Использование информационно-коммуникационных технологий в органах власти.




Функционирование и развитие современной цивилизации самым тесным

образом связано с процессом информатизации, который интенсивно проникает во все сферы человеческого бытия. Процесс информатизации развивается, главным образом, на базе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Одна из перспективных сфер, в которых потенциальный эффект ИКТ может проявиться наиболее масштабно, сфера социального управления. Новые информационные технологии существенно повышают производительность управленческого труда, увеличивая долю его интеллектуальной составляющей, расширяют способы и скорости трансляции информации, повышают степень её доступности. Кроме того, связь управленческих процессов с коммуникативными сетями обеспечивает возможность принципиально нового подхода к распространению информации – передачи данных непосредственно заинтересованным в ней лицам, снижая масштабы её дублирования и существенно сокращая путь её движения от адресата к адресату.

Интегрирование ИКТ в процессы социального управления необратимо меняет природу управления, поощряя неформальные способы общения.

Обладая очевидными преимуществами и огромным потенциалом, процесс информатизации протекает далеко не однозначно, сталкивается с множеством неожиданных проблем, является чрезвычайно длительным, сложным и, несмотря на ускоряющийся темп научно-технического прогресса, пройдет ещё много лет, прежде чем об этом можно будет говорить как о свершившемся факте. В частности, имеющийся опыт показывает, что технологии не всегда оправдывают ожидания даже в информационно развитых странах. Весьма противоречиво, сталкиваясь с большими препятствиями, проникновение ИКТ в управленческую деятельность происходит в практике управления органов власти. Именно здесь в наибольшей степени проявляется противоречие между огромным потенциалом новейших информационных технологий и чрезвычайно низким уровнем его практической реализации. Вследствие этого в структурах органов власти сохраняются традиционные формы и механизмы управления, что не способствует решению стратегических задач модернизации и обновления.

Информационно-коммуникативные технологии являются довольно

сложным конструктом реальности, за которым легко угадываются не только и даже не столько технические или технологические, сколько те или иные

социальные потребности, мировоззренческие принципы и ценностные

ориентации людей. На примере исследования информационно-коммуникативных технологий можно констатировать, что данное понятие

включает в себя не только программно-технические средства, но совокупность интегрированных приемов и методов информационно-коммуникативного воздействия, определенный набор знаковых функций, четкие процедуры и последовательность этапов их внедрения и эксплуатации. До относительно недавнего времени роль и возможности ИКТ в социальных структурах и, в частности, структурах социального управления

рассматривались исключительно в рамках концепции «информационного

общества». Однако по мере усиления критики названной концепции, выявления её изъянов и откровенного лукавства, безудержные восторги относительно перспектив ИКТ сменились более взвешенным, осторожным подходом. Были проведены эмпирические научные исследования роли ИКТ в различных странах. Их результаты позволили, в частности, сделать вывод, что далеко не все ожидаемые позитивные последствия бурного развития информационно-коммуникативных технологий состоялись. Более того, многие из этих последствий оказались достаточно противоречивыми с точки зрения современных исследователей. К настоящему времени можно выделить ряд существенных пробелов в исследованиях информационно-коммуникативных технологий, характерных как для отечественной, так и для зарубежной науки:

· В определениях и понимании сущности информационных и информационно-коммуникативных технологий преобладает всё-таки технократический подход, рассмотрение их как чисто технического и/или технологического элемента соответствующих социальных процессов;

· Социологи, политологи, культурологи и другие специалисты рассматривают различные аспекты ИКТ, вкладывая различное содержание в такие понятия, как «информация», «коммуникация» и «технология»;

· Отсутствует или чрезвычайно слабо представлен взгляд на ИКТ как на особый культурно-исторический феномен, порожденный развитием новейших технологий и оказывающий значительное трансформационное влияние на процессы социальных отношений и взаимодействий;

· Отсутствие достаточно комплексного научного анализа информационных коммуникаций приводит к ограниченному и неоднозначному пониманию сущности данного явления как в содержательном, так и в практическом плане, что выражается в чрезмерной технократичности подходов к изучению роли и места информационных коммуникаций как в социуме в целом, так и в управленческой деятельности в частности. Одно из следствий состоит в том, что основные усилия большинства исследователей направлены на изучение прикладных аспектов информационных коммуникаций и информационно-коммуникативных технологий, которые в значительной мере дублируют друг друга.

Основой использования ИКТ в государственном управлении и других

властных структурах является политика информатизации, т. е. те конкретные

формы, механизмы и организационные решения, в рамках которых она

реализуется. Жёсткая связь информатизации и ИКТ обусловлена рядом

объективных факторов. Как известно, получение, преобразование, анализ и

эффективное использование информации – необходимое условие любой

управленческой деятельности и, соответственно, функционирования органов

власти.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность работы властных

структур, является уровень их информационного обеспечения, который, в свою очередь, определяется степенью оснащенности систем управления

современными техническими, технологическими и телекоммуникационными

средствами. Основу информационного обеспечения органов власти составляют информационные ресурсы, под которыми понимаются отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Информационные ресурсы являются центральной частью информационных систем. Соответствие информационных ресурсов потребностям органов власти в значительной степени определяет эффективность создаваемых информационных систем.

Анализ имеющегося опыта позволяет констатировать, что в процессах

информатизации в указанной сфере преобладает технократический подход, при котором над содержательными, принципиальными, постановочными

ориентирами превалируют проблемы закупки средств вычислительной техники и построения информационных сетей. Конечная цель создания

информационных систем – повышение оперативности и качества принятия

управленческих решений, оптимизация коммуникативных механизмов субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий и на этой основе рост эффективности выполнения должностных обязанностей – при таком подходе часто отходит на второй план или забывается вовсе.

Препятствием для надлежащего использования ИКТ в структурах органов

власти является и отсутствие во многих случаях соответствующих

профессиональных аналитических служб, обеспечивающих сбор данных и

эффективную эксплуатацию таких систем, а также недостаточная

компьютерная грамотность пользователей, в том числе и государственных

служащих. Совершенно очевидно, что если политика информатизации будет

сконцентрирована лишь на технико-технологических аспектах, то это

неизбежно приведёт к формированию ведомственного подхода к их разработке и эксплуатации. В результате такого подхода могут возникать трудности межведомственного телекоммуникационного обмена информацией, дублирование работ, их удорожание. Политика информатизации в структурах органов власти не должна быть также отделена от политики, проводимой в области средств массовой информации, связи и телекоммуникаций.

Информационную инфраструктуру социального управления создают

технологи, поэтому существует реальная опасность того, что в развитии

информатизации будут доминировать технократические тенденции. Отсюда за всеми технико-технологическими чудесами необходимо отчётливо усматривать «человеческое измерение» процесса модернизации современного российского общества и органов государственного управления.

Сегодня существуют проблемы содержательной диверсификации

отдельных видов управленческой деятельности, что порождает многократное

дублирование и изоляцию отдельных потоков документов. В результате

информационная база существует как совокупность разрозненных потоков

информации.

Большинство ИКТ-систем управления построены по стандартному

принципу и неспособны к динамичному изменению.

Очень важная проблема – адаптация персонала, в большей или меньшей

степени соприкасающегося с ИКТ (своеобразного коллективного

«эксплуатационщика»), к непрерывно и стремительно меняющимся условиям, поскольку динамика происходящих перемен столь велика, что люди смогут приспособиться к новым обстоятельствам и полноценно использовать новые возможности только при условии обучения в течение всей жизни. Необходимо постоянно совершенствовать свои навыки, знания, искусство с тем, чтобы соответствовать новым требованиям, которые предъявляют ИКТ. Только при этом условии можно быть успешным на рынке труда, выстоять в конкурентной борьбе и сохранить свои преимущества. Это означает, что образование и обучение должны быть доступны не только в начале жизненного пути, но и на всём его протяжении. Таким образом, системы образования и профессиональной переподготовки кадров органов государственного управления должны соответствовать этим возрастающим требованиям. Это обусловливает наряду с традиционными задачами технического и технологического направления необходимость воспитания грамотных специалистов, которые смогут в совершенстве использовать возможности ИКТ-систем.

Весьма высокие статус и место современных информационных технологий

в структурах управления в настоящее время позволяют говорить о

существовании тенденций, одним из следствий которых являются процессы

вертикальной дезинтеграции. Это обусловливается достаточно сложными

технической и программной составляющими ИКТ, а также коммуникационной инфраструктурой, необходимой для их полноценного функционирования.

Следствие состоит в том, что всё более весомую роль в управленческих

процессах начинают играть новые социальные слои, в частности

«информациональные», инженерно-технические работники, которые

существенно влияют на характер прохождения информационных потоков и

алгоритмы их преобразования. Однако статус обслуживающего персонала,

который они имеют, совсем не отражает их реальную роль в процессах

управления. Субъекты управления, обладающие властью и полномочиями

принимать решения, испытывают по отношению к этой инженерно-технической элите противоречивые чувства. С одной стороны, они отчётливо

осознают, что не могут обойтись без этих высококвалифицированных

специалистов. С другой стороны, они боятся посвящать их во все тонкости

происходящих процессов и мотивов принятии тех или иных решений. Это

ведёт к возрастанию уровня сложности социальных отношений.

Как видно, проблем на пути повышении эффективности деятельности

органов государственного управления на основе использования ИКТ довольно много. Важнейшая концептуальная основа их преодоления, на наш взгляд, состоит в том, что ИКТ необходимо рассматривать не как инструмент, способствующий переводу структур государственного управления с режима выполнения своих конституционных обязательств перед населением на режим «оказания услуг», а как средство, позволяющее изменить механизм принятия решений, радикально расширить способности центров принятия решений реагировать на проблемы социальной практики, т. е. более полно учитывать запросы, идущие от общества.

Более полное и грамотное использование возможностей ИКТ будет также

способствовать развитию механизмов взаимодействия органов власти и

населения. Традиционная схема «субъект-объектного» воздействия может быть дополнена схемой «субъект-субъектного» взаимодействия, при которой многое, в том числе и основные решения, могут принимать непосредственно граждане, например, путём проведения голосования в информационной сети. Появятся и другие возможности: граждане могут воспользоваться своим правом законодательной инициативы; во многих случаях принцип приоритета большинства может быть заменён на принцип консенсуса, при котором не возникает игнорируемого меньшинства. Для реализации этих возможностей могут быть использованы четыре технологии: онлайновая информация и коммуникация, онлайновое участие граждан в деятельности органов власти разных уровней, онлайновые услуги.

Сами ИКТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат

и наукоемкой техники. Уже само их внедрение – дело весьма трудоёмкое. Оно должно начинаться с выявления и типизации управленческих задач, создания соответствующего математического обеспечения, формирования

информационных потоков, организации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и др. Затраты на системы автоматизации процессов производства и принятия управленческих решений будут только расти, а наиболее перспективными технологиями станут BI, ERP, MES, АСУТП.

Среди актуальных и наиболее перспективных направлений эффективного

использования ИКТ в практике органов государственного управления можно

выделить следующие:

· создание электронной сети органов государственной власти;

· переход на электронный документооборот;

· электронная обработка и анализ информации;

· разработка и внедрение электронных административных регламентов (ЭАР), а также завершение создания системы правительственных порталов с доступом к открытой части ЭАР;

· согласование программ информатизации органов государственного управления с задачами и приоритетами административной реформы;

· создание на базе учреждений профессионального, высшего и среднего специального образования системы массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и коммуникационных системах нового поколения.

Вывод: непреложным остаётся принцип - первична методология, а не софтовая составляющая. Это означает, что при разработке структуры и программного обеспечения ИКТ необходимо исходить не из требований имеющихся или предлагаемых на рынке программных продуктов, а формировать эти требования к программному обеспечению, сообразуясь со спецификой задач, решение которых должны обеспечивать ИКТ. Только на основе такого комплексного похода можно надеяться на повышение эффективности управленческой деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: