Информационно-творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Масленица - Ясочка»




Информационно-творческий проект в детском саду в старшей группе на тему: Масленица

Информационно-творческий проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста «Масленица - Ясочка»

Автор: Минакова Оксана Юрьевна, Четверухина Маргарита Олеговна, воспитатели МБОУ СОШ № 162, город Новосибирск
Описание материала: Данная работа представляет собой долгосрочный информационно творческий проект который знакомит детей с русскими народными праздниками и традициями. Проект будет интересен педагогам дошкольного и дополнительного образования и рассчитан на старший дошкольный возраст.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим

Постановка проблемы:
Природа является неотъемлемой частью человека. Наши прародители были близки к природе и чтили свои традиции. Одним из самых любимых народных праздников, празднуемых в конце зимы, была и остается Масленицы, которая всегда отмечалась целыми улицами, шумно, весело, с размахом.… Пока еще Россия богата традициями, передающимися из поколения в поколение, однако весе чаше мы сталкиваемся с тем, что уходят в прошлое народные гуляния и воспоминания о тех днях когда праздник был не только семейным торжеством.
Наряду с уменьшением интереса к народным традициям интерес к народным ремеслам, напротив, в современном мире только возрастает. А происходит это, потому что в не столь отдаленном времени здесь образовалась пустота. В эпоху советского строя понятие «народная кукла» или «традиционная кукла» считалось пережитком старой, дореволюционной культуры. Поэтому зачастую только люди занятые в этнографической сфере, сфере фольклора могли позволить себе заниматься изучением народных кукол. Эти и другие события привели к тому, что интерес к такому виду народного творчества в современном мире сведен практически к нулю. И теперь возникла большая потребность заполнить и этот пробел. В чем это выражается, спросите вы?
Читая с детьми русские - народные сказки, где мама подарила девочки куклу-помощницу, а так же некоторые авторские сказки, изучая с детьми пословицы и поговорки, разбираясь в теме, как выращивали на Руси хлеб, и почему он всему голова, мы постоянно сталкиваемся с детскими вопросами так или иначе связанными с русскими традициями.
Столкнувшись с интересом детей старшего дошкольного возраста, к обозначенной теме мы сформулировали несколько проблемных вопросов:
• Как приобщить детей к народным традициям и развить у них нравственно-патриотические качества?
• Как в доступной и интересной форме познакомить с бытом предков и ответить на все интересующие детей вопросы?
• Как объяснить детям, что такое оберег и почему у тряпичной куклы нет лица?
• Как привлечь родителей и повысить их уровень заинтересованности в вопросе привития детям нравственно-патриотических качеств?
Обоснование актуальности проекта:
Невозможно не заметит, что в последнее время интерес к русским народным сказкам и мультфильмам советского периода значительно уменьшился. То же можно сказать и об игрушках. На смену нашим традициям приходит культура запада. Особенно это заметно в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок начинает самостоятельно выбирать, что смотреть и с чем играть.
Думаю, каждый родитель отмечает, что дети все менее бережно относятся к игрушкам, перестали ценить их и зачастую воспринимают их как данность. В детском саду и дома их окружает множество ярких, красивых, но часто очень не замысловатых игрушек. Современные родители и педагоги все больше задумываются как научить детей бережно относится к предметам быта, привить им интерес к русской народной культуре и воспитать чувство гордости за наследие своего народа.
Для того что бы получить ответ на этот вопрос достаточно просто внимательно посмотреть на быт наших прапрабабушек и прапрадедушек. Во времена наших предков куклы были разными: обереговыми, сезонными, обрядовыми и конечно же игровыми. Кукла сопровождала ребенка от рождения до самой смерти. К куклам относились бережно. Дети никогда не разбрасывали и старались не портить их во время игры. У наших предков было много обрядовых праздников, для каждого из которых существовала своя «народная кукла».

Именно поэтому мы считаем, что ознакомление детей с русским народными праздниками в связке с изготовление тряпичных кукол поможет решить сразу несколько важных проблем: воспитание патриота на традициях родной культуры, воспитание уважения к труду через приобщение к русскому народному мастерству и, конечно же, повышение познавательного интереса к традициям родного народа. Все это делает выбранную тему более чем актуальной для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формировать нравственно-патриотические качества у старших дошкольников через ознакомление их с народной культурой.
Задачи:
Образовательные
• Формировать представления детей об обрядовых праздниках на примере праздника Масленицы;
• Познакомить детей с историей создания народной тряпичной куклы, с ее функциями и традициями;
• Формировать у детей представление о разнообразии видов тряпичных кукол.
Развивающие
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры
• Формировать необходимые практические умения и навыки необходимые для изготовления тряпичных кукол.
• Развивать коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста;
• Развивать мелкую моторику и умение работать с тканью;
Воспитательные
• Воспитывать интерес к русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважение к национальным традициям;
• Воспитывать патриотизм, уважение к труду народных мастеров и чувство гордости за величие, и талант своего народа.
Тип проекта: долгосрочный, творческий, информационный, групповой.
Сроки реализации проекта: сентябрь – февраль 2016-18 гг.
Ресурсное обеспечение
1. Цифровой фотоаппарат, компьютер, проектор, сеть Интернет;
2. Образцы различных тряпичных кукол;
3. Самовар, баранки, блины, расписные платки, атласные ленты, чучело масленицы для проведения ярмарочного гуляния;
4. Мука, сахар, яйца, сухие дрожжи, вода, соль для приготовления булочек;
5. Ткань белого цвета, лоскутки ткани с различным орнаментом, тесемки, бусины, нитки мулине, вата, иголки, нитки швейные и т.д. для изготовления тряпичных кукол;
6. Материалы на печатной основе: плакаты и технологические карты по созданию тряпичных кукол (И.А. Лыкова, О. Миронова и другие), книги с половицами и поговорками.
Целевая аудитория: Дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), проект рассчитан на группу 25-30 детей.
Участники проекта: старший воспитатель, воспитатели старшей-подготовительной группы № 6, музыкальный руководитель, воспитанники старшей-подготовительной группы, родители воспитанников.
Методы и приемы работы:
• Наглядные: видеоматериалы, образцы и технологические карты, настольно-печатные и дидактические игры, стендовые консультации;
• Исследовательские: постановка проблемных вопросов, посещение выставок и музеев;
• Словесные: чтение литературы, беседы, словесные инструкции, объяснения, указания, консультации для родителей;
• Практико-ориентированные: создание поделок, приготовление булочек, проведение развлечения на свежем воздухе.
Планируемый продукт: выставки детских поделок в течении реализации проекта, проведение развлечения на свежем воздухе «Масленица-Ясочка».
Этапы реализации Проекта:
I этап: подготовительный (организационно-диагностический).
II этап: основной (практический).
III этап: заключительный (итоговый).

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Предполагаемые результаты:
• Расширены и систематизированы знания детей на тему народных праздников и гуляний. Сформированы знания об истории возникновения народной тряпичной куклы;
• Сформирован положительный эмоциональный фон по результатам реализации проекта. Дети выражают положительные эмоции при прослушивании народных музыкальных произведений с интересом участвуют в хороводных играх;
• Сформированы практические умения и навыки во владении иголкой и ниткой при создании тряпичной куклы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: