Практическая работа на тему «Использование многоуровневых списков»




Задание 27

Выполняется в программе «на вокзале» или в учебнике. Дети работают парами. Учитель просит соседей по парте выполнить задание одинаково. дети принимают совместное решение, какой

вагон считать первым, вместе определяют имена неподписанных персонажей.

Домашнее задание (задание 28)

а. Упорядочивание элементов списка по заданию не требуется, поэтому возможны разные варианты, важен только состав. Список может выглядеть, например, так:

Животные

1. австралия

1.1. кенгуру

1.2. коала

2. антарктида

2.1. Пингвин

3. африка

3.1. дикобраз

3.2. жираф

3.3. носорог

b. оценка истинности касается высказываний о любом многоуровневом списке.

Л Элемент 1.1 — элемент первого уровня.

И Элементы 1.1, 3.2 — элементы одного уровня.

И Элемент 3 — элемент первого уровня.

 

Урок 8

Тема: Простые и многоуровневые списки.

Цель урока: Формировать умения работы со списками; умения коммуникации во взаимодействии.

Компьютерная программа: на вокзале.

Материал учебника: задания 29, 30, 31, 32.

Домашнее задание: задание 32.

План урока

1. Проверка домашнего задания.

2. Использование упорядоченных списков и упорядочивание объектов.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему «использование многоуровневых списков».

Ход урока

Проверка домашнего задания

Учитель готовит заранее на доске многоуровневый список, который получился при выполнении задания 28 (см. урок 7), и задаёт вопрос:

— Чем отличаются списки, которые вы составили дома, от записанного на доске?

Если ученики не могут сформулировать, в чём отличие их списков, учитель задаёт наводящие вопросы:

— Элементы первого уровня отличаются по составу?

— Порядок перечисления элементов первого уровня такой же, как на доске?

Вероятно, дети укажут названия самолётов в качестве элементов первого уровня. Также велика вероятность, что порядок перечисления у всех будет разным. Учитель предлагает ученикам догадаться, почему он выбрал именно такой порядок. если никто из учеников не находит правильный ответ, учитель поясняет, что расположил слова австралия, антарктида и африка по алфавиту. Так как первая буква у всех трёх слов одинаковая, при упорядочивании принималась во внимание вторая буква каждого слова.

Использование упорядоченных списков и упорядочивание объектов

Задание 29

Решение построено на умении использовать упорядоченный список и умении сравнивать именованные числа. если материал по сравнению именованных чисел не усвоен, учитель начинает решение данной задачи с упорядочивания карточек по возрастанию. Степень помощи ученикам учитель определяет в зависимости от уровня математической подготовки класса.

Беседа может быть, например, такой:

— Назовите числа с одинаковыми единицами измерения. (Ответ: 18 см, 71 см, 213 см, 42 см.)

— Расположите их в порядке возрастания (дети выполняют задание устно, учитель записывает результат на доске в столбик). (Ответ: 18 см, 42 см, 71 см, 213 см.)

— 44 мм меньше или больше, чем 18 см?

— 1060 м меньше или больше, чем 213 см?

После того как числа записаны на доске по возрастанию, можно предложить детям продолжить работу самостоятельно. для этого не требуется знание старинных мер длины. вся необходимая информация извлекается из того факта, что элементы в списке старинных мер длины упорядочены по возрастанию.

Ответ: вершок — 44 мм, пядь — 18 см, локоть — 42 см, аршин —71 см, сажень — 213 см, верста — 1060 м.

Задание 30

а. даны три рисунка, разбитые на одинаковые квадраты.

Так как дети давно не занимались двоичным кодированием и ни разу в 3 классе не оценивали память, занимаемую двоичным кодом рисунка, то в большинстве классов задание лучше выполнять коллективно. Учитель спрашивает, какой рисунок занял самое большое место в памяти и почему. (Ответ: средний рисунок. его код займёт наибольшее количество ячеек памяти. в нём больше клеток, чем в правом рисунке, и столько же, сколько в левом. но он ещё и цветной. код каждой клетки в чёрно-белом рисунке содержит один двоичный символ — 0 или 1, а в цветном — больше одного двоичного символа.)

— Какой рисунок занял меньше всего места? (Ответ: правый, меньше всего клеток и он чёрно-белый. следовательно, он займёт наименьшее место в памяти.)

отмечаются: — средний рисунок, — правый.

b. Можно предложить ученикам полностью выполнить этот пункт задания самостоятельно. Далее при необходимости снижайте сложность отдельным ученикам или классу в целом. Первое снижение сложности — помочь в формировании структуры кодовой таблицы, второе —

помочь уяснить, что на каждый из трёх цветов требуется не менее двух двоичных символов (число двоичных символов на каждый цвет одно и то же, их наборы для всех цветов разные). Попытайтесь проверить у каждого его кодовую таблицу прежде, чем он начнёт кодировать средний рисунок.

с.* задание повышенного уровня сложности. его следует выполнять, если на уроке есть свободное время.

Для правого рисунка определить число ячеек (2) легко, так как число клеток 16 делится на 8 и каждая кодируется одним символом. Код левого рисунка, содержащего 28 клеток, потребует 4 ячейки, так как «оставшимся» символам, которых меньше 8, тоже требуется ячейка памяти. (соединить их с кодом какого-нибудь другого рисунка нельзя — как их в этом случае различать?)

Если ребёнок кодировал каждый цвет среднего рисунка двумя символами (а так, наверное, и будет), то его код будет содержать 56 символов и займёт 7 ячеек.

Комментарий к домашнему заданию

Учитель поясняет детям, что в задании 32 три части:

 запиши пословицу или поговорку, в которой упоминается старинная мера длины или веса.

 объясни, что она значит.

 Укажи источник информации.

Все три задания надо выполнить письменно в тетради в клетку. Помимо пословиц и поговорок, можно использовать любую устоявшуюся или крылатую фразу (фразеологизм).

Практическая работа на тему «Использование многоуровневых списков»

Для организации практической работы используется программа «на вокзале» или задание 31 учебника.

Задание 31

На рисунке два предмета имеют стрелки — весы и часы, но круглый из них один — часы.

Предметов, имеющих прямоугольную форму, много, но надпись в виде таблицы имеет только табло.Голубой с окнами и вокзал, и вагон, но имеет колёса только вагон. В результате получается список:

Предметы на вокзале

1. Часы

1.1. круглый

1.2. имеет стрелки

2. Табло

2.1. Прямоугольный

2.2. имеет надпись в виде таблицы

3. Вагон

3.1. голубой

3.2. имеет окна

3.3. имеет колёса

- Предложите, чтобы соседи по парте, когда оба завершат задание, сверили свои списки и в случае несовпадения вместе поискали ошибки. Кроме того, если останется время, соседи по парте могут «поиграть» с многоуровневыми списками на тему: «что в портфеле» или «что в пенале», или «что на парте». ребёнок, сидящий слева, выбирает одну из названных тем (выбор, единый для всех, может сделать учитель) и придумывает многоуровневый список, в котором, как и в задании 31, элементы первого уровня — предметы, элементы второго уровня — их свойства. Элементы второго уровня он записывает и называет или показывает соседу, которого просит назвать элементы первого уровня. Если сосед считает, что элементы второго уровня в принципе записаны неверно, или ему не удаётся разгадать какие-либо предметы, причины ошибок устанавливаются совместно. если снова останется время, дети меняются ролями.

Домашнее задание (задание 32)

Приведём некоторые возможные ответы (источник информации — словарь русского языка ан ссср (в 4 томах), 1982).

Мерить всех на один аршин. Подходить ко всем одинаково: с одинаковыми требованиями, безразлично.

Мерить на свой аршин. судить о ком-либо или о чём-либо односторонне, со своей личной точки зрения. Мерить общим аршином. рассматривать как обычное, рядовое явление.

Как аршин проглотил. Кто-либо держится неестественно прямо. Будто аршин проглотил. То же самое, что выше. Словно аршин проглотил. То же самое, что выше. За семь вёрст киселя хлебать. ехать, идти, тащиться куда-либо без особой надобности. Коломенская верста. Очень высокий человек (от первоначального названия высоких верстовых столбов, расставленных от Москвы до села Коломенского, где был дворец царя Александра Михайловича). Мерить вёрсты. Ходить на большое расстояние. Видеть на два аршина под землёй. Отличаться большой проницательностью. Видеть на два аршина в землю. То же самое, что выше. От горшка два вершка. Мал ростом. О маленьком ребёнке или о взрослом человеке очень низкого роста. От горшка три вершка. То же самое, что выше. Ни пяди земли не отдать. не отдать нисколько. Семь пядей во лбу. об очень умном, мудром человеке. Мал золотник да дорог. О чём-либо незначительном с виду, но ценном. (золотник — около 4,26 г; применяли для взвешивания золота.)

Пуд соли съесть. длительное время с кем-либо прожить, пробыть. (Пуд — 16,38 кг.)

Вот так фунт! Выражение удивления или разочарования. (Фунт — 409,5 г.)

Не фунт изюму. не пустяк, не пустяки, не шутка. Узнать, почём фунт лиха. испытать горе, большие неприятности, трудности и т.п.

 

 

Урок 9

Тема: Простые и многоуровневые списки.

Цель урока: Формировать умения работы со списками, логических и коммуникативных УУД.

Компьютерная программа: цветочные часы.

Материал учебника: задания 33, 34, 35, 36; 3-я страница обложки.

Домашнее задание: задание 36.

План урока

1. Использование упорядоченных списков.

2. Комментарий к домашнему заданию.

3. Практическая работа на тему «Использование многоуровневых списков».

Ход урока

Использование упорядоченных списков

Урок имеет единый сюжет — создание цветочных часов. Материал этого урока по содержанию тесно связан с предметом «Окружающий мир». Информация о растениях, которые используются при создании цветочных часов, организована в виде простых и многоуровневых упорядоченных списков.

По желанию учителя, этот урок может быть проведён в рамках предмета «Окружающий мир». В этом случае внимание учеников следует привлечь к тому, что способы организации информации, которые дети изучают на уроках информатики, используются и на других уроках, в учебниках по разным предметам и в научных трудах.

 наблюдения за растениями показали, что вся их жизнедеятельность подчинена определённым ритмам. Не случайно их называют биоритмами. Природа отработала биоритмы для живого организма с учётом оптимальных способов противодействия по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. У растений, имеющих яркие и крупные лепестки венчиков, наиболее отчётливо проявляются суточные биоритмы. цветки таких растений раскрываются и открываются периодически на протяжении суток. Эту способность растений люди заметили очень давно. Так, в древней Греции и древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток. По таким «биологическим часам» можно определять время. конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются или открываются в другое время.

Знаменитый шведский ботаник Карл Линней написал научный трактат под названием «Somnus plantarum», что в переводе означает «сон растений». его наблюдения легли в основу создания цветочных часов, «пущенных в ход» в городе Упсала в 20-х годах XVIII века.

Периодичность открывания и закрывания цветков и соцветий зависит не только от погодных условий, но и от места произрастания растения. Установлено, что одни и те же виды по-разному «показывают время» в Швеции и в Подмосковье. Поэтому пользоваться цветочными часами можно, лишь хорошо изучив растительность своей местности.

Задание 33

Прежде чем приступать к выполнению задания, учитель излагает общую идею устройства цветочных часов, например, так:

— Умейте понимать цветочные часы,

часы лугов, степей и огородов.

Цветочные часы вас смогут известить

о времени на всех земных широтах.

(С. Красиков. Цветочные часы)

— Время можно определять не только по будильнику или настенным часам. если вы вышли на прогулку и хотите узнать, который час, вам могут помочь... цветы. Дело в том, что разные цветы открываются и закрываются в определённое время суток. конечно, с точностью до минуты время они не подскажут, но приблизительно определить, который час, всё же возможно.

— Шведский ботаник Карл Линней составил цветочные часы более 260 лет назад. На его клумбе в городе Упсала росли цветы, венчики которых раскрывались с 4 часов утра до полуночи. Там росли всем знакомые одуванчик, лён, картофель, колокольчик и другие цветы. Учёный каждый день записывал результаты своих наблюдений в специальную таблицу. В ней он отмечал, в какое время суток какие цветы открывают свои венчики. По этой таблице нетрудно было определить время суток, не глядя на обыкновенные часы. — время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются или открываются в другое время.

После вводной беседы обсуждается условие задания. для выполнения задания достаточно использовать только список с названиями растений. Приведённые в задании рисунки с названиями используются при выполнении заданий 34, 35. Рядом с каждым элементом списка ученики записывают время раскрытия цветов:

1. цикорий 4 часа

2. шиповник 5 часов

3. одуванчик 6 часов

4. картофель 7 часов

5. вьюнок 8 часов

6. Полевая гвоздика 9 часов

При желании цветы можно раскрасить, используя в качестве образца цветные иллюстрации в конце книги (на 3-й странице обложки).

Задание 34

Данное задание готовит детей в восприятию понятия сложного высказывания, которое вводится во втором полугодии 3 класса.

а. на клумбе-часах под каждым цветком слева направо надо записать числа 4, 5, 6, 7, 8, 9 (см. рис. на с. 33 учебника).

b. открыт цветок цикория, а остальные закрыты. Следовательно, часы показывают, что сейчас не меньше четырёх часов утра, но меньше пяти. Учитель обращает внимание учеников, что данные часы показывают время приблизительно. Мы не можем сказать, что часы показывают

ровно 4 часа. надо ответить:

— не меньше четырёх часов, но меньше пяти.

Комментарий к домашнему заданию.

В зависимости от варианта организации последних двух уроков четверти в качестве домашнего задания используется либо задание 36, либо задания 1–10 раздела «Твои успехи».

Задание 36 не требует комментариев.

Если используются задания раздела «Твои успехи», учитель сообщает детям, что задаёт им выполнить дома контрольную работу для проверки того, как они поняли материал I четверти. Как и в обычной контрольной работе, в ней два варианта. Первый вариант содержит задания 1, 2, 3, 4, 5, второй вариант — задания 6, 7, 8, 9, 10. Учитель сообщает детям, какой вариант должен выполнить каждый из них.

Практическая работа на тему «Использование многоуровневых списков»

Задание 35

Задание выполняется с помощью компьютерной программы «цветочные часы», либо в учебнике.

а. каждый ученик выбирает из многоуровневого списка одно растение, раскрывающее цветы в 4 часа утра, одно — в 5 часов утра и т.д. В результате должно быть выбрано 6 растений. Рассмотрим в качестве примера фрагмент списка:

2. Пять часов утра

2.1. шиповник

2.2. мак

2.3. осот огородный

Из данного фрагмента списка ученику следует выбрать одно из растений. Все эти растения растут в природных условиях средней полосы. Поэтому основанием для выбора служит только личный вкус. Ребёнок выбирает то растение, которое ему больше нравится и лучше гармонирует с соседними растениями клумбы.

b. Первые три цветка, считая слева направо, должны быть нарисованы раскрытыми, а остальные — закрытыми.

 Учитель просит соседей по парте сделать их клумбы как можно более не похожими друг на друга. Кроме того, он предупреждает, что рисунки должны быть похожи на настоящие, и предлагает найти образцы изображения цветов на 3-й странице обложки учебника. Дети обсуждают, кто и какой цветок выберет для каждого элемента первого уровня (кроме элементов 4 и 5, под которыми записано по одному элементу второго уровня). При этом они помогают друг другу найти нужный рисунок на экране монитора на 3-й странице обложки.

Домашнее задание (задание 36)

Надо найти путь в лабиринте от ворот до дерева, расположенного в верхнем правом углу (невысокое, с толстым стволом и густой листвой). Путь в лабиринте показан на рисунке пунктирной линией.

 

Урок 9

Тема: Твои успехи.

Цель урока: оценить уровень усвоения учениками учебного материала I четверти.

Компьютерная программа: не используется.

Материал учебника: задания 1–10 раздела «Твои успехи».

План урока

1. Самостоятельная работа учеников.

Комментарий к заданиям 1–10 раздела «Твои успехи»

Задания могут быть выполнены на уроке или дома (домашняя контрольная работа). Это зависит от того, какой вариант организации последних уроков четверти выбрал учитель (см. с. 17 настоящего пособия).

Задания сгруппированы в два варианта самостоятельной работы по материалу I четверти: вариант 1 — задания 1–5, вариант 2 — задания 6–10.

Вариант 1, задание 1

Красный тюльпан имеет самый короткий стебель, а чёрный — самый длинный. оценить у какого тюльпана — крайнего справа или крайнего слева — ножка длиннее без использования инструментов довольно трудно. Ученику следует воспользоваться для сравнения длины линейкой или циркулем. Тюльпаны должны быть раскрашены следующим образом (слева направо): черный, красный, желтый, белый.

Вариант 1, задание 2

Общее название объектов на рисунке «Плоды» или «Фрукты и Ягоды». Для данной работы допустимо название «Фрукты». Дети могут назвать следующие свойства: вкус, цвет, форма, размер, сочность, толщина кожуры, число косточек. Достаточно, если ребёнок назовёт

3–4 свойства. Такие слова, как «кислый», «зелёный», «большой», «шершавый», считаются ошибкой, так как являются значениями свойств, а не их именами.

Вариант 1, задание 3

Ложные высказывания следует отметить так:

Л 60 лет — значение свойства длина.

Л синий и круглый — разные значения одного свойства.

Синий и круглый могут быть значениями свойств одного объекта.

Вариант 1, задание 4

В качестве основания для упорядочивания предполагается свойство «температура». Объекты в списке следует перечислить, начиная с самых тёплых и кончая самыми холодными:

1. чай (или кофе, какао)

2. конфеты

3. Мороженое

Ребёнок может написать «теплота» или «тёплость». Учителю следует прокомментировать такой ответ с точки зрения русского языка. однако задание будем считать выполненным, так как, несмотря на речевую ошибку, ребёнок продемонстрировал понимание понятия «свойство» и умение упорядочивать объекты по значению свойств. Дети часто считают первым элементом списка то, что им кажется самым вкусным, затем указывают менее вкусную еду и т.д. Такое решение допустимо, однако менее предпочтительно.

Вариант 1, задание 5

Многоуровневый список может выглядеть, например, так:

Устройства ввода

1. обязательные устройства

1.1. клавиатура

2. необязательные устройства

1.2. сканер

1.3. Мышь

1.4. дисковод

Дети имеют право проявить эрудицию и назвать в качестве необязательных устройств ввода также джойстик, планшет, цифровую камеру, устройство ввода с голоса.

Вариант 2, задание 6

Самое большое яблоко жёлтого цвета, самое маленькое — розового. Считая слева направо, яблоки должны быть раскрашены так: красное, розовое, зеленое, желтое.

Вариант 2, задание 7

Общее название группы объектов — «Посуда». У всех объектов есть свойства: вместимость (ёмкость), материал, высота, назначение, форма, цвет. Достаточно указать 3–4 свойства.

Вариант 2, задание 8

Все высказывания здесь истинны:

И 9 лет — значение свойства возраст.

И круглый и квадратный — разные значения одного свойства.

И красный и круглый могут быть значениями свойств разных объектов.

Вариант 2, задание 9

Основание для упорядочивания — значение свойства «яркость». Самый яркий свет даёт люстра, наименее яркий — свеча. В результате получаем список:

1. люстра

2. настольная лампа

3. свеча.

Вариант 2, задание 10

Многоуровневый список может выглядеть, например, так:

Устройства вывода

1. обязательные

1.1. Монитор

2. необязательные

2.1. Принтер

2.2. звуковые колонки

В списке необязательных устройств достаточно указать принтер. Дети могут проявить эрудицию и назвать, например, графопостроитель.

 

Урок 10

Тема: Класс объектов.

Цель урока: ввести понятие класса объектов; формировать умения выбора объектов по их свойствам.

Компьютерная программа: на вокзале.

Материал учебника: Теория на с. 35; задания 37, 38, 39, 40.

Домашнее задание: задание 40.

План урока

1. Беседа на тему «что такое класс объектов».

2. Первичное закрепление понятия класс объектов.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему «выбор объектов по их свойствам».

Ход урока

Беседа на тему «Что такое КЛАСС ОБЪЕКТОВ»

Учитель объясняет, что мы будем называть классом объектов и элементом класса, используя для этого текст, помеченный знаком , со с. 35: «набор объектов, имеющих одно или несколько одинаковых свойств, назовём классом объектов. а каждый объект из этого набора — элементом класса». Затем учитель просит детей открыть учебник на с. 35 и использует рисунки и вопросы к ним для организации фронтальной беседы.

На первом рисунке устройства дополнительной памяти компьютера. все устройства, кроме гибкой дискеты, подписаны английскими буквами, которые читаются так:

 CD — си ди (компактный диск, другое название — лазерный диск);

 ZIP — зип (магнитная дискета, на которую помещается в 70–140 раз больше информации, чем на обычную гибкую дискету; для неё требуется специальный дисковод);

 Flash — флэш (магнитное устройство для хранения информации; не требует специального устройства для чтения и записи информации, вставляется в разъём прямоугольной формы на корпусе компьютера, который называется USB-порт).

