" (24:58, 59). Ибн Касир разъясняет: "В этом аяте говорится, что слуги и дети не должны входить в спальню к взрослым в определенное время суток, поскольку может случиться так, что в это время между ними происходят интимные отношения".
Если дети должны просить разрешения, чтобы случайно не увидеть того, что происходит между мужем и женой, то, естественно, заниматься этим открыто и преднамеренно запрещено. Вспомним об этикете, который соблюдался в семье Пророка (да благословит его Аллахт), а также о том, насколько деликатно его сподвижники рассказывают о деталях его личной жизни.
Существует, однако, хадис, переданный со слов освобожденного раба Абдуллы ибн Аббаса. В нем говорится, что Абдулла ибн Аббас провел ночь в одной спальне со своей тетей по линии матери Маймуной, женой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Абдулла рассказывал, что он положил свою голову на один край подушки, в то время как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его жена лежали на другой стороне. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спал лишь немного, до или после полуночи, затем он протер глаза, после чего стал читать последние 10 аятов из суры "Семейство Имрана" (передано Бухари и Муслимом).
Ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) говорит: "Это свидетельствует о том, что мужчина может спать со своей женой, не вступая с ней в интимные отношения, в присутствии ее родственника степени махрам, даже если он достиг того возраста, когда человек способен понимать смысл происходящего".
Аль-Кади говорит: "В некоторых версиях этого хадиса упоминается о том, что у Маймуны в то время были месячные, о чем знал Абдулла ибн Аббас". Несмотря на то что цепочка передачи (иснад) этого хадиса не полностью достоверна, здесь содержится интересная мысль. Ибн Аббас, скорее всего, не стал бы просить разрешения оставаться всю ночь с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и его женой, если бы он знал, что тот мог пожелать вступить с ней в интимные отношения. Кроме того, совершение прилюдно тех поступков, которые обычно муж и жена совершают, лишь оставшись наедине, противоречит чести и достоинству семейной пары.
Что касается детей, то необходимо задуматься о том, какой негативный эффект может произвести на них увиденное. Дети рождаются наделенными инстинктом подражать своим родителям во всем, и возможно, что ребенок, ставший свидетелем сцены близких отношений, по своему неведению впоследствии начнет подражать увиденному. Кроме того, дети могут рассказывать своим сверстникам и другим людям о том, что происходит между вами, а это противоречит исламской этике.
Второе правило.
Если муж и жена проявляют взаимную привязанность "невинным" образом, но так, что при этом демонстрируют чувство доброты и стремление заботиться друг о друге, то это не только допустимо, но и желательно, поскольку наполнит дом миром, теплом и любовью. Особенно поощряется, когда супруги открыто поздравляют друг друга с мусульманскими праздниками.
Подобное проявление чувств окажет на детей положительное влияние, поскольку даст им понять, что в их семье царят счастье и гармония. Таким образом, в демонстрации привязанности супругов друг к другу нет ничего плохого при том условии, что муж и жена не выходят за рамки приличия.
Шейх М. С. аль-Мунаджид, известный мусульманский лектор из Саудовской Аравии
?Можно ли покупать для своей жены вызывающую одежду (допустим, западную) c целью повысить ее сексуальную привлекательность при условии, что она будет так ходить только дома и кроме меня никто, даже дети, ее не увидит.
!Это дозволено.
?У моего отца две жены. Мы с матерью живем в отдельном доме, а у второй жены имеется квартира. Но когда мать уезжает куда-нибудь с ночевкой, то отец приводит вторую жену к нам. В результате случаются скандалы. Имеет ли он право так поступать по Шариату?
!Поскольку дом, в котором вы живете, принадлежит отцу, то он имеет право приводить свою вторую жену в него, когда в нем нет первой супруги. Детям же не дозволяется скандалить с отцом, им надлежит уважать его и почитать, несмотря на то, что им в нем может что-то не нравиться.
?Можно ли называть жену "моя душа", говорить "Ты – самое лучшее, что есть в этом мире" или "Лишь ты придаешь смысл моей жизни" и т. д.?
!Шариат настоятельно рекомендует мужу и жене делать друг другу комплименты, даже в том случае, если сказанное является преувеличением или лестью. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: "Ложь дозволена в трех случаях: во время войны (чтобы обмануть врага), в процессе примирения противоборствующих сторон, а также между мужем и женой". То, о чем Вы пишете, попадает в третью категорию. При этом вы пользуетесь поэтическим языком, что только поощряется.
Хорошо известный литературовед аль-Джахиз сказал: "Самая элегантная форма поэзии – та, которая основана на лжи". Он имел в виду различного рода преувеличения, метафоры и другие приемы поэтической техники.
Таким образом, нет ничего предосудительного в том, чтобы называть жену "моя душа" и говорить ей тому подобные слова.
Шейх Мухаммад аль-Мухтар аш-Шинкити
директор Исламского центра, Техас
?В Раю для мужчин приготовлены гурии, а кто ожидает женщин?
!В Вечной жизни у женщин будут мужья из числа обитателей Рая. В то же время женщины в Раю будут намного превосходить гурий. В хадисе говорится: "Если бы райская женщина появилась на Земле, тогда весь мир заполнился бы прекрасным запахом. Она осветила бы все от Запада до Востока. Платок же, повязанный на ее голове, лучше, чем этот мир и все, что в нем есть".
? Вопрос возник даже не у меня, а у моей сестры в ходе бесед об Исламе. Она спросила: "Вот в Коране написано о гуриях, которые будут даны в Раю верующим мужчинам, а как быть с женщинами?" Какое место в Раю занимает женщина? В Коране написано, что Рай предназначается мужчинам, а про женщин я не нашла.
!Особенность арабского коранического повествования заключается в том, что при повествованиях, касающихся мужчин, в арабском языке автоматически подразумеваются и женщины.
Кроме того, в Коране немало сур, указывающих на то, что женщины получат один к одному с мужчинами, а возможно и больше:
"Не дам Я пропасть ни одному деянию людей, будь то [совершавший его] мужчина или женщина" (3:195); "А тот, кто делает добро, мужчина ль, женщина ли это, и верует при этом [в Бога], тот в Рай войдет..." (4:124); "Тот, кто творит добро и при этом является верующим, будь то мужчина или женщина, – тому Мы жизнь благодатную даруем [райскую обитель в вечности]..." (16:97); "В тот День увидишь ты, как впереди у истинно уверовавших мужчин и женщин и по праву сторону от них струится ясный свет. Благая весть вам – райская обитель, где пребудете вы вечно..." (57:12).
Шамиль Аляутдинов
?Имеет ли право муж дать развод жене, оказавшейся не девственницей, если она поклялась на Коране, что не совершала прелюбодеяние, а потеряла девственность, например, занимаясь спортом?
!Развод является наиболее богопротивным из дозволенных поступков. Мусульманин не должен прибегать к нему по малейшему поводу, разбивая сердце женщины, разрушая семью без законного на то основания и причины. Особенно это касается развода в начале супружеской жизни, поскольку он наносит наибольший вред женщине, порождая вокруг нее сплетни и домыслы. Если объяснения жены разумны и правдоподобны, то они должны быть приняты мужем.
Если жена поклялась Всевышним Аллахом, что не совершала прелюбодеяния в своей жизни, то у мужа есть основание верить ей. Известный принцип гласит, что бремя доказательства лежит на истце, а клятва – на ответчике. В данном случае истцом является муж, который не располагает доказательствами. Поэтому не остается ничего, кроме доверия клятве жены.
Шариат положил в основу взаимоотношений людей принцип презумпции добропорядочности (хусну аз-зан). Мусульманину грешно думать плохо о своем брате по вере. Следовательно, необходимо стремиться к примирению супругов, делая для этого все возможное. В достоверном хадисе говорится: "Берегитесь предположений. Воистину, предположения – наиболее лживые слова" (передано аль-Бухари и Муслимом от Абу Хурайры). Если в прошлом женщина совершила ошибку, после чего раскаялась и встала на праведный путь, то этим она заслужила прощение Аллаха. Раскаяние смывает то, что было в прошлом. Искренне раскаявшийся равносилен безгрешному. Аллах любит кающихся и очищающихся. Будем стремиться и мы к нравственным качествам Аллаха и прощать людей. Ибо каждый человек совершает ошибки, а лучшие из ошибающихся – приносящие покаяние.
Европейский совет по фетвам и исследованиям
Первая сессия. Сараево, 1997 год.
Фетва № 13
?Ревность для мужчины – это грех?
!Ревность мужчины, согласно Шариату, считается похвальным качеством, если она выражается в сохранении женщин, которые находятся под его попечительством (жены, сестер и т. д.), от распущенности и греха, то есть от всего того, что порочит их честь и целомудрие. Пророк (мир ему и благословение) сказал одному сподвижнику, который ревновал свою супругу, "я еще более ревнив, чем ты, а Аллах – еще более, чем я".
Однако необоснованные подозрения жены, являющейся богобоязненной мусульманкой, недостойны мусульманина.
?Я развелся с женой за попытку измены. От этого брака у меня есть дочь. После развода я женился на девушке, которая помогла мне выяснить правду про мою бывшую жену. Однако сейчас она подозревает, что у меня остались чувства к прежней супруге. Поэтому, спустя два года она решила прекратить со мной отношения. Совершил ли я грех во всех этих сложных взаимоотношениях. Меня мучает совесть. Как жить дальше?
!Во всей этой истории вашей вины нет. В принципе вас не должно ничего мучить. Вспоминайте Аллаха, просите Его о помощи и помните, что жизненные сложности – это испытание и милость Аллаха. Искреннее преодоление их ради Всевышнего приближает нас к Нему.
?Правда ли, что перед каждым половым актом нужно читать два ракяата намаза-нафиль?
!Действительно, перед половым актом мужу и жене желательно совершить два ракяата добровольного (нафиль) намаза.
?Допустимо ли по Шариату использование мужем искусственного фаллоса, если по причине возраста или здоровья он не может удовлетворить жену?
!Нормы Ислама всецело направлены на то, чтобы гармонизировать жизнь человека во всех областях, включая самые интимные. Поэтому если муж по причине преклонного возраста или по состоянию здоровья не может удовлетворить свою супругу, использование искусственного фаллоса не запрещено при условии, что это не причинит вреда ее здоровью.
Также важно учитывать, что риск совершить тяжкий грех прелюбодеяния возрастает, если человек не получает сексуального удовлетворения в рамках брака. Поэтому супруги должны заботиться друг о друге, чтобы не допустить чего-либо, противного Шариату.
?Можно ли мусульманам принимать препараты для повышения потенции и лечения проблем с потенцией?
!Сексуальные отношения в рамках брака приветствуются Исламом. "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость" (30:21).
Таким образом, Шариат разрешает употребление средств повышения потенции. В этом случае не делается различия между здоровыми мужчинами и теми, кто испытывает трудности с потенцией.
?Разрешается ли мусульманину путем хирургического вмешательства увеличивать половой член для того, чтобы удовлетворять жену, а также ставить протезы, если у него слабая эрекция?
!Мусульманину, страдающему каким-либо заболеванием или врожденным дефектом половых органов, дозволено прибегнуть к хирургическому вмешательству с целью избавления от недуга. В то же время Шариат запрещает здоровому мужчине увеличивать свой половой член, вносить другие изменения путем хирургического вмешательства, так как это расценивается как изменение творения Аллаха, что запрещено Кораном и Сунной.
Часть восьмая:
Развод.
Нормы расторжения брака по Шариату
Слово талак обозначает ‘развязывание узла’, ‘разрешение проблемы’, и используется в Шариате для объявления развода.
Всевышний Аллах предписывает: "О Пророк [и его община], когда вы даете развод женам, то разводитесь с ними в установленный для них срок [очищение после трех менструальных периодов], и отсчитывайте срок, и бойтесь Аллаха, Господа вашего!.." (1:65). А в 34-м аяте суры 4 говорится: "...И если они повинятся вам, то не ищите пути против них, – поистине, Аллах возвышен, велик!"
Условия развода
Исходя из предписаний, мужчинам необходимо иметь очень веские причины для того, чтобы воспользоваться разрешением Всевышнего Аллаха на развод. К тому же надо всегда помнить, что даже разрешенный развод вовсе не радует Аллаха. Более того, играть словом "развод", а потом каяться, или использовать дозволение Шариата в угоду своим амбициям – это все равно, что играть с огнем или подбрасывать над собой обоюдоострый меч. Для того чтобы уберечь семейное счастье, Всевышний Аллах установил формы наказания для тех, кто использует опасное слово талак (развод) не подумав о последствиях.
Для объявления развода необходимо наличие действительного акта бракосочетания, совершенного по всем правилам. Мужем и женой в Исламе считаются только те мусульмане, которые заключили между собой брак согласно Шариату, то есть совершили никях. Ни о каком талаке не может идти речь, если это условие не соблюдено.
Мужчина имеет право объявить развод, если достиг совершеннолетия (имеет право на никях) и находится в состоянии дееспособности.
Желательным действием в Исламе считается развод со скандальной женщиной, не выполняющей какое-либо обязательное условие Шариата. Например, не является грехом развод с женщиной, которая не читает обязательные молитвы. Если же мужчина не может исполнять свои мужские обязанности ввиду полового бессилия, то по просьбе жены он обязан дать ей развод. Если муж при объявлении развода произнес "инша Аллах", то это не будет считаться талаком, даже если он говорил с намерением развода и даже если отдал жене причитающийся ей махр.
Развод по Шариату разрешен только при наличии веских причин для этого. В таких случаях, согласно Сунне, мужу рекомендуется объявлять жене первый талак после очищения от менструации, до возобновления супружеских связей, если муж и жена имели близость до этого.
Виды развода
1. Ат-талак ар-радж'и – предварительный развод. Такой вид развода не нарушает существующий никях и предполагает возможность возобновления супружеских отношений в любое время на протяжении срока идда (трех менструальных периодов), согласия жены для этого не требуется. Если же мужчина не помирится с женой на протяжении срока идда (см. ниже), то их никях будет аннулирован, так как предварительный развод перерастет в полный, и для возобновления супружеских отношений будет необходим новый никях. Для объявления предварительного развода мужу достаточно сказать жене "Я тебя освобождаю" или "Ты свободна". Можно это же самое написать ей на бумаге и дать прочесть. Если произнося или написав эти слова, открыто указывающие на предложение развода, мужчина и не имел намерения разводиться, то все равно будет считаться, что объявлен ат-талак ар-радж'и.
По всем четырем мазхабам при таком талаке муж имеет право возобновить супружеские отношения в любой момент срока воздержания – идда. При этом нет необходимости для совершения нового никяха.
По ханафитскому и маликитскому мазхабам достаточно при этом сказать: "Возвращаюсь к прежнему никяху", свидетелей для этого призывать не нужно. По этим мазхабам дозволено просто молча обнять жену, или поцеловать ее, или дать понять любым другим способом о возврате к прежнему никяху.
По шафиитскому и ханбалитскому мазхабам при возврате к прежнему никяху необходимо объявить об этом в присутствии двух свидетелей. При этом нет необходимости в наличии и согласии опекуна женщины.
2. Ат-талаку аль-баа'ин – полный развод: Этот вид развода объявляется мужем с намерением полного разрыва супружеских отношений. Если муж решил дать жене полный развод, то ему для этого достаточно в любой форме сказать ей или дать понять, что она свободна. Если же период идда проходит в состоянии ат-талаку аль-баа'ин, то мужу не дозволяется входить в комнату жены, а жене по Шариату запрещено в это время прихорашиваться, соблазнять мужа, так как для возобновления супружеских отношений необходим новый никях.
Полный развод может наступить и тогда, когда жена просит развода в обмен на соответствующий выкуп по взаимной договоренности согласно Шариату. Обычно этот выкуп не превышает сумму предварительного и последующего махра, оговоренного при заключении никяха. Этот вид развода наступает и в том случае, когда муж объявляет жене третий полный развод, после двух предварительных разводов без возобновления супружеских отношений, или если объявит ей сразу троекратный развод.
Супруг, не имевший половой близости с женой и объявивший жене первый талак, сразу же разводится с ней, так как в таких случаях первое же объявление о разводе квалифицируется как полный развод. Тут нет необходимости в соблюдении срока идда. Мужчина сразу же должен выплатить жене половину махра, а женщине по Шариату дозволено в тот же день выходить замуж за другого человека.
После объявления первого или второго ат-талаку аль-баа'ин, наступает малый развод (аль-байнунату-с-сугра). Малый развод не является окончательным в том смысле, что после первого или второго полного развода супруги могут возобновить свои отношения, заключив никях сразу или через какое-то время. Если же ат-талаку аль-баа'ин был объявлен три раза или объявлен один раз, но в категоричной форме, с указанием одновременного троекратного полного развода, то этот вид развода является последним и называется аль-байнунату-ль-кубра.
После этого возобновление никяха становится невозможным, как бы этого ни хотели обе стороны. Впрочем, в Шариате предусмотрена и эта возможность (см. ниже).
3. Ат-талаку-с-салясий – третий вид развода. Это окончательный развод. Если мужчина объявит своей жене в ясной категоричной форме о полном разводе три раза или более, то окончательный развод можно считать состоявшимся. Муж может объявить талак три раза подряд; или может сказать жене: "Я освобождаю тебя трижды"; или объявлять по одному разу трижды в разное время. В любом из этих случаев после третьего развода ат-талаку-с-салясий вступает в силу.
После такой формы развода (объявленного трижды) мужчина может жениться на этой же женщине согласно Шариату только после процедуры хулла. Это значит, что женщина может вернуться к своему прежнему мужу только после того, как выйдет замуж за другого мужчину и разведется с ним.
Возврат к прежнему мужу будет дозволен после соблюдения всех четырех предварительных условий:
- выдержан срок идда;
- заключен никях с другим мужчиной;
- разведена после нахождения с ним в супружеских отношениях;