Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Деятельность малых предприятий регулируется Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
В сфере бухгалтерского учета малое предприятие может принять решение при учете доходов и расходов не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности и использовать кассовый метод учета.
Отражение хозяйственных операций в системе счетов бухгалтерского учета и регистрах бухгалтерского учета, применяемых малым предприятием, осуществляется посредством двойной записи.
Принятая малым предприятием учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Малым предприятиям с простым технологическим процессом производства продукции, выполнения работ, оказания услуг и имеющим не значительное количество хозяйственных операций (как правило, не более ста в месяц) рекомендуется применение упрощенной формы бухгалтерского учета. Малые предприятия, переведенные на упрощенную систему налогообложения, не ведут бухгалтерский учет.
|
Субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, могут принять решение о предоставлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей бухгалтерского баланса и статьям отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в этих формах и имеют право не представлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и пояснительную записку.
Малые предприятия, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.
Понятие, сущность, состав и значение бухгалтерской отчетности для экономических субъектов.
Бух отчетность – это единая система данных об имуществе, обязательствах, а также результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бух учета по установленным формам.
В России приказом № 66Н утверждены новые формы и состав БО, они применяются с 2011 года.
В состав годовой БО включают:
1. Бух баланс – обобщение имущественного и финансового состояния организации на отчетную дату.
2. Отчет о прибылях и убытках – характеризует финн. результаты деятельности организации за отчетный период.
3. Приложения к бух балансу и отчету о прибылях и убытках
а) Отчет об изменениях капитала – дает возможность получить инфо об источниках формирования собственного капитала за отчетный период и причинах его изменения.
|
б) Отчет о движении денежных средств – предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступление денежных средств над платежами.
в) отчет о целевом использовании полученных средств
4. Пояснения к бух балансу и отчету о прибылях и убытках – содержание инфо о наличии и движении наиболее значимых статей в отчетном периоде.
Бухгалтерская отчетность подписывается главбухом и руководителем организации.
Годовая бух отчетность предоставляется в течение 90 дней по окончании отчетного года.
В состав промежуточной (квартальной) включают:
1. Бух баланс
2. Отчет о прибылях и убытках
Состав отчетности по отношению к организации – неоднородная и зависит от объема деятельности организации.
Субъекты малого предпринимательства, могут составлять упрощенную отчетность - Бух баланс; Отчет о прибылях и убытках.
В зависимости от специфики деятельности организации различают:
- коммерческих – по стандартному варианту;
- некоммерческих – ББ, отчет о прибылях и убытках, отчет о целевом использовании полученных средств;
- общественных организаций – ББ, отчет о прибылях и убытках.
Содержание форм отчетности экономических субъектов.
Бух отчетность – это единая система данных об имуществе, обязательствах, а также результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бух учета по установленным формам.
Годовая бух отчетность включает:
1. Бух баланс – характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчетную дату.
|
Актив баланса включает:
разд. I "Внеоборотные активы"
Отражаются остатки основных средств, нематериальных активов по остаточной стоимости; незавершенное строительство; доходные вложения в материальные ценности; финансовые вложения (долгосрочные); отложенные налоговые активы.
разд. II "Оборотные активы"
Отражается фактическая себестоимость запасов, материалов, товаров, продукции НДС по приобретенным ценностям; дебиторская задолженность (покупатели и заказчики,векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, участников по вкладам в уставный капитал, авансы выданные, прочие дебиторы); финансовые вложения (краткосрочные); денежные средства; прочие оборотные активы.
Пассив
разд. III "Капитал и резервы"
Отражаются уставный капитал (следующей строкой со знаком минус отражаются собственные акции выкупленные у акционеров), переоценка внеоборотных активов, добавочный капитал, резервный капитал и нераспределенная прибыль, т.е. собственные источники.
разд. IV "Долгосрочные обязательства"
Отражается задолженность организации по долгосрочным кредитам и займам подлежащие погашению более чем через 12 месяцев, отложенные налоговые обязательства.
разд. V "Краткосрочные обязательства"
Отражаются заемные средства (краткосрочные займы и кредиты); кредиторская задолженность (поставщикам и подрядчикам, перед дочерними и зависимыми обществами, персоналом организации, перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, участникам по выплате доходов, векселя к уплате, авансы полученные, прочие кредиторы); доходы будущих периодов; резервы предстоящих расходов и платежей.
2. Отчет о прибылях и убытках – характеризует финн. результаты деятельности организации за отчетный период.
Отчет о прибылях и убытках составляется по данным счетов 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы", 99 "Прибыли и убытки".
В отчете о прибылях и убытках отражаются:
В разделе «Доходы и расходы по обычным видам деятельности»
- Выручка (нетто) счет, 90/1
- Себестоимость счет, 90/2
- Валовая прибыль (выручка – себестоимость)
- Коммерческие расходы, счет 44
- Управленческие расходы, счет 26
- Прибыль (убыток) от продаж, счет 90/9.
В разделе «Прочие доходы и расходы»
- Проценты к получению (Дт 76 Кт 91)
- Проценты к уплате (Дт 91 Кт 66, 67)
- Прочие доходы (доходы от продажи имущества, от совместной деятельности и др.)
- Прочие расходы (расходы, связанные с продажей и сдачей имущества в аренду)
- Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль или убыток)
- Текущий налог на прибыль (по налоговому кодексу) - ТНП.
В т.ч. постоянные налоговые обязательства:
Отложенные налоговые активы (ОНА) – Дт 09 Кт 68.
Отложенное налоговое обязательства (ОНО) – Дт 68 Кт 77.
- Чистая прибыль (убыток) отчетного периода.
3. Отчет об изменениях капитала - характеризует финн. результаты деятельности организации за отчетный период.
состоит из 3 разделов:
Раздел I «Движение капитала»
по горизонтали отражается структура капитала, по вертикали операции с капиталом (изменения уставного, добавочного, резервного капитала, акций, выкупленных у акционеров и показатели нераспределенной прибыли (непокрытого убытка)).
Раздел II «Корректировки в связи с изменением учетной политики и исправлением ошибок»
состоит из трёх частей:
Капитал всего;
В том числе нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
В том числе другие статьи капитала, по которым осуществлены корректировки;
Раздел III «Чистые активы»
представлен на три отчетные даты.
4. Отчет о движении денежных средств – предназначен для оценки способности организации обеспечить превышение поступление денежных средств над платежами.
При составлении отчёта разделяют приток и отток наличных по производственной (операционной или текущей), финансовой и инвестиционной деятельности компании:
- операционная деятельность — основной вид деятельности, а также прочая деятельность, создающая поступление и расходование денежных средств компании;
- инвестиционная деятельность — вид деятельности, связанной с приобретением, созданием и продажей внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов) и прочих инвестиций, не включённых в определение денежных средств и их эквивалентов;
- финансовая деятельность — вид деятельности, который приводит к изменениям в размере и составе капитала и заёмных средств компании. Как правило, такая деятельность связана с привлечением и возвратом кредитов, необходимых для финансирования операционной и инвестиционной деятельности.
5. Пояснения к бух балансу и отчету о прибылях и убытках – содержание инфо о наличии и движении наиболее значимых статей в отчетном периоде.
содержит следующие разделы:
- раздел 1: НМА и расходы на НИОК
приводится информация о движении (наличие на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие) нематериальных активов по их видам в оценке по первоначальной стоимости, также представляется информация об остатках на начало и конец отчетного периода, а также о произведенных и списанных в течение года расходах на НИОКР в целом и по каждому их виду.
- раздел 2: ОС
показываются по группам основных средств их наличие на начало и конец отчетного периода, поступление и выбытие за отчетный период в оценке по первоначальной стоимости. Отдельно отражается сумма начисленной амортизации в целом по всем видам основных средств на начало и конец отчетного года.
- раздел 3: финн вложения
расшифровывается состав долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений организации, учитываемых на счете учета финансовых вложений.
- раздел 4: запасы
представляется информация о наличии и движении запасов и запасов, находящихся в залоге. При этом в составе запасов отражается информация о материалах, незавершенном производстве, готовой продукции, товарах для перепродажи.
- раздел 5: Дзад и Кзад
приводятся данные о состоянии расчетов организации на начало и конец отчетного периода. Данные о дебиторской и кредиторской задолженности приводятся с подразделением на краткосрочную и долгосрочную задолженности.
- раздел 6: затраты на производство
отражаются затраты на производство за отчетный период и предыдущий период по видам затрат (материальные затраты, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация, прочие затраты). А также изменение остатка незавершенного производства, готовой продукции и др.
- раздел 7: оценочные обязательства
отражается информация по каждому признанному организацией оценочному обязательству (резерву под условные обязательства) и указываются сведения об остатках каждого оценочного обязательства на начало года и конец отчетного периода, начислении, использовании и восстановлении его за отчетный год.
- раздел 8: обеспечение обязательств
приводятся данные о наличии на начало и конец отчетного периода полученных и выданных гарантий в обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям (лицам).
- раздел 9: гос. помощь.
подлежит раскрытию характер и величина полученных бюджетных средств, назначение и величина бюджетных кредитов. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.