- Армия
- Церковь
- Школа
- Собственность
- Семья и брак
Клоузула – социальное закрытие – введение социальных перегородок и барьеров, ограничивающих доступ из одной социальной группы в другую
Социальная стратификация – разделение общества на группы людей (классы, сословия, касты, страты), занимающих разное общественное положение по образованию, богатству, престижу
Страты – большие группы людей, которые выделяют по доходам, власти,
Социальные отношения.
Межличностные отношения – это отношения, которые характеризуют взаимосвязи людей.
Межличностные отношения | |||
Формальные (деловые) | Неформальные | ||
товарищество | симпатия | дружба | любовь |
приятельство | антипатия | вражда | ненависть |
Межличностные отношения основаны:
-на взаимодействии
-на взаимопонимании
-на взаимовосприятии
Социальная культура – совокупность материальных памятников и духовных ценностей.
Социализация – приобщение человека к социальной культуре на протяжении всей жизни.
Социальный контроль – контроль общества за выполнением социальных норм.
Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.
В социологии принято выделять терминальные и инструментальные ценности.
Терминальные ценности - это те цели, стремление к которым одобряется в данной социальной группе (обществе).
Инструментальные ценности - это средства, использование которых считается допустимым (или одобряется).
Аномия – осознанное нарушение индивидом сложившегося порядка и законов.
Аномия - это утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентаций.Э. Дюркгейм считал, что причиной возникновения аномии может быть разрушение ценностной системы общества или отдельных составляющих его групп.
|
Делегитимация – размывание исходных ценностей и норм.
Социальные науки.
Социальная психология – наука о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах.
Политология – наука о политике.
Экономика – наука, изучающая способы рационального использования материальных благ.
Этнография – наука о народах.
Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения.
БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ НАУКИ науки, изучающие поведение человека
Функции социологии
- Гносеологическая (познавательная)
- Прогностическая
- Идеологическая
- Праксиологическая – реализация моделей общества
Уровни социологии.
Фундаментальный – теоретическое изучение общества.
Теории среднего уровня – изучение определённых сторон жизни людей (семьи, религии, армии – т.е. - институтов).
Эмпирический – практическое изучение общества (исследование фактов).
1.3. Методы социологического исследования .
Анкетирование.
Анкеты бывают:
Открытые (человек (респондент) сам дает ответ на вопрос)
Закрытые (человеку (респонденту) предлагаются варианты ответа)
Полузакрытые (человеку (респонденту) предлагаются варианты ответа и есть возможность добавит свой вариант)
Анкета должна включать 30-40 вопросов.
Виды опросов:
Сплошной – всеобщий опрос населения.
Выборочный – опрос части населения
|
Генеральная совокупность – всё опрашиваемое население.
Выборочная совокупность – часть населения, участвующая в опросе.
Репрезентативность – способность выборочной совокупности правильно отражать генеральную совокупность (разница – 5%)
Интервью.
Свободное – без предварительного плана
Глубинное – с заранее обозначенным кругом вопросов
Стандартизированное – закрытые вопросы («да» - «нет»)
Фокусированное – вопросы связаны с конкретной ситуацией.
3) Наблюдение.
Включённое наблюдение – социолог является участником наблюдаемого процесса.
Невключённое наблюдение - социолог не является участником наблюдаемого процесса и наблюдает его со стороны.
Эксперимент.
Эксперимент используется в социологии очень редко.
Контент – анализ
Контент – анализ – анализ документов
Домашнее задание
Составить анкету для друзей, родителей, учителей (на любую тему) с указанием вида анкеты.
Взять интервью (с указанием типа интервью).
Провести наблюдение.
Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. / [ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2005.
(красно-синий)
§ 14.