Беседа на тему «Что мы знаем об информации »




Урок 1

Тема: Информация (что мы о ней знаем).

Цель урока: Повторить материал 2 класса по теме «Информация вокруг нас» и правила техники безопасности; продолжить формирование коммуникативных умений младших школьников, умений самостоятельной работы.

Компьютерная программа: Кодирование текста.

Материал учебника: Теория на с. 4; задания 1, 2, 3, 4.

Домашнее задание: Задание 4.

План урока

1. Беседа на тему «Что мы знаем об информации».

2. Обсуждение гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном классе.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа по двоичному кодированию.

Ход урока

Беседа на тему «Что мы знаем об информации »

Учитель излагает теоретический материал (с. 4):

— Информация — это сведения об окружающем нас мире.

— Назовите источники, из которых вы получаете информацию.

(Ответ: природа, книги, теле и радиопередачи, другие люди и т.д.)

— В памяти компьютера хранятся двоичные коды чисел, текстов, рисунков. Рассмотрите рисунок котёнка. Прочтите двоичный код буквы М. (Ответ: 10111100.)

— Выполните задание, помеченное голубым знаком вопроса. Расшифруйте закодированное слово. Оно состоит из тех же букв, что и слово «мЯу». (Ответ: ум.)

— Выполним задание № 1 на с. 5 учебника.

Задание 1

Учитель вслух читает высказывания. Если ученики считают, что высказывание истинно, они поднимают руку. После этого учитель просит одного из учеников пояснить своё решение.

Правильное решение записывается в прямоугольнике рядом с высказыванием. Приведём ответы:

Л Человек принимает информацию только с помощью зрения.

И Человек принимает информацию с помощью органов чувств.

Л Книги и радио хранят информацию.

Л Только компьютер умеет обрабатывать информацию.

И Обрабатывать информацию может и человек, и компьютер.

Обсуждение гигиенических норм работы за компьютером и правил поведения в компьютерном

классе. Обсуждение правил поведения в кабинете информатики и гигиенических норм базируется

на фронтальном обсуждении рисунков задания 2 и рисунка на 2-й странице обложки.

Если Ваши ученики не работают в компьютерном классе, пункты a и b всё равно лучше выполнить

— пригодится на дальнейшее и весьма полезно детям, у которых компьютер дома.

А вот пункт c можно не выполнять. Вместо этого, больше внимания уделите практической работе

по двоичному кодированию (задание 3).

Задание 2

a. Правильно сидит за компьютером только один ребёнок (сидит ровно, спина прямая, глаза напротив середины экрана).

b. Нарушают правила поведения в компьютерном классе:

- ребёнок с бутербродом (крошки могут, в конце концов, попасть в устройства компьютера, что его портит);

- ребёнок, который выдёргивает провода (нарушает технику безопасности — опасно для его жизни

и здоровья — и может нарушить работу сети);

- ребёнок, который бегает по кабинету (мешает работать остальным; кроме того, может задеть провода и нарушить работу сети). Важно, чтобы дети объяснили, в чём неправильность поведения

учеников, отмеченных ими красной ручкой.

c. Приведём основные правила поведения, с которыми дети познакомились, работая по учебнику

2 класса.

1. Убери с компьютерного стола лишние предметы.

2. Вымой руки.

3. Подбери стул нужной высоты. Глаза должны быть напротив середины экрана. Расстояние от экрана до глаз от 50 до 70 см.

4. Сядь ровно, спину держи прямо. Облокотись на спинку стула.

5. Не трогай провода и розетки.

6. Не дотрагивайся до экрана.

7. Не стучи по клавиатуре.

8. Не приноси в компьютерный класс еду и напитки. Обсудите правила, названные учениками,

и, если нужно, дополните их ответы.

Комментарий к домашнему заданию1

В качестве домашнего задания используется задание 4.

Оно посвящено декодированию четырёхцветного рисунка. Учитель проверяет, помнят ли ученики

Правила двоичного кодирования и декодирования рисунков. Теоретический материал приведён

на с. 4. Учитель просит детей открыть учебник на с. 6 и задаёт им вопросы:

— Сколько разных цветов использовано в рисунке задания 4, который надо восстановить по его двоичному коду? (Ответ: 4.)

— Какие это цвета? (Ответ: белый, чёрный, красный и голубой.)

— Какого цвета квадраты в первой строке рисунка?

(Ответ: 6 белых и 2 красных.)

— Возьмите красный карандаш и раскрасьте клетки в первой строке. Учитель должен убедиться,

что каждый ученик раскрасил в красный цвет нужные клетки. После чего просит учеников продолжить выполнение задания дома.

- Если на уроке не используется компьютер, ученики получают дополнительное задание: подготовить к сборке пазл. Для этого дома надо аккуратно разрезать пазлы на с. 69 и 71 (можно

при помощи родителей) и принести детали пазлов на урок в конвертах.

Практическая работа по двоичному кодированию

Цель работы:

— повторить известные по 2 классу принципы двоичного кодирования текста, а также развивать

внимание и зрительную память. Работа выполняется самостоятельно либо на компьютере с использованием программы «Кодирование текста», либо в учебнике-тетради (задание 3).

Задание 3

На рисунке собачка «говорит » ГАВ -ГАВ, а котёнок — МЯУ. Двоичное кодирование «слова» МЯУ разобрано в теоретическом материале.

Понять __________«речь» собачки поможет как знание «речи» котёнка, так и дефис, специально

незакодированный. Определив, кто и что «говорит», ученик узнаёт двоичные коды букв: Г, А, В, М, Я, У. В результате он может составить двоичный код слова

ЯМА: 1100 1111 1011 1100 1011 0000.

МАМА ⇒

1011 1100 1011 0000 1011 1100 1011 0000

ГА ММА ⇒

1011 0011 1011 0000 1011 1100 1011 1100 1011 0000

МАГ ⇒ 1011 1100 1011 0000 1011 0011

ЯВА ⇒ 1100 1111 1011 0010 1011 0000

ЯГА ⇒ 1100 1111 1011 0011 1011 0000

Обратите внимание:

1. Использовать здесь можно только прописные буквы, так как строчные буквы имеют другие

коды. Убедитесь, что дети это понимают. Это важно!

2. Нигде не сказано, что кодировать можно только существительные и только в именительном

падеже. Дети имеют полное право закодировать предлоги В и У, союз А, местоимения Я и ВАМ, междометие АГА, слова АУ (кричат в лесу) и УА (кричит малыш), ГА -ГА -ГА (кричит гусь).

Как и в учебнике 2 класса, используется кодовая таблица КОИ-8 (ГОСТ 19768-74, изменение

№ 2).

Домашнее задание (задание 4)

Напомним принципы двоичного кодирования цветных рисунков. Чтобы составить двоичный код рисунка, его разбивают на квадраты. Каждый квадрат закрашивается одним цветом. Цвет каждого

Квадрата обозначают нулями и единицами. В цветном рисунке каждый квадрат кодируется набором из нескольких нулей и единиц. Каждый цвет кодируется своим набором и единиц.

Полезно предложить ученикам слова не записывать в тетрадь, а попросить соседа по парте расшифровать их, и в случае, если слово не будет расшифровано, обсудить причину неудачи

и совместно поискать ошибки. В учебных целях придумана кодовая таблица на четыре цвета:

белый, чёрный, голубой и красный. Для кодирования каждого цвета в четырёхцветном рисунке достаточно двух цифр. Дети закрашивают квадраты построчно. Первая пара цифр первой строки определяет цвет первого квадрата первой строки (00 — белый). Следующая пара цифр задает цвет следующего квадрата той же строки и т.д. В ответе к заданию буква Ч в клетке означает, что она раскрашивается чёрным цветом, Г — голубым, К — красным. Отсутствие буквы означает, что это белая клетка. Должна получиться птица.

Урок 2

Тема: Компьютер (что мы о нём знаем).

Цель урока: Повторить названия и назначения устройств компьютера; формирование умений формулировать аргументированные ответы, работать с разными источниками информации.

Компьютерная программа: Сборка компьютера.

Материал учебника: Теория на с. 7; задания 5, 6, 7, 8.

Домашнее задание: Задание 8.

План урока

1. Беседа на тему «Устройство компьютера».

2. Самостоятельное выполнение заданий в учебнике.

к к

г ч к к к

г

г

г г г

г ч г г

г ч г ч г

г г г г г г г

к к

к к

к к

00 00 00 11 11 00 00 00

00 00 00 10 01 11 11 11

00 00 00 00 10 00 00 00

00 00 00 00 00 10 00 00

00 00 00 00 10 10 10 00

00 00 00 10 01 10 10 00

00 00 10 01 10 01 10 00

10 10 10 10 10 10 10 00

00 00 00 11 00 11 00 00

00 00 11 00 00 11 00 00

00 11 00 00 00 11 00 00

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему: «Устройства компьютера».

Ход урока

Беседа на тему «Устройство компьютера»

Для повторения назначения и устройства компьютера используется материал теоретического

Раздела на с. 7. Учитель излагает материал со с. 7:

— Компьютер — это универсальная машина для обработки информации. Он состоит из отдельных

устройств, которые присоединяются к системной плате.

— Какие устройства компьютера ты знаешь? Как они называются? Для чего предназначены?

(Примерные ответы: системная плата — к ней присоединяются остальные устройства, процессор

— обрабатывает информацию и управляет работой других устройств, элементы оперативной памяти (процессор берёт информацию из оперативной памяти и в неё же помещает результат обработки взятой информации), клавиатура — вводит символы (буквы, цифры…), мышь — указывает нужное место экрана, сканер — вводит с бумаги рисунки и фотографии, монитор — на его экран выводятся тексты и рисунки, принтер — печатает тексты и рисунки, диски — устройства внешней памяти, дисководы — записывают и читают информацию с дисков.)

— Какие устройства обязательно есть у каждого современного персонального компьютера?

(Ответ: системная плата, процессор, устройства оперативной памяти, клавиатура, монитор, жёсткий диск, корпус.)

- Корпус вместе с расположенными в нём устройствами (системной платой, процессором и т.д.) принято называть системным блоком.

Если дети затрудняются с ответами или рассказывают не о всех устройствах, показанных на первом рисунке с. 7, учитель предлагает им рассмотреть этот рисунок и продолжает вопросы:

— Ч то общего у устройств, нарисованных голубым цветом?

(Ответ: они обязательно есть у каждого современного персонального компьютера.)

— Назовите обязательные устройства компьютера, показанные на этом рисунке.

(Ответ: монитор, клавиатура и корпус.)

— Назовите необязательные устройства компьютера, показанные на этом рисунке.

(Ответ: принтер, сканер, мышь, дисковод лазерных дисков.)

— Д ля чего предназначены все эти устройства?

(Ответ: для ввода информации в оперативную память или вывода информации.)

Учитель предлагает рассмотреть нижний рисунок на той же странице и продолжает беседу:

— Все устройства, нарисованные внизу, обязательно есть у каждого современного персонального

компьютера? Почему их нет на верхнем рисунке?

(Ответ: Потому, что они находятся внутри корпуса.)

Самостоятельное выполнение заданий в учебнике

Задание 5

В случае необходимости в процессе выполнения задания ученик может вернуться к теоретическому материалу на с. 7. В этом задании формируется навык грамотного написания названий устройств компьютера и закрепляется представление об обязательных и необязательных

устройствах компьютера. Синей ручкой подписываются обязательные устройства: процессор,

клавиатура, монитор, элемент оперативной памяти. Зелёной ручкой подписываются необязательные устройства: мышь, сканер, дискета, лазерный диск. Знаком  отмечаются клавиатура, мышь и сканер, а знаком  — монитор и принтер.

Задание 6

Результаты выполнения задания следует проверить во фронтальной работе.

a. Предметы, которые могут хранить информацию: дискета, рисунок, элемент оперативной памяти.

b. Устройства компьютера: клавиатура, дискета, элемент оперативной памяти.

c. Высказывание истинно для дискеты и элемента оперативной памяти. В пункте c дети на интуитивном уровне оценивают для разных исходных данных сложное высказывание, образованное с помощью операции логического умножения. Такие высказывания — одна из тем

второй части учебника. Это задание используется для предварительной подготовки учеников к восприятию темы «Сложные высказывания ».

Комментарий к домашнему заданию

Задание 8 содержит материал на повторение по темам «Чёрный ящик» и «Составление алгоритмов». Выдавая задание, убедитесь, что дети помнят, что алгоритм обработки информации

чёрным ящиком разгадывается посредством сравнения информации на его входе и выходе. Если

нужно, напомните им об этом.

Практическая работа на тему: «Устройства компьютера»

 Практическая работа выполняется в программе «Сборка компьютера» (режимы «В магазине» и «Сборка компьютера»).

Задание 7

Ученики собирают пазлы из заранее вырезанных деталей (см. с. 69 и 71 учебника). Сложенные

пазлы наклеиваются на альбомный лист. Сборку пазла дети, сидящие рядом, могут вести вдвоём.

Работу по сборке пазла можно выполнить на уроке труда. В этом случае ученик вырезает детали

пазла из учебника, осуществляет сборку и наклеивает картинку на плотную бумагу или картон.

Рисунки можно раскрасить и устроить выставку полученных картинок, оценив не только их правильность, но и аккуратность, и качество разрезания, приклеивания и раскрашивания. В этом случае на уроке информатики можно попросить детей придумать и нарисовать разрешающие и запрещающие знаки (по образцу дорожных знаков), которые отражают правила поведения за компьютером. На рис. 1 показан собранный пазл со с. 69 учебника, а на рис. 2 — собранный пазл со с. 71 учебника.

Домашнее задание (задание 8)

Требуется продолжить алгоритм обработки информации чёрным ящиком. Первые два шага приведены в задании. Ученикам следует дописать инструкции третьего и четвёртого шагов алгоритма. Содержание этих инструкций определяется посредством сравнения входной и выходной информации чёрного ящика.

Правильный ответ:

3. Выписать 1ю букву входного слова.

4. Записать букву а.

Урок 3

Тема: Объекты и их свойства. Список.

Цель урока:

Ввести понятия: объект, свойство объекта, список, элемент списка; продолжить развитие коммуникативных умений, логических УУД.

Компьютерная программа: В магазине.

Материал учебника: Теория на с. 10; задания 9, 10, 11, 12.

Домашнее задание: Задание 12.

План урока

1. Беседа на тему «Объекты и их свойства. Списки объектов и их свойств».

2. Первичное закрепление понятий «объект», «свойства объекта», «список».

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему «Выбор объекта, заданного значениями его свойств».

Ход урока

Беседа на тему «Объекты и их свойства. Списки объектов и их свойств» Для организации беседы

на тему «Объекты и их свойства » используется теоретический материал с. 10.

— На уроках математики ты изучаешь числа и фигуры, на уроках окружающего мира — растения,

животных, явления природы. Всё, что ты изучаешь или наблюдаешь вокруг себя, будем называть

объектами.

— Какие объекты мы изучаем на уроках информатики?

(Ответ: компьютер, алгоритм, информация, двоичный код, устройства компьютера). Обсуждение

Понятий «свойство», «имя свойства » и «значение свойства» основывается на втором фрагменте

текста, помеченном знаком , и рисунке с тремя устройствами для счёта.

Примерный ход обсуждения:

— Общее в объектах и различия между ними определяются их свойствами. Свойства имеют имя и значение.

— На рисунке 3 объекта. Назовите их. (Ответ: русские счёты, японский соробан, китайский суан пан.)

— Все эти объекты имеют свойство, имя которого «число косточек на одной спице». Но значения

этого свойства у разных счётов — разные.

— Какое значение имеет это свойство у русских счётов? (Ответ: 10.)

— Какое значение имеет это свойство у японских счётов? (Ответ: 5.)

— Какое значение имеет это свойство у китайских счётов? (Ответ: 7.)

— Какое ещё свойство есть у всех трёх объектов?

Назовите его имя и значение для каждого объекта. Дети могут назвать «материал», «цвет косточек». Скорее всего, дети назовут «число спиц» (если они так и не назовут этого свойства,

назовите его сами). Как только будет названо свойство «число спиц», спросите, какое значение

оно имеет у разных счётов. (Ответ: у русских счётов — 11, у японских и китайских — 13.)

Продолжение беседы базируется на обсуждении рисунка на с. 11.

Учитель:

— Назовите объекты, которые дети сделали своими руками. (Ответ: звезда, фонарик, шар, лошадка, хлопушка, гирлянда.)

— Если приходится иметь дело с большим числом объектов или их свойств, удобно использовать

список. Маша составила список ёлочных игрушек.

— Список состоит из элементов. Элементы в списке пронумерованы по порядку. Элементом

Списка может быть один объект или одно свойство объекта.

— Сколько элементов в Машином списке? (Ответ: 6.)

— Назовите первый и последний элементы её списка. (Ответ: первый элемент — звезда, последний — лошадка.)

Первичное закрепление понятий «объект», «свойства объекта», «список». Для первичного

Закрепления новых понятий используются задания 9 и 10. При выполнении обоих заданий

Учителю следует обратить внимание на формулировку детьми имён свойств и их значений.

Задание 9

a. На рисунке четыре объекта живой и неживой природы (куст, дерево, камень, цветок).

У всех четырёх объектов есть свойства:

 высота;

 объём;

 цвет.

Дети могут назвать и имена других свойств.

b. Имеется несколько решений. Необязательно обсуждать все возможные решения. Но любое

решение, как правильное, так и неверное, требует обязательного комментария.

Решение 1: «У квадрата, пятиугольника и незамкнутой ломаной есть свойство, имя которого

“число отрезков”, а у окружности такого свойства нет». У квадрата это свойство имеет значение

4, у пятиугольника — 5, а у ломаной, показанной на рисунке, — 6.

Решение 2: «У квадрата, пятиугольника и круга есть свойство, имя которого “площадь”, а у ломаной этого свойства нет».

Задание 10

Выполнение задания начинается с устного обсуждения рисунка. Учитель просит детей назвать

свойства, которые есть у всех листьев. При этом следует обратить внимание, чтобы назывались

имена свойств: «цвет» (а не «зелёные», «жёлтые»), «размер» (а не «большие», «маленькие»).

Затем учитель просит детей записать в тетради название списка и список свойств, состоящий

из нескольких элементов (2–4 свойства).

Пример списка:

Свойства листьев

1. Форма

2. Цвет

3. Длина листа

4. Длина черешка

5. Форма края листа

Комментарий к домашнему заданию

Учитель поясняет, что задание 12 имеет два решения. Ученик записывает в учебник одно решение

из двух, которое ему больше нравится. На рисунке пять тетрадей и три карандаша. Может

возникнуть проблема с тем, как называть объекты в списке. Чтобы избежать этих затруднений,

обсудите задание, например, так:

— Назовите, какие объекты есть на рисунках. Учитель добивается, чтобы дети назвали объекты

Следующим образом: голубой карандаш, серый карандаш, тетрадь в клетку, тетрадь в линейку.

После этого поясняет, что именно так следует указывать объекты в списке.

Практическая работа на тему «Выбор объекта, заданного значениями его свойств»

Практическая работа выполняется на компьютере с помощью программы «В магазине» или в учебнике (задание 11).

Задание 11

b. Ответ:

Имя свойства Значения свойства Цвет: Белый, серый, голубой

Число отверстий: 2; 4

Если на уроке останется время, можно провести игру «Угадай-ка».

Игрок № 1 загадывает предмет (это может быть крупный предмет, например классная доска или мелкий предмет, который можно и спрятать, такой как ручка, конфета, дискета…); предмет должен быть спрятан в определённое место или его название должно быть сообщено учителю.

Игрок № 2 стремится отгадать, что за предмет; для этого он задаёт игроку № 1 конкретные вопросы о свойствах предмета, а тот на них отвечает. Разрешается спрашивать как о наличии

каких –либо свойств, так и об их значениях (но нельзя задавать вопросы, не связанные с описанием свойств, например, о месте, где находится предмет, или о том, кому он принадлежит).

В качестве игрока может выступать как отдельный ученик, так и команда.

Домашнее задание (задание 12)

Задание имеет два равноценных решения. Первое решение — составить список тетрадей и список

их свойств. Второе решение — составить список карандашей и список их свойств.

Решение 1

Тетради Свойства тетрадей

1. Тетрадь в косую линейку 1. Число листов

2. Тетрадь в линейку 2. Длина страницы

3. Тетрадь в две линейки 3. Ширина страницы

4. Тетрадь в крупную клетку 4. Способ разлиновки

5. Тетрадь в клетку 5. Размер полей

6. Материал обложки

7. Цвет обложки

8. Наличие на обложке рисунка

Решение 2

Карандаши Свойства карандашей

1. Голубой карандаш 1. Цвет

2. Чёрный карандаш 2. Твёрдость

3. Серый карандаш 3. Толщина грифеля

4. Материал корпуса

5. Длина

6. Форма карандаша

7. Толщина карандаша

Не надо требовать от детей полный список свойств. Достаточно, если они назовут 4–5. Последовательность элементов в списке здесь может быть любой. Дети могут записать и другие

свойства, которых нет в данном пособии. Разные дети напишут разные свойства.

Урок 4

Тема: Объекты и их свойства. Список.

Цель урока:

Закрепить понятия: имя и значение свойства объекта; обеспечить формирование умений анализа объектов выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации.

Компьютерная программа: В магазине.

Материал учебника: Задания 13, 14, 15, 16.

Домашнее задание: Задание 16.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Закрепление понятий «имя свойства объекта», «значение свойства объекта», «список».

3. Сообщение номера домашнего задания.

4. Практическая работа на тему «Составление списков».

Ход урока

Проверка домашнего задания

В начале урока фронтально обсуждается, как выполнено домашнее задание. Дети рассказывают,

как они разделили объекты на две группы, какие списки объектов и их свойств составили (см. комментарий к заданию 12). Сценарий обсуждения может быть, например, таким.

Учитель:

— Какие три объекта на рисунке по своему назначению не подходят к пяти остальным?

(Ответ: три карандаша по своему назначению не подходят к пяти тетрадям.)

— Кто составлял список карандашей?

— Сколько элементов в твоём списке?

(Обращается к одному из тех, кто составлял список карандашей.)

(Ответ: три.)

— Прочти свой список.

Кто-то из учеников мог назвать карандаши в списке так: короткий карандаш, длинный карандаш,

средний карандаш. Такой способ обозначения объектов тоже допускается.

— Прочти список свойств.

Ученикам предлагается дополнять друг друга. Далее обсуждаются списки тетрадей и свойств тетрадей. Отметьте тех, кто назвал наибольшее количество свойств или неочевидные свойства.

Спросите детей, значениями каких из названных ими свойств они интересуются при покупке

тетрадей или карандашей.

Закрепление понятий «имя свойства объекта», «значение свойства объекта», «список»

Выполняя задания 13 и 14, ученики приобретают опыт определения имён и значений свойств объектов. Оба задания выполняются под руководством учителя.

Задание 13

a. Дети измеряют длину объектов на рисунке с помощью линейки или циркуля и линейки — так, как они это делают на уроках математики. Результаты измерений и есть значения свойства «длина» для разных объектов. Их надо записать на голубых линиях. Как и на математике, нужно записать именованные числа.

b. Линейка и ремешок для часов — это предметы, сделанные человеком. И линейка, и ремешок

имеют свойства с именами «материал», «ширина», «прочность», «цвет», «назначение» и др. Отрезок — это математическая абстракция и всех этих свойств не имеет. Поэтому перечисленные

свойства можно привести в качестве ответа задания. Ученики могут привести и другие свойства,

имеющиеся и у линейки, и у ремешка от часов. Однако в этом перечне не должно быть свойства

«длина», так как оно есть не только у линейки и ремешка, но и у отрезка тоже.

Задание 14

Выполнение задания можно организовать разными способами в зависимости от уровня подготовки класса:

 Выполнить самостоятельно, а затем обсудить результаты.

 Вначале обсудить устно задание, а затем самостоятельно записать решение в учебник.

 Обсуждать каждое слово из перечня всем классом и тут же записывать его в нужный столбик.

В результате выполнения задания должны получиться три списка:

Объекты Имена свойств Значения свойства

объектов цвет

1. Карандаш 1. Цвет 1. Красный

2. Ручка 2. Длина 2. Синий

3. Мелок 3. Форма 3. Чёрный

Слово «круглый» не удастся записать ни в один список, так как это значение свойства «форма».

Сообщение номера домашнего задания

Достаточно сообщить номер задания: предварительные пояснения не требуются.

Практическая работа на тему «Составление списков»

Работа посвящена формированию навыка составления списков. Для этого используется компьютерная программа «В магазине» или задание 15 учебника. В рамках задания проводится

подготовка детей к восприятию темы «Упорядоченные списки».

Задание 15

a. Если задание выполняется в учебнике, следует обсудить с детьми, что значит «в порядке

возрастания цены устройства »:

— Это значит сначала записать самое дешёвое устройство, потом то, что подороже. Последним

в списке будет самое дорогое устройство. В результате получатся два списка, состоящие из одних и тех же элементов, но записанных в разном порядке.

Устройства ввода Устройства ввода

(упорядочены по алфавиту)

(упорядочены по возрастанию цены)

1. Клавиатура 1. Мышь

2. Мышь 2. Клавиатура

3. Сканер 3. Сканер

b. Для привычного по содержанию задания предложена новая формулировка. Раньше ученику

предлагалось отметить истинные высказывания буквой И, а ложные — Л. Теперь задание звучит

так: «Оцени истинность высказываний». Это другая формулировка того же самого задания, но понимает ли это ребёнок? Если нет — подскажите. Новая формулировка задания готовит детей

к последующему рассмотрению свойства «истинность» объекта «высказывание».

Правильный ответ:

И С канер — самое дорогое устройство ввода.

Л К лавиатура — самое дешёвое устройство ввода.

После того как задание будет выполнено, спросите детей, что они использовали в качестве источника информации при определении истинности высказывания — рисунок или список.

Если список, то какой из двух. Хорошо, если дети придут к выводу, что для определения самого

дорогого и самого дешёвого в магазине устройства ввода лучше всего использовать список, в котором эти устройства упорядочены по возрастанию цены.

с. В Мишином списке устройств вывода два элемента (монитор и принтер).

Домашнее задание (задание 16)

a. Задание выполняется в тетради в клетку.

Список гостей в порядке их появления:

Гости

1. Трясогузка

2. Журавль

3. Коршун

4. Болотный лунь

5. Вороны

b. Ученик сверяет свой список с рисунком.

Если элементов в списке меньше, чем нарисовано птиц, надо добавить недостающий элемент в нужное место списка.

c. Не позднее коршуна прилетели трясогузка и журавль. Не ранее коршуна прилетели болотный

лунь и ворона. Выполняя этот пункт, дети могут заметить, как удобен список с подходящим

способом упорядочивания.

 

Урок 5

Тема: Порядок элементов в списке.

Цель урока: Познакомить учеников с понятием «упорядоченный список» и различными способами

упорядочивания; формировать умения выбора эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Компьютерная программа: Самый-самый.

Материал учебника: Теория на с. 19; задания 17, 18, 19, 20.

Домашнее задание: Задание 20.

План урока

1. Беседа на тему «Порядок элементов в списке».

2. Составление списков.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему «Поиск дополнительной информации».

Ход урока

Беседа на тему «Порядок элементов в списке»

Для организации беседы используется рисунок и теоретический материал с. 19. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок на с. 19, объясняет, как упорядочены списки детей — № 1 и № 2. Важно произнести о 2м списке фразу: «Элементы списка расположены в порядке

возрастания значения свойства с именем Возраст». Возможно, целесообразно попросить детей

самих перечитать на с. 19 текст о 2-м списке. Далее ученикам предлагается завершить предложение об упорядочивании элементов 3-го списка. Предполагается, что ученик устно ответит: «Элементы списка 3 расположены в порядке убывания свойства рост». В конце

учитель излагает текст об упорядоченных списках, помеченный знаком на с. 19.

Составление списков

Задания 17 и 18 выполняются под руководством учителя. Для детей может составлять трудность выделение свойств, значения которых используются как основа упорядочивания

списка, и использование терминов «возрастание» и «убывание».

Задание 17

Требуется составить два списка одних и тех же объектов — воздушных змеев, упорядоченных

поразному. Для списка 1 указано имя свойства (длина хвоста) и направление упорядочивания

(возрастание). По ходу работы учитель задаёт детям направляющие вопросы:

— Мы хотим составить список воздушных змеев, упорядоченный по возрастанию длины хвоста.

Первым в списке будет стоять змей с самым коротким хвостом или с самым длинным? (Ответ:

с самым коротким.) Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает им словами:

«Расположить по возрастанию значения свойства, значит начать с меньшего значения

и двигаться к большему».

— Как мы назовём змея с самым коротким хвостом? (Ответ: змей с голубями.)

— Запишем это название в список под номером 1.

— У какого змея средняя длина хвоста? (Ответ: у бабочки.)

— Запишем это название в список под номером 2.

— Как мы назовём оставшегося змея? (Ответ: дети придумают название, которое будет напоминать крайнего слева змея, например Ромбик, или змей в форме ромба.)

— Запишем это название в список под номером 3. Дети могут дать воздушным змеям другие

названия. Лишь бы названия однозначно показывали, о каком змее идёт речь. Нельзя, например,

написать «самый красивый змей», так как представления о том, что красиво, а что — нет, у разных людей разное. Прежде, чем составлять второй список, ученики под руководством учителя определяют, какое свойство змеев можно использовать как основу упорядочивания.

Как основу для упорядочивания можно использовать свойства, значениями которых являются

числа. Свойство «форма», например, использовать как основу упорядочивания нельзя, так как

к значениям этого свойства неприменимы понятия «возрастание» и «убывание». В данном

случае можно использовать следующие свойства:

 длина верёвки;

 количество бантиков на хвосте.

Лучше выбрать свойство «количество бантиков на хвосте». Учитель просит детей записать

имя свойства на отведённой для этого строке. Затем выбирается направление упорядочивания

— «возрастание» или «убывание» и записывается в учебник. Предпочтительнее «убывание»,

так как по возрастанию упорядочен список

1. После того как характеристики упорядочивания определены, можно попросить детей

самостоятельно записать элементы списка

2. Лучше записывать список карандашом, чтобы можно было исправить ошибку.

Задание 18

Задание выполняется, если имеется свободное время. В ходе его выполнения формируется навык

использования понятия «элемент списка». Из нарисованных предметов нельзя приносить в компьютерный класс: футбольный мяч, бутерброд, пакет с соком и котёнка. Можно приносить

в компьютерный класс: учебник по информатике, тетрадь и ручку. Можно ли приносить в компьютерный класс дискету и лазерный диск — предмет обсуждения. С одной стороны, это устройства компьютера. И ребёнок может принести дискету, например, чтобы продолжить дома

работу, начатую в классе, или показать учителю, что он сделал дома. Лазерный диск ученик может

принести, чтобы предложить учителю и одноклассникам новую интересную программу. С другой

стороны, принеся в класс свой носитель информации, ребёнок может занести вирусы в школьный

компьютер и школьную компьютерную сеть. Решение этого вопроса обычно за школьным учителем информатики, отвечающим за кабинет.

a.. количество элементов в каждом из двух списков зависит от того, можно ли приносить в данный компьютерный класс дискету и лазерный диск. После того как дети ответят на поставленные вопросы, поинтересуйтесь, к какому списку они отнесли каждый объект и почему.

b. все объекты, которые можно приносить в кабинет информатики, обладают двумя свойствами:

 не могут повредить компьютерам;

 не могут помешать работе за компьютерами.

Обсудите свойства, названные учениками, и подведите их к двум указанным здесь свойствам. если дети не смогут сформулировать такие два свойства, назовите их.

c. номер последнего элемента списка всех объектов, которые есть на рисунке, совпадает с их числом: 9.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: