Типичные ошибки в организации групповой работы/ Приложение 3.




1. Неуместность групповой работы;

2. Не выясняется, понято ли детьми задание;

3. Способы работы в группе обсуждаются после того, как дети приступили к обсуждению содержания задания.

4. Не оговорена продолжительность групповой работы;

5. Нет коллективной работы;

6. О результатах работы группы рассказывает ее капитан (лидер, организатор);

7. Обсуждаются все варианты, даже если они однотипны;

8.Учитель выступает в роли оппонента, не давая развернуться межгрупповому обсуждению;

9. Учитель сам дополняет модели детей и делает выводы;

10. Большое количество разноплановых вопросов на этапе рефлексии

Приемы формирования рефлексивных умений/ Приложение 4.

Класс.

Умение эмоционально-чувственно осознавать деятельность.

ü «Поездок».

Данный приём предложен Г.М. Черных. Этот приём используется при завершении урока.

«У каждого ученика на парте два жетончика: один с весёлым личиком, а другой с грустным. На доске закреплён поезд с вагончиками, на каждом из которых подписан этап урока. Учащимся предлагают опустить «весёлое личико» в вагончик того этапа урока, который больше всего понравился, а «грустное личико» в вагончик с этапом урока, который был наиболее скучен и неинтересен. Допускается, чтобы ребёнок использовал только один жетон». Не обязательно делить поезд по этапам урока, можно разбить его на виды деятельности.

Благодаря тому, что можно наглядно увидеть отношение детей к каждому виду работы на уроке, педагогу легко определить детские интересы и отобрать лучшие приёмы работы.

ü «Солнышко».

Этот приём описывает Л.С. Сиразетдинова в своих методических рекомендациях.

На доске висит жёлтый круг – «солнышко». Детям раздаются жёлтые и голубые лучики. Учащиеся должны прикрепить жёлтый лучик на доску, если урок был интересен, а информация полезна и актуальна, или голубой лучик – если наоборот. Данный приём, как и приведенный у Черных «Поездок», помогает учителю увидеть плюсы и минусы собственного урока.

ü «Гномики».

Данная рефлексия помогает ребёнку понять своё состояние и увидеть, что есть дети, у которых такое же настроение, как и у него.

На доске висят изображения 3 гномиков, выражающих разное настроение. Каждый из них держит в руках коробочку. Всем учащимся даны карточки с их именами, которые они должны «отдать» гномику с таким же настроением, как у ученика. После того, как все карточки у гномиков, их количество пересчитывается и обсуждается, что повлияло на настроение учащихся.

ü «Украсить торт».

Каждому раздаётся листок с изображением торта, который он должен раскрасить в определённый цвет. В красный нужно раскрасить, если ученик доволен своей работой на уроке, в зелёный – работал хорошо, но мог бы лучше, в синий – работа не получилась, собою не доволен. Цвета можно разнообразить. Например, брать не один, а сразу 3 цвета для одной оценки. Разбить их на тёплые, холодные и нейтральные цвета. Последнюю интерпретацию этого приёма хорошо использовать на уроке ИЗО в теме теплохолодности цветов.

ü «Рисуем настроение».

Рефлексия проводится «с целью установленияэмоционального контакта с группой». Андросик М.И. приводит два разных варианта. Мы взяли, по-нашему мнению, наиболее интересный – второй вариант.

Заключается он в том, что каждому учащемуся выдаётся лист бумаги, на котором он должен с помощью пятнышка, точки или облачка выразить своё настроение, после чего лист передаётся следующему ученику. Задача следующего подхватить настроение предыдущего и добавить свой элемент и так далее. После этого рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются всем классом.

ü «Яблоня».

На доске нарисована яблоня, на которую учащимся предлагается прикрепить либо красное яблоко, если не справился с заданием, и настроение ухудшилось, либо зелёное – если всё сделано отлично и настроение хорошее. Это поможет детям проследить зависимость настроения от качества выполнения задания. К тому же такой приём мотивирует учащихся улучшать свою работу над заданиями.

ü «Волшебный петушок».

Данный приём разработан нами для формирования рефлексивного умения эмоционально-чувственно осознавать деятельность.

Перед началом рефлексии идёт вступительное слово учителя: «Я хочу рассказать вам о необычном петушке, у которого цвет перышек на хвосте менялся в зависимости от настроения. Если настроение у окружающих было хорошее, хвост становился жёлтым, а если не очень хорошее – коричневым, и, наконец, если совсем плохое, то угольно-чёрным. Вот он, этот петушок. А хвоста у него пока нет. Давайте мы его сейчас сделаем. Возьмите по одному пёрышку и раскрасьте его соответственно своему настроению: в жёлтый, коричневый или чёрный цвет». После этого учащиеся выходят по одному к доске и приклеивают своё раскрашенное пёрышко. После того, как хвост петушка полностью сформировался, можно провести беседу по поводу того, от чего зависело настроение класса на данном уроке.

ü «Цветок-кактус».

Детям в начале урока раздаются три карточки с изображением ромашки, василька и кактуса. Если дети имеют хорошее настроение, поднимают ромашку. Если не очень хорошее, то василёк, а при плохом – кактус. Учитель может узнать, чем вызвано такое настроение. В конце урока учащиеся так же поднимают карточки, соответствующие их настроению. Учитель может спросить нескольких учащихся, какие изменения произошли в течение урока и почему. Таким образом школьники смогут отрефлексировать причины возникновения того или иного эмоционального состояния.

ü «Смайлики».

Этот приём почти аналогичен предыдущему, но вместо растений учащимся предлагаются карточки с лицами: весёлым, спокойным и грустным. Проведение приёма аналогично предыдущему.

Класс.

Умение определять личностные дефициты в деятельности

ü «Светофор».

Это довольно простой приём рефлексии, который помогает детям в игровой форме определить уровень усвоения знаний и способов действий.

Раздаются изображения светофоров, у которых не закрашены лампочки. Детям нужно закрасить красным верхний кружочек, если на уроке почти всё было не понятно, жёлтым средний – если было понятно, но не всё, Зелёным нижний – если всё было понятно. После этого сказать детям: если у вас на светофоре горит красный, то нужно остановиться на этой теме и разобраться, если жёлтый – необходимо притормозить на некоторых моментах, а если зелёный – можно проезжать дальше к следующей теме.

Игровой момент вызовет эмоциональный отклик у детей.

ü «Вопросная рефлексия»

Это самый простой и распространенный приём, который используют все учителя. Он универсален, так как в зависимости от вопросов может быть направлен на формирование любого умения. Мы представили этот приём в данном блоке, так как запланировали его использование на практике в качестве развития умения определять личностные дефициты в деятельности.

Заключается этот приём в том, что учитель задаёт вопросы классу и учащиеся по поднятой руке отвечают на них. Вопросы могут быть следующими:

- «Какого знания тебе не хватало на этом уроке?»;

- «Что ты хотел бы изучить на следующем уроке?»;

- «Какое качество тебе нужно развивать?»;

- «Какое умение тебе нужно развивать?»;

- «Какие знания по этому предмету тебе ещё нужны?».

ü «Анкета самоанализа».

Учитель выводит на доску, или записывает на доске, или зачитывает устно следующее.

Закончи любое предложение на выбор:

1) Сегодня на уроке мне было сложно…

2) Мне не хватило знаний…

3) Мне хотелось бы улучшиться в…

Учащиеся ставят на карточке номер предложения и записывают его продолжение. После того, как все ученики закончат, учитель собирает карточки и зачитывает несколько наиболее интересных фраз, обсуждая их с классом.

ü «Дело в шляпе».

Учитель включает музыку. Учащиеся передают друг другу шляпу по цепочке. Учитель останавливает музыку и тот ученик, у которого в этот момент шляпа оказывается в руках, достаёт одну карточку, прочитывает вопрос и отвечает на него вслух (ответ должен быть отнесён к конкретному уроку). Продолжительность рефлексии устанавливается учителем. Вопросы могут быть такими же, как и в вопросной рефлексии.

ü «Запрет».

Учитель обращает внимание детей на то, что в классе часто встречаются фразы:

- «я не могу»;

- «я не знаю»;

- «у меня не получается».

Учитель отмечает, что они не помогают решить проблему, и предлагает заменить их на другие. После этого учитель помещает на доску карточку с следующими фразами:

Я не могу.

Я не знаю.

У меня не получается.

Что мне сделать, чтобы…

Мне не хватает знания…

Мне недостает умения…

Фразы первого столбика зачеркнуты. Учитель договаривается с учащимися, что они будут запрещёнными. Напротив каждой зачёркнутой фразы стоит такая, на которую можно заменить запрещённую. Учить обращает на карточку внимание всякий раз, когда используется запрещённая фраза. Таким образом, школьники учатся использовать в своей речи рефлексивные вопросы.

ü «Корзина идей».

Учитель задаёт вопрос учащимся «Чему лично вам необходимо научиться на следующем уроке?» и раздаёт детям карточки, на которых им необходимо написать ответ на заданный вопрос. После этого либо учитель, либо один из учащихся проходит по классу с корзиной, в которую ученики бросают свои листочки. Затем учитель зачитывает самые интересные ответы и обсуждает их с классом. Обращается внимание на то, какие умения и знания были выделены учащимся, как дефицит.

ü «Поэтапная рефлексия».

Карточки с изображением паровозиков раздаются в начале урока. На каждом этапе учащимся предлагается оценить свои умения и знания по следующим критериям:

˅ - хватает

⃝ - недостаточно

× - отсутствуют

Поставить оценку нужно в соответствующий этапу вагончик. После заполнения учащийся переворачивает карточку и пишет с обратной стороны каких знаний или умений ему не хватало на этом уроке. После этого карточки собираются, и учитель прочитывает и обсуждает с классом несколько вариантов.

Данный приём помогает учащимся детализировать урок и определить через конкретный этап, какого умения или знания ему не хватает.

ü «Клубочек счастья».

Учитель предлагает учащимся вопрос на доске, над которым необходимо подумать. Вопрос даётся следующий: какое умение или качество тебе нужно улучшать или каких знаний тебе не хватает по этой теме? Дав немного времени на обдумывание, учитель бросает «клубочек счастья» одному из ребят и тот отвечает на вопрос. После этого «клубочек» возвращается к учителю, и действия повторяются. Время, отведённое на рефлексию, определяет сам учитель. По окончании необходимо обобщить сказанное детьми, отметив, например, умение, которое чаще всего звучало на рефлексии.

ü «Рефлексия умений».

Карточки с изображением нескольких вишенок или шариков раздаются в начале урока. Заранее учителем выбираются 3 умения, которые смогут продемонстрировать учащиеся на уроке. В течение урока, после демонстрации одного из умений, учитель предлагает оценить его по следующим критериям:

˅ - хорошо

⃝ - недостаточно

× - отсутствует

Поставить оценку нужно на одну вишенку или шарик.

В конце урока учащиеся выбирают умение, которое развито у них хуже всего, переворачивают карточку и ставят число 1, 2 или 3 соответственно тому умению, которое они выбрали.

Умение делать прогноз на будущее с учетом личных дефицитов.

ü Закончи предложение (Письменное интервью).

Интересный приём предлагает Черных Г.М., который используется для подведения итогов урока. Учащиеся должны закончить такие предложения:

- Сегодня я узнал…;

- На сегодняшнем уроке было интересно…/ трудно…;

- Сегодня я выполнял задания…;

- На уроке я понял, что…;

- Теперь я могу… и другие.

Проводить такую рефлексию советуется письменно, раздав детям карточки, на которых напечатаны незаконченные предложения, или представив эти предложения на доске.

ü «Фоторефлексия».

Чеботарёва Е.А. говорит, что «современному учителю доступны такие технические средства, как цифровые фото, и видео камеры, и компьютер» (к данному списку хотелось бы добавить документ-камеру). В рефлексии, как и в самой учебной деятельности, можно использовать эти технические средства. Елена Алексеевна представляет собственную находку – фоторефлексию – которую она использует во втором классе.

Заключается данный приём в том, что учитель во время урока делает несколько фотографий класса. Количество фотографий будет зависеть от того, насколько занят учитель на конкретном уроке. В конце урока фотографии просматривают на экране, возможно на фоне музыкального сопровождения. Во время просмотра можно задавать вопросы:

- Какие недостатки вы заметили в своём поведении на этом уроке?

- Чем они были вызваны?

- Как можно устранить эти недостатки?

В это время, по словам Чеботарёвой, включается процесс непроизвольной самооценки. Таким образом, развивается рефлексивность каждого ученика.

Стоит обратить внимание на то, что с документ-камерой всё намного проще, так как её можно настроить делать снимки каждые 2-3 минуты в течение всего урока, а значит, учитель не будет отвлекаться на то, чтобы сделать очередной снимок.

Умение определять уровень личных достижений в деятельности.

ü «Комплимент».

Такой приём, как и многие другие, используется в конце урока и помогает учащимся оценить собственную активность и качество работы.

Заключается он в оценивании детьми работы друг друга похвалой или комплиментом. Например, дети могут по цепочке вставать, называть имя ученика, которого хотел бы похвалить, и делает ему комплемент. Можно поставить условие, чтобы имена детей, которых хвалят, не повторялись, чтобы похвалу получил каждый. Так же можно проводить такую рефлексию письменно и даже анонимно, положив все листочки с комплементами в коробочку, а за тем назначив несколько учащихся раздавать их классу. Такой вариант помогает удовлетворить потребность каждого ученика в личностной значимости для окружающих.

Ребёнку всегда легче увидеть достоинства и недостатки со стороны. Этот приём подготавливает учащихся к процессу выявления собственных достижений.

ü «Мишень».

Каждому учащемуся раздаётся листок с изображением мишени, состоящей из трёх окружностей, поделенных на 4 части и пронумерованных из центра числами 5, 4, 3, 2, причём пятёрка находится внутри среднего круга. Каждая четверть мишени подписана одним из этих выражений: «активно участвовал», «было интересно», «узнал», «было понятно». Ребёнку предлагается оценить свою деятельность по каждому из этих критериев, поставив точку в нужном месте мишени. Если все 4 точки окажутся в середине, значит, деятельность на уроке была максимально продуктивна.

Данный приём хорош тем, что позволяет оценить сразу несколько аспектов деятельности на уроке.

ü «Продолжить фразу».

Приём имеет ту же цель, что и 4 предыдущих.

Раздаются карточки на каждого учащегося с заданием «Продолжи фразу». Фразы могут быть такими:

- «Мне было интересно…»;

- «Мне сегодня удалось разобраться с…»;

- «Мне стало понятно, что…».

Ученики должны продолжить каждую фразу.

ü «Огонёк общения».

Ученики встают в круг и передают друг другу сердечко, можно под музыку. У кого оно оказывается в руках, тот говорит, что у него сегодня получилось. Обязательно нужно договориться о том, что у тех, у кого сердечка в руках нет, говорить не могут, а так же, что нельзя осуждать друг друга.

ü «Пять пальцев».

Рефлексия направлена на анализ собственной деятельности и внутреннего состояния.

Загибая пальцы, учащиеся отвечают на вопросы, соответствующие каждому пальцу:

- мизинец – «Какие знания, опыт я сегодня получил?»;

- безымянный – «Что я сегодня делал и чего достиг?»;

- средний – «Каким было сегодня моё преобладающее настроение?;

- указательный – «Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?»;

- большой – «Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья?».

Плюс этого приёма в том, что дети со временем запомнят рефлексивные вопросы и научатся анализировать с помощью них свою деятельность и эмоциональное состояние.

Класс.

Умение выявлять и устранять недостатки в деятельности.

ü «Звёздочки».

На «звёздочках» учащиеся пишут свои достижения за урок, неделю, месяц или четверть и прикрепляют их на доску, в тетрадь или в дневник.

ü «Мини-эссэ».

Этот приём, предложенный Черных, помогает выявить уровень самооценки каждого ребёнка. Проводится такая рефлексия после выполнения определённого задания, контрольной или проверочной работы.

Учитель проверяет выполненную работу, оценивает её определённым значком, который не знаком учащимся, и предлагает детям расшифровать этот значок, какую оценку он представляет. Затем учитель даёт расшифровку и предлагает сравнить её. После этого предлагает детям задаться вопросом: «Совпала ли моя расшифровка с оригиналом, и почему я получил именно такую оценку?».

ü «Табличка».

Приём имеет ту же цель, что и предыдущий, и часто используется на практике, так как очень прост и не требует особой подготовки.

Суть его в том, что детям дана таблица из четырёх столбцов: «понятие», «знал», «узнал», «хочу узнать». В первом столбце уже даны понятия, остальные учащийся должен заполнить сам, поставив в соответствующей колонке определённый значок в зависимости от того, знал, узнал или хочет узнать данные понятия.

Такой приём поможет подвести итог и поставить цели на дальнейшую деятельность (при условии, если в таблице будут даны понятия, которые будут изучаться на следующем уроке).

ü «Вопросы к уроку».

Рефлексия может быть не только письменной, но и устной такой, как данный приём, предложенный Андросик Мариной Ивановной, который предполагает осмысление процесса, способов и результатов мыслительной работы и практических действий.

Учитель предлагает школьникам самим задать вопросы на анализ урока. Необходимо уточнить, что вопросы должны быть направлены на то, чтобы выяснить недостатки в деятельности и пути их устранения. Заданные вопросы необходимо направить одноклассникам, чтобы учащиеся сами могли на них ответить.

Это приём используется после того, как педагог несколько раз сам задаст рефлексивные вопросы учащимся на нескольких уроках, чтобы вопросы детей были правильными, и у учеников сложилось понимание того, как они должны быть сформулированы.

Умение определять наиболее продуктивные, эффективные способы и методы работы.

ü «Паучок».

Учащимся перед определённой работой раздаются листы с изображением паука. На брюшке они должны написать цель или конечный продукт деятельности. На лапках они пишут те способы, которыми можно достичь цели или получить продукт, обсуждая их совместно с учителем. После выполнения работы учащиеся раскрашивают зелёным цветом те лапки, на которых написаны действенные способы. Таким образом, школьники могут увидеть, что не все способы работы применимы, и нужно отбирать более эффективные для успешного достижения цели.

ü «Дерево предсказаний».

Приём проводится следующим образом: на доске висит изображение дерева, ствол дерева – проблема, ветви – способы решения, на каждую из ветвей учащиеся прикрепляют "листья" - аргументы в пользу того или иного способа, либо опровержение такового.

Класс.

Умение сопоставлять результат с целью.

ü «Дерево цели».

Этот приём предложила Г.М. Черных. Проводится он следующим образом.

На стене висит ватман с изображённым на нём деревом. У каждого ребёнка имеется один зелёный листочек из бумаги или картона, на котором он должен написать своё имя и личную цель – что бы он хотел узнать, открыть, чего достичь. Дети прикрепляют на дерево свои листочки, а в конце изучения темы, каждый подписывает на своём листочке, достиг ли он цель или нет, полностью ли достиг или частично. Можно прикреплять к корням общую цель всей темы, поставленную совместно с учителем. Это поможет детям не отклоняться от неё при постановке своих собственных целей.

Такое дерево можно применять не только для работы над какой-то определённой темой, но и при работе над целями каждого урока, каждой недели. Это поможет развить в детях как рефлексивность мышления, так и организованность, дисциплинированность, целеустремлённость и систематичность.

ü «Рефлексивные сочинения».

Школьникам даётся примерный план, по которому они создают своё сочинение. Андросик Марина Ивановна предлагает такой:

- «Сначала мы рассуждали так…»

- «Потом мы столкнулись с проблемой…»

- «Затем мы наблюдали (сравнивали, делали)…»

- «Мы увидели (поняли)…Значит…»

- «Теперь мы будем…»

Такую рефлексию автор статьи рекомендует проводить либо в классе, уделив на сочинение 5-7 минут, либо дать как домашнее задание.

Умение предвидеть результат.

ü «Поляна».

На доске поляна, над которой записана проблема урока. Ниже представлены способы решения проблемы на цветках как правильные, так и неправильные. Учащимся нужно самостоятельно выбрать лучший способ действия, после чего написать на бабочках, которые будут розданы индивидуально каждому, результат, который они получат при применении такого способа и прикрепить к тому способу-цветку.

Данный прим позволяет детям не только выбирать наиболее действенный способ, но и предвидеть результат его использования.

ü «Демонстрации».

Приём предлагает Т.Ф. Ушева. Он необычен тем, что на уроке рефлектирует не ученик, а учитель. Педагог во время урока должен сам себе задавать рефлексивные вопросы и сразу отвечать на них. Вопросы могут быть следующими:

- «Что у меня получится, если я…?»;

- «Какого результата я хоту достичь?»;

- «Если я сделаю…, что у меня получится?».

Таким образом, учащиеся будут иметь эталон рефлексии и научатся на примере грамотнее строить рефлексивные высказывания. Следует отметить, что данный приём не должен использоваться сам по себе, нужно обязательно сочетать его с другими приёмами.

ü «Вопрос себе».

Ушева Т.Ф. предлагает этот приём сразу же после приёма «Демонстрация», как продолжение и уместное его дополнение.

Заключается он в том, что дети должны сами задать себе вопрос, например, в отношении результата. Учитель может привести в пример вопросы, которые он задавал сам себе ранее, чтобы дети могли вспомнить и сориентироваться, какой именно вопрос нужно себе задать. Фиксировать вопросы можно как на доске, так и в тетради.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: