Как смотрят на этот вопрос психологи?




Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологи выделяют шесть:

Кризис 1 года.

Кризис 3 лет («Я сам»).

Кризис 6-7 лет.

Кризис 11-12 лет.

Кризис 14-15 лет.

Кризис 17-18 лет.

Все эти кризисы характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Нельзя миновать эти кризисы, так как без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б. Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.

Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще большему сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый уйдет в себя, замкнется.

Чем же характеризуется этот 4 кризис?

Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых, то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью становится не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-3 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие отметки – это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают оценивать положительные и отрицательные стороны мира взрослых с точки зрения морально-этических норм. Дети в этот период очень переживают, что та или иная « Более значимой становится оценка сверстников;

· Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками;

· Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости;

· Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить;

· У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми.

Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков.

У подростка все больше проявляется потребность во “взрослом” обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.

В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...

...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.

...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.

...между “нужно” и “опасно”. Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - “всегда вместе, все пополам”. Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры “по пустякам” имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:

· “Умные” - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей;

· “Сильные, смелые, волевые” - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями;

· “Активисты” - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности;

· “Талантливые” - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей;

· “Увлеченные” - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным увлечениям и ритмам и т. п.);

· “Надежный друг, верный товарищ” - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить;

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

· все более возрастает ценность общения со сверстниками;

· ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;

· он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;

· развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

Способы преодоления тревожности:

· Не сравнивайте ребенка с окружающими.

· Доверяйте ребенку.

· Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

· Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

· Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

· Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

· Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.

· Используйте наказание лишь в крайних случаях.

· Не унижайте ребенка, наказывая его.

· Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: “Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!”.

· Помогите ему найти дело по душе.

Надеюсь, мои советы помогут вам разобраться в психологии детей данного возраста. Мы совместно «перерастём» кризисный период. Это поможет детям преодолеть трудности в обучении.

 

Выступление педагога поддержали родители единогласно. Поделились опытом в решении подобных проблем родители\

Решение родительского собрания:

- учитывать в общении с детьми трудности «переходного возраста»

- внимательно относиться к школьным проблемам детей, решать их по мере возникновения,

- помогать преодолевать тревожность,

- быть образцом поведения для собственных детей.

 

2. По второму вопросу выступила классный руководитель. Были отмечены моменты, на которые нужно обратить внимание при подготовке домашних заданий.

Решение:

При подготовке домашних заданий уделять внимание самостоятельности детей.

 

3. Классный руководитель провела с родителями инструктаж по технике безопасности при использовании пиротехнических средств, во время новогодних праздников и о безопасности детей во время зимних каникул.

 

Решение:

-На родительских собраниях и при индивидуальных беседах делиться опытом семейного воспитания между родителями класса;

-Провести беседу со своими детьми о соблюдении правил поведения во время зимних каникул.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: