Теория деятельности А.Н.Леонтьева




Государственный университет - Высшая школа экономики

 

Факультет психологии

 

Контрольная работа

По Общей психологии

 

Выполнила:

Студентка 2 курса, группы 282

Иванькина Е. М.

 

Преподаватель:

Овчинникова Ю.Г.

 

Москва 2010 год


Психоанализ

  1. Понятие мотива

Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения человека, лежащие в основе его психических конфликтов и проблем. Основы теории мотивации строятся на представление о редукции (уменьшение) силы влечения (стремления к удовлетворению неосознанной или слабо осознанной потребности и потому первоисточник любого психического движения и поведения).

  1. Виды мотивов

В классическом Психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: а)источником,

б)целью,

в)объектом

г)мерой силы (энергии, стимула).

С начала 1920-х годов Фрейд разделял:

§ влечения к жизни

§ влечения к смерти и разрушению (мортидо

 

  1. Движущие силы развития личности

стадии психосексуального развития личности, считая, что именно смещение либидозной энергии по эрогенным зонам обуславливает развитие личности. Фазы развития:

§ оральная фаза

§ анальная фаза

§ фаллическая фаза

§ латентная стадия

§ генитальная стадия

Нарушения развития либидо, по Фрейду, приводит к психическим расстройствам. Либидо лежит в основе всего поведения, которое приводит к получению удовольствия.

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

Поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым). Согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью основана на энергии возбуждения, производимого телесными потребностями. По его убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью.

  1. Понимание невроза

Невроз - в психоанализе - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта:
- коренящегося в детской психике субъекта; и
- представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него.

В психоанализе считается, что в основе неврозов лежат сексуальные проблемы.

 

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания
Забывание или вытеснение – есть механизм защиты, который представлялся Фрейдуглавным принципом работы психики. Предлагаемая Фрейдом модель личности («Я» - «Оно» - «Сверх-Я») вместе стеорией вытеснения объясняет избирательность и направленность запоминания.Легкость и прочность запоминания зависят от значимости информации длячеловека. Память разрушается под влиянием рег4улярно испытываемых, постыдных,конфликтных переживаний.

 


Теория Курта Левина

 

  1. Понятие мотива

Для обозначения совокупности импульсивных ответов на внешние стимулы (стимулы окружающей среды) характеризующееся низким уровнем произвольности и преобладанием ориентации субъекта на ситуативно значимые объекты воспринимаемого окружения (в отличие от ориентации на принятую цель деятельности, т.е. на такую цель, достижение которой связано с удовлетворением наличествующих у индивидуума внутренних потребностей и мотивов), Куртом Левином было введено понятие полевого поведения.

В рамках данной теории,произошла разработка идей о субъективно-объективной природе мотива (понятие о «побудительной силе вещей»).

Цели действия очень часто представляют собой "квазипотребности", т. е. производные потребности. Квазипотребности имеют преходящий характер. Они часто возникают из намерения. Намерение образует напряженную систему, которая разряжается и исчезает только после достижения цели действия.

Мотивационное напряжение, по мнению Левина, может быть создано как самим индивидом, так и другими людьми

  1. Виды мотивов

Левин различал два рода потребностей - биологические и социальные (квазипотребности). Потребности в структуре личности не изолированы, они находятся в связи друг с другом, в определенной иерархии.

Исследования Левина доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятельность.

 

  1. Движущие силы развития личности

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барьерами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок может или принять наказание, или выполнить неприятное задание. Однако намного легче для него постараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии).

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

Характерными желаниями для человека являются удовлетворение физических и душевных потребностей. Объекты, которые могут служить для разрядки или удовлетворения потребностей, приобретают так называемый побудительный характер, валентность, что и выделяет их из окружения, приводит в движение целенаправленное поисковое поведение.

 

  1. Понимание невроза
В психологической школе К. Левина было показано, что нерешенные задания образуют напряжение,которое привязывает человека к данной деятельности до тех пор, пока проблема не будет решена.

 

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

Наличие квазипотребности определяет мнемическую эффективность в непроизвольной памяти (сила следа зависит от силы напряжения). В зависимости от этапа прерывания действия (этапы решения задачи: при прерывании на этапе окончательного решения, испытуемый в отсутствии экспериментатора вместо нового задания доделывал старое). Левин разграничивал два понятия забывания: 1. относящееся к памяти как к набору знаний и 2. невыполнение намерений, когда знание о нем в памяти есть и 3. 'злопамятность' связанная с аффективными состояниями. Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения: 1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы); 2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию) 3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть); 4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей

 


Когнитивная психология

  1. Понятие мотива

Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения.

В понимание Вудвортса, мотивация связана с изменением внутренних потребностей человека. Поведение формируется в результате активной переработки и интерпретации информации. Мотивация рассматривается как целенаправленное и устойчивое множество поведений основанных на доступной информации.

По мнению Адкинсона, мотив – это устойчивая обобщенная склонность (деспозиция) личности.

Боллес рассматривает мотивацию скорее как «механизм выбора» какой-то формы поведения.

Так же в концепциях атрибутивных теорий, мотивирующее влияние оказывают диспропорции в наших когнетивных представлениях.

  1. Виды мотивов

По мнению Адкинсона, существуют три детерменанты мотивации:

    • Мотив (личностная детерменанта)
    • Ожидание (ситуативная детерменанта)
    • Ценность (ситуативная детерменанта)

Выделяются два вида мотивов достижения (по Бёрчу, это функция энегрциональных сил и сил, возникших в непосредственной ситуацие):

  • Стремление к успеху (активирует деятельность)
  • Избегание неудач(имеет тормозящее влияние на деятельность)
  1. Движущие силы развития личности

В соответствие с теорией когнитивного баланса Хайдегера, считается, что человек стремится к гармонии и согласованности когнитивной репрезентации внешнего мира и самого себя.

Так же у человека может возникать когнитивный диссонанс при невозможности согласования как минимум двух эллементов, что порождает мотивацию на его поражение. Существует три способа уменьшения когнитивного диссонанса:

  • Изменение эллементов
  • Добавление новых эллементов в подкрепление одной из позиций
  • Снижение значимости диссонирующих эллементов.

 

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

Отношение к объектам и явлениям, интерес к ним, либо его отсутствие, а также личностные ценности, которые являются, наряду с потребностями, в концепции когнитивной психологии, являются источником нашей активности. Внутренний мир человека обладает значительной побуждающей силой.

По мнению когнитивистов, внешнее поощрение (конфеты, деньги и т. п.) чаще всего приводит лишь к уменьшению такой внутренней мотивации.

  1. Понимание невроза

Когнитивисты разработали теорию формирования и методы терапии обсессивно - компульсивного расстройства.

У каждого человека имеются повторяющиеся, нежелательные, назойливые мысли. Тем не менее, те, у кого сформировалось обсессивно - компульсивное расстройство, обычно винят себя за такие мысли и предполагают, что произойдет что - то ужасное.

Существуют пять феноменов в которых важно уменьшить когнитивный диссонанс,так как они могут впоследствии могут способствовать возникновению невроза у человека.

  • Конфликт после принятия решения
  • Вынужденное согласие (повышение ценности действия или понижение значимости его негативных сторон)
  • Селекция информации (после совершения выбора, обращение внимания лишь на информацию, подкрепляющую наш выбор)
  • Несогласованность с убеждениями социальных групп (к примеру, феномены религиозных движений)
  • Неожиданный результат действий.(неудачный результат при большой затрате усилий)

 

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

Когнитивная память — процесс сохранения знаний.

В когнитивной психологии существует также несколько теорий, объясняющих природу забывания. Теория затухания представляет этот процесс как результат угасания или ослабления следа памяти. А согласно теориям интерференции, забывание происходит в результате наложения более поздней информации на предыдущую, что делает менее возможным извлечение прошлого следа памяти.


Концепция Нюттена

  1. Понятие мотива

По мнению Нюттена,мотивация рождается из взаимодействия индивида (есть потребности) и ситуации (есть возможности).

Активная длительная и избирательная направленность поведения составляет сущность явления, определяемого как мотивация; конкретная форма этого явления зависит от типа поведения (например, врожденное или приобретенное) и уровня развития организма. Эта концепция предполагает, что мотивация является одновременно источником активности и направленности поведения; точнее, согласно этой концепции, поведения понимается как направленная активность.

Таким образом, Нюттен говорил о «Идеаторном», осознанном характере мотива, выражающих систему жизненных ценностей человека.

  1. Виды мотивов

Было выделено восемь мотивационных категорий: личность субъекта (представление о себе, способности, характер), деятельность, направленная на саму личность (саморазвитие, реализация перспективных планов), деятельность, направленная на ожидаемый результат, социальные контакты, исследовательская деятельность, религиозные мотивы, собственность, игра (развлечения).

 

  1. Движущие силы развития личности

По мнению Нюттена, главным элементом личностного и душевного здоровья является способность человека конкретизировать свои размытые потребности в реалистичных целевых объёмах. Гармоничный человек ориентирован на настоящее, но учитывает как прошлое, так и будущее. Временная перспектива, является результатом нашей мотивации, при этом, она так же влияет на неё.

 

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

Нюттен полагает, что выбор наших ближайших дейст вий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор.

  1. Понимание невроза

 

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

 


Теория Олпорта

  1. Понятие мотива

По мнению Олпорта, Появившись для удовлетворения какой-либо детской потребности, мотивы начинают жить своей автономной жизнью, превращаясь в самостоятельные потребности, удовлетворение которых может само по себе быть источником удовольствия. Мотивы, в ходе жизни человека существенно трансформируются. Так де Олпорт писал о независимости мотивов человека от элементарных биологических потребностей

  1. Виды мотивов

«Функциональная автономия» рассматривает «взрослые мотивы» как разнообразные и самоподдерживающиеся сектуальные системы, вырастающие из предшествующих систем но не зависящие от них функционально.

Так же Олпорт выделяет два уровня функциональной автономии – персаверативный (многократное повторение, способствующее сохранению первичного распорядка) и собственный (механизм сдвига мотивации на цель)

  1. Движущие силы развития личности

По мнению Олпорта, «Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление»

Олпорт вводит понятие проприума - совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство и выделяет ряж проприативных функций личности:

1. Ощущение тела

2. Самотождественность, ощущение себя

3. Возвеличивание

4. Расширение эго.

5. Рациональный субъект.

6. Образ себя

7. Личное стремление, или другими словами мотивация.

8. Субъект

Первые три функции — ощущение тела, самотождественность и возвеличивание себя — развиваются в раннем детстве. Остальные же более продолжительны по времени и зависят от индивидуальных особенностей человека, его жизненного пути. Г. Олпорт подчеркивает, что на любой стадии

 

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

В процессе развития происходит трансформация исходных либидозных энергий, формируются разные мотивы, пусть из одних и тех же корней. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяются от них (это происходит путем их дифференциации и интеграции, которые суть два основных вектора развития личности) и становятся функционально автономными, то есть независимыми от исходных базовых побуждений.

  1. Понимание невроза

Причина возникновения невроза, скорее всего, в том, что эти феномены, именуемые обычно «симптомами», в действительности представляют собой нечто большее. Они вступают в права как независимые мотивационные системы. Простое выявление их корней не изменяет их независимой активности.

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

Теория деятельности А.Н.Леонтьева

  1. Понятие мотива

А. Н. Леонтьев так определяет мотив: "В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он ещё должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность функцию, то есть становится мотивом".

Мотивы несут в себе предметное содержание, которое должно так или иначе восприниматься субъектом.

Другими словами, мотив — это опредмеченная потребность.

  1. Виды мотивов

Развитие человеческой деятельности ведет к раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

  1. Движущие силы развития личности
А. Н. Леонтьев осознание мотивов считал вообще чем-то вторичным, изначально не данным, требующим специальной внутренней работы. По его мнению, обычно мотивы деятельности актуально не сознаются.
  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды).

  1. Понимание невроза
  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

Как писал Леонтьев, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным
Гуманистическая психология

  1. Понятие мотива

Понимание мотива в гуманистической психологии тесно связано с пониманием потребности. А. Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или инстинктивные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Данные работы продолжили и другие ученые. По мнению Роджерса и Маслоу.все мотивы произведены от базового стремления к самоактуализации.

  1. Виды мотивов

Маслоу составил иерархическую систему потребностей человека:

· Физиологические потребности

· Потребность в безопасности

· Потребность в принадлежности и любви

· Потребность в признании

· Потребность в самоактуализации

  1. Движущие силы развития личности

Для благоприятного личностного роста, согласно Роджерсу, необходимо безусловное принятие, эмпатическое понимание, конгруэнтность (гармоничность наших внутренних состояний и их выражений). Так же он считал,что человек стремится к психическому здоровью через самоактуализацию.

  1. Взаимоотношения внутренних и внешних мотивационных факторов

Всю мотивационную сферу человека Маслоу разделил на две подсистемы: а) первичные потребности, связанные с компенсацией какого-либо дефицита (недостаточности) внутренних ресурсов для существования; б) вторичные потребности, связанные с расширением жизненного опыта и совершенствованием наличных способностей человека. Вторая подсистема потребностей рассматривается в единстве с высшими ценностями личности.

В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, - отношения иерархии мотивов. Направленность личности -понятие, обозначающее совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих главное направление ее поведения.

  1. Понимание невроза

Невроз понимается как блокированность стремления к самоактуализации

  1. Мотивационные исследования памяти и забывания

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: