ГЛАВА II
МЕДИЦИНСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И ПЕРЕДАЧА ДЕЖУРСТВ
Многообразная работа лечебных учреждений находит отражение в медицинской документации, имеющей большое значение для статистических данных, на основании которых высшие органы здравоохранения составляют план развития лечебной и профилактической сети Советского Союза. В стационаре основным и юридически ответственным документом является история болезни, которая заводится на каждого поступающего больного. В ней отмечается путь поступления в стационар (по скорой помощи, по путевке, самотеком и т. д.), указываются час и дата поступления. Паспортная часть должна очень точно заполняться медицинской сестрой. Делается также отметка о санитарной обработке в приемном отделении. В отделении врач заносит в историю болезни данные расспроса (анамнез) больного и объективные данные после осмотра. Затем врач ежедневно ведет дневник состояния больного, где отмечает изменения в течение всего периода пребывания его в стационаре. В истории болезни находится температурный лист, который заполняется врачом на основании данных, записываемых медицинской сестрой в истории болезни ежедневно (после измерения температуры утром и вечером).
Истории болезни хранятся на посту у медицинской сестры в ящиках, запираемых на ключ и не доступных для больных. Категорически запрещается давать больному его историю болезни, сообщать данные о его болезни или результаты лабораторных исследований. История болезни является юридическим документом, поэтому в ней нельзя ничего приписывать, заклеивать, стирать.
Медицинская сестра ежедневно в порядке поступления подклеивает все результаты лабораторных исследований и отвечает за их сохранность.
|
Амбулаторная карта — основной документ поликлинических больных, в котором отмечаются состояние больного, начиная с первого посещения, и все вызовы врача на дом в течение жизни больного. Если больной переезжает в другой район или город на жительство, ему дают подробную выписку из амбулаторной карты с перечислением в хронологическом порядке всех перенесенных заболеваний, методов лечения и т. д. Записи в амбулаторной карте короче, чем в истории болезни, а периоды наблюдения длиннее. Медицинская сестра должна аккуратно подклеивать все результаты лабораторных исследований в амбулаторную карту, а также следить за своевременным вызовом больных, находящихся на диспансерном учете.
В условиях работы объединенной больницы при поступлении больного в стационар амбулаторную карту передают лечащему врачу.
Журнал приема больных и отказа в госпитализации находится в приемном отделении и очень тщательно заполняется медицинской сестрой: в нем отмечается, кем и когда больной направлен в стационар, и номер истории болезни, заведенной на больного. Журнал служит главным источником сведений о больном для различных справок.
Регистрационная карта поступившего в больницу заполняется медицинской сестрой на основании сведений из истории болезни и отсылается после выписки больного в вышестоящие органы здравоохранения.
Тетрадь записи врачебных назначений и сдачи дежурств медицинскими сестрами имеется в каждом отделении стационара. Медицинская сестра вносит в нее все врачебные назначения каждому больному. Данные она берет из истории болезни или непосредственно у лечащего врача.
|
В тетрадь для передачи дежурств вносятся все назначения, подлежащие выполнению сменной сестрой, а именно вечерние назначения (клизмы, банки, горчичники и др.), подготовка больных к рентгенологическому исследованию, дача лекарств на ночь, взятие мочи, кала для лабораторного исследования и т. д.
Тетрадь поступления и выписки больных ведет старшая сестра отделения. В ней отмечается количество койко-дней, т. е. дней, которые больной провел в отделении, причем день поступления и день выписки считаются за один день.
Обменная карта. Заполняется при направлении больного в стационар. Она состоит из трех частей: корешок остается в поликлинике, во вторую часть вносятся данные о диагнозе, результаты лабораторных исследований, лечебные мероприятия, а третья часть заполняется врачом стационара при выписке больного.
Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром, профессиональном отравлении составляется медицинским работником, выявившим его при любых обстоятельствах или при подозрении на него. Данное извещение посылается на санитарно-эпидемиологическую станцию по месту выявления больного не позднее 12 ч с момента его обнаружения.
Медицинская сестра за время своей смены должна выполнить все назначения врача и осуществить надлежащий уход за больными. Одним из важных моментов преемственности в лечении больных является передача дежурств. Медицинская сестра, пришедшая на смену, вместе с сестрой, окончившей работу, обходит палаты, осматривает тяжелобольных и отмечает в специальной тетради объем невыполненной работы, указывая фамилию больного и номер палаты, а также проверяет санитарное состояние палаты и соблюдение больными правил личной гигиены. Медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, ключи от шкафов А и В, проверяет наличие наркотиков и расписывается в журнале. Принимающая дежурство сестра следит, чтобы младшая медицинская сестра получила нужное количество запасного белья на ночь у сестры-хозяйки, берет заранее составленный список назначений, кого следует подготовить к какому-либо исследованию и у какого больного необходимо взять кал, мочу и т. д. для направления в лабораторию.
|
Правильная передача дежурств имеет большое значение в уходе за больным и его лечении,
ГЛАВА III
ПРИЕМНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ БОЛЬНИЦЫ. САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА И ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНОГО В ПАЛАТУ
Приемное отделение больницы предназначено для приема, регистрации, осмотра и санитарно-гигиенической обработки больных. В стационар больные могут поступать по направлению районной поликлиники, прикрепленной к данной больнице, доставляться машиной скорой и неотложной помощи, а также самостоятельно, без направления.
Приемное отделение располагается в зависимости от планировки и строительства больницы. Существует централизованное приемное отделение и децентрализованное. Централизованное приемное отделение находится в одном здании со всеми отделениями больницы. Децентрализованное приемное отделение располагается отдельно, каждое отделение имеет самостоятельное приемное отделение.
Приемное отделение должно быть расположено вблизи въезда на территорию больницы и доступно для транспортировки больных и посещения их.
Приемное отделение состоит из вестибюля, регистратуры, смотровых кабинетов и санитарного пропускника.
Каждый больной, поступающий в приемное отделение, должен встретить заботливое, приветливое отношение.
Как правило, первое впечатление — самое сильное, дольше всех удерживается в памяти человека. Поэтому каждый больной, поступающий в стационар, уже в приемном покое должен проникнуться доверием к учреждению, где ему предстоит лечиться. Вестибюль в приемном отделении должен быть чистым и светлым. В нем ставят необходимую мебель, столик для журналов, газет, санитарно-просветительной литературы. Для плакатов должны быть оформлены специальные витрины и стенды. Созданию уюта способствуют цветы, окраска стен и т. д.
При приемном отделении есть изолятор для помещения больных, подозрительных на инфекционные заболевания, и диагностические палаты, куда помещают больных до уточнения диагноза.
В крупных больницах имеются операционная, травматологический, процедурный и рентгеновский кабинеты. От правильной организации труда и поведения медицинских работников зависит качество обслуживания больных. В последние годы значительно изменился характер деятельности медицинских работников приемного отделения. Возросли требования к качеству обслуживания, увеличился объем медицинской помощи, улучшилось оснащение аппаратурой. В связи с этим возросли требования к среднему медицинскому персоналу, к его общей и специальной подготовке. Правильная и четкая работа приемного отделения во многом определяет работу больницы.
Приемное отделение должно быть обеспечено в достаточном количестве удобными исправными каталками и носилками для транспортировки больных в отделения, а также верхней одеждой для ходячих больных в соответствии с сезоном года и погодой.
Носилки и каталки обеспечиваются в достаточном количестве комплектами белья (простыни и одеяла), которые необходимо менять после каждого больного.
Работа приемного отделения протекает в строгой последовательности: регистрация больных, врачебный осмотр и санитарная обработка. Помещения приемного отделения должны быть размещены в такой же последовательности.
Первое помещение-—вестибюль, где ожидают родственники больного. Здесь же размещаются регистратура и справочное бюро. После регистрации больного осматривают для выявления внешних признаков острозаразных заболеваний, после чего врач ставит предварительный диагноз, устанавливает вид санитарной обработки и медицинская сестра сопровождает больного в санпропускник.
В обязанности медицинской сестры входят: 1) оформление документации на поступающего больного; 2) поверхностный осмотр больного на педикулез и возможные инфекционные заболевания; 3) сопровождение больного к врачу в кабинет; 4) проведение санитарно-гигиенической обработки; 5) транспортировка и сопровождение больного в отделение.
Оформление документации на поступающего больного заключается в заполнении паспортной части истории болезни, где отмечаются фамилия, имя и отчество, адрес, возраст, профессия и время поступления в больницу. Эти же данные заносятся в журнал госпитализации. Если больной доставлен в тяжелом или бессознательном состоянии, эти сведения получают от сопровождающих его лиц.
Больного, поступающего в приемное отделение в тяжелом состоянии, немедленно направляют в специализированное лечебное отделение, где ему оказывается квалифицированная помощь. Однако чаще всего состояние больного позволяет заполнить на него медицинскую документацию, провести первичный осмотр и санитарную обработку.
Медицинская сестра приемного отделения измеряет температуру тела больного, взвешивает его и измеряет рост. Затем она сопровождает больного в смотровой кабинет к врачу, который тщательно осматривает больного, при необходимости приглашает для срочной консультации врачей других специальностей, устанавливает предварительный диагноз и определяет вид санитарной обработки и транспортировки больного.
Антропометрия — это исследование физического развития человека: определение роста, веса, окружности груди, функции дыхания (спирометрия), силы мышц (динамометрия). Простейшие антропометрические исследования проводят медицинские сестры также в отделениях стационаров, поликлиниках, санаториях, домах отдыха.
Рост измеряют ростомером. Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка (рис. 2, а).
При измерении роста больной стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова должна быть в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и углы глаз были на одной горизонтальной линии планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. В некоторых случаях больным измеряют рост сидя; тогда к высоте больного приплюсовывают расстояние от скамеечки до пола.
Рис. 2. Антропометрия. а — измерение роста; 6 — взвешивание; в — измерение окружности груди.
Взвешивание производят на медицинских десятичных весах, правильно установленных и хорошо отрегулированных. Больных взвешивают при поступлении в лечебное учреждение, затем не реже одного раза в неделю, а при необходимости — чаще. Взвешивание производится в одних и тех же условиях, натощак, в нательном белье, после освобождения мочевого пузыря и желательно кишечника (рис. 2, б).
Тяжелобольных можно взвешивать сидя, предварительно взвесив стул. Важно, чтобы больной осторожно становился на середину площадки при опущенном затворе, избегая резких толчков. Когда равновесие достигнуто, затвор опускают. Вес определяется суммой двух чисел делений, у которых остановились грузы на нижней и верхней планках.
Окружность грудной клетки измеряют сантиметровой лентой, накладывая ее спереди по IV ребру, а сзади — под углом лопаток. Руки больного должны быть опущены, дыхание спокойное. Измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха (рис. 2, в).
Для оценки состояния внешнего дыхания широко применяют измерение дыхательных объемов легких — спирометрию. С помощью спирометрии измеряют жизненную емкость легких, которая у мужчин равна 3500—4500 см3, а у женщин 2500—3500 см3. Спирометрию применяют при обследовании здоровых людей, особенно спортсменов, в домах отдыха и санаториях, а также при некоторых заболеваниях легких и сердца. Для спирометрии применяют различные видоизменения спирометра Гетчинсона, состоящего из двух цилиндров емкостью 6—7 л, вставленных один в другой. В последнее время нашей промышленностью выпускаются спирометры нового типа, портативные, небольших размеров, переносные. Они более точно определяют состояние внешнего дыхания и ими удобнее пользоваться в клинических условиях. Наружный цилиндр наполняют водой, а внутренний опрокинут вверх дном и уравновешен двумя гирями со шнурами, идущими через блоки. В полости внутреннего цилиндра имеется трубка, внутренний конец которой находится выше уровня воды. На наружный край трубки надевают резиновую трубку со сменным стерилизуемым нлирезиновым наконечником.
Рис. 3. Спирометр
Для проведения спирометрии предлагают больному сделать самый глубокий вдох, зажать нос и медленно произвести максимальный выдох через стеклянный наконечник, взятый в рот. Выдыхаемый воздух поднимает внутренний цилиндр прибора и по шкале на поверхности цилиндра или на боковой части аппарата определяется объем выдыхаемого воздуха. После каждого больного медицинская сестра снимает наконечник, кладет его в банку с грязными, хорошо промывает с мылом проточной водой и помещает в стерилизатор для кипячения. Следующему больному дают наконечник из стерилизатора (рис. 3).
Динамометрия — для измерения различных мышечных групп человека существует медицинский динамометр. Измерение силы основано на сжимании металлической пружины, соединенной со стрелкой циферблата. Применяются также ртутные, гидравлические, электрические и маятниковые динамометры.
В последнее время применяется полидинамический станок А. В. Коробкова и Г. И. Черняева, позволяющий добиться изолированного действия различных групп мышц и измерять их силу в равных условиях.
Для предотвращения внутрибольничной инфекции особое внимание нужно уделять правильному расположению помещений в приемном отделении.
Время, которое больной проводит в приемном отделении, должно быть сокращено до минимума. Все вещи больного следует подвергнуть санитарной обработке и хранить в гигиенических условиях. У больных с подозрением на инфекционное заболевание необходимо взять бактериологические пробы для быстрейшего установления диагноза и принятия противоэпидемических и лечебных мер.
Путь, который должен пройти больной от приемного отделения до палаты, должен быть прямым и коротким. При этом больной должен избегать контактов с больными других отделений.
После осмотра врачом и назначения санитарной обработки больной в сопровождении медицинской сестры направляется в ванную комнату для проведения санитарно-гигиенических мероприятий.
САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА БОЛЬНЫХ
Существует однопоточная и двухпоточная санитарно-гигиеническая обработка больных. При двухпоточной системе обеспечивается параллельная обработка как мужчин, так и женщин, что сокращает срок пребывания больных в приемном отделении. В больницах с небольшим количеством коек существует однопоточная система, когда поочередно принимаются женщины и мужчины.
Санитарно-гигиеническая обработка больных в приемном отделении проводится с учетом тяжести заболевания. При крайне тяжелом состоянии (шок, инфаркт миокарда и др.) больного без санитарной обработки направляют в отделение интенсивной терапии, где ему оказывают первую помощь. Если состояние больного удовлетворительное, обычно назначается гигиеническая ванна или душ. Санитарный пропускник состоит из смотрового кабинета, где больного раздевают и готовят к принятию ванны. Здесь имеются кушетка, стол, стулья, воздушный термометр на стенке, который указывает температуру воздуха в помещении. Она должна быть не менее +25° С,
В смотровом кабинете больного раздевают и составляют опись имущества в двух экземплярах: один прикрепляют к истории болезни, другой — к вещам, которые сдают в камеру хранения до выписки больного. Имеющиеся ценности и деньги под расписку сдают старшей сестре, которая хранит их в сейфе.
Если при осмотре в приемном отделении у больного обнаруживаются вши в волосистой части головы, то короткие волосы стригут, а затем сжигают. При наличии у женщин длинных волос необходимо обработать их инсектицидными препаратами (5% мыло ДДТ, 5% мыло метилацетофос, 10% мазь метилаце-тофоса, 5% дуст, карбофос).
Затем производят гигиеническое мытье-тела и головы. Мыло втирают в волосистые части, оставляя его на 15—20 мин, и лишь после этого смывают теплой водой. Можно пользоваться пиретрумом, который слегка втирают в корни волос, повязывают голову косынкой и спустя 30 мин порошок смывают.
Для уничтожения в волосах гнид применяется подогретый до 27-—30° столовый уксус, для чего пропитанной им ватой смачивают пряди волос, повязывают голову косынкой на 15—20 мин, а затем тщательно вычесывают волосы частым гребнем и снова промывают.
Одежду и белье укладывают в мешок, смоченный одним из дезинсекционных средств (4% эмульсия ДДТ, гексахлоран, 0,5% раствор карбофоса, 1% водный раствор ацетофоса или метафоса). Можно обработать белье порошком пиретрума, опыляя из марлевого мешочка швы, складки, воротники, пояса, а затем туго скатать его и оставить в мешке не менее чем на 3 ч с последующей стиркой и кипячением.
Уничтожать вшей в белье и одежде можно также путем проглаживания их горячим утюгом с двух сторон через увлажненную ткань.
В случае обильного педикулеза вещи больного складывают в мешок и направляют в дезкамеру для проведения камерной дезинсекции в территориальном дезинфекционном отделении по месту расположения больницы.
Помещение приемного отделения, где принимали больного и производили его обработку, подлежит влажной обработке.
Персонал, проводивший санитарную обработку больного, по окончании ее должен помыться и обработать свою одежду аналогично обработке одежды больного, а в случае необходимости сдать ее для обработки в дезинфекционное отделение.
При выявлении педикулеза и проведении санитарной обработки больного в приемном отделении медицинский персонал делает об этом пометку в истории болезни с целью привлечения внимания лечащего врача отделения для дальнейшего наблюдения. за больным и при необходимости — повторной санитарной обработки силами персонала медицинского отделения, где лежит больной.
Кроме того, адрес больного, у которого выявлен педикулез, медицинский персонал приемного покоя обязан сообщить на санитарно-эпидемиологическую станцию, по месту жительства больного для осмотра на педикулез членов его семьи и в случае необходимости проведении по месту жительства дезинсекционных мероприятий.
В приемном отделении больницы должна быть тетрадь, куда заносятся все данные о больном: фамилия, имя, отчество, возраст, откуда больной госпитализирован, какого числа поступил, дата и фамилия передавшего сведения на санитарно-эпидемиологическую станцию, а также фамилия принявшего эти сведения.
Для проведения санитарной обработки больных приемные отделения больниц независимо от их профиля, должны иметь следующий набор инвентаря и дезинфекционных средств, которые нужно хранить в специально выделенном для этих целей шкафу или ящике.
1. Дезинфицирующие средства: лизол, сольвент, керосин, мыло, столовый уксус, мыльно-керосиновая эмульсия, пиретрум, гексохлорин 0,5%, карбофос, хлорамин.
2. Машинка для стрижки волос, ведро с плотно закрывающейся крышкой для сбора волос, ведра для приготовления дезинфицирующих растворов, две кастрюли, маркированные для «чистых и грязных мочалок», гидропульт, мешки для сбора одежды, легкая клеенчатая пелерина для защиты больного при стрижке волос, градуированная мензурка, спиртовка, вата, косынки, гребешки и мочалки.
Гигиеническая ванна применяется с целью очищения кожи от пыли, грязи, пота, а также размягчения поверхностного слоя эпителия.
В предбаннике имеются кушетка, стол, стулья. Здесь больной раздевается и в сопровождении санитарки и сестры направляется в ванную комнату, где должно быть просторно, светло и чисто. В ванной комнате должна быть специальная вентиляция. Во время гигиенической ванны открывать форточки или устраивать сквозняки категорически запрещается. Пол должен быть водонепроницаемым, покрыт кафелем. На столе в ванной комнате стоят две банки, на которых имеются надписи: «чистые мочалки» и «грязные мочалки». На каждого больного готовится комплект чистого белья и 25 г туалетного мыла. У каждой ванны имеются деревянные настилы. Предварительно ванну тщательно моют мочалками или щетками с мылом либо одним из дезинфицирующих растворов. При наличии бурых пятен под краном их следует оттереть 3% раствором соляной кислоты. Затем ванну ополаскивают горячей водой, закрывают отверстие пробкой.
Во избежание остывания ванну наполняют непосредственно перед приемом. Чтобы не образовались водяные пары, вначале наливают холодную воду, а потом горячую. Температуру воды измеряют специальным термометром в деревянной оправе, не вынимая его из воды. Положение больного в ванне должно быть таким, чтобы спиной и затылком он опирался на стенку головного конца ванны и чтобы вода доходила до верхней трети груди. В ножном конце ванны устанавливают деревянную скамейку или подставку, в которую больной упирается ногами. Мыть больного нужно мочалкой, сначала голову, а затем туловище и нижние конечности.
Необходимо обращать внимание на места, где обычно скапливается пот, что приводит к опрелости (паховая область, промежность, у женщин — под молочными железами и в подмышечных впадинах), Желательно, чтобы у ванны стояла специальная электрическая урна для подогрева простынь и полотенец, которыми вытирают больных. В настоящее время в ванных комнатах приемного отделения имеются стерильные пакеты с чистым бельем и мочалкой.
Продолжительность ванны зависит от температуры воды и общего состояния больного.
Средняя продолжительность гигиенической пресной теплой ванны 20—30 мин при температуре воды 35—36°. Готовит ванну и следит за чистотой ванного помещения младшая медицинская сестра. Медицинская сестра должна присутствовать во время мытья больного, пока он находится в ванне, следить за кожными покровами и пульсом. Если больной побледнел, жалуется на головокружение и плохое самочувствие, медицинская сестра вызывает врача. Больному помогают выйти из ванны, вытирают его, укладывают на кушетку, дают понюхать нашатырный спирт или кладут на голову холод.
Если больному по состоянию здоровья гигиеническая ванна запрещена, назначают душ. Для этого в ванну ставят скамеечку, на которую садится больной. Моют его в том же порядке, что и в ванне. Вода должна быть прохладной, длительность душа 10— 15 мин. После каждого больного ванну тщательно моют мочалкой и мылом, а затем ополаскивают одним из дезинфицирующих растворов (0,5% осветленная хлорная известь или 2% раствор хлорамина).
Больным, находящимся в состоянии средней тяжести, медицинская сестра протирает тело влажным полотенцем, смоченным одним из дезинфицирующих растворов, обращая внимание на кожные складки в паху, подмышечных впадинах и под молочными железами у женщин.
Рис. 4. Внутрибольничная транспортировка больных: а — на кресле-каталке; б — на каталке.
Рис. 4. Внутрибольничная транспортировка больных, в — санитарами; г — на носилках.
Ванное помещение и смотровые комнаты должны содержаться в безукоризненной чистоте. Клеенчатые подушки и клеенки на кушетке после каждого больного необходимо протирать тряпкой, смоченной в 2% растворе хлорамина или 0,5% растворе хлорной извести, а после окончания смены их необходимо вымыть горячей водой с мылом. Простыни на кушетках меняют после каждого больного. Уборку ванного помещения производят несколько раз в день влажным способом. Инвентарь, применяемый для уборки помещений, должен быть маркирован, хранить его следует в специальном помещении. После использования мочалки собирают в отдельную посуду с надписью на крышке: «мочалки использованные» или «мочалки грязные». В этой посуде мочалки находятся до их кипячения. Для уборки санитарных узлов выделяют отдельный инвентарь (ведра, тазы, ветошь), который после каждой уборки надо тщательно промывать и просушивать. Для мытья унитазов применяют 0,5% осветленный раствор хлорной извести.
ТРАНСПОРТИРОВКА БОЛЬНЫХ
Транспортировка больного в отделение может осуществляться несколькими путями. Вопрос о виде транспортировки решает врач (рис. 4).
Больных в удовлетворительном состоянии направляют в палату в сопровождении медицинского работника. В ряде случаев целесообразно доставить больного в отделение на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют в отделение на носилках, установленных на специальную каталку. Каждая каталка должна быть заправлена чистой простыней и одеялом в зависимости от сезона. Белье меняют после каждого больного. Одеяла проветривают, а после инфекционных больных направляют для дезинфекции. В настоящее время выпускают носилки-каталки с тормозом (рис. 5.). При отсутствии лифта тяжелобольных поднимают на носилках два или четыре человека, идущих не в ногу. Больного несут головой вперед и приподнимают носилки сзади. При спуске больного несут ногами вперед, приподнимая ножной конец носилок.
В настоящий момент многие больницы снабжены специальным транспортом, который доставляет больных в отдаленные от приемного отделения корпуса.
Рис. 5. Носилки-каталка.
Тяжелобольных, находящихся в шоковом состоянии, без предварительной санитарной обработки, минуя приемное отделение, направляют непосредственно в отделение, где имеется палата интенсивного наблюдения.
В палате тяжелобольных, которым нельзя двигаться, перекладывать с носилок на постель нужно с большой осторожностью, соблюдая определенные правила: носилки следует ставить ножным концом к головному концу кровати. Если площадь палаты не позволяет, носилки ставят параллельно кровати, а медицинский персонал становится между носилками и кроватью лицом к больному.
Необходимо заранее продумать, как поместить носилки относительно кровати, чтобы избежать неудобных и лишних движений. Это зависит от размеров палаты и расположения коек.
Персонал приемного отделения обязан ознакомить больного с режимом дня и внутренним распорядком больницы, сообщить ему о днях и часах, выделенных для посещений, в вежливой форме предупредить об ответственности за нарушение больничного режима!
ГЛАВА IV.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА БОЛЬНОГО И ПОЛОЖЕНИЕ ЕГО В ПОСТЕЛИ
В течении и исходе различных заболеваний огромную роль играет внешняя среда. Для больного это прежде всего отвечающая гигиеническим нормам обстановка в палате, хорошая постель и соблюдение правил личной гигиены.
В связи с тем, что больной большую часть времени находится в постели, медицинская сестра должна следить за удобным положением его и чистотой постельного белья. Очень важно, чтобы постель больного была удобной и опрятной, сетка — хорошо натянутой, с ровной поверхностью, поверх сетки кладут матрац без бугров и впадин. Для ухода за больными очень удобен матрац, состоящий из отдельных секций. Намат-рацник следует чаще чистить и проветривать, чтобы удалить неприятный запах, а в случае необходимости дезинфицировать. Для неопрятных больных или страдающих недержанием мочи и кала на наматрацник по всей ширине кладут клеенку и хорошо подгибают ее края для предупреждения загрязнения постели.
При обильных выделениях из половых органов у женщин необходимо подкладывать клеенку, а сверху— подстилку, которую меняют по мере надобности, но не реже чем каждые 2—3 дня.
Ножки кровати снабжаются колесиками для передвижения ее на другое место. Имеются также особые подставки, которые подводятся под головной и ножной концы кровати и закрепляются. Кровать несколько приподнимается над полом и легко передвигается. Такой способ передвижения кровати не беспокоит и не утомляет больных (рис. 6).