2. Характеристика плана счетов, применяемая в системе бюджетного учета.
1 вопрос. Инструкция по бюджетному учету включает в себя все необходимые элементы, характеризующие порядок ведения бухгалтерского учета в бюджетной сфере. Состоит из:
1. общей части – организация бюджетного учета (дается структура 20-значного кода бюджетного учета)
2. план счетов бюджетного учета
3. порядок применения плана счетов
4. приложения – корреспонденция счетов, формы первичных учетных документов в системе бюджетного учета, рекомендуемые регистры бюджетного учета, порядок включения кода бюджетной классификации в номер счета бюджетного учета, КОСГУ.
Бюджетный учет (официальное определение дается в статье 264.1 БК РФ) – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых/нефинансовых активов, обязательств РФ, субъектов РФ, а также об операциях, изменяющих данные активы или обязательства. Объектом бюджетного учета выступают согласно этому определению нефинансовые активы, финансовые активы, обязательства, лимиты бюджетных обязательств, бюджетные ассигнования (последние 2 включаются в раздел санкционирование расходов).
В Инструкции закреплено понятие государственной учетной политики, элементами которой являются:
· План счетов бюджетного учета
· Корреспонденция счетов
· Порядок отражения операций по исполнению бюджетов и порядок отражения операций по кассовому обслуживанию исполнения бюджета.
На основании этих элементов формируется учетная политика субъектов бюджетного учета.
1. Рабочий план счетов.
2. Формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности.
|
3. Правила документооборота.
4. Порядок контроля за хозяйственными операциями.
2 вопрос. План счетов бюджетного учета состоит из 5 разделов балансовых счетов.
1 раздел – нефинансовые активы (ОС, материальные запасы, НМА, непроизведенные активы)
2 раздел – финансовые активы (денежные средства бюджетных организаций, денежные средства на единых счетах бюджетов, расчеты, обязательства, финансовый результат, функционирование расходов)
Номер бюджетного учета состоит из 26 знаков:
1-3 – код администратора бюджетных средств
4-17 – код бюджетной классификации
18 – код вида деятельности (1 – деятельность за счет бюджетных средств, 2 – приносящая доход деятельность, 3 – деятельность со средствами, находящимися во временном распоряжении бюджетных организаций, может быть 4 – субсидии на выполнение государственного задания)
19,20,21 – код синтетического счета
22,23 – код аналитического счета
24-26 – КОСГУ
Вид деятельности подразумевает источник финансирования. Критерием для признания деятельности бюджетной является ее осуществление за счет средств соответствующего бюджета. Эти средства отражаются на балансовых счетах, открываемых в подразделениях ЦБ РФ.
401 05 – средства федерального бюджета
402 01 – средства бюджета субъекта РФ
402 04 - средства местных бюджетов
В условиях кассового обслуживания исполнения бюджетов указанные счета открываются органом Федерального казначейства в подразделениях ЦБ РФ.
Предпринимательская деятельность. Определение содержится в ГК РФ, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, от продажи товаров, от выполнения работ или оказания услуг лицу, зарегистрированному в этом качестве в установленном законом порядке.
|
Для бюджетного учреждения возможность ведения предпринимательской деятельности должна быть предусмотрено нормативными актами, регулирующими работу учреждений в соответствующих сферах или отраслях и закреплена в учредительных документах. Для учета средств от предпринимательской деятельности органом Федерального казначейства в ЦБ РФ открываются следующие счета:
405 03 – для федеральных бюджетных организаций
406 03 – для бюджетных организаций субъектов РФ
407 03 – для муниципальных учреждений
Лекция 10.03.11
Средства, находящиеся во временном распоряжении бюджетной организации, - это средства, зачисляемые на лицевой счет бюджетной организации, владельцем которых само учреждение не является. К ним относятся:
1) На федеральном уровне основной объем указанных средств образуется за счет денег, изъятых органами дознания, органами предварительного следствия у подозреваемых в совершении преступления. Сюда же относятся залоговые суммы, вносимые за подозреваемых. После вынесения приговора судебных органов либо прокурора деньги либо перечисляются в доход бюджета, либо возвращаются подозреваемому.
2) Средства, принадлежащие ветеранам, инвалидам, проживающим в специализированных домах-интернатах, например, их пенсии. По заявлению владельца такие средства могут быть использованы для оплаты проживания в интернате, либо для приобретения материальных ценностей. Самостоятельно этими деньгами учреждение распоряжаться не может. Закупать за счет этих средств товары и имущество можно только по доверенности, полученной от владельца.
|
3) В связи с функционированием 94ФЗ «Об организации торгов» к временным средствам относятся средства, поступающие учреждениям при размещении ими заказов на поставку товаров путем проведения аукционов. За участие в аукционах претенденты на получение заказа перечисляют взносы на счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение. В ЦБ РФ открывается счет 403 02.
Структура синтетических счетов соответствует 5 разделам балансовых счетов. Существует 5 групп счетов синтетического учета, отражающих основные объекты учета.
100 – нефинансовые активы
200 – финансовые активы
300 – обязательства
400 – финансовый результат
500 – санкционирование расходов
Внутри каждой группы синтетических счетов выделяют виды объектов учета. Например, нефинансовые активы 100 включает 7 видов нефинансовых активов. 101 – это основные средства, 102 – НМА, 103 – непроизведенные активы, 104 – амортизация и т.д.
22 и 23 разряды используются для дальнейшей детализации счетов синтетического учета и отражают ход аналитического учета. Например, синтетический учет 101 – основные средства добавляем аналитику 01 – жилые помещения, 02 – нежилые помещения и т.д.
24, 25, 26 – КОСГУ приложение № 5
100 – доходы
200 – расходы
100 и 200 – текущие операции
300 – поступление нефинансовых активов
400 – выбытие нефинансовых активов
300 и 400 – инвестиционные операции
500 – 800 – операции с активами и обязательствами