Так называются Атрибуты, о которых сообщается в Коране и хадисах. Часть информирующих Атрибутов присутствует лишь в Священном Коране, а часть, как в Коране, так и в достоверных хадисах (мутаватир).
Атрибуты Аллаха не схожи с качествами других созданий, несмотря на их одинаковое произношение (название). Если эти Атрибуты будут все же восприняты со смыслом, лежащим на поверхности, то это приведет к уподоблению Аллаха созданным (ташбих) или преданию Ему тела, находящегося в пространстве (таджсим).
Рассмотрим подход к вопросу о том, как следует воспринимать информирующие Атрибуты в иносказательных хадисах и аятах-муташабихат с четырех позиций.
1. Согласно точке зрения течений мушабиххитов, муджассимитов и хашевитов, упомянутые в текстах Корана информирующие Атрибуты воспринимаются ими по внешнему смыслу. Эти Атрибуты они понимают и переводят буквально и этим уподобляют их качествам созданных существ. Они строят свои суждения, не взяв за основу (первичное условие) ясные аяты-мухкамат, которые приводят только в качестве дополнения (вторичные поправки), оговариваясь, что они понимают это в достойном Величия Аллаха виде. Однако эти поправки не соответствуют Атрибутам Сущности – отрицания недостойного и не уподобления созданным, потому что Аллах представляется ими объектом (имеющим тело, место и свойства тел, такие как перемещение, деление на органы).
Например:
«Йяд» – рука, десница.
«Ваджх» – лик, лицо.
«Айн» – око, глаз.
«Истива» – утверждение, вознесение.
«Маджи» – приход.
«Итьян» – явление, приход.
«Нузуль» – нисхождение.
Эти течения впали в заблуждение, так как не приняли во внимание принцип отрицания недостойного Аллаха и не уподобления Его созданным, основывающемся на ясных аятах-мухкамат, являющихся отправной точкой для вынесения суждения по хадисам и аятам-муташабихат. В Священном Коране, в ясном аяте-мухкамат сказано:
|
لَيْسَ كَمِثْلِهِ شَيْءٌ
«Нет ничего подобного Ему». (Сура «Аш-Шура» 42/11). (отдельно см. Суры «Ан-Нахль»16/17 и «Марьям»19/65).
2. Согласно мнениям таких течений, как джахмия, кадария и мутазилия иносказательные аяты Корана, буквально выражающие сравнение или уподобление, нельзя воспринимать по их внешнему смыслу. Поэтому, по возможности, требуется толкование смысла. Однако если это окажется не под силу, то в этом случае они ориентируются на отрицание. К примеру, когда мутазилиты интерпретируют Атрибуты «Йяд» или «Истива», то они доходят до отрицания возможности лицезрения Аллаха (Руйятуллах) в последующей вечной жизни.
3. Саляф (праведные предшественники) верили в информирующие Атрибуты, не представляя их никак, чтобы не впасть в уподобление, и никак не истолковывая. Лишь иногда они давали толкование аятов в целом. Согласно их точке зрения, суть Атрибутов, соотносящихся с Величием Всевышнего Аллаха, их истина, известна лишь Самому Аллаху. Разум же человека не в состоянии воспринять их. В Суре «Али Имран» 3/7 сказано:
آمَنَّا بِهِ كُلٌّ مِّنْ عِندِ رَبِّنَا
«Мы уверовали в это, - это все от нашего Господа»
Согласно мнению Саляф: «У Аллаха есть Атрибут «يَدٌ » Йяд». Мы не понимаем его буквально, не переводим и не толкуем. Мы просто верим в него». Систему взглядов салафитов в вопросе об информирующих атрибутах можно резюмировать следующим образом: утверждение (сердцем) без представления (разумом), буквального перевода и толкования, отрицая все недостойное Величия Аллаха.
4. Первые суннитские богословы, такие как имам Матуриди (умер в 333 г. Хиджры/944 г. н.э.) и Аш’ари (умер в 324 г. Хиджры/936 г. н.э.) также последовали за саляф и не истолковывали информирующие Атрибуты. Однако, начиная с Имама аль-Харамайн Абу’ль-Маали Аль-Джувайни (умер в 478 г. Хиджры/1085 г. н.э.), толкование пришло и в богословие суннитов. Согласно мнению последующих богословов, эти Атрибуты должны толковаться в форме достойной Величия Создателя. Так 7-й аят Суры «Али Имран» был впоследствии истолкован учеными, являющимися авторитетами в науке и обладавшими знаниями и компетентностью. Однако, делая толкование, категорически нельзя делать заключение, что Аллах имел в виду именно это.
Исходя из этого, информирующие Атрибуты толкуются ими следующим образом:
• «Йяд» – Милость, Могущество Аллаха, властвовать.
• «Ваджх» – Сущность, Существование Аллаха.
• «Айн» – видение, наблюдение, присмотр.
• «Истива» – властвовать, Величие Аллаха, господствовать.
• «Маджи» – поступление приказов Аллаха, или появление знаков Его Могущества.
• «Итьян» – наступление наказания от Аллаха.
• «Нузуль» – нисхождение милостей Аллаха.
Приведем несколько аятов, содержащих информирующие Атрибуты и истолкованных учеными Ахли Сунна:
|
يَدُ اللَّهِ فَوْقَ أَيْدِيهِمْ
|
« (Йяд)» - Властвует Аллах над [ними] их руками». (Сура «Аль - Фатх»48/10).
قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا مَنَعَكَ أَن تَسْجُدَ لِمَا خَلَقْتُ بِيَدَيَّ
«Он сказал:«О Иблис, что удержало тебя от поклонения тому, что Я создал Своим Могуществом - (Йяд) ?» (Сура «Сад»38/75).
وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ
«И вечно только (Ваджх) - Существование твоего Господа, Обладателя истинного Величия и Почета!» (Сура «Ар-Рахман» 55/27).
وَأَلْقَيْتُ عَلَيْكَ مَحَبَّةً مِّنِّي وَلِتُصْنَعَ عَلَى عَيْنِي
« (О, Муса!) Я распростер на тебя Мою любовь, чтобы ты был выращен под Моим присмотром - (Айн) ». (Сура «Та ха» 20/39).
الرَّحْمَنُ عَلَى الْعَرْشِ اسْتَوَى
«Милостивый ко всем на этом свете, Он (Истива) - властвует над Троном». (Сура «Та ха» 20/5).
وَجَاء رَبُّكَ وَالْمَلَكُ صَفًّا صَفًّا
«И когда « (Маджи)» - придет приказ твоего Господа, и придут ангелы рядами, один за другим». (Сура «Аль-Фаджр» 89/22).
هَلْ يَنظُرُونَ إِلاَّ أَن يَأْتِيَهُمُ اللّهُ فِي ظُلَلٍ مِّنَ الْغَمَامِ وَالْمَلآئِكَةُ
«Неужели они ждут, пока к ним (Итьян) - явится наказание Аллаха под сенью облаков и Его ангелы?» (Сура «Аль-Бакара» 2/210).
«В последнюю треть ночи (Нузуль) - нисходит Милость нашего Господа на ближайшее небо».56 Бухари «Тахаджуд», 14; Муслим «Салятуль-мусафирин», 24.
Суннитские богословы отмечали, что есть два пути, которыми они следуют в вопросе восприятия информирующих Атрибутов. Один из них – это путь саляф (первые три поколения мусульман). А второй – путь халяф (последующие за ними).
«Орта Джами Бахчисарай»