Обсуждение рисунка — это не только работа с введёнными терминами (класс объектов, элемент класса), оно призвано расширить кругозор ребёнка. знание названий и назначений новых устройств (зип и флэш) от детей не требуется.

— Рассмотрите первый рисунок. какие из четырёх устройств вам знакомы? (Ожидаемый ответ: дискета и лазерный диск.)

— Для чего предназначены дискета и лазерный диск? (Ожидаемые ответы: хранят информацию или помнят информацию, или они — устройства (внешней) памяти компьютера.)

— Обратите внимание на два других устройства. Это тоже устройства памяти компьютера — зип и флэш. Устройство зип похоже на дискету. Это и есть дискета, на которую вмещается во много раз больше информации (текстов, рисунков), чем на обычную гибкую дискету; для

зипа требуется отдельный дисковод. Флэш не требует специального устройства для чтения с него информации в оперативную память и записи информации на него из оперативной памяти.

— Среди этих четырёх устройств имеются обязательные устройства компьютера? (Ответ: нет, обязательные устройства известны, этих устройств среди них нет, они — необязательные.)

— Итак, назовём два свойства всех объектов на рисунке:·

 являются устройствами памяти компьютера;·

 являются необязательными устройствами компьютера.

— Можно ли на основании этих двух свойств сказать, что все четыре объекта на рисунке — элементы одного класса, и назвать этот класс — устройства дополнительной памяти компьютера? (Ответ: можно.)

Учитель предлагает детям выполнить задания под вторым рисунком:

— У всех игрушек на рисунке одна и та же форма — куб. Поэтому они принадлежат одному классу. дайте название этому классу. (Ответ: кубики.)

— Игрушки в Машиной коробке — элементы класса «голубые кубики». Какие одинаковые свойства они имеют? (Ответ: форма и цвет.)

Первичное закрепление понятия «класс объектов»

Общая продолжительность этапа не должна превышать 7 минут. За это время можно выполнить задания 37 и 38 или одно из них.

Задание 37

Цель этого задания — продемонстрировать, что в один класс можно объединить объекты, у которых какое-нибудь свойство имеет одинаковое значение. в данном задании это значение свойства «материал».

a. Учитель предлагает детям рассмотреть рисунок и отметить любым способом объекты, сделанные из одинакового материала. Одни дети отметят бумажные купюры, другие — монеты.

b. если ученик отметил монеты, он записывает:

 значение свойства материал: металл;

 название класса: монеты. если отмечены купюры, ученик записывает:

 значение свойства материал: бумага;

 название класса: купюры, или бумажные деньги, или банкноты.

В сильном классе ученики могут выполнять задание полностью самостоятельно.

После того как задание выполнено, учитель задаёт нескольким ученикам вопросы:

— Как ты назвал класс объектов?

— Сколько элементов ты включил в этот класс?

— Какое свойство имеет одинаковое значение у этих объектов?

— Какое это значение?

Задание 38

Цель задания — продемонстрировать объединение в один класс объектов, имеющих какое-нибудь свойство, которого нет у других объектов. в данном задании такое свойство — вместимость. оно есть только у объектов, которые можно заполнить жидкостью. В процессе обсуждения свойств объектов, изображённых на рисунке, надо подвести детей к выводу, что чашка с блюдцем, стакан и аквариум принадлежат одному классу, так как они могут вмещать жидкость и, следовательно, имеют свойство вместимость (раньше использовали также термин «ёмкость»).

Задание выполняется устно во фронтальной беседе. Учитель называет один из объектов, представленных на рисунке, и просит учеников назвать свойства этого объекта. дети могут назвать разные свойства, например: материал, форма, назначение и т.д. Учитель следит за тем,

чтобы дети называли имена свойств, а не их значение.

Пример 1. Обсуждаются свойства объекта торт. Если ученики говорят: «сладкий, круглый», учителю следует попросить детей назвать имена свойств, а не их значение.

Пример 2. Обсуждаются свойства объекта аквариум. Ученик говорит: «стеклянный». Учителю следует поправить ученика: «Ты назвал значение свойства. а какое имя у этого свойства?» (Ответ: материал.) После того как кто-то из учеников назовёт свойство «вместимость» (ёмкость), учитель просит детей назвать другие объекты, которые имеют это свойство (чашка, стакан, аквариум). дети отмечают на рисунке эти объекты и записывают в тетради общее свойство этих объектов: вместимость, или ёмкость. если никто из детей не называет это свойство, учитель может назвать его сам. Близкое по значению слово «объём» обозначает свойство, которое есть у любого объекта на рисунке, поэтому в данном задании мы не будем использовать его для выделения класса объектов.

Комментарий к домашнему заданию

В качестве домашнего задания предлагается задание 40.

Комментарий учителя:

— В этом задании требуется записать значения свойств разных грибов. значение свойства «форма ножки» можно узнать, разглядывая рисунок. А вот значение свойств «съедобность» или «цвет шляпки» из рисунка узнать нельзя. Поищите другие источники информации.

Практическая работа на тему «Выбор объектов по их свойствам»

Используется либо программа «на вокзале», либо задание 39 учебника.

Задание 39

Для выполнения задания потребуются ножницы и клей. Цель деятельности ребёнка — составить грузовой состав из трёх одинаковых вагонов и загрузить его. дети работают парами. Учитель просит соседей по парте составить разные грузовые составы.

a. соседи по парте обсуждают, какое свойство вагонов поезда из предложенного списка свойств выберет каждый из них (чтобы не было совпадения).

b. дети совместно решают, какие вагоны из нарисованных для каких грузов предназначены (возможно, им потребуется помощь учителя).

вагон для перевозки вагон для перевозки вагон для перевозки

жидких грузов сыпучих грузов фруктов и овощей

Затем каждый ребёнок вырезает три выбранных вагона и наклеивает их так, чтобы получился поезд.

c. каждый ребёнок проводит линии, соединяющие вагоны его поезда и подходящие грузы. когда оба ребёнка закончат выполнение этого пункта, они проверяют друг у друга выполнение задания.

Домашнее задание (задание 40)

a. все ответы имеются в таблице «грибы» на с. 39. от детей не требуется, чтобы они указали, что бледная поганка очень ядовита. Достаточно: «ядовит» или «не съедобен».

b. возможные источники информации:

 о форме ножки — рисунки задания;

 о цвете шляпки — книга (хорошо бы ребёнок её назвал) или кто-нибудь из старших (мама, бабушка...), или наблюдения в лесу;

 о съедобности — текст задания (если ребёнок поверил, что Маша и Миша правильно собирали грибы) или книга, или кто-нибудь из старших.

Не исключено, что некоторые ученики дома заметят таблицу на с. 39 и сумеют воспользоваться ею как источником информации.

 

Урок 11

Тема: Таблицы.

Цель урока: Познакомить учеников со структурой таблицы. развивать умение делить объекты на классы.

Компьютерная программа: в магазине.

Материал учебника: Теория на с. 39; задания 41, 42, 43, 44.

Домашнее задание: задание 44.

План урока

1. Беседа на тему «как устроена таблица?»

2. Использование информации об объекте, записанной в строке таблицы.

3. Комментарий к домашнему заданию.

4. Практическая работа на тему: «анализ информации таблицы».

Ход урока

Беседа на тему «Как устроена таблица?»

Урок начинается с проверки домашнего задания. Ученики открывают домашнее задание и учитель просит нескольких детей прочитать значения свойств форма ножки, цвет шляпки, съедобность для разных грибов.

После этого учитель излагает материал с. 39:

— Информацию о свойствах объектов одного класса удобно записывать в таблицу. Таблица состоит из строк и столбцов.

— Сколько строк в таблице «грибы»? (Ответ: 5.)

— Какая строка отличается от остальных? (Ответ: первая.)

— В первой строке записываются заголовки столбцов. Это имена свойств объектов. В строке записываются значения свойств одного объекта.

— Информация о каком объекте записана в последней строке таблицы? (Ответ: о бледной поганке.)

— Какое значение имеет свойство съедобность у бледной поганки? (Ответ: очень ядовита.)

— Пересечение строки и столбца называется ячейкой. Сколько ячеек во втором столбце таблицы, не считая ячейку с заголовком? (Ответ: 4.)

— Рассмотрим таблицу «Пять самых крупных зверей». В какой колонке записана информация о массе зверей? (Ответ: в третьей, в колонке с заголовком «масса, тонн».)

— На рисунке показано, как в таблице найти ответ на вопрос: «Где рождается детёныш самого крупного зверя?». Найдите в таблице информацию о том, где рождается детёныш самого маленького из этих зверей. (Ответ: в колонке «Масса» самое маленькое число — 2. Это масса морского слона. значит, он самый маленький из названных в таблице зверей. Его детёныш рождается на пляже.)

Использование информации об объекте, записанной в строке таблицы

Задание 41

a. На рисунке 10 воздушных шаров разной формы, но в тексте сказано: «на рисунке 4 объекта одного класса». Следовательно, класс нельзя назвать «воздушные шары». объектами в данном случае являются связки воздушных шаров. в учебнике дети могут записать: «связки шаров».

b. Прежде чем дети будут выполнять задание, учитель спрашивает:

— Какие свойства есть у каждой связки шаров? (Ответ: число шаров, цвет шаров, форма шаров.)

— Какое значение имеют свойства «число шаров» и «форма шаров у связки номер 1»? (Ответ: число шаров — 3, форма шаров — продолговатая.)

— Поставь 1 рядом с подходящей связкой.

— Поставьте номера рядом с другими связками. В конце спросите детей, всю ли информацию о связках, которая имеется в таблице, они использовали. (Ответ: не всю, не использован столбец «цвет шаров».)

с. Связки шаров можно разделить на два класса разными способами:

 класс 1 — связки из 2-х шаров (связки с номерами 3 и 4). Класс 2 — связки из 3-х шаров (связки с номерами 1 и 2).

 класс 1 — связки из круглых шаров (связки с номерами 2 и 3). Класс 2 — связки из продолговатых шаров (связки с номерами 1 и 4).

 класс 1 — связки из жёлтых шаров (связки с номерами 3 и 4). Класс 2 — связки из не жёлтых шаров (связки с номерами 1 и 2).

Задание 42

Задание выполняется в том случае, если выполнение задания 41 заняло меньше 10 минут. Если времени недостаточно, можно выполнить задание частично.

a. Ниже показано, как надо пометить истинность высказываний:

Л все объекты на рисунке — элементы класса «одноэтажные дома».

b. знаком следует пометить все деревянные одноэтажные дома (их 3).

с. знаком следует пометить все одноэтажные дома (деревянные и глиняную мазанку) и все деревянные дома (одноэтажные и двухэтажный дом). Это все нарисованные дома, кроме одного.

Комментарий к домашнему заданию

В качестве домашнего задания используется задание 44. Учитель обсуждает с учениками, как озаглавить один из столбцов таблицы. Дети записывают это название в учебник. Это может быть любой столбец (материал, форма или страна). затем учитель просит детей найти на рисунке какую-нибудь монету, например асс. если большинство учеников справляются с этим заданием, обсуждение можно не продолжать. В сильном классе или в том случае, если от начала урока прошло больше 20 минут, домашнее задание можно не обсуждать.

Практическая работа на тему: «Анализ информации таблицы»

Цель данного задания — развивать навык использования информации об объектах одного класса, представленной в табличной форме. Работа выполняется либо на компьютере с использованием программы «в магазине», либо в учебнике (задание 43). на компьютере ученик раскрашивает рисунки предметов одежды и с помощью мыши перетаскивает их на соответствующую полку.

Задание 43

Для того чтобы определить, на какую полку надо положить вещь, необходимо знать её размер и цвет. размер дан на рисунке — на ярлыке, а цвет берётся из таблицы. например, в строке названа красная блузка 32-го размера. на рисунке одна блузка 32-го размера; значит, она красная и её кладут на правую верхнюю полку. В результате на полках окажутся:

 на левой верхней — красная юбка 36-го размера (4-й слева рисунок);

 на правой верхней — красная блузка 32-го размера (3-й рисунок);

 на левой средней — синие брюки 36-го размера (5-й рисунок) и синее платье 36-го размера (1-й рисунок); на правой средней — синее платье 32-го размера (последний рисунок);

 на левой нижней — белая блузка 36-го размера (предпоследний рисунок);

 на правой нижней — белые брюки 32-го размера (2-й рисунок).

Последовательность действий, направленных на раскладку вещей по полкам, ребёнок выбирает сам. возможны варианты:

1. Сначала на основании информации таблицы все вещи раскрашивают. Затем их кладут по полкам.

2. Находится вещь, описанная в строке таблицы, и кладётся на нужную полку (с раскрашиванием или без — как решит ребёнок). И так



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: