Тема: Особенности взаимодействия с семьёй больного. Обучение методам поддерживающей терапии речи.




Глава 1. Паллиативная помощь и медицинская психология ………………........  
1.1. Понятие паллиативной помощи…………………………………………........  
1.2. Психологическая поддержка как вид психологической помощи…………  
1.3. Поддерживающая психотерапия как вид психологической помощи........  
Глава 2. Семья как основной вектор психологической поддержки …………….  
2.1. Психологические аспекты работы с пациентом и его семьей……………….  
2.2. Роль микросоциума в восстановлении и коррекции речевых расстройств..  
Глава 3. Методы поддерживающей терапии речи …………………………………  
3.1. Варианты и применение техник поддерживающей психотерапии речи……  
Список литературы…………………………………………………………………..  

 

 


Глава 1. Паллиативная помощь и медицинская психология.

В данной главе будут раскрыты такие понятия, как паллиативная помощь, психологическая поддержка, поддерживающая психотерапия. Будет охарактеризовано их место в сфере здравоохранения.

1.1. Понятие паллиативной помощи.

Термин «паллиативный» происходит от латинского «pallium», что имеет значение «маски» или «плаща». Это определяет то, чем по существу и является паллиативная помощь: сглаживает -скрывает проявления неизлечимой болезни и/или покрывает плащом тех, кто остался «в холоде и беззащиты» (Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД, 2006).

В 1970-е годы небольшая группа экспертов под покровительством Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) начинает движение за развитие паллиативной помощи более чем в 40государствах, ведущими среди которых являются Швейцария, США, Великобритания, Канада,Голландия, Бельгия, Франция и Австралия. Паллиативная помощь принимает статус специальнойдисциплины со своими правами, академическими и клиническими позициями, специализированныминаучными исследованиями и литературой, комплексными программами развития(Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД, 2006).

В 1996 году паллиативная помощь была включена в Index Medicus под термином «паллиативная помощь» (palliative care) в дополнение к имеющимся определениям «терминальнаяпомощь» (1968 г.) и «хоспис» (1980 г.), (Введение в паллиативную помощь, 1996). В Австрии,Канаде, Великобритании и США создаются академические структуры паллиативной помощи.Основываются Европейская ассоциация паллиативной помощи, Американская и Канадскаяассоциации паллиативной помощи, а также различные национальные и неправительственныеорганизации, институты, ассоциации, предметом деятельности которых полностью или частичноявляется организация паллиативная помощи(Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД, 2006).

Инициатором рождения системы помощи инкурабельным раковым больным – паллиативнойпомощи - теперь как одного из разделов системы здравоохранения многих стран, является Всемирнаяорганизация здравоохранения. В начале 80-х Отдел онкологии ВОЗ начал развитие глобальнойинициативы по внедрению мероприятий, обеспечивающих адекватное обезболивание и доступностьопиоидов для больных раком во всем мире. Хотя в то время купированию боли у онкологическихбольных уделялось уже большое внимание, именно эта проблема стала краеугольным камнем вразвитии паллиативной помощи. На многих языках были изданы руководства, некоторые из которыхстали бестселлерами, началась борьба за обеспечение доступности опиоидов для раковых больных. Всвязи с быстрым ростом заболеваемости злокачественными новообразованиями во всем мире в 1982году ВОЗ объявляет о необходимости создания нового направления здравоохранения и предлагаетего определение. В соответствии с этим определением паллиативной помощью называлась «активнаявсесторонняя помощь пациентам в том случае, когда лечение оказывается уже неэффективным(Паллиативная помощь и уход при ВИЧ/СПИД, 2006).

Первостепенной задачей этой помощи является купирование боли и других патологических симптомов, а также решение социальных, психологических и духовных проблем больных. Целью паллиативной помощи является достижение наилучшего качества жизни больных и их семей (ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Паллиативная помощь - это важная часть общественного здравоохранения. Она направлена на облегчение страданий больного, сохранение его человеческого достоинства, выявление его нужд и поддержание качества жизни в ее финальном периоде. В задачи паллиативной помощи входит также оказание поддержки семье и близким больного (ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Паллиативная помощь зиждется на уважении неповторимых индивидуальных особенностей каждого человека - с его уникальной историей, взаимоотношениями и культурой.Это уважение, в частности, отражается в предоставлении наилучшей медицинской помощи с использованием достижений последних десятилетий, чтобы дать людям лучшие шансы на полноценную жизнь (ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Одним из центральных аспектов работы, приведшей к развитию широкого спектра мер паллиативной помощи, было коренное изменение отношения к боли, которую начиная с 1960-х годов стали рассматривать как важнейшую комплексную проблему. Вначале основное внимание было уделено болевому синдрому при онкологических заболеваниях. Одним из результатов ранних исследований в этой области стал буклет «Облегчение боли при раке», изданный ВОЗ в 1986 г. В настоящее время, как и предполагалось с самого начала, принципы оказания паллиативной помощи начали распространять на контроль часто осложненных болевых синдромов при других тяжелых заболеваниях (ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

На следующем этапе паллиативная помощь несомненно должна стать полноправным элементом повседневной медицинской практики и занять прочное место как в программах обучения медицинских работников, так и в образовательных программах для населения. Стоит задача не только облегчить страдания, но и дать каждому человеку, каждой семье возможность выбора - чего в настоящее время, к сожалению, часто не хватает. Семья - основной ресурс ухода и оказания помощи больному - нуждается в квалифицированном совете специалистов различного профиля для того, чтобы она смогла в полной мере реализовать свои возможности для обеспечения максимально активной жизни больного до самого конца. Тогда память о достойно проведенных последних днях жизни ушедшего близкого человека поможет его родственникам смириться с утратой и облегчит их горе (ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Достижение этих целей требует усилий, как общественных, так и на политическом уровне,которые должны привести к изменению практических подходов и к повсеместному повышению квалификации медицинских работников, имеющих дело с людьми, страдающими жизнеугрожающими заболеваниями. В этом вопросе человеческая убежденность и приверженность значат больше, чем дорогостоящие лекарства и вмешательства, и он должен быть предметом заботы правительств всех стран(ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Становится все более ясно, что современные знания, касающиеся эффективного оказания помощи, редко приводят к значительному улучшению ситуации, если они не сочетаются с целенаправленными усилиями по их внедрению в повседневную практику. Поэтому во многих странах ведется разработка более систематических путей применения научных знаний для совершенствования служб здравоохранения. В частности, разрабатывают клинические рекомендации, методики оценки качества клинической практики, комплексные протоколы ведения больных, вовлекают самих пациентов в процесс изменения практики и более регулярно прибегают к изучению их мнений, внедряют методы стимулирования совместной работы групп медицинских работников по улучшению качества оказываемой помощи(ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Однако изменение организации, практики и привычных стереотипов поведения является отнюдь не простой задачей. В области онкологии, например, разработка научно обоснованных клинических рекомендаций для медицинских работников не во всем была успешной. Анализ этих начинаний показывает, что разработка и продвижение подобных рекомендаций должны исходить с низового уровня, с обеспечением информационной поддержки, обратной связи, многопрофильного сотрудничества и эффективного управления. В отношении паллиативной помощи был разработан ряд специальных методов для оценки качества клинической практики с использованием основных критериев эффективности оказания помощи. Эти методы успешно используются в различных условиях(ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Активно вовлекать людей, которым оказывают паллиативную помощь, в процесс планирования деятельности служб вероятно труднее, чем в других областях здравоохранения, поскольку необходимо избегать перегрузки тяжелобольных пациентов. Тем не менее это возможно, и в этом отношении имеется опыт применения ряда гибких методик(ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

Разрабатывается множество инновационных подходов к повышению качества помощи, оказываемой в финальном периоде жизни. Этот опыт необходимо распространять среди коллективов, организаций и стран. Мы уже знаем довольно много методов, особенно в области контроля симптоматики, которые при их более эффективном практическом внедрении могли бы повысить качество оказания помощи. Другие подходы включают регулярное проведение опросов пациентов, а также выяснение мнений родственников умершего больного относительно качества оказанной ему помощи. Результаты этих опросов учитывают при оценке местных потребностей, что используется в процессе планировании деятельности служб. В настоящее время вызывает интерес так называемый метод непрерывного повышения качества. Его можно применять в пределах одной службы или таким образом, чтобы разные бригады встречались в рамках «коллегиального сотрудничества». При любом варианте медицинские бригады, оказывающие помощь, детально оценивают качество своей работы, выявляют узкие места и предпринимают усилия по устранению недостатков в повторяющихся циклах планирования необходимых мер, их реализации, анализа результатов и вновь планирования. Появляются сообщения с мест о весьма успешном применении этой методики.Распространению передового опыта среди медицинских учреждений может способствовать деятельность местных сетей общения по вопросам паллиативной помощи(ElizabethDavies, IreneJ. Higginson, 2005).

1.2. Психологическая поддержка как вид психологической помощи.

В настоящее время вопросы психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии приобретают особую актуальность, но в то же время в научной литературе освещены далеко недостаточно. На практике различные психотехнические приемы нередко используются психологами и социальными педагогами без учета формы заболевания, уровня развития интеллектуальных процессов и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

В связи с этим большое значение приобретает оказание психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии, которая представляет собой сложную систему психолого-реабилитационных воздействий, направленных на повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности ребенка с нарушением в развитии, формирование системы ценностных установок и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют психическим и физическим возможностям ребенка (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Существующие сегодня в практике виды психологической помощи, психологической поддержки, психологического сопровождения родителям и детям чрезвычайно разнообразны. Они различаются по характеру решаемых задач специалистами, работающими с такими семьями. Эти различия формируют ту или иную модель психологической помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Психологическую помощь далеко не всегда оказывают сами психологи. Среди специалистов, деятельность которых связана с определением такой помощи, могут быть врачи-психиатры, психотерапевты, психоневрологи, социальные педагоги, социальные работники (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Для конкретизации представления понятий «психологическая помощь», «психологическая поддержка», «психологическое сопровождение» необходимо уточнить специфические особенности принятых в современной литературе терминов (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Мамайчук И.И. психологическую помощь рассматривают двупланово: в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле психологическая помощь является системой психологических воздействий, нацеленных на исправление имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

В узком смысле психологическая помощь -это один из способов психологического воздействия, направленный на гармонизацию развития личности ребенка, его социальной активности, адаптации, формирование адекватных межличностных отношений. Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

В процессе психологической помощи детям с проблемами в развитии необходимо учитывать сложную структуру, специфичность их развития, характер сочетания в картине их состояния биологических и социальных факторов развития, особенности социальной ситуации развития, степень выраженности изменений личности в связи с заболеванием, особенности межличностного общения в семье и в социуме (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Психологическая помощь должна включать в себя, следующие принципы (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007):

Принцип личностного подхода к родителям и ребенку с отклонениями в развитии. В процессе психологической помощи должна выступать личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями. Психолог должен принимать любого ребенка и его родителей как уникальных, автономных индивидов, за которыми признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью.

Каузальный принцип. Психологическая помощь родителям и детям с нарушениями в развитии должна быть больше сконцентрирована не на внешних проявлениях отклонений в развитии, а на действительных источниках, порождающих эти отклонения. Реализация этого принципа способствует устранению причин и источников отклонений в психическом развитии больного ребенка. Сложная иерархия отношений между симптомами и их причинами, структура дефекта определит задачи и цели психологической помощи.

Принцип комплексности. Психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе клинико-психолого-педагогических воздействий. Ее эффективность в значительной степени зависит от учета клинических и педагогических факторов в развитии ребенка. Например, психолог должен владеть полной информацией о причинах и специфике его заболевания, предстоящей тактике лечения, сроках госпитализации, перспективах медицинской реабилитации. Кроме того, психолог должен контактировать с медицинским и педагогическим персоналом стационара, использовать педагогические характеристики.

Принцип деятельностного подхода. Психологическая помощь должна осуществляться с учетом ведущего вида деятельности ребенка.

Важным звеном психологической помощи родителям и детям с отклонениями в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007):

во-первых, поддержка родителей и других родственников детей с нарушениями в развитии,

во-вторых, поддержка самих детей с отклонениями в развитии.

Психологическую поддержку родителей Мамайчук И.И. рассматривает как систему мер, направленных на (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007):

—снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка;

—укрепление уверенности родителей в возможностях ребенка;

—формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка;

—установление адекватных родительско-детских отношений и стилей семейного воспитания.

По своей сущности психологическая поддержка - это процесс межличностного взаимодействия, помогающие и направленные на помощь субъекту в становлении и развитии личности, в ходе которого у него возникает положительно окрашенное чувство уверенности в себе, в своих возможностях. Процесс психологической поддержки результирует себя актами саморазвития (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психологической помощи родителям детей с отклонениями в развитии. Основная цель психологической поддержки - повышение сенситивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с болезнью ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка и оптимизация их педагогического потенциала (Мамайчук И.И., 2001; Щебанец Е. Ю., 2007).

Касаемо соотношения психологической поддержки и психотерапии необходимо учитывать, что, система механизмов личностно ориентированной психотерапии включает в себя механизмы лечебного воздействия (эмоциональная поддержка и принятие) и психологические механизмы (идентификация, интернализация, интериоризация) (Лилиенталь И. Е., 2006).

Эмоциональная поддержка для субъекта выступает в различных формах, к которым можно отнести следующие: 1) принятие его психотерапевтом и группой; 2) признания его личностной и человеческой ценности и значимости; 3) признание его самостоятельности, индивидуальности и права отличаться от других (Лилиенталь И. Е., 2006).

Значение эмоциональной поддержки состоит в том, что, благодаря ей создается атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и взаимопонимания, а это, в свою очередь, становится предпосылкой для преодоления защитных механизмов, тревоги и страха. Эмоциональная поддержка, означающая для пациента принятие его психотерапевтом (группой), приводит к тому, что он начинает принимать себя (Лилиенталь И. Е., 2006).

Психологический механизм идентификации отражает первый уровень перемен в системе отношений личности. Она выступает как следствие такого контакта индивида с психотерапевтом, который удовлетворяет его потребности (например, в признании, принятии или опеке) (Лилиенталь И. Е., 2006).

Идентификация является основой для перехода к более глубокому уровню перемен, который осуществляется с помощью механизмов интернализации и интериоризации (Лилиенталь И. Е., 2006).

Сопоставление психологической поддержки и личностно ориентированной психотерапии как психологических феноменов показывает, что в их основе лежат общие цели и механизмы. Категориальный анализ подводит к заключению о том, что «психологическая поддержка» - понятие, обозначающее широкий круг феноменов межличностного взаимодействия, в том числе и такого, как личностно ориентированная психотерапия. Это, в свою очередь, дает основания для использования методов личностно ориентированной психотерапии в образовательной практике (Лилиенталь И. Е., 2006).

 

 

1.3. Поддерживающая психотерапия как вид психологической помощи.

Поддерживающая психотерапия - наиболее распространенный вид психотерапии, применяемый в клинической практике. Но, несмотря на это, очень мало было написано по поводу этого способа лечения, еще меньше он систематически изучался. Основное понимание эффективности поддерживающей психотерапии, как и ее технических приемов, вытекает из психоаналитического понимания функционирования психики человека. Поддерживающая психотерапия предъявляет к мастерству терапевта высокие требования. Она требует понимания роли развития пациента в формировании его заболевания, а также сознания эффективности терапевтического альянса и трансфера в отношениях между доктором и пациентом. Так как здесь взаимоотношения с пациентом менее структурированы, что делает возможными быстрые и неожиданные изменения, поддерживающая психотерапия может стать чрезвычайно трудным методом, который при этом приходится применять на протяжении продолжительного курса лечения (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Поддерживающая психотерапия определяется своими целями и используемыми техническими приемами. В отличие от других видов психоаналитической терапии, которые «сориентированы на изменения», она стремится помочь пациенту вновь восстановить его лучший уровень функционирования в прошлом, принимая во внимание все ограничения, связанные с заболеванием, способностями, биологическими реалиями и жизненными обстоятельствами (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Различие между поддерживающей психотерапией и другими видами психотерапии можно сравнить с различием между лечением вирусной инфекции и лечением бактериальной инфекции. Обычно лечение вирусной инфекции носит поддерживающий характер, пациенту оказывается помощь с целью поддержать процесс естественного исцеления в такой обстановке, которая не усиливает риска. В отличие от этого бактериальные инфекции обычно лечатся с помощью антибиотиков, чтобы таким образом исключить причину заболевания. Фактически, однако, все виды лечения - как психотерапия, так, в частности, и психоанализ - включают в себя элементы поддержки. Таким образом, такое различие не абсолютно, как это может показаться на первый взгляд, а, напротив, весьма относительно (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Пациенты, находящиеся на поддерживающей психотерапии, разделяются на две категории: совершенно здоровые, хорошо адаптированные к жизни пациенты, но состояние здоровья, которых пошатнулось из-за каких-то чрезвычайных жизненных событий, а также такие индивидуумы, которые страдают серьезным психическим заболеванием или имеют хронические проблемы в связи со значительными дефицитами в функционировании Эго. Совершенно здоровый пациент может в какой-то момент пострадать от избытка нахлынувших чувств, но он не утрачивает свои психические функции и способен со всем этим справиться после восстановления равновесия психических функций и резервов психической энергии. Большинство пациентов, которым пришлось испытать поистине травматические события (например, война, землетрясение, катастрофы, несчастные случаи на дорогах) подпадают под эту категорию и несомненно возобновят свое нормальное функционирование после курса поддерживающего лечения. По контрасту, более типичные пациенты поддерживающей психотерапии страдают от хронических затруднений и не имеют определенных важных способностей, которые позволили бы им прогрессировать в рамках психотерапии, ориентированной на изменения (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Типичный для этой категории пациент страдает от неадекватного восприятия реальности, недостаточного контроля за своими импульсами, ограниченных межличностных взаимоотношений, недостаточной, либо, напротив, избыточной эмоциональности и от своей тенденции выражать конфликты вовне. Кандидаты для такой психотерапии не получают значительного облегчения только от одного понимания своих проблем либо потому, что они не способны мыслить в психологических категориях, либо потому, что они не умеют применять и обобщать полученные знания. Часто они применяют примитивные защитные механизмы, такие как расщепление, прожективную идентификацию и отрицание, что заставляет их переживать на своем опыте окружающий мир как угрожающий, не позволяющий чувствовать себя в безопасности. Таким образом, могут возникнуть трудности при поддержании терапевтического альянса; терапевту может понадобиться активное вмешательство для того, чтобы продемонстрировать пациенту свою заинтересованность и безопасность его с пациентом взаимоотношений. Часто конфликты и поведенческие манеры пациента носят хронический характер и как бы «вынуждают» окружающих к реципрокным ответным действиям (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Глубинное понимание пациентом истории развития и своего защитного стиля настолько же важно для поддерживающей психотерапии, как и для всех прочих видов психоаналитически ориентированных психотерапии. Только вооружившись такими знаниями, терапевт может точно оценить создавшийся терапевтический альянс, понять, где и каким образом усилить защитные механизмы пациента, осознать, когда и каким образом работать с трансфером. Таковы основные аспекты того, что мы сокращенно называем «поддержкой», хотя это (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)):

- довольно сложная для понимания концепция, реализация которой требует высокого мастерства.

Укрепление хороших рабочих взаимоотношений с пациентом:

- это первоочередная задача в поддерживающей психотерапии. Постоянная, предсказуемая доступность терапевта составляет суть терапевтических взаимоотношений и является новым опытом в жизни пациента (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

В силу того, что раппорт в поддерживающей психотерапии не создается благодаря наблюдению передачи пациентом своих чувств в каждый момент терапии или своего отношения к терапевту, как это происходит в психодинамической психотерапии, взаимоотношения с врачом носят совершенно иной характер. Здесь взаимоотношения доктор - пациент носят более направляющий, менторский характер (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Рабочие отношения, доверие и чувство безопасности возникают из понимания терапевтом сложных чувств пациента в каждый момент терапии. Когда пациент прибегает к проекции и начинает описывать окружающие его опасности, то опытный терапевт отдает себе отчет в растущей внутри пациента агрессии и стремится найти то, что может оказаться каким-то неисполненным агрессивным желанием или активацией какого-то деструктивного порыва, возникшего в ходе идентификации с ненавистным родителем. Так, используя психодинамическое понимание жизни пациента, терапевт может задать, например, такой вопрос: «Ну, каковы ваши планы в отношении поисков следующего места работы?», или выразить в измененной форме охвативший пациента гнев: «Вы почувствовали гнев своего босса и, конечно, захотели проявить свой собственный». Способность терапевта оказать пациенту поддержку основывается на понимании клиницистом нынешнего конфликта пациента, состояния его защит и трансфера. Вооружившись такими знаниями, терапевт может предпринять вмешательство через выражение чувств, охвативших пациента, но в измененной, приглушенной форме, признание успехов пациента и обеспечение «поддерживающей обстановки», пользуясь которой пациент может отложить или подавить свою реакцию, что замедляет его социальное снижение (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Часто повторяемое утверждение, что терапевт дает советы, является, по сути дела, недопониманием того, что же происходит на самом деле в хорошей психотерапии. Пациент, проходящий поддерживающую психотерапию, не в меньшей степени склонен к амбивалентности и обычно отвергает совет, как и любой другой. Не нужно считать, что осуществляющий поддерживающую психотерапию терапевт умнее, чем другие! Будет более точным представить действия такого терапевта как организационные и исследовательские альтернативы (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Когда терапевт советует пациенту взять такси и приехать к нему на прием, то клиницист тем самым обеспечивает сиюминутную организацию внутренней и внешней жизни пациента, и это можно сравнить с тем, что происходит при госпитализации. Это часто называют «передачей взаймы» Эго терапевта. Однако, когда пациенту предстоит принять какое-то важное решение, такое как развод, повторный брак, перемена места работы, то терапевт обычно оказывает наилучшую помощь и наилучшим образом сохраняет терапевтический альянс, анализируя все преимущества и все недостатки того или иного варианта выбора вместе с пациентом (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Интерпретации в поддерживающей психотерапии отличаются тем, как и как часто они даются, предварительной работой, необходимой для подготовки пациента, чтобы он способен был их услышать, использовать и получить поддержку. Интерпретации проводятся чаще в моменты низкой эмоциональной интенсивности, когда пациент настроен на то, что интерпретация скоро будет дана и что она необходима для снижения его уровня тревоги. Кроме того, пациенту должна быть предоставлена возможность отвергнуть интерпретацию («Может, у вас возникло чувство»). Терапевт не должен хранить молчание после окончания интерпретации и должен всячески дать понять пациенту, что он доступен и в любой момент может прийти ему на помощь во время обдумывания им нового материала (https://www.psycholoweb.ru (дата обращения 18.09.17)).

Общие положения гуманистической психологии относительно природы потребностей человека и целей его существования еще более далеки от психоаналитических (фрейдовских), чем бихевиоральные. В соответствии с гуманистической точкой зрения в человеке изначально заложена позитивная схема его личностного развития. Психологическая природа человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только противоборствующие обстоятельства не оказываются достаточно сильными, чтобы помешать этому. Приверженцы гуманистической психологии рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. Тем самым гуманистическая психотерапия приобрела широкую известность в рамках психологической поддержки, за счёт составляющих базу данной терапии принципов (Лопес Е.Г., Рудей О.А., 2006).

Таким образом, психологическая поддержка и поддерживающая психотерапия как одни из основных видов психологической помощи, являются важными элементами здравоохранения: поддержание высокого качества жизни, профилактика заболеваний и реабилитационно-коррекционные мероприятия.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: