Проектный расчет | ||||||
Параметр | Значение | Параметр | Значение | |||
Угол наклона зубьев β | Межосевое расстояние аw | |||||
Модуль зацепления т | 1,5 | Диаметры делительной окружности: шестерни d1 колеса d2 | 73,5 | |||
Ширина зубчатого венца: шестерни b1 колеса b2 | ||||||
Число зубьев: шестерни z1 колеса z2 | Диаметр окружности вершин: шестерни dа1 колеса dа2 | 76,5 | ||||
Вид зубьев | прямозубая | Диаметр окружности впадин: шестерни df1 колеса df2 | 69,9 362,4 | |||
Проверочный расчет | ||||||
параметр | Допуска-емые значения | Расчетные значения | Примечание | |||
Контактные напряжения , Н/мм 2 | 499,00 | 3,5% | ||||
Напряжения изгиба, Н/мм 2 | 267,80 | 147,1 | 56% | |||
247,20 | 146,3 | 52% | ||||
5. РАСЧЕТ ОТКРЫТОЙ ПЕРЕДАЧИ.
ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ
5.1. Определяем диаметр ведущего шкива d1, мм:
d1 = (35…70) = 98…196 мм.
где: = 2,8 – толщина ремня, мм.
принимаем:
d1 = 100 мм.
5.2. Определяем диаметр ведомого шкива d2, мм:
d2 = d1uоп(1 - ) = 100´2,6´(1 -0,01) = 257,4 мм.
где: =0,01…0,02 – коэффициент скольжения.
полученное значение округляем по таб. К40. до стандартного ближайшего числа и принимаем:
d2 = 250 мм.
5.3. Определяем фактическое передаточное число иф и проверяем его отклонение ∆иф от заданного и:
uф = ; ∆u = % < 3%:
uф = 2,62; ∆u = =0,73%
5.4. Определяем ориентировочное межосевое расстояние а, мм:
а > 1,5(d1 + d2) = 1,5´(100 + 260) = 540 мм.
5.5. Определяем расчетную длину ремня l, мм:
l = =
= =1657,05 мм
округляем до стандартного ближайшего числа по таб. К31.:
l = 1700 мм.
5.6. Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине а, мм:
а = =
=
= 561,7 мм.
5.7. Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива , град:
град.
5.8. Определяем скорость ремня , м/с:
|
м/с < ,
= 35 м/с – допускаемая скорость.
5.9. Определяем частоту пробегов ремня U, с -1:
U = /l = 3,66´1000/1700 = 2,15 < [U ],
где [U ]= 15 с -1 – допускаемая частота пробегов.
5.10. Определяем окружную силу, передаваемую ремнем Ft, Н:
Ft = = 611,1 Н.
5.11. Определяем допускаемую удельную окружную силу , Н/мм2:
=
= [0.9]´1´0,95´1,03´0,8´1,13´0,85 = 0,68 Н/мм 2 .
где: - допускаемая приведенная удельная окружная сила, Н/мм2: Определяется по таб. 5.1. интерполированием в зависимости от диаметра ведущего шкива d1.
С – поправочные коэффициенты таб. 5.2.
5.12. Определяем ширину ремня b, мм.
320,9 мм.
по таб. 13.15. принимаем b = 321 мм.
5.13. Определяем площадь поперечного сечения ремня А, мм2.
А = b = 2,8´321 = 898 мм2.
5.14. Определяем силу предварительного натяжения F0, Н.
F0 = А = 898´2 = 1796 Н.
где: , Н/мм 2 – предварительное напряжение таб. 5.1.
5.15. Определяем силы натяжения ведущей F1 и ведомой F2 ветвей ремня, Н:
Н;
Н;
5.16. Определяем силу давления ремня на вал Fоп, Н:
3539,31Н.
ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ
5.17. Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви , Н/мм 2 :
,
где а) - напряжение растяжения, Н/мм 2 :
2,34 Н/мм 2
б) - напряжение изгиба, Н/мм2 :
4,8 Н/мм 2 .
здесь = 80…100 мм 2 – модуль продольной упругости при изгибе для прорезиненных ремней.
в) - напряжение от центробежных сил, Н/мм 2 :
0,015 Н/мм 2
где = 1000…1200 кг/м 3 – плотность материала ремня.
,
Условие прочности выполняется.
Таблица 5
Параметры плоскоременной передачи, мм
Параметр | Значение | Параметр | Значение |
Тип ремня | Плоский | Частота пробегов ремня U, 1/с | 2,15 |
Межосевое расстояние а, мм | 561,7 | Диаметр ведущего шкива d2, мм. | |
Толщина ремня , мм | 2,8 | Диаметр ведомого шкива d2, мм | |
Ширина ремня b, мм | Максимальное напряжение , Н/мм 2 | 7,15 | |
Длина ремня l, мм | Предварительное натяжение ремня F0 , Н | ||
Угол обхвата малого шкива , град. | 163,55 | Сила давления ремня на вал Fоп, Н | 3539,31 |
|
6. НАГРУЗКИ ВАЛОВ РЕДУКТОРА
6.1. Определяем силы в зацеплении закрытых передач.
а) на шестерни:
окружная
Ft1 = Ft2 = 1594,24 Н.
радиальная
Fr1 = Fr2 = 580,26 Н.
б) на колесе:
окружная:
Ft2 = = 1743,16 Н.
радиальная:
Fr2 = = 634,45 Н.
где: = 200 - угол зацепления.
6.2. Определяем консольные силы.
3592 Н.
FМ = 2232,57 Н.
7. ПРОЕКТНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ. ЭСКИЗНАЯ КОМПОНОВКА РЕДУКТОРА
7.1. Выбираем материал для валов.
сталь 40ХН по таб. 3.1.
термообработка – Улучшение;
твердость заготовки – 235 … 262 НВ;
предел прочности – σв = 790 Н/мм2;
предел текучести – σТ = 640 Н/мм2;
предел выносливости – σ-1 = 375 Н/мм2.
7.2. Выбираем допускаемые напряжения на кручение
[ ] = 10 – для быстроходного вала;
[ ] = 20 – для тихоходного вала.
7.3. Определяем геометрические параметры ступеней валов.
а) вал – шестерня цилиндрическая
под шкив:
мм.
где: Мк = Т1 – крутящий момент, равный вращающемуся моменту на валу.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
d1 = 34 мм.
l1 = (1,2 … 1,5)d1 = (1,2 … 1,5)´34 = 40,8…51,0 мм.
по таб. 13.15. принимаем
L1 = 46 мм.
l3 - определяется графически на эскизной компоновке.
L3 = мм.
под подшипник
d4 = d2 = 55 мм.
L4 = B + c = 21 + 2=23 мм.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
|
L4 = 23 мм.
L2 = 1,5d2 = 1,5´55 = 82,5 мм
упорная или под резьбу:
d5 = d3 +3f = 67,8 мм.
где: f = 2 – ориентировочная величина фаски ступицы.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
d5 = 68 мм.
L5 – определяем графически.
L5 = мм.
7.4. Предварительно выбираем подшипники качения.
а) для вала шестерни цилиндрической:
Роликовые конические однорядные
Средняя широ кая серия 7607 ГОСТ 27365-87
d = 35, D = 80, T = 33,0, b = 31, c = 27, r = 2,5, r1 = 0,8, Сr = 76,0 кН, C0r = = 61,5 кН, е = 0,296, Y = 2,026, Y0 = 1,114
б) для колеса:
Радиальные шариковые однорядные
Легкая серия 210 ГОСТ 8338-75
d = 50, D = 90, B = 20, r = 2, Сr = 35,1 кН, C0r = 19,8 кН,
Под уплотнение крышки с отверстием и подшипник:
d2 = d1 + 2t = 39мм.
где: t = 2.5 – высота буртика.
полученное значение округляем по таб. К27 до стандартного числа
d2 = 40 мм.
l2 = 1,5d2 = 1,5´40 = 60 мм
по таб. 13.15. принимаем:
l2 = 53 мм.
Под шестерню:
d3 = d2 + 3,2r = 40 + 3,2´2,5 = 48 мм
где: r = 2,5 – координата фаски подшипника.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
d3 = 48 мм.
l3 - определяется графически на эскизной компоновке.
L 3 = мм.
Под подшипник:
d4 = d2 = 40 мм.
L4 = T + c = 33 +1,5 = 34,6 мм.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
L4 = 34 мм.
Рисунок 7.1. Эскиз быстроходного вала
б) вал колеса под полумуфту:
мм.
где: Мк = Т2 – крутящий момент, равный вращающемуся моменту на валу.
Полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа - d1 = 44 мм.
l1 = (1 … 1,5)d1 = (1 … 1,5)´44 = 44…66 мм.
по таб. 13.15. принимаем
l1 = 52 мм.
под уплотнение крышки с отверстием и подшипник
d2 = d1 + 2t = 44 + 2´2,8 = 49,6 мм.
где: t = 2.8 – высота буртика.
полученное значение округляем по таб. К27 до стандартного числа
d2 = 50 мм.
l2 = 1,25d2 = 1,25´50 = 62,5 мм
по таб. 13.15. принимаем
l2 = 63 мм.
под колесо:
d3 = d2 + 3,2r = 50 + 3,2´2,5 = 58 мм
где: r = 2,5 – координата фаски подшипника.
полученное значение округляем по таб. 13.15. до ближайшего стандартного числа.
d3 = 58 мм.
Рис.7.2. Эскиз тихоходного вала
Таблица 6