Каналы вертикальной мобильности («социальные лифты» П. Сорокин)




- Армия

- Церковь

- Школа

- Собственность

- Семья и брак

 

Клоузула – социальное закрытие – введение социальных перегородок и барьеров, ограничивающих доступ из одной социальной группы в другую

Социальная стратификация – разделение общества на группы людей (классы, сословия, касты, страты), занимающих разное общественное положение по образованию, богатству, престижу

Страты – большие группы людей, которые выделяют по доходам, власти,

Социальные отношения.

Межличностные отношения – это отношения, которые характеризуют взаимосвязи людей.

 

  Межличностные отношения  
  Формальные (деловые) Неформальные
товарищество симпатия дружба любовь
приятельство антипатия вражда ненависть

Межличностные отношения основаны:

-на взаимодействии

-на взаимопонимании

-на взаимовосприятии

 

Социальная культура – совокупность материальных памятников и духовных ценностей.

Социализация – приобщение человека к социальной культуре на протяжении всей жизни.

Социальный контроль – контроль общества за выполнением социальных норм.

Ценности - разделяемые в обществе (группе) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижения.

В социологии принято выделять терминальные и инструментальные ценности.

Терминальные ценности - это те цели, стремление к которым одобряется в данной социальной группе (обществе).

Инструментальные ценности - это средства, использование которых считается допустимым (или одобряется).

Аномия – осознанное нарушение индивидом сложившегося порядка и законов.

Аномия - это утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентаций.Э. Дюркгейм считал, что причиной возникновения аномии может быть разрушение ценностной системы общества или отдельных составляющих его групп.

Делегитимация – размывание исходных ценностей и норм.

Социальные науки.

Социальная психология – наука о закономерностях поведения и деятельности людей в социальных группах.

Политология – наука о политике.

Экономика – наука, изучающая способы рационального использования материальных благ.

Этнография – наука о народах.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения.

 

БИХЕВИОРАЛЬНЫЕ НАУКИ науки, изучающие поведение человека

Функции социологии

- Гносеологическая (познавательная)

- Прогностическая

- Идеологическая

- Праксиологическая – реализация моделей общества

 

Уровни социологии.

Фундаментальный – теоретическое изучение общества.

Теории среднего уровня – изучение определённых сторон жизни людей (семьи, религии, армии – т.е. - институтов).

Эмпирический – практическое изучение общества (исследование фактов).

1.3. Методы социологического исследования .

Анкетирование.

Анкеты бывают:

Открытые (человек (респондент) сам дает ответ на вопрос)

Закрытые (человеку (респонденту) предлагаются варианты ответа)

Полузакрытые (человеку (респонденту) предлагаются варианты ответа и есть возможность добавит свой вариант)

Анкета должна включать 30-40 вопросов.

 

Виды опросов:

Сплошной – всеобщий опрос населения.

Выборочный – опрос части населения

Генеральная совокупность – всё опрашиваемое население.

Выборочная совокупность – часть населения, участвующая в опросе.

Репрезентативность – способность выборочной совокупности правильно отражать генеральную совокупность (разница – 5%)

 

Интервью.

Свободное – без предварительного плана

Глубинное – с заранее обозначенным кругом вопросов

Стандартизированное – закрытые вопросы («да» - «нет»)

Фокусированное – вопросы связаны с конкретной ситуацией.

 

3) Наблюдение.

Включённое наблюдение – социолог является участником наблюдаемого процесса.

Невключённое наблюдение - социолог не является участником наблюдаемого процесса и наблюдает его со стороны.

 

Эксперимент.

Эксперимент используется в социологии очень редко.

 

Контент – анализ

Контент – анализ – анализ документов

 

 

Домашнее задание

Составить анкету для друзей, родителей, учителей (на любую тему) с указанием вида анкеты.

Взять интервью (с указанием типа интервью).

Провести наблюдение.

 

Учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. / [ Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под редакцией Л.Н.Боголюбова.- М.: Просвещение, 2005.

(красно-синий)

§ 14.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: