Контрольная работа
по дисциплине "Государственное регулирование развития малого и среднего предпринимательства"
Исполнитель группы: ЭП 14 П
Усанина Е.А.
Екатеринбург
1. Теоретические основы государственного регулирования национальной экономики. Институциональное направление: определение роли государства в экономике.
Институционализм самостоятельное направление в экономической науке, появившееся в конце ХIХ — начале ХХ веке и связанное с именем Торстена Веблена. Название направления «институционализм» происходит от слова «институт». Под институтом Т. Веблен и его сторонники понимали ряд разнообразных категорий и явлений, оказывающих разнообразное воздействие на поведение человека. В понятие «институт» включаются категории, которые отражают базовые отношения, лежащие в основе экономической и политической организации общества, отношения собственности на средства производства, систему денежного обращения и др. Важной характерной особенностью институционализма является его резко критическая направленность, т.е. Т. Веблен указывает на внутреннее противоречие капитализма — противоречие между машинным производством и капиталистическим предпринимательством; он отмечает наличие дихотомии между бизнесом и производством. Производство создает полезные для человека блага, а стимул денежной выгоды толкает людей на приобретение меновой стоимости. В итоге Т. Веблен делает вывод о необходимости социального контроля, регулирования со стороны государства.
В развитии институционализма выявились три направления: социально-психологическое (технологическое) — Т. Веблен; социально-правовое — Дж. Коммонс;эмпирико-прогностическое — У. Митчелл.
|
Институционализм и традиционная теория представляют собой, по существу, два совершенно различных способа отражения экономической реальности, первый —с позиций её эволюции, а другой —с позиции статики и структуры. Отношение институционалистов к кейнсианству иное. Между ними больше точек соприкосновения, общих подходов, сказывается общность социально-классовых позиций. Концепцию неоклассиков сторонники социально-институционального направления отвергают и подвергают суровой критике. Они критикуют их прежде всего за узость толкования экономических проблем в рамках саморегулирующейся рыночной экономики, за отрыв от социальных вопросов, от политики.
В числе важнейших проблем, разрабатываемых институционалистами, следует прежде всего назвать корпорацию —крупное монополистическое объединение, воплощающее в себе экономическую мощь. Корпорация рассматривается в качестве основы организационной структуры индустриальной системы современного общества, исследование которого призвано ответить на многие вопросы, встающие при рассмотрении индустриальных отношений.
Одну из центральных проблем развития и обновления экономики институционалисты видят в создании системы социального контроля над экономикой. Эта проблема трактуется весьма широко: от внутрифирменного корпоративного уровня до организации социального контроля на макроэкономическом уровне, реализация которого связана с активной деятельностью государства.
Институционализм в своем развитии прошел три этапа:
|
- Первый этап — 20-30-е годы XX в. Его родоначальниками явились Торстейн Веблен (1857-1929), Джон Коммонс (1862-1945), Уэсли Клер Митчелл (1874-1948).
- Второй этап — послевоенный период до середины 60-70-х годов XX в. Главным представителем этого периода является Джон Морис Кларк (1884-1963), сын Джона Бейтса Кларка. Он выпустил книгу "Экономические институты и благосостояние людей". Вторым представителем является А. Берли, опубликовавший работы "Власть без собственности" и "Капиталистическая революция XX столетия".
- Третьим представителем является Г. Минз. Он написал серию статей, в которых показал рост числа акционеров и процесс отделения капитала-собственности от капитала-функции. Представители этого этапа, изучая демографические проблемы, разрабатывая теорию профсоюзного рабочего движения и пр., сосредоточили свое внимание, во-первых, на констатации социально-экономических противоречий капитализма и, во-вторых, на формулировке и выдвижении предложений по осуществлению реформ рузвельтовского "нового курса".
Третий этап развития институционализма — с 60-70-х годов. Он вошел в историю экономической мысли как неоинституционализм. Его представителями являются американские экономисты А. Ноу, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен, Г. Мюрдаль.
Отдельные идеи институционализма встречаются у У. Ростоу, Дж. Робинсон и др. Представители этого этапа ставят экономические процессы в зависимость от технократии, технологического детерминизма, а также стремятся найти объяснение значения экономических процессов в социальной жизни общества.
|
Но в институционализме выделяются три основные направления, обозначившиеся еще в конце XIX в.: институционализм социально-психологический, социально-правовой и эмпирический (конъюнктурно-статистический). Все они, несмотря на общность фундаментальных положений, значительно отличаются друг от друга в подходах, методике анализа и трактовке причин и следствий экономических явлений, роли и значения отдельных институтов в жизни общества.
2. Проведите оценку реализации одного из направлений государственной экономической политики РФ по плану:
ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ - научно обоснованная система мер, реализуемая органами государственной власти в отношении рынка труда. Политика занятости имеет многоуровневый характер: общегосударственная политика занятости, политика занятости в субъектах федерации, региональная политика занятости, политика занятости на отдельных территориях и населенных пунктах, осуществляемая местными органами власти.
Цель государственной политики занятости — содействие полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения.
Основная задача политики государства по экономике и поддержке занятости – сдерживать сокращение экономически целесообразных и перспективных рабочих мест, содействовать росту инвестиционной активности, создающей новые рабочие места путем проведения институциональных преобразований, селективной структурной политики, реализации инвестиционных и других целевых программ.
Кроме того политика занятости федерального уровня предусматривает создание системы правового регулирования и организации межгосударственных отношений со странами СНГ и другими зарубежными государствами по поводу миграционного обмена и пенсионного обеспечения в случаях добровольного и вынужденного переселения, по вопросам найма и социальной защиты при выезде на временные заработки или откомандирование на работу в другое государство, т.е. к функциям федерального уровня относится выработка правовых норм, обеспечивающих включение России как равноправного партнера в международный рынок труда.
Ведущее место в разработке и реализации программ обеспечения занятости населения занимают органы службы занятости. Вместе с ними в формировании программ и их исполнении прямо или косвенно участвуют многие органы и службы, функциональные обязанности которых связаны с регулированием социально-трудовых отношений. Наряду с государственными органами власти и органами местного самоуправления в осуществлении политики занятости участвуют негосударственные органы и организации. К таковым следует отнести.
Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, функционирующую на постоянной основе (создана в 1992 г). Она состоит из представителей общероссийских объединений работодателей, представителей общероссийских объединений профессиональных союзов и представителей Правительства Российской Федерации, которые образуют три соответствующие стороны комиссии (по 30 человек в каждой). Эта Комиссия посредством ведения коллективных переговоров и подготовки текста генерального соглашения содействует обеспечению единой согласованной политики в области регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы рынка труда.
Правовая основа формирования и деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений определена Федеральным законом «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 года № 92-ФЗ.
Аналогичные трех- и двусторонние комиссии (состоящие из представителей работодателей и профессиональных союзов) создаются и в субъектах Российской Федерации, на отдельных территориях и составляю систему социального партнерства. Важным составным направлением обеспечения занятости населения является организационно-координирующая деятельность и контроль выполнения мероприятий.
Кроме государственных органов в процессе разработки, реализации и контроля выполнения программ занятости и защиты интересов работников принимают активное участие представители профессиональных союзов. Среди основных задач профсоюзных органов в сфере труда и занятости следует отметить разработку и реализацию конкретных мер по разъяснению и осуществлению прав работников в этой области, проведение профсоюзного контроля за занятостью и соблюдение законодательства в области занятости.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующие стимулы и санкции.
Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада во многих странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации.
Основные нормативные документы является:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «О занятости в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032–1 (в ред. от 22.07.2010 г.);
- Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года №197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 г.);
- Федеральный закон Российской Федерации от 2 июля 2013 года №162-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»;
- Федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 27 июля 2010 года №210-ФЗ;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2015 года №1223 «О размерах минимальной и максимальной величины пособия по безработице на 2016 год».
Основными инструментами реализации государственной политики занятости являются активный и пассивный методы осуществления политики занятости.
Активная политика занятости – это совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее естественного уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.
К средствам активной политики занятости относятся:
– информация о рынке труда (предоставляемая потенциальным работникам, работодателям, другим заинтересованным субъектам);
– содействие в трудоустройстве;
– профессиональное обучение безработных;
– профессиональное консультирование;
– общественные работы;
– организация занятости подростков;
– временная, субсидируемая занятость;
– квотирование (выделение определенного числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории, например инвалидами);
– поддержка рабочих мест (программы с частичным финансированием рабочего места органами по вопросам занятости и работодателями);
– поддержка предпринимательской активности безработных граждан;
– поддержка самозанятости безработных граждан;
– территориальное перераспределение рабочей силы (переезд в места трудоустройства).
Пассивная политика занятости – это меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы.
К таким мерам относятся:
– поддержание доходов (выплата пособия по безработице, доплаты на иждивенцев, обеспечение товарами первой необходимости, лечение, отдых и т. д.);
– компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений;
– временная частичная компенсация доходов работников, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не полный рабочий день по не зависящим от них причинам;
– снижение пенсионного возраста;
– распределение существующих рабочих мест между большим количеством работников с сокращением рабочего времени.
Достигнутые на настоящий момент положительные результаты.
В 2015 году на стабилизацию ситуации на рынке труда, как и в прежние годы, оказала влияние реализация Службой занятости ряда мероприятий активной политики содействия занятости, проводимых в рамках оказания государственных услуг, а также дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда. И теперь смело можно сказать: ситуация на рынке труда осталась стабильной, ожидаемой волны безработицы, связанной с кризисом, не произошло.
В этом году почти четыре тысячи граждан воспользовались услугами Центра, причем уровень безработицы удерживался на уровне 0,9%-07 %, оставаясь, таким образом, ниже среднеобластного.
В течение 2015 года при содействии Центра занятости в различные отрасли экономики района были трудоустроены более 600 тыс. человек. Уровень трудоустройства безработных и ищущих работу граждан за отчетный период составил 74,8%, что превышает данные 2014 года.
По составу безработных граждан, обратившихся в поисках работы: более половины (53,9%) составляют женщины, 32,9% — молодежь от 16 до 29 лет, 3,1% — граждане, имеющие группу инвалидности, 56,2% — жители сельской местности. Рынок труда за отчетный период пополнился за счет граждан, уволенных с промышленных предприятий района, учреждений образования и здравоохранения, а также организаций торговли и коммунальной сферы. Высвобождаемые граждане составили 7,7% от числа всех безработных, уволенные по собственному желанию — 51,8%, выпускники учебных заведений — 9,3%.
Для повышения эффективности оказания услуг безработным гражданам по содействию в трудоустройстве, а работодателям в подборе работников, в 2015 году Центр занятости сделал основной упор на активное взаимодействие с местными предприятиями и организациями. На рынке труда востребованы высококвалифицированные специалисты по рабочим профессиям, есть потребность в инженерно-техническом персонале. Постоянно требуются врачи и средний медицинский персонал, педагоги.
Не случайно одним из важных направлений активной политики занятости является системная работа по профессиональной ориентации населения. В комплекс профориентационных услуг входит: информирование о ситуации на рынке труда, консультирование по правилам выбора профессии и о востребованных специальностях на рынке труда, консультирование о государственных услугах и мерах активной политики службы занятости. В связи с тем, что проблема выбора профессии, профессионального самоопределения будущих студентов имеют на данный момент особую значимость, всегда поддерживается тесная взаимосвязь с учебными учреждениями района.