Вопрос №1
Этические нормы диагностики семьи – это комплекс норм и принципов по защите интересов обследуемых семей или отдельных ее членов. Профессиональная деятельность специалиста, занимающегося психодиагностическими процедурами обследования семьи предъявляет ряд требований: нормы профессиональной этики в данном случае по сложности, многоаспектности и важности осуществления успешной деятельности любого специалиста социальной сферы приближаются к соответствующим нормативам деятельности врача, так как они становятся в позицию исследования другой личности, когда в сферу научных интересов могут попасть интимные стороны жизни других людей, содержание сложных супружеских отношений, конфликтов, психических расстройств и т.п.
Диагностика семьи является постоянным компонентом деятельности социального педагога, на котором основывается система помощи и поддержки семьи.
Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:
· объективность – заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы;
· причинность – выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема;
· комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи;
· достаточность – не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;
· последовательность.
Некоторые исследователи (А.А. Бодалев, В.В. Столин) считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
1) теоретическое положение - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;
|
2) практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.
Новое исследование может быть предпринято только на основе анализа предыдущей диагностической информации. Следует начинать с первичной диагностики жалоб родителей, а далее, изучив обоснованность этих жалоб, выявить причины указанных нарушений.
В ходе первичной диагностики важно разобраться в характере жалобы или проблемы, которая может быть обоснована, частично обоснована и необоснованна. Необходимо узнать, как сами родители понимают проблему, правильно ли видят ее причины, какой помощи ждут от специалиста. Основное назначение диагностики - составление заключения о состоянии конкретной семьи и тенденциях, свойственных определенной семье. Используемые диагностические методики традиционны: наблюдение, анкетирование, опросы, тестирование, беседы. Особую группу составляют методы изучения семьи глазами ребенка: рисуночная методика, игровые задания, методика комментирования картинок, методика завершения рассказа, методика неоконченных предложений и т.д.
Информация о семье может быть получена в ходе патронажа - посещения семьи на дому, что позволяет СП ближе познакомиться с ее членами, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, ее уклад (чем живет семья, каковы ее социальные установки, система нравственных, духовных ценностей, взаимоотношения с окружающими людьми и друг с другом, семейные традиции, уровень педагогической культуры родителей, умение организовать жизнь и деятельность детей в семье соответственно целям воспитания и возрасту ребенка), познакомиться с условиями жизни семьи, выявить возможные факторы риска (медицинские, социальные, бытовые).
|
Таким образом, социальный патронаж - это форма наиболее плотного взаимодействия с семьей, когда СП находится в ее распоряжении долгое время, входит в курс всего происходящего, оказывая влияние на суть событий. Срок патронажа ограничен (4-9 мес.).
Патронаж позволяет оценить обстановку дома, что позволяет более верно понять экономическое положение семьи; увидеть, например, бытовые условия ухода за больным ребенком, оценить отношение к нему и другим детям в семье. При этом достаточно просто увидеть, в какой комнате живет ребенок или все дети, какие у него игрушки, имеется ли специальный уголок с предметами ухода и занятий с ребенком и т.п.
Патронаж может проводиться и с контрольными целями: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр. Такой патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
|
Проведение патронажа требует соблюдение ряда этических принципов:
· принцип самоопределения семьи,
· принцип добровольности принятия помощи,
· принцип конфиденциальности,
Следует находить возможность информировать семью и предстоящем визите, и его целях (договориться по телефону или послать письменное сообщение, учитывая при этом пожелания родителей о дате и времени встречи).
Наблюдение и беседа с членами семьи позволяет определить характер их отношений друг с другом, общую семейную атмосферу. Все необходимые показатели измеряются и анализируются. Анализ информации, полученной в ходе изучения семьи, позволяет сделать вывод о воспитательной активности семьи, уровне педагогической культуры родителей.
Диагностика проблем семьи может осуществляться с помощью беседы, универсального метода сбора и поиска информации. Технологически беседа выстраивается следующим образом (рассмотрим на избранном примере):
1. Начальный этап.
На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с собеседником, взаимоотношения «сопереживающего партнерства». Целесообразным является использование таких психологических приемов, как «сопереживание», «эмпатическое выслушивание». Матери нужно дать возможность откровенно поделиться своими трудностями, рассказать о том, как она их понимает. Важно выслушать клиента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если СП с ним в чем-то не согласен (т. е. необходимо дать человеку возможность выговориться). Недопустимы никакие упреки и обвинения в адрес матери, даже обоснованные. В результате собеседник будет восприниматься клиентом как человек чуткий, заслуживающий доверия.
2. Рекогносцировка.
В ходе рекогносцировки СП следует выявить, что собой представляет клиент. Эта информация относится к конфиденциальной и вместе с тем весьма необходимой, поскольку на ее основе СП намечает план помощи своему клиенту, семье.
3. Детальное обследование.
СП должен определить причины, которые привели к нему клиента, и установить сущность проблемы, которую предстоит решать. Устанавливается последовательность событий, которые привели к кризису в семье, причины поведения ребенка. Источниками информации являются не только слова и заключенная в них смысловая информация, но и то, как они произносятся – интонации, темп речи, изменения вокализации клиента, иные виды экспрессивного поведения.
4. Завершение.
При проведении беседы важно отсутствие посторонних лиц (желательно, чтобы никто не прерывал разговора).
Во время беседы можно предложить клиенту заполнить небольшую анкету, направленную на обобщение проблемного поля семей, выявления потребностей в определенном виде социально-педагогической помощи.
Получить достаточную информацию, полностью выявить проблему воспитания во время первой встречи не всегда удается. СП может предложить расширить состав участников следующей беседы, пригласив на нее отца ребенка, учителей и др. Такие совместное обсуждение во многих случаях дает больший эффект.
Выявленные в ходе общей и специальной диагностики проблемы составляют социальный диагноз. Корректировка полученных результатов, т.е. реализация разработанной СП программы (плана) социально-коррекционного воздействия может осуществляться путем совместной работы со специалистами, занятыми в той или иной социальной сфере.
Материал для записи
Этические нормы диагностики семьи – это комплекс норм и принципов по защите интересов обследуемых семей или отдельных ее членов.
Технология диагностирования проблем семьи основывается на ряде принципов:
· объективность – заключается в непредвзятом рассмотрении проблемы;
· причинность – выражается в выяснении причин возникновения и особенностей протекания того явления, которое родителями понимается как проблема;
· комплексный подход – предполагает увязывание полученных данных со всем комплексом проблем воспитания и жизни семьи;
· достаточность – не следует расширять диагностику, если к тому нет необходимых показаний;
· последовательность.
Исследователи А.А. Бодалев и В.В. Столин считают, что в основе диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
1) теоретическое положение - причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать в особенностях детско-родительских отношений, стиле воспитания, а также в искажении процесса саморазвития;
2) практическое положение - построение диагностики по принципу «ветвящегося дерева», то есть последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем этапе.