ПРОГРАММА КУРСА
«Социальная психология»
Раздел 1. Введение в социальную психологию.
Социальная психология как наука. Социальная психология в повседневной жизни человека. История развития социальной психологии как науки. Взаимосвязь социальной психологии с другими поведенческими науками. Основные сложившиеся теоретические направления социальной психологии и их современные трансформации.
Методологические аспекты социально-психологического исследования. Понятие методологии научного исследования. Уровни методологического анализа. Специфика научного исследования в социальной психологии. Роль и понимание теории в социально-психологическом исследовании. Требования к формулированию научных гипотез.
Традиционные методы сбора социально-психологической информации: наблюдение, эксперимент, опросные методы, тесты, изучение документов. Социально-психологическая специфика использования этих методов.
Раздел 2. Социальная психология личности.
Специфика исследования личности в социальной психологии. Специфика социально – психологического подхода к исследованию личности: «персонификация» социума, трактовка отношения «личность – социум» как симметричного, парциальность анализа социальных связей личности. Личность и социальная ситуация. Личность и социальное поведение. Влияние отдельных личностных особенностей на специфику поведения людей в различных сферах социальной жизни.
Я - концепция как установка на себя. Понятие «Я» личности. Я – концепция как составляющая «Я» личности.
Ролевое поведение личности. Понятие роли. Сущность ролевого поведения. Множественность социальных ролей и связанных с ними ожиданий. Соотношение роли и статуса. Основные компоненты и характеристики роли. Факторы, влияющие на процесс реализации роли. Ролевое оценивание и санкции. Ролевой конфликт и его источники. Ролевой конфликт и маргинальная личность. Последствия ролевого поведения для личности.
|
Социализация личности. Основные теоретические подходы к исследованию социализации. Содержание социализации. Динамика социализации и связанные с нею понятия (время жизни, жизненный цикл, жизненный путь).
Раздел 3. Социальная психология общения. Основные характеристики общения.
Общение в структуре социально – психологического знания. Современные трактовки общения Структура общения: статический и динамический аспекты. Виды и функции общения. Компетентность в общении. Когнитивные аспекты общения. Коммуникативные аспекты общения. Психологические способы воздействия в процессе общения.
Раздел 4. Социальная психология межличностных отношений.
Основные характеристики межличностных отношений. Основные виды межличностных отношений, их особенности и социально-психологическая специфика. Культурная детерминация межличностных отношений на психические состояния и процессы. Межличностный конфликт. Понятие конфликта. Разновидности конфликтов. Подходы к объяснению и исследованию межличностного конфликта. Конфликты в повседневной жизни.
Раздел 5. Социальная психология групп.
Группа как объект социально-психологического изучения. Проблема группы в социальной психологии. Социологические и социально-психологические традиции исследования группы. Классификация групп. Малая группа как традиционный объект социально-психологического исследования. Основные характеристики малой группы. Малая группа и коллектив: соотношение понятий в отечественной социально-психологической традиции. Малая группа и команда.
|
Организации, большие группы и межгрупповые отношения. Понятие социальной организации. Формальные и неформальные организации. Организационный и психологический климат. Организационная культура и организационная социализация. Рабочая группа (команда) как ключевой элемент современной организации. Общая характеристика «большой социальной группы». Классификация больших социальных групп. Психологическое содержание межгрупповых отношений. Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений.
Раздел 6. Прикладная социальная психология.
Функции прикладной социальной психологии. Диагностика конкретных социально-психологических явлений и ее основные методы. Сферы применения прикладной социальной психологии. Социально-психологические технологии: социально-психологические тренинги, формирование имиджа, разрешение конфликтов, создание социальной организации. Социально-психологическая компетентность как составляющая профессионализма.