Методика работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих




Тема № 6. Психологическая работа.

Занятие № 3. Индивидуально-психологическое изучение военнослужащих.

Учебная цель:

- ознакомиться с методикой работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих.

Воспитательная цель:

- воспитание у студентов (будущих офицеров по воспитательной работе) ответственности за проведение психологической работы среди подчиненных.

Время: 4 часа.

Место: Учебный класс.

Метод: Практическое занятие.

Литература и пособия:

1. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.

2. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. Методическое пособие / Н.И. Резник. – М.: «Телисс», 2002 г. – 94 с.

3. Караяни А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. – СПб.: Питер, 2006 г. – 480 с.

Материальное обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.

Учебные вопросы:

Методика работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих.

Организационно-методические указания:

При подготовке к занятию изучить рекомендуемую литературу, частную методику, методическую разработку, составить план проведения занятия и утвердить его у непосредственного начальника.

Дать задание учебному мастеру на подготовку материального обеспечения, осуществить контроль.

При рассмотрении вопроса студенты самостоятельно с помощью литературы знакомятся с методикой работы психолога по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих.

Опросом проверить усвоение материала. Изучение вопроса закончить рассмотрением практических примеров.

Организация занятия:

Вводная часть:

Проверить наличие обучаемых по учебному журналу и готовность к занятию. Устранить выявленные недостатки. Во вступительном слове обратить внимание студентов на то, что они продолжают изучать дисциплину – воспитательная работа в ВС РФ. Напомнить, что изучали на предыдущих занятиях: психологическое изучение военнослужащих, задачи изучения дисциплины и чего должны достичь студенты в результате изучения курса, что должны знать и уметь.

На изучение данной темы отводится 22 часа.

Объявить тему занятия и учебно-воспитательные цели, время на изучение данной темы, порядок ее изучения.

Основная часть:

Объявить наименование первого учебного вопроса и дать его под запись.

 

1 учебный вопрос.

Методика работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих

 

Предметом индивидуально-психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего.

Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих:

- проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;

- психологическое изучение пополнения в воинской части;

- углубленное изучение военнослужащих;

- последующее изучение военнослужащих.

Рассмотрим более подробно этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих.

Проведение профессионального психологического отбора военнослужащих
Профессионально-психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-
профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов военно-профессиологической работы имеет свои задачи и содержание.

Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:

- анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности

- классификацию и описание военных профессий и специальностей,

- научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности,

- составление профессиограмм, отражающих особенности определенных
профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам
личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности

Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром
является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности

Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются
специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения

Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств,
обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и
профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее
соответствующих по своим качествам определенной военной специальности
и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой
он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора

Необходимым условием для проведения психологического отбора является
наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе
психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость
проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной
группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.

Основными задачами профессионального психологического отбора являются

-оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для
успешного обучения в ВВУЗе и осуществления конкретного вида воинской
деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью,

-вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.

Исполнительные органы в системе профессионального психологического
отбора создаются в воинских частях и соединениях, ВВУЗах и военкоматах
Это могут быть как штатные группы профессионального психологического
отбора призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц Организационно группа профессионального психологического отбора состоит из подгрупп:

- социально-психологического изучения,

- психологического и психофизиологического обследования,

- изучения специальных способностей.

В состав нештатной группы профессионального психологического отбора
воинской части, как правило, входят:

-начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитательной работе,

-заместитель начальника группы — психолог воинской части;

-помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры
органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы
воинской части;

-технические работники (сержанты, солдаты).

-проведение профессионального психологического отбора включает оценку;

-уровня развития познавательных психических процессов;

-адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости,

-уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;

-основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности.

Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных
способностей человека. Требования к общим и специальным способностям
определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности)
и/или профилем ВВУЗа.

Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека
и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего
Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность
(методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»)

Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»)

Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности

По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:

а) рекомендуется в первую очередь (1-я категория);

б) рекомендуется (2-я категория);

в) рекомендуется условно (3-я категория);

г) не рекомендуется (4-я категория).

С учетом заключения группы профессионального психологического отбора,
результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки
физических качеств комиссии принимают решение:

-приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в ВВУЗе;

-призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности

Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан,
принимаемых на военную службу, отражаются в документах, направляемых в воинские части:

- личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы,
лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении
к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);

- карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских
должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).

Психологическое изучение пополнения в воинской части
После проведения профессионального психологического отбора работа по
психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов про-
водится непосредственно в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует командир воинской части. С этой целью он издает приказ
«Об организации приема и изучения пополнения». В приказе определяются:

-состав администрации пункта приема и распределения пополнения;

-состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора;

-сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей
по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;

-время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;

-система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;

-порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.

Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бри-
гады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также
инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.

Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения
личного состава. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности,
внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба
порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согласует с начальником медицинской службы
полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.

Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления
лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения Такое изучение должно учитывать результаты профессионального психологического отбора, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации
воинской части.

Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионального психологического отбора, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы профессионального психологического отбора определяется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой
численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи. На период приема, изучения и распределения пополнения
личный состав нештатной группы профессионального психологического отбора освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.

По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы
профессионального психологического отбора представляет командиру

- заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение
или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);

- список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной
работе относительно проведения с ними индивидуальной работы

Под нервно-психической неустойчивостью понимают склонность к срывам
нервной системы при значительных физических и психических нагрузках
Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения,
обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.

В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль
принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной
или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и
социальными факторами. Такими факторами и соответственно косвенными
признаками нервно-психической неустойчивости являются;

-психические заболевания у родителей и близких родственников;

-перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга,

-наблюдение в психоневрологическом диспансере;

-ночное недержание мочи;

-воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей,

-чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;

-наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья,

-приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы,

-раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др

Формы проявления нервно-психической неустойчивости многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях
Признаки нервно-психической неустойчивости обнаруживаются в отдельных
биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных
реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности
отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношении,
установок, направленности личности.

Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3—5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.

С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого
пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной
форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической
неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что следует обратить внимание при изучении
документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.

В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родите-
лей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недержание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одно-
го из родителей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение и
антисоциальные группы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражительность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициативность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.

При наличии 1—2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3—5 признаков заносится в
списки для более глубокого обследования психологом части.

Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования
также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение; легкую раздражительность; вспыльчивость; нетерпеливость и суетливость; театральность; демонстративность; стеснительность
замкнутость; плаксивость; неловкость; угловатость и резкость движений; скованность позы; неудобную посадку; немотивированные движения руками и
ногами; частое моргание; подергивание век и щек; закусывание губ; покраснение кожных покровов лица и шеи; повышенную потливость; недостаточную
сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу); выражение растерянности и испуга; частое обращение к товарищам за
разъяснениями; опоздания; задержка с началом работы или ее прекращение
при тестировании; примитивность высказываний.

Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке
должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении При наличии даже одного та-
кого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1—2 косвенных признака нервно-психической неустойчивости, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.

К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях
поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.

Военнослужащие с признаками нервно-психической неустойчивости, а так-
же отнесенные к четвертой категории профессиональной пригодности по всем
классам воинских специальностей, направляются на дополнительное освидетельствование к психиатру (психоневрологу) и с учетом его рекомендаций
подлежат динамическому наблюдению у врача и психолога воинской части.
При этом военнослужащие с резко выраженными признаками нервно-психической неустойчивости нуждаются в медицинском освидетельствовании на
предмет годности к военной службе В отношении военнослужащих с умеренно
выраженными признаками нервно-психической неустойчивости принимается
решение об ограниченном использовании их по отдельным специальностям
либо в определенных ситуациях Военнослужащие этой группы требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных, воспитательных и организационных мер (распределение по подразделениям и специальностям)

Лица, в отношении которых по результатам профессионального психологического отбора вынесено заключение «Не рекомендуется к основным воинским должностям», распределяются в подразделения обслуживания.

Заполненные карты профессионального психологического отбора хранятся
в штабе (строевом отделении) вместе с учетно-послужными карточками, расставленными в алфавитном порядке и по подразделениям в течение установленных сроков военной службы по призыву. При перемещении военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, карты пересылаются вместе с
другими документами к новому месту службы.

Итоги изучения пополнения отражаются психологом в специальном документе, направляемом командиру полка и начальнику вышестоящего органа
воспитательной работы — донесении о результатах социально-психологического изучения пополнения.

В содержании донесения отражаются следующие вопросы

на чем сосредоточивались основные усилия психологической работы в
период приема и распределения пополнения;

выводы из итогов работы по изучению пополнения (подтверждаются
цифровыми показателями);

социально-психологическая характеристика пополнения (анализ основных социально-демографических и психологических данных, основные выводы,
тенденции улучшения (ухудшения) качественного состава пополнения);

количество военнослужащих, отправленных на медицинское обследование и в дальнейшем уволенных с военной службы (причины);

общие выводы и прогноз процесса адаптации пополнения к условиям
военной службы;

предложения по совершенствованию работы по социально-психологическому изучению пополнения.

По итогам изучения прибывшего пополнения и на основании представленных психологом данных командир полка (бригады) подводит итоги изучения и
издает приказы:

о распределении прибывших военнослужащих по должностям и подразделениям;

о допуске военнослужащих к несению боевого дежурства, караульной
службе.

Углубленное изучение

Проводится с учетом данных, полученных на предыдущем этапе изучения
Особое внимание уделяется работе с лицами, у которых обнаружены признаки нервно-психической неустойчивости и затрудненной адаптации к военной
службе, а также с военнослужащими, самостоятельно обратившимися к психологу. При этом военнослужащих с низким нервно-психическим уровнем
психолог заносит в журнал динамического наблюдения за лицами с признака-
ми нервно-психической неустойчивости и осуществляет их психологическое сопровождение, тесно взаимодействуя с врачом части и офицерами подразделений

Осуществляется офицерами подразделений, психологом в процессе повседневной жизнедеятельности и направлено на изучение отдельных качеств
личности военнослужащего в интересах решения стоящих задач Психолог
части по итогам изучения личного состава разрабатывает рекомендации и
предложения должностным лицам для принятия управленческих решений по
формированию здорового морально-психологического климата, укреплению
организованности и воинской дисциплины, рациональному распределению военнослужащих и индивидуализации воспитательного процесса

Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание

СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Этапы Решаемые задачи Субъекты Место Периодичность и время
Индивидуальная психодиагностика
1.Профессионально- психологический отбор Определение уровня профессиональной пригодности человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в ВВУЗе Группа ППО призывной комиссии Военный комиссариат При поступлении на военную службу и в ВВУЗ
2 Первичное изучение Получение первичной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала) Выявление лиц с низким нервно- психическим уровнем Должностные лица, психолог Пункт приема молодого пополнения По прибытии военнослужащего в воинскую часть в течение первого месяца
3 Углубленное изучение Целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально- психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний Психолог, медицинский работник Кабинет для психологического консультирования При самостоятельном обращении военнослужащего к психологу При выявлении у военнослужащего низкого нервно- психического Уровня. При направлении военнослужащего должностными лицами к психологу воинской части
4 Последующее изучение Определение уровня психологи- ческой готовности военнослужащих к учебно-боевой и служебной деятельности Подбор кандидатов на должности младших командиров Оценка динамики профессионализма и соответствия военнослужащих требованиям профессии и специальности Командиры, офицеры органов воспитательной работы, психолог В подразделении, на занятиях, в карауле В процессе повседневной жизнедеятельности в течение всего периода службы
           

Заключительная часть.

 

Подвести итог занятия. Указать, достигнута ли учебная цель, отметить лучших. Указать недостатки и пути их устранения.

Указать литературу для самостоятельной работы и дать задание на самоподготовку:

1. Изучить методику работы по индивидуально-психологическому изучению военнослужащих.

2. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации / Н.И. Резник, – М.: ГУВР ВС РФ, 2005 г. – 344 с.

3. Воспитательная работа: содержание, организация, методика. Методическое пособие / Н.И. Резник. – М.: «Телисс», 2002 г. – 94 с.

4. Караяни А.Г. Прикладная военная психология / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. – СПб.: Питер, 2006 г. – 480 с.

.

 

Старший преподаватель:

полковник запаса О. Шаронов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